Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Социология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Сельский школьник: особенности социализации и самоопределения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации школьников 6
1.1. Понятие социализации 6
1.2. Социализация школьников как педагогическая проблема 8
2. Особенности социализации сельских школьников 15
2.1. Психологическая характеристика сельского школьника 15
2.2. Специфика социализации и самоопределения сельских школьников 17
3. Практическое изучение социализации и самоопределения сельских школьников 25
3.1. Организация и методы исследования 25
3.2. Анализ результатов исследования 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Решение проблемы социализации сельских школьников в образовательных учреждениях, вызывающей сегодня интерес ученых и практиков, основывается на результатах, полученных социальной философией, социологией, психологией и педагогикой по различным аспектам проблемы социализации личности. Так, на основе конкретной методологии и в рамках соответствующих теорий определены характер и содержание социализации сельских школьников, в том числе в условиях жизнедеятельности трудовых коллективов, ориентированной на определенные ценности, раскрыты общие тенденции и прослежена специфика этого процесса, рассмотрено социальное начало как результат включения личности в систему общественных отношений, показана деятельностная природа личности и т.д.
Содержательно стратегию решения проблемы социализации сельских школьников обусловливают результаты изучения деятельности как социального феномена. В работах А.Н. Леонтьева, Е.А. Климова, В.Д. Шадрикова, Г.И. Щукиной и др. показано, что социализация осуществляется в ходе включения учащихся в различные виды деятельности, в частности, учебную и общественно полезную: раскрыта структура деятельности, выделен ее субъект, описаны генетически преемственные ведущие виды деятельности, доминирующие на различных этапах индивидуального развития личности учащегося, определено влияние деятельности на становление индивидуальных способностей личности, выявлены признаки труда, описаны психологические предпосылки эффективности и надежности деятельности и т.д.
Сегодня ощущается потребность в системном анализе соотношения процессов социализации в новых общественных условиях жизни и деятельности человека, в условиях гуманизации и демократизации современной школы. Совершенно недостаточно исследуется диалектика развития и воспитания школьников в условиях радикально изменившейся социально-экономической и политической ситуации современного российского общества. По-прежнему остаются вне пределов исследователей соотношение содержательного изменения общественных отношений и качественного своеобразия личности школьника, взаимовлияние социализирующих функций общества и индивидуальных проявлений человека. В педагогике не разработана модель социализации школьников в общеобразовательной школе в новых экономических условиях, в условиях гуманизации и демократизации российского общества.
В частности, слабо изучены проблемы взаимодействия сельской школы и микросреды в области социализации сельских школьников в современных условиях, возможности детских коллективов, объединений. В последнее время сельские школьники ориентируются преимущественно на дальнейшее образование, на работу в непроизводственной сфере, рабочие профессии не пользуются популярностью.
Цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия эффективной социализации сельских школьников.
Объект исследования: организация трудового обучения и воспитания сельских школьников в общеобразовательной школе.
Предмет исследования: процесс социализации сельских школьников.
В основу исследования была положена гипотеза: процесс социализации сельских школьников будет эффективным при реализации следующих педагогических условий:
— вовлечение школьников в активную деятельность разновозрастных трудовых объединений;
— создание преемственно связанной системы воспитания сельских школьников, включающую целенаправленную учебно-воспитательную работу в школе и её продолжение в условиях деятельности разновозрастных трудовых объединений на основе народных трудовых традиций;
— психолого-педагогическое обеспечение процесса производительного труда школьников в трудовых объединениях;
— педагогически обоснованный выбор социально значимых объектов производительного труда для трудовых объединений;
— интеграция воспитательного потенциала школы, трудового коллектива и общественности в организации коллективного труда в трудовых объединениях учащихся.
Теоретико-методологическую основу исследования составили системный и комплексный подходы как направления научного познания социальных процессов (Г.М.Андреева, Л.С.Выготский, Л.Колберг, И.С.Кон, В.А.Ядов и др.); деятельностный подход к формированию личности (Е.А.Ануфриев, В.Г.Афанасьев, Л.Г.Буева, Д.В.Вилкеев, О.Г.Максимова и др.); концепции воспитания и социализации личности (А.А.Бодалев, З.Г.Нигматов, Л.И.Новикова, Н.М.Таланчук, А.Н.Хузиахметов и др.); концепции организации жизнедеятельности учащихся с учетом народного опыта воспитания, народных традиций (Г.Н.Волков, Т.Н.Петрова,И.А.Чуриков и др.), новых социально-экономических условий (П.А.Апакаев, Р.А.Валеева, В.Г.Максимов, М.И.Рожков, Д.С.Ягафарова и др.).
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Региональная конференция «Основные направления развития образовательных организаций на селе» актуализировала потребность в более глубоком исследование проблем социализации сельских школьников на уровне региона, определении перечня «особых» ресурсов и способов их формирования в условиях сельской социокультурной среды, способствующих позитивной социализации сельского школьника. Далее представим образцы «особых» ресурсов и способов, направленных на позитивную социализацию сельского школьника.
Все представленные ресурсы в деятельности сельских школ стали содержанием социализации обучающихся в условиях региональной и территориальной социальной специфики. Основная функция социализации личности — в гармонизации взаимоотношений человека и среды его жизнедеятельности, что обеспечивает основу для его самореализации в жизни. Современная социально педагогическая парадигма в развитии социализации детей означает осуществление всей социально-педагогической работы с ними на основе проектирования педагогически целесообразных отношений в социуме, использования форм и технологий, способствующих их личностному развитию, самовоспитанию, сохранению комфортной среды обитания в сельском социуме.
Актуальным для развития деятельности лаборатории сельской школы по осмыслению проблем социализации сельских школьников и поиску продуктивных способов решения в ходе дискуссии проблемной группой предложены следующие направления:
• проведение исследований (диагностика проблем социализации детей несовершеннолетних — обучающихся сельских школ, включая сравнительный анализ проблем; диагностика выявления и определение «дефицитов» взаимодействия с родителями в условиях сельской школы; диагностика социальной адаптации выпускников сельских школ);
• организация инновационной и методической работы в организациях, МР (проведение семинаров и педагогических советов для педагогов на базе школ с привлечением социальных партнёров, родительского актива, проведение мастер-классов по тематике проблемной группы);
• подготовка материалов для пополнения информационно-образовательных ресурсов лаборатории;
• командное участие в межрегиональных конференциях, посвящённых проблемам социализации сельских школьников.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические аспекты изучения процесса социализации школьников

1.1. Понятие социализации

Социализация – это процесс освоения и усвоения человеком своего социального статуса, термин, используемый для описания процесса, в ходе которого люди обучаются соблюдению социальных норм, процесса, делающего возможные существования общества, передачу его культуры от поколения к поколению. Социализация может пониматься как интернализация социальных норм: социальные правила становятся внутренними для индивида в том смысле, что они более не навязываются посредством внешней регуляции, а как бы налагаются индивидом самим на себя, являясь, таким образом, частью его «я». Так у индивида вырабатывается чувство потребности соответствия социальным нормам. То есть, интернализация – процесс, в ходе которого индивид познает и принимает в ткачестве обязательных те социальные ценности и нормы поведения, которые приняты в рамках его социальной группы или более широкой общности .
Социальные нормы – правила поведения, которые либо стихийно складываются в обществе в ходе его более или менее длительного исторического развития (нормы морали), либо устанавливаются государством (нормы права). Социализация личности включает в себя и социальную адаптацию – приспособление индивида к социально–экономическим условиям, к социальным группам, к ролевым функциям и социальным организациям, выступающим в качестве среды его жизнедеятельности. Иначе можно сказать, что внешняя среда включает экономические, политические, социальные, демографические условия, систему ценностей в обществе, культуру и менталитет народа, религиозные верования, законодательные акты и т.д.
Стадии социализации
Социализация есть процесс, продолжающийся в течение всей жизни человека. В связи с эти обычно различают определенные этапы социализации.
Начальный – социализация ребенка в пределах семьи.
Средний – обучение в школе.
Завершающий – социализация взрослого человека, этап принятия тех ролей и обретения статусов, к которым они не могли полностью подготовиться в ходе первых двух стадий (например: работника, супруга, родителя) .
Социализация приобретает исключительную актуальность в условиях реформирования российского общества и возникновения новой социальной ситуации: интенсификации и кризиса социально–экономических и демографических перемен, усложнения социального окружения, падение нравственных идеалов, роста детской и подростковой преступности, когда человеческая и, прежде всего, детская способность к адаптации подвергается огромным испытаниям. В этих условиях важнейшей задачей семьи и педагогов становится управление ходом включения подрастающего поколения в новую социальную среду. Современная школа – это социальный институт, в котором ребенок приобретает социальный опыт, является примером функционирования определенных общественных отношений в зависимости от степени адаптации ребенка к школе в начале обучения формируется его место в ней, вырабатывается соответствующие отношения к учебной деятельности, школе, учителям, одноклассникам, а в конечном итоге, к миру и жизни в целом. Традиционные формы обучения не удовлетворяют требованиям современности по включению ребенка в жизнь общества, многие семьи сейчас фактически не способны обеспечить выпадающую на их долю часть процесса социализации, что приводит к необходимости создания новых программ социализации учащихся.
Основными институтами социализации являются:
семья;
сверстники;
образовательные учреждения;
религия;
правовая система;
средства массовой информации .
В социологии существует также такое понятие, как десоциализация.
Десоциализация – это утрата человеком какого-либо социального опыта. Десоциализация может быть в виде легкой социальной дезориентации вследствие стресса, либо сильной десоциализацией по причине попадания в экстремальные ситуации (война, концентрационный лагерь, тюрьма, форс-мажорные обстоятельства по вине стихийных бедствий). Таким уровнем десоциализации уже занимаются не психологи, а психиатры.

1.2. Социализация школьников как педагогическая проблема

Социализация – это «процесс, в ходе которого человеческое существо с определёнными биологическими задатками приобретает качества, необходимые ему для жизнедеятельности в обществе» .
Социализация отражает два параллельных процесса. Во-первых, это процесс приспособления или адаптации человека к жизни в обществе, в результате которого индивид усваивает социальные нормы и культурные ценности того общества, к которому он принадлежит, включается в

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы