Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Социальная работа

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Семья, как развивающаяся среда для ребёнка с ограниченными возможностями

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ СЕМЬИ КАК РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 6
1.1. Особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья 6
1.2. Роль семьи в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья 13
1.3. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья 22
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СЕМЬИ КАК РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 32
2.1. Методы исследования семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья и отношений в ней 32
2.2. Диагностика отношений в семьях с детьми ограниченными возможностями здоровья 35
2.3. Анализ и интерпретация полученных результатов 36
ГЛАВА 3. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ В СЕМЬЯХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ 42
3.1. Общая характеристика и организация системы работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья в Центре содействия семейному воспитанию «Кунцевский» 42
3.2. Разработка комплексной программы гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 56
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 58
ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………………..64

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Проблема организации социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья растет пропорционально увеличению числа детей данной категории. Учитывая тот факт, что именно воспитание в семье обеспечивает наиболее благоприятную развивающую среду для реабилитационного процесса ребенка с ограниченными возможностями здоровья, проблема поддержания данной категории семей занимает свое место среди социально-экономических и демографических задач, реализуемых современным обществом.
Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья – это событие, которое меняет семейный уклад раз и навсегда. К сожалению, после выявления у ребенка тяжелого заболевания, требующего многолетних (нередко пожизненных) реабилитационных мероприятий, отцы нередко покидают семью, возлагая весь объем нагрузки на мать. Кроме частой неполноты, семьи детей с ограниченными возможностями здоровья отличаются, как правило, недостаточной материальной обеспеченностью, обусловленной тем фактом, что один из родителей вынужден оставлять трудовую деятельность для обеспечения постоянного ухода за ребенком с особыми нуждами. Помимо вышеуказанных очевидных трудностей, семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья сталкиваются с социальной изоляцией, отсутствием правовой поддержки, дискриминацией их прав и недостаточной доступностью среды.
Ценности гуманизма, человечности, этичности, обеспечения равных прав и возможностей провозглашены ведущим ориентиром социальной политики в России. Однако многие семьи, воспитывающие детей с ограниченными возможностями здоровья (особенно имеющих тяжелые или множественные нарушения), по-прежнему находятся в условиях социальной и экономической изоляции. В связи со сказанным изучение проблем таких семей является актуальным и требует дополнительного осмысления.
Л.П. Боровой, Т.Г. Горячевой, Е.М. Мастюковой, В.В. Ткачевой изучались аспекты жизни семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья, ее роли как развивающей среды в жизни ребенка с особыми потребностями.
Специфику взаимодействия семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья с социальными работниками и специалистами специального образования как предмет исследования разрабатывали Е.Р. Басинская, С.Д. Забрамная, Е.И. Исенина, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Т.В. Пелымская, Л.С. Печникова, Г.Н. Росина, Е.О. Смирнова, Л.И. Солнцева, Н.Д. Шматко и др.
В качестве проблемы исследования мы определили особенности семьи как развивающейся среды для детей с ограниченными возможностями.
Объект исследования: семья, воспитывающая ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Предмет исследования: семья как развивающаяся среда для детей с ограниченными возможностями здоровья.
Цель исследования: теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы гармонизации отношений в семьях с ограниченными возможностями здоровья.
Гипотеза исследования: внедрение комплексной программы гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья будет результативно при соблюдении следующих условий:
— если взаимодействие будет строиться на основе комплексного подхода, направленного на объединение усилий специалистов в работе с родителями;
— если комплексная программа будет реализоваться поэтапно и содержать инновационные формы работы;
— если будет обеспечиваться мотивация родителей и детей в активном взаимодействии со специалистами образовательного учреждения.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья.
2. Определить роль семьи в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Проанализировать социальную работу с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья.
4. Выполнить диагностику отношений в семьях с детьми ограниченными возможностями здоровья.
5. Разработать и внедрить комплексную программу гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Методы исследования:
— анализ и обобщение научно-методической литературы;
— тестирование;
— педагогический эксперимент;
— математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
— методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) Э.Г. Эйдемиллера и В.В. Юстицкиса;
— методика «Психологический тип родителя» В.В. Ткачевой;
— методика «Определение воспитательских умений у родителей» В.В. Ткачевой.
Теоретической основой исследования выступают труды отечественных ученых, изучавших специфику социальной работы с семьями с детьми с ограниченными возможностями здоровья (Е.М. Мастюкова, С.Д. Забрамная, О.С. Никольская, М.М. Либлинг, Н.Д. Шматко и др.).
Структура работы. Структура выпускной квалификационной работы соответствует логике исследования и включает в себя введение, три главы, структурированные на параграфы, заключение, список использованной литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, составить и проверить результативность программы гармонизации отношений в семьях с ограниченными возможностями здоровья.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены особенности развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
— была определена роль семьи в развитии ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
— была проанализирована социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями здоровья;
— была выполнена диагностика отношений в семьях с детьми ограниченными возможностями здоровья;
— была разработана и внедрена комплексная программа гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что внедрение комплексной программы гармонизации отношений в семьях детей с ограниченными возможностями здоровья будет результативно при соблюдении следующих условий:
— если взаимодействие будет строиться на основе комплексного подхода, направленного на объединение усилий специалистов в работе с родителями;
— если комплексная программа будет реализоваться поэтапно и содержать инновационные формы работы;
— если будет обеспечиваться мотивация родителей и детей в активном взаимодействии со специалистами образовательного учреждения.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
По итогам проведения экспериментальной работы были сформулированы следующие рекомендации по совершенствованию социальной работы с семьями детей с ограниченными возможностями здоровья:
1) Для организации регулярного посещения родителями детей с ограниченными возможностями здоровья форм семейного отдыха, организуемых социальным учреждением, важно осуществлять своевременное и полное информирование родителей о времени и условиях проведения запланированного мероприятия. Важно стремиться достичь полного оповещения родителей наиболее приемлемым для них образом – через телефонный звонок, при личной встрече, оповещением по электронной почте и пр.
2) Родителей детей с ограниченными возможностями здоровья необходимо мотивировать к участию в различных формах семейного отдыха, организуемых социальным учреждением. В качестве мотивации можно использовать и разъяснительные беседы, и пример других родителей – активных участников мероприятий.
3) Как правило, человек больше ценит то, к созданию чего приложил усилие. В связи с этим для большего охвата родителей мероприятиями семейного отдыха, важно привлекать их к организации этого отдыха. Делать это можно, заранее распределяя посильные поручения между родителей, либо предлагая им самостоятельно проявить инициативу и выбрать занятие по душе.
4) Семейный отдых, организованный в рамках социального учреждения, тогда будет наиболее привлекательным для родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, когда будет учитывать их пожелания и потребности, поэтому полезно, время от времени, (например, в начале года) проводить анкетирование родителей, нацеленное на выяснение предпочтений в формах семейного отдыха, а также актуальных интересов.
5) Важным аспектом в организации семейного отдыха для семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья выступает их доступность и открытость в средовом отношении.

 

Фрагмент текста работы:

 

Понятие «дети с ограниченными возможностями здоровья» используется для обозначения детей, которые имеют разнообразные отклонения, либо физического, либо психического рода, обуславливающие нарушения их общего развития и не позволяющие ребенку жить полноценной жизнью без обеспечения соответствующих условий.
В круг детей с ограниченными возможностями здоровья принято относить нижеследующие базовые категории:
— дети, страдающие ДЦП, аутизмом, умственной неполноценностью и другими заболеваниями нервно-психической сферы и мнестического характера;
— дети, страдающие циррозом, лейкозом, туберкулезом и другими тяжелыми заболеваниями внутренних органов;
— дети, страдающие заболеваниями, либо другими дефектами зрения и глаз;
— дети, страдающие онкологическими заболеваниями;
— дети, страдающие поражениями и заболеваниями органов слуха;
— дети, страдающие хирургическими заболеваниями и дефектами анатомии;
— дети, страдающие заболеваниям эндокринной системы .
Под инвалидом принято понимать лицо, имеющее нарушения здоровья в сочетании со стойким расстройством функций организма, которые обусловлены заболеванием, результатом дефекта, либо травмы и которые приводят к ограничению жизнедеятельности и необходимости его социальной защиты.
Под понятием «ограничение жизнедеятельности» понимается частичная, либо полная утрата человеком возможности, либо способности осуществлять самообслуживание, самостоятельно ориентироваться, передвигаться, контролировать свое поведение, общаться, учиться, а также заниматься трудом.
Условиями, при соблюдении которых гражданин признается инвалидов, выступают:
— нарушение здоровья в сочетании со стойкими расстройствами функций организма, которые обусловлены заболеваниями, либо последствиями дефектов или травм;
— ограничения жизнедеятельности (частичная, либо полная потеря человеком возможности, либо способности осуществлять самообслуживание, передвигаться самостоятельно, общаться, ориентироваться, контролировать свое поведение, заниматься трудом и обучаться);
— потребность в мерах по социальной защите, в том числе реабилитации .
Дети-инвалиды (до 16 лет) и инвалиды с детства – это значительная часть контингента инвалидов всех категорий. В нашей стране за последнее время число лиц данных категорий возросло более чем в 3,6 раз, а по прогнозам будет расти и в дальнейшем. В городах это число выше, нежели на селе, присутствуют колебания и в зависимости от различных особенностей региона страны (социально-демографических, социально-экономических и медико-социальных). Детская инвалидность определяется значимым ограничением жизнедеятельности, ведущей к социальной дезадаптации, вызванной нарушением роста и развития этих детей, их способности к самостоятельному обслуживанию, ориентации, передвижению, контролю над своим поведением, общению, обучению и труду в будущем.
Установление инвалидности с детства происходит для лиц, у которых она наступила до 16 лет (у учащихся до 10 лет), т.е. до старта трудовой деятельности и была результатом либо возникшего в детстве, либо врожденного увечья или заболевания. Выдачу медицинского заключения ребенку-инвалиду осуществляют лечебно-профилактические учреждения, которые обслуживают детей.
Регламентация медицинских заключений, а также порядок их выдачи производится на основании приказа Министерства здравоохранения РФ за №117 от 4 июля 1991 года «О порядке выдачи медицинского заключения на детей-инвалидов в возрасте до 16 лет», изданным согласно закону «О государственных пенсиях в РСФСР» во исполнение Распоряжения Совета Министров РСФСР от 11 июня 1991 года № 593-Р. Данный приказ содержит параметры патологических состояний и функциональных изменений, на основании которых устанавливается инвалидность сроком от двух до пяти лет .
Состав детей с ограниченными возможностями здоровья отличается неоднородностью. В их структуре превалируют психоневрологические состояния (более 60%), заболевания внутренних органов, опорно-двигательного аппарата, нарушения слуха зрения. Так же значительное их число составляют дети страдающие заболеваниями нервной системы и психики. К первой группе относятся дети с последствиями ДЦП, ко второй принадлежат умственно отсталые, а также страдающие шизофренией либо эпилепсией. Еще одной группой детей с ограниченными возможностями здоровья являются больные с нарушениями опорно-двигательного аппарата, в первую очередь это врожденные физические дефекты (аномалии позвоночника, нижних и верхних конечностей, вывихи тазобедренных суставов, хондродистрофия). К этой же категории можно так же отнести слабовидящих и слепых, чьи нарушения возникли как результат, либо приобретенного, либо врожденного поражения органов зрения. Особую категорию подобных детей составляют страдающие пороками сердца, тяжелых заболеваний почек или эндокринной системы.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы