Преподавание математики Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Самостоятельная работа младших школьников как средство развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
ГЛАВА I. Теоретические основы формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики 7
1.1. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий 7
1.2. Особенности формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики 17
1.3. Самостоятельная работа младших школьников как средство развития регулятивных учебных действий 28
Выводы по главе 1 32
ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики 34
2.1. Диагностика сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 34
2.2. Применение самостоятельной работы на уроках математики, направленной на формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников 41
2.3. Итоги опытно-экспериментальной работы 45
Выводы по главе 2 56
Заключение 60
Список использованной литературы 64
Приложения………………………………………………………………70

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Главной целью современной школы является развитие личностных, социальных, познавательных и коммуникативных способностей школьников, обеспечивающих у них такую ключевую компетенцию, как умение учиться. Поэтому перед современной школой стоит задача организации процесса обучения таким образом, чтобы учение стало одной из ведущих личностных потребностей, определялось внутренними мотивами учащихся, чтобы школьник был инициатором своей учебной деятельности, стремился к саморазвитию и самосовершенствованию. Достижение озвученных задач становится возможным благодаря формированию у обучающихся системы регулятивных универсальных учебных действий.
Данные качества могут получить интенсивное развитие в школьном возрасте – сензитивном периоде. Известным отечественным ученым Л.С. Выготским было введено понятие «сенситивные периоды развития ребенка» – это поворотные моменты в детском развитии, принимающие иногда характер кризиса, когда развитие приобретает стремительный, иногда катастрофический характер. В это время ребенок особенно восприимчив к получению определенных навыков и знаний. В процессе учебной деятельности развиваются основные психологические новообразования младшего школьного возраста: произвольность психических процессов, внутренний план действий, умение организовывать учебную деятельность, рефлексия [18, с. 49].
Согласно п. 16 Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (далее – ФГОС), утв. приказом Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования», основная образовательная программа общего образования (далее – ООП) реализуется образовательным учреждением (далее – ОУ) через организацию самостоятельной работы. ОУ предоставляет учащимся возможность выбора широкого спектра форм организации урочной деятельности, способствующих закреплению и развитию регулятивных УУД. Одним из которых является самостоятельная работа. Содержание деятельности учащихся при выполнении самостоятельной работы должно быть направлено, прежде всего, на апробацию, тренировку и развитие регулятивных УУД, предполагаемых ФГОС, и личностных результатов освоения ООП [1].
Обучение математике в начальной школе выполняет ряд важных для общего развития личности ученика задач, среди которых: формирование способности логически рассуждать, воспитание сосредоточенности, настойчивости, трудолюбия, самостоятельности, а также развитие интеллекта, памяти, речи, воображения. Начальный курс математики обеспечивает формирование у младших школьников ключевых компетенций, среди которых основной является «умение учиться». Вместе с тем, математика выступает одним из лучших способов структурирования детского мышления, оказывается в его системности и аналитичности. По мнению исследователей, самостоятельная работа на уроках по математике предполагает целенаправленную организацию учебной деятельности школьников, путем постановки и решения учебных задач, проблемных ситуаций, применение инновационных технологий обучения и тому подобное. Понимание системы организации самостоятельной работы младших школьников на уроках математики способствует формированию регулятивных универсальных учебных действий. Этим обусловлена актуальность данного исследования.
Объект исследования – развитие регулятивных универсальных учебных действий.
Предмет – самостоятельная работа младших школьников как средство развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики.
Цель исследования – изучить и обосновать педагогические условия организации самостоятельной работы как средства развития регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики.

Для достижения поставленной цели, нами был сформулирован ряд задач:
1) дать характеристику регулятивным универсальным учебным действиям;
2) изучить особенности формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики;
3) исследовать самостоятельную работу младших школьников как средства развития регулятивных учебных действий;
4) провести диагностику сформированности регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников;
5) проанализировать особенности применение самостоятельной работы на уроках математики, направленной на формирование регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников;
6) подвести итоги опытно-экспериментальной работы;
7) сделать выводы.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что самостоятельная работа на уроках математики будет способствовать развитию регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников, если
— работа будет носить системных характер;
— выявить наиболее эффективные способы развития регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников;
— сформировать принципы отбора заданий для самостоятельной работы.
Методы исследования:
— изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— анализ письменных работ младших школьников с выявлением уровня развития регулятивных универсальных учебных действий;
— экспериментальное исследование.
Теоретическая основа исследования. Проблема совершенствования современного урока и повышение его эффективности рассмотрена в трудах М.В. Богдановича, Я. Савченко, В.А. Онищука и др. Долгое время проблема формирования регулятивных универсальных учебных действий младших школьников находилась в центре внимания исследователей В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, И.Я. Лернера, Ю.К. Бабанского и др. На современном этапе пути целенаправленной организации учебной деятельности, в том числе самостоятельной работы, на уроках математики освещены в трудах исследователей С.А. Скворцовой, М. Богдановича, Г.П. Лышенко, Л.Г. Петерсон, Н.Б. Истоминой.
Практическая значимость исследования заключается в том, что методические разработки будут полезны учителям начальной школы при подготовке к занятиям по математики, а также в вузе при изучении предмета «Методика преподавания математики в начальных классах».
База исследования. Исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2 им. И.А. Сухана» г. Кстово Нижегородской области РФ. В нем приняли участие ученики 4-го класса в количестве 24 человек.
Методики исследования: рисование по точкам, сокращение алфавита.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух разделов и выводов к ним, списка использованной литературы и приложений. В первом разделе представлены теоретические основы формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики. Второй раздел посвящен опытно-экспериментальной работе по формированию у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Регулятивные универсальные учебные действия включаются в структуру учебной деятельности. Учебная деятельность существует и решает задачи развития умения учиться младшего школьника, только если последовательно разворачиваются все ее компоненты: целеполагание, планирование, действия по решению учебной задачи, контроль, оценка, коррекция, рефлексия. В ходе характеристики регулятивных универсальных учебных действий установлено, что они имеют особое значение для становления учебной деятельности младших школьников, так как включены в ее структуру, связаны с формированием произвольности и осознанности мышления. Особое место в системе регулятивных универсальных учебных действий занимают действия контроля и оценки. Контроль характеризует всю учебную деятельность как управляемый самим ребенком произвольный процесс. Действие оценки позволяет ученику видеть границы своих знаний и умений и ставить цели для дальнейшего развития, является мощным мотивирующим компонентом. Действия контроля и оценки, обусловливая друг друга, создают предпосылки для выполнения действий целеполагания, планирования, коррекции. Структура регулятивных универсальных учебных действий, представляет собой операции, освоение которых составляет основное содержание процесса формирования регулятивных универсальных учебных действий. Регулятивные универсальные учебные действия формируются в совместной и коллективно-распределенной деятельности. В процессе их становления важную роль играет субъектная позиция школьника. Для успешного формирования действия целеполагания, планирования, прогнозирования необходимо, чтобы ребенок был включен в процесс решения учебных задач. Регулятивные универсальные учебные действия более успешно формируются на основе теоретического мышления и рефлексии. Несмотря на разнообразие регулятивных универсальных учебных действий, различную природу их происхождения, они развиваются взаимосвязано.
На уроках математики в начальной школе у учеников формируются регулятивные универсальные учебные действия благодаря сквозным линиям, которые способствуют общему развитию ребенка и связывают обучение математики с другими учебными дисциплинами. В частности, это экологическая безопасность и устойчивое развитие, гражданская ответственность, здоровье и безопасность, предприимчивость и финансовая грамотность.
Самостоятельная работа представляет собой специфическое педагогическое средство организации и управления самостоятельной деятельностью обучающихся в ходе учебного процесса для формирования у детей младшего школьного возраста познавательных интересов и самостоятельности. Самостоятельная работа является таким методом обучения, при котором младшие школьники по заданию педагога и под его руководством самостоятельно выполняют задания, проявляя тем самым усилия и активность. Это указывает на то, что самостоятельная деятельность отражается в самостоятельной работе, которая притом выступает важным средством развития регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе.
Эмпирическое исследование проводилось на базе Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа № 2 им. И.А. Сухана» г. Кстово Нижегородской области РФ. В нем приняли участие ученики 4-го класса в количестве 24 человек. Для диагностики уровня сформированности универсальных учебных действий были выбраны следующие методики исследования: «Рисование по точкам», «Сокращение алфавита». Результаты исследования по методике «Рисование по точкам» показало, что у большинства испытуемых уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий является средним, у меньшего количества – низким и лишь у единиц – высоким. Результаты исследования по методике «Сокращение алфавита» показали, что у абсолютного большинства испытуемых уровень сформированности предметной деятельности является низким, у малой части детей – средним и лишь у единиц – высоким. Таким образом, результаты диагностики сформированности регулятивных универсальный учебный действий у младших школьников показали, что испытуемые в своем большинстве не могут воспроизводить задание по точно по образцу, имеют сложности с принятием учебной задачи. Это говорит о необходимости проведения дополнительной работы по формированию регулятивных универсальных учебных действий.

Опытно-экспериментальная работа проходила в течении двух месяцев (ноябрь, декабрь). Самостоятельная работа проводилась с детьми в конце урока по математике 1 раз в неделю. Время на выполнение работы – 15-20 минут в зависимости от эмоционального состояния младших школьников их учебной нагрузки. Темы самостоятельных работ определялись согласно учебному плану. В каждом варианте самостоятельной работы содержится одна задача. Всего представлено 4 варианта одинакового уровня сложности. Самостоятельная работа проходила по следующему плану: 1) формулировка целей работы; 2) решение математических заданий; 3) оценивание; 4) рефлексия. Работа проходила в несколько этапов. На первом этапе дети выполняли самостоятельную работу на уроках по математике по карточкам, после чего она проверялась учителем. На следующем уроке проводилось оценивание самостоятельных работ, работа над ошибками и рефлексия. На втором этапе опытно-экспериментальной работы, ребята не сдавали сразу свои самостоятельные работы учителю, а обменивались ими между собой. Таким образом перед каждым учеником стояла задача проверить работу своего одноклассника и выставить ему оценку. После чего вновь проводилась работа над ошибками и рефлексия самостоятельной работы.
Для того, чтобы проверить эффективность предложенной системы занятий мы провели повторную диагностику формирования регулятивных универсальный учебных действий по тем же методикам. Сравнительный анализ первичной и повторной диагностики по методике «Рисование по точкам» показал, что после проведения опытно-экспериментальной работы количество детей, продемонстрировавших высокий уровень сформированности регулятивных универсальных учебных действий вырос на 42 %. За счет этого уменьшилось количество детей, показавшие средние результаты. Кроме этого, после проведения опытно-экспериментальной работы в классе не наблюдается детей с низким уровнем сформированности низкий регулятивных универсальных учебных действий. Отметим, что при повторной диагностике показатели выросли абсолютно у всех детей. Результаты сравнительного анализа по методике «Сокращение алфавита» показали, что количество детей, продемонстрировавших высокий уровень предметной учебной деятельности после проведения опытно-экспериментальной работы выросло на 54 %. Количество детей со средним уровнем сформированности предметной учебной деятельности выросло на 36 %. После проведения опытно-экспериментальной работы ни один ребенок не продемонстрировал низкий уровень сформированности предметной учебной деятельности. Таким образом, результаты повторной диагностики доказали эффективность проведенной опытно-экспериментальной работы.
В связи с тем, что данная опытно-экспериментальная работа эмпирическим путем доказала свою эффективность, мы считаем целесообразным в перспективе разработать специальную программу для младших школьников, которая бы включала в себя выполнение самостоятельных работ детьми на уроках по математике, а также в качестве выполнения домашних заданий. Данная программа должна быть полностью согласована с ОПП. Также считаем целесообразным введение в образовательный процесс в 4 классах общеобразовательных школ разработанную систему занятий с применением самостоятельных работ на уроках математики.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования у младших школьников регулятивных универсальных учебных действий на уроках математики

1.1. Характеристика регулятивных универсальных учебных действий

В настоящее время складывается такая тенденция, которая требует ускоренного темпа в совершенствовании современного образовательного пространства, а также определения целей образования, которые будут учитывать государственные, социальные и личностные потребности и интересы. Учитывая это, приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов, которое обеспечивается посредством формирования универсальных учебных действии (далее – УУД), которые в свою очередь являются инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса.
Одной из основных функций образования является подготовка ребенка к жизнедеятельности в обществе. Хорошо известно, что образование — механизм не просто транспортации знаний, но и включение человека в определенную культурную (обычно письменную) традицию, дает начало любой национальной культуре. Наша школа с ее склонностью к мировоззренческим и гуманитарным аспектам образования – институт прежде всего культуры, решает задачи подготовки человека не только к профессиональной, но и к социальной жизни [20, c. 83]. Это способствует приобретению ею навыков и знаний такой жизни, позволяет быть не только специалистом, но и гражданином общества.
Сегодня образование рассматривается как особый вид деятельности, так как именно деятельность является основой, по которой человек познает окружающий мир, осваивает его и развивает себя в этом мире. Именно поэтому задачей образования является создание условий для получения учащимися знаний, приобретения умений и опыта такой деятельности в обобщенной форме.
Поскольку изменения видов деятельности сейчас является нормой, то соответствующие навыки должны носить универсальный характер. Для этого следует отдавать предпочтение обобщению знаний, что и является одним из способов их универсализации. Значительную роль в этом процессе играет формирование универсальных учебных действий. Они рассматриваются как сквозные, надпредметные и метапредметные образования, интегрируют как традиционные знания, так и разного рода обобщенные интеллектуальные, коммуникативные, креативные, методологические, мировоззренческие и другие умения.
Согласно ФГОС, УУД рассматриваются как приобретенная в процессе обучения интегрированная способность ученика, состоящая из знаний, умений, опыта, ценностей и отношение, могут целостно реализоваться на практике [1].
Овладение учащимися универсальными учебными действиями следует представлять, как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это положение объясняется тем, что УУД создают возможность к самостоятельному успешному усвоению новых знаний, а также умений и компетенций, которые включают организацию усвоения, умения учиться. Данная возможность обеспечивается тем, что УУД являются обобщенными способами действий, которые открывают широкую ориентацию учащихся в разнообразных предметных областях.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы