Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Семья, как развивающаяся среда для ребёнка с ограниченными возможностями
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ КАК РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.2. Роль семьи в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 32
2.1. Методы исследования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и отношений в ней 32
2.2. Диагностика отношений в семьях с детьми ограниченными возможностями здоровья 35
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 42
3.1. Общая характеристика и организация системы работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в Центре содействия семейному воспитанию «Кунцевский» 42
3.2. Разработка комплексной программы гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..64
Введение:
Актуальность исследования. Проблема организации социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья растет пропорционально увеличению числа детей данной категории. Учитывая тот факт, что именно воспитание в семье обеспечивает наиболее благоприятную развивающую среду для реабилитационного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проблема поддержания данной категории семей занимает свое место среди социально-экономических и демографических задач, реализуемых современным обществом.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это событие, которое меняет семейный уклад раз и навсегда. К сожалению, после выявления у ребенка тяжелого заболевания, требующего многолетних (нередко пожизненных) реабилитационных мероприятий, отцы нередко покидают семью, возлагая весь объем нагрузки на мать. Кроме частой неполноты, семьи детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются, как правило, недостаточной материальной обеспеченностью, обусловленной тем фактом, что один из родителей вынужден оставлять трудовую деятельность для обеспечения постоянного ухода за ребенком с особыми нуждами. Помимо вышеуказанных очевидных трудностей, семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с социальной изоляцией, отсутствием правовой поддержки, дискриминацией их прав и недостаточной доступностью среды.
Ценности гуманизма, человечности, этичности, обеспечения равных прав и возможностей провозглашены ведущим ориентиром социальной политики в России. Однако многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (особенно имеющих тяжелые или множественные нарушения), по-прежнему находятся в условиях социальной и экономической изоляции. В связи со сказанным изучение проблем таких семей является актуальным и требует дополнительного осмысления.
Л.П. Боровой, Т.Г. Горячевой, Е.М. Мастюковой, В.В. Ткачевой изучались аспекты жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ее роли как развивающей среды в жизни ребенка с особыми потребностями.
Специфику взаимодействия семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья с социальными работниками и специалистами специального образования как предмет исследования разрабатывали Е.Р. Басинская, С.Д. Забрамная, Е.И. Исенина, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.В. Пелымская, Л.С. Печникова, Г.Н. Росина, Е.О. Смирнова, Л.И. Солнцева, Н.Д. Шматко и др.
В качестве проблемы исследования мы определили особенности семьи как развивающейся среды для детей с ограниченными возможностями.
Объект исследования: семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: семья как развивающаяся среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы гармонизации отношений в семьях с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: внедрение комплексной программы гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья будет результативно при соблюдении следующих условий:
— если взаимодействие будет строиться на основе комплексного подхода, направленного на объединение усилий специалистов в работе с родителями;
— если комплексная программа будет реализоваться поэтапно и содержать инновационные формы работы;
— если будет обеспечиваться мотивация родителей и детей в активном взаимодействии со специалистами образовательного учреждения.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить роль семьи в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проанализировать социальную работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выполнить диагностику отношений в семьях с детьми ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать и внедрить комплексную программу гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
— анализ и обобщение научно-методической литературы;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
— методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса;
— методика «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой;
— методика «Определение воспитательских умений у родителей» В.В. Ткачевой.
Теоретической основой исследования выступают труды отечественных ученых, изучавших специфику социальной работы с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Е.М. Мастюкова, С.Д. Забрамная, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Н.Д. Шматко и др.).
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, структурированные на параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения.
Заключение:
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы гармонизации отношений в семьях с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
— была определена роль семьи в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— была проанализирована социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
— была выполнена диагностика отношений в семьях с детьми ограниченными возможностями здоровья;
— была разработана и внедрена комплексная программа гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что внедрение комплексной программы гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья будет результативно при соблюдении следующих условий:
— если взаимодействие будет строиться на основе комплексного подхода, направленного на объединение усилий специалистов в работе с родителями;
— если комплексная программа будет реализоваться поэтапно и содержать инновационные формы работы;
— если будет обеспечиваться мотивация родителей и детей в активном взаимодействии со специалистами образовательного учреждения.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
По итогам проведения экспериментальной работы были сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) Для организации регулярного посещения родителями детей с ограниченными возможностями здоровья форм семейного отдыха, организуемых социальным учреждением, важно осуществлять своевременное и полное информирование родителей о времени и условиях проведения запланированного мероприятия. Важно стремиться достичь полного оповещения родителей наиболее приемлемым для них образом – через телефонный звонок, при личной встрече, оповещением по электронной почте и пр.
2) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо мотивировать к участию в различных формах семейного отдыха, организуемых социальным учреждением. В качестве мотивации можно использовать и разъяснительные беседы, и пример других родителей – активных участников мероприятий.
3) Как правило, человек больше ценит то, к созданию чего приложил усилие. В связи с этим для большего охвата родителей мероприятиями семейного отдыха, важно привлекать их к организации этого отдыха. Делать это можно, заранее распределяя посильные поручения между родителей, либо предлагая им самостоятельно проявить инициативу и выбрать занятие по душе.
4) Семейный отдых, организованный в рамках социального учреждения, тогда будет наиболее привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, когда будет учитывать их пожелания и потребности, поэтому полезно, время от времени, (например, в начале года) проводить анкетирование родителей, нацеленное на выяснение предпочтений в формах семейного отдыха, а также актуальных интересов.
5) Важным аспектом в организации семейного отдыха для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступает их доступность и открытость в средовом отношении.
Фрагмент текста работы:
Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» используется для обозначения детей, которые имеют разнообразные отклонения, либо физического, либо психического рода, обуславливающие нарушения их общего развития и не позволяющие ребенку жить полноценной жизнью без обеспечения соответствующих условий.
В круг детей с ограниченными возможностями здоровья принято относить нижеследующие базовые категории:
— дети, страдающие ДЦП, аутизмом, умственной неполноценностью и другими заболеваниями нервно-психической сферы и мнестического характера;
— дети, страдающие циррозом, лейкозом, туберкулезом и другими тяжелыми заболеваниями внутренних органов;
— дети, страдающие заболеваниями, либо другими дефектами зрения и глаз;
— дети, страдающие онкологическими заболеваниями;
— дети, страдающие поражениями и заболеваниями органов слуха;
— дети, страдающие хирургическими заболеваниями и дефектами анатомии;
— дети, страдающие заболеваниям эндокринной системы .
Под инвалидом принято понимать лицо, имеющее нарушения здоровья в сочетании со стойким расстройством функций организма, которые обусловлены заболеванием, результатом дефекта, либо травмы и которые приводят к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Под понятием «ограничение жизнедеятельности» понимается частичная, либо полная утрата человеком возможности, либо способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно ориентироваться, передвигаться, контролировать свое поведение, общаться, учиться, а также заниматься трудом.
Условиями, при соблюдении которых гражданин признается инвалидов, выступают:
— нарушение здоровья в сочетании со стойкими расстройствами функций организма, которые обусловлены заболеваниями, либо последствиями дефектов или травм;
— ограничения жизнедеятельности (частичная, либо полная потеря человеком возможности, либо способности осуществлять самообслуживание, передвигаться самостоятельно, общаться, ориентироваться, контролировать свое поведение, заниматься трудом и обучаться);
— потребность в мерах по социальной защите, в том числе реабилитации .
Дети-инвалиды (до 16 лет) и инвалиды с детства – это значительная часть контингента инвалидов всех категорий. В нашей стране за последнее время число лиц данных категорий возросло более чем в 3,6 раз, а по прогнозам будет расти и в дальнейшем. В городах это число выше, нежели на селе, присутствуют колебания и в зависимости от различных особенностей региона страны (социально-демографических, социально-экономических и медико-социальных). Детская инвалидность определяется значимым ограничением жизнедеятельности, ведущей к социальной дезадаптации, вызванной нарушением роста и развития этих детей, их способности к самостоятельному обслуживанию, ориентации, передвижению, контролю над своим поведением, общению, обучению и труду в будущем.
Установление инвалидности с детства происходит для лиц, у которых она наступила до 16 лет (у учащихся до 10 лет), т.е. до старта трудовой деятельности и была результатом либо возникшего в детстве, либо врожденного увечья или заболевания. Выдачу медицинского заключения ребенку-инвалиду осуществляют лечебно-профилактические учреждения, которые обслуживают детей.
Регламентация медицинских заключений, а также порядок их выдачи производится на основании приказа Министерства здравоохранения РФ за №117 от 4 июля 1991 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет», изданным согласно закону «О государственных пенсиях в РСФСР» во исполнение Распоряжения Совета Министров РСФСР от 11 июня 1991 года № 593-Р. Данный приказ содержит параметры патологических состояний и функциональных изменений, на основании которых устанавливается инвалидность сроком от двух до пяти лет .
Состав детей с ограниченными возможностями здоровья отличается неоднородностью. В их структуре превалируют психоневрологические состояния (более 60%), заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха зрения. Так же значительное их число составляют дети страдающие заболеваниями нервной системы и психики. К первой группе относятся дети с последствиями ДЦП, ко второй принадлежат умственно отсталые, а также страдающие шизофренией либо эпилепсией. Еще одной группой детей с ограниченными возможностями здоровья являются больные с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в первую очередь это врожденные физические дефекты (аномалии позвоночника, нижних и верхних конечностей, вывихи тазобедренных суставов, хондродистрофия). К этой же категории можно так же отнести слабовидящих и слепых, чьи нарушения возникли как результат, либо приобретенного, либо врожденного поражения органов зрения. Особую категорию подобных детей составляют страдающие пороками сердца, тяжелых заболеваний почек или эндокринной системы.