Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Саморепрезентация рэп-исполнителя в российской музыкальной культуре 2010-х (на примере Скриптонита)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ПОЛЕ РАЗДЕЛЯЕМЫХ ОБРАЗОВ, ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ 8
1.1. Понятия образ, знание и представление 8
1.2. Репрезентация как конструкт 18
1.3. Кодирование и декодирование в процессе циркуляции значений 24
ГЛАВА II. РЭП КУЛЬТУРА 32
2.1. Истоки американского рэпа 32
2.2. Особенности русского рэпа и «нового» русского рэпа 37
2.3. Влияние американской рэп культуры на Скриптонита 42
ГЛАВА III. КОНСТРУИРОВАНИЕ ОБРАЗА РЭПЕРА В МУЗЫКАЛЬНЫХ КЛИПАХ 47
3.1. Клип как средство самовыражения художника 47
3.2. Становление артиста на российском музыкальном рынке 51
3.3. Какими способами конструируется образ Скриптонита в его клипах. Отличительные черты 57
ВЫВОДЫ 64
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
ПРИЛОЖЕНИЕ 78
Введение:
Актуальность. Исследование посвящено выявлению особенностей репрезентации рэп-исполнителя в российской музыкальной культуре 2010-х годов. Репрезентация интерпретируется в качестве знакового процесса, посредством которого реализуется «представление один в другом и посредством другого» в рамках дискурса, интерпретируемого как контекст происходящего.
Репрезентация в рамках исследования приобретает статус общегуманитарной проблемы ввиду того, что символическое пространство культуры способно находить отображение в текстах, которые создаются разными языками семиосферы. Ключевое для нас понятие репрезентации позволяет вывести исследование в междисциплинарное поле и задействовать методологический инструментарий культурологии, истории, семиотике, психологии, философии, теории текста и др.
Полнота описания процесса репрезентации обусловлена многоаспектностью и расплывчатостью репрезентируемой единицы, порой не укладывающейся в рамки ни одной исследовательской парадигмы. В рамках исследования самопрезентации рэп-исполнителей в российской музыкальной культуре эффективное изучение рэп-музыки представляется возможным посредством анализа репрезентации музыкального исполнителя, находящей выражение в вербальных и визуальных текстах в рамках становления музыкальной культуры 2010-х.
Визуальные и вербальные репрезентации способствуют созданию и распространению идеального образа. Актуальность тематики репрезентаций исполнителей в популярной музыке обусловлена дискуссиями, затрагивающими анализ феномена исторических представлений о культуре, активно проводимыми в сфере социальных и гуманитарных наук, и основанных на широком спектре сюжетов — образов прошлого в музыке, кинематографе, литературе. Наряду с современными культурными трансформациями, основанными на представлениях о прошлом, особую значимость приобретает рассмотрение образов прошлого в культуре и искусстве, которые переконструируются и изобретаются заново с учетом современных реалий .
Таким образом, необходимо более детальное осмысление репрезентаций рэп-исполнителей 2010- х, на примере творчества Скриптонита.
Объектом исследования служит российская музыкальная рэп-культура 2010-х (на примере Скриптонита).
Предмет исследования: самопрезентация Скриптонита как рэп-исполнителя в музыкальной культуре 2010-х.
Целью исследования является выявление специфики самопрезентации Скриптонита в рэп-культуре 2010-х годов в контексте актуальных популярных музыкальных направлений.
Для решения поставленной цели будут решаться следующие задачи:
1. Изучить особенности репрезентации как конструкта в контексте рассмотрения образов, знаний и представлений:
— дать анализ понятиям образ, знание и представление;
— представить репрезентацию в качестве конструкта;
— показать специфику кодирования и декодирования в процессе циркуляции значений.
2. Охарактеризовать отличительные черты русского рэпа в сопоставлении с воздействием американской рэп культуры:
— описать историю возникновения американского рэпа;
— выявить отличительные особенности русского рэпа и нового русского рэпа;
— показать влияние американской рэп культуры на Скриптонита.
3. Выявить специфику конструирования образа рэпера (Скриптонита) в его музыкальных клипах (способы конструирования и отличительные черты):
— охарактеризовать клип как средство самовыражения художника;
— показать процесс становления артиста на российском музыкальном рынке;
— описать отличительные черты и способы конструирования образа Скриптонита в его клипах.
Методология исследования. Механизмы репрезентации в лингвистике связаны с проблемой соотношения языковых единиц (знаков) с предметами реального мира (Н.Д. Арутюнова, Ш. Балли, М.В. Лебедев, и др.); в психологии — в связи со способность сознания к интерпретации познаваемой реальности путем соотнесения с ментальными репрезентациями (О.Е. Басканский, О.Е. Кучер, А.Н. Леонтьев и др.); в логике и философии — в рамках анализа нарратива как инструмента отображения и представления окружающей реальности (Ф. Анкерсмит), конструирования ментальных репрезентаций (М. Вартовский); и т.д. Однако, несмотря на разнонаправленность научных направлений, посвященных анализу феномена репрезентации, остается ряд нерешенных вопросов об актуализации объекта репрезентации.
Анализ самопрезентации музыкальных исполнителей ограничивается анализом визуальной культуры, однако ее образно-нарративная природа данного перформативного искусства облегчает ее анализ с точки зрения репрезентации, поскольку эти репрезентации прошлого ритуализированы и нарративно представлены, что делает возможным восприятие и анализ музыкальных сюжетов. Рэп-культура как составляющая популярной музыкальной культуры представлена широким спектром образцов и примеров для анализа всевозможных вариантов репрезентаций прошлого.
При анализа рэпа как одного из основных элементов стиля хип-хоп музыки возникает проблемы декодирования смыслов, в связи с чем актуализируются вопросы относительно того, каким образом осуществляется репрезентация прошлого в популярной музыке. Анализ рэп-музыки 2010-х на примере Скриптонита будет предполагать изучение мелодических и текстовых особенностей музыкального направления, особенностей потребления, распространения записей, восприятия аудиторией и особенностей самопрезентации исполнителя во всей совокупности социокультурных характеристик. При этом в качестве значимых составляющих будут выступать не только музыкальная составляющая (рэп-музыка), но и вербальная (тексты песен), знаково-сиволическая и визуальная репрезентация (музыкальные инструменты, стилизованные сценические костюмы и декорации, символика, арибутика, обложки музыкальных альбомов, фото- и видеосопровождение музыканта во время концертных выступлений), поведенческая, социокультурная (концерты, музыкальная пресса).
Заключение:
Теоретический анализ литературных источников по теме дипломного проекта по выявлению специфики самопрезентации Скриптонита в рэп-культуре 2010-х годов позволили сделать следующие обобщения.
Репрезентацию необходимо рассматривать в качестве носителя культурно-исторической памяти, которая детерминирована социально-культурными условиями, как интерпретацию и процесс создания нового смысла. Существуют разные определения репрезентации, однако в рамках проведенного исследования основной акцент был сделан на концепцию С. Холла, которым был произведен анализ сложнейших процессов репрезентации в масс-медиа. Для репрезентации имеется бесконечная база, поскольку в данной схеме любому сообщению предоставляется возможность производства и доставки конкретной аудитории, а любые события не существуют для получателей до интерпретации их посредством языковых инструментов. Однако для того, чтобы процесс передачи информации был эффективным и сообщение достигло получателя в полном объеме, информация должна быть подвергнута кодированию.
В условиях личностного становления молодежи возрастает необходимость изучения идеологии современных субкультур, которые представляют сбой один из способов социализации подрастающего поколения. Одним из ярких примеров такой субкультуры является хип-хоп движение, и ничто не может сравнится по популярности с рэпом, а коммерческие успехи видеоклипов и аудиоальбомов исполнителей «афроамериканской» музыки приобретает колоссальные масштабы. Рэп становится стилем жизни многих молодых людей, следующих определенной моде, танцующих брэйк-данс, и чтящих кодекс поведения своих героев.
Рэп («ритмическая поэзия») как одна из музыкальных составляющих хип-хопа является в настоящее время основополагающим фактором молодежной культуры, а именно молодежь формирует новые доминирующие ценности, образцы поведения, стиль жизни. Рэп как основа хип-хоп-культуры, представляет собой речитатив, который исполняется под ритмический аккомпанемент. Хип-хоп среда, как одна из самых развитых молодежных мировых субкультур, содействует формированию как позитивных, так и негативных идеологических и мировоззренческих молодежных установок. Первоначально хип-хоп культура воспринималась как свидетельство американизации общественного сознания российской молодежи, но в настоящее время хип-хоп адаптировался в различных социокультурных системах.
Феномен рэпа многогранен и необходим ввиду того, что каждому поколению присущи определенная знаковая система, словарь, музыка, кумиры, а рэп становится новой формой проявления максимализма и самоутверждения русской молодежи в условиях смены общественных парадигм. В текстах русского рэпа присутствует заполненность маркерами социального престижа, фигурирует символы материального благосостояния. Русский рэп отличается большей лиричностью, нежели американский, и исключает мотивы исключительности, избранности, лидерства, что явно прослеживается в дискурсивных практиках американского рэпа.
В свете того, что в условиях смены образов восприятия мира от вербальных к визуальным (образным) сама визуальность становится способом конструирования практики повседневности. Восприятие реальности детерминировано репрезентацией с помощью визуальных образов, что ярко прослеживается в медиа, а визуальный ряд становится необходимым при конструировании образа исполнителей.
Конструирование визуального образа Скриптонита основано на следовании избранному стилевому амплуа, выборе индивидуального стиля исполнения, своеобразном произношении текстов песен, уникальном звучании. В музыкальных клипах присутствует видеоряд, музыка, текст песни, невербальные знаки и т.д. В клипах Скриптонита нечасто встречается иллюстрирование текста песни, для придания тексту дополнительной экспрессии используются цветовые решения, переход к убыстренному темпу изображения, смена освещения, речевые игры. Видеоряд клипов соответствует тексту. В клипах исполнителя — жетский рэп, он самопрезентирует себя в качестве «голоса улиц», читающего о реалиях действительности. Некоторые клипы построены в формате промо-роликов, сюжетные клипы дополняются липсингами, имиджевые клипы основаны на визуальном ряде, и акцент делается на визуальные образы, визуальные эффекты, пеструю атрибутику, подчеркивающую образ рэпера. В текстах песен встречается ненормативная лексика, усиливающаяся невнятной манерой исполнения. Музыка клипов насыщена злостью, грубым звуком, вместе с тем присутствует хороший ритм, аутентичность, оригинальное самовыражение.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА I. РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ КАК ПОЛЕ РАЗДЕЛЯЕМЫХ ОБРАЗОВ, ЗНАНИЙ И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ
1.1. Понятия образ, знание и представление
Для того, чтобы составить представление о «знании» и выявить его соотношение с представлениями и образами, необходимо обратиться к аналитической философии, в которой дается трактовка знания дается в качестве «обоснованного истинного убеждения» (Я.В. Шрамко). Данная дефиниция уходит истоками к определению Платона знания как «правильного мнения с объяснением», а также обращается к философии Канта, согласно которому знание рассматривается с точки зрения «субъективно и объективно достаточного признания истинности суждения» .
Таким образом, можно предположить, что знание является убеждением и признанием истинности и обоснованности, выступающих ведущими критериями данной категории. Так, «убеждение» синонимично «вере», с точки зрения Б. Рассела вера характеризуется частичным отношением к внешнему . Как состояние сознания знание должно подкрепляться обоснованием со стороны как самого сознания, так и со стороны легитимируемых объектов. В метафизическом ключе анализируется истинность знания, в другом случае знание наделяется субъект-объектным отношением, необходимым для признания истинности. При выявлении истинности знания его обоснование детерминируется герменевтическим принципом доверительности (доверия), согласно которому обладание убеждением является отправной точкой знания. Приверженцами подобной трактовки выступают А. Августин, А. Кентерберийский.
Современное изложение принципа доверия ярко продемонстрировано в формулировках Фр. Майера, У. Куайна, Г.-Г. Гадамера или В. Кюнне, которые применяют принцип доверия при интерпретации знаковых знаний. Обоснованность убеждений как состояний сознания является аподиктической по статусу и конвенциональной по содержанию. Наиболее значимыми оппозициями, диктующими необходимость осмысления, являются следующие: рациональное познание (Аристотель, И.Кант) ; знание-знакомство и знание по описанию (Б.Рассел) .
В качестве релевантных можно назвать основополагающие группы теорий истины: корреспондентская, когерентная, дефляционная, консенсусная, обусловленных заданностью субъект-объектного отношения.
В данном контексте знание выступает с позиций проблемного вопроса об ограничениях, вводимых на понятие «знание», детерминированного объектом системы отношений, в противопоставлении классической и неклассической рациональности.
Статус знания опосредован проблемой соотношения исторического (ex datis) и рационального (ex principiis). Полезность является единственной возможностью определения статуса знания. Знание также можно рассматривать в контексте знания о собственно человеческом в человеке, как сосуществование в совокупном единстве физических, физиологических и натуралистических определений. Предметом знания выступают личностные измерения объектов, реальность как самонетождественная, значительно превосходящая пространственно-временные пределы.
В нашем исследовании нам важно ввести понятие «образ». Образ является ключевым понятием культурологии, эстетики, искусствоведения и т.д. При изучении данного понятия обнаруживаются определенные сложности ввиду неоднозначности его понимания в рамках филологии, лингвистики и ряда смежных гуманитарных наук. С позиций эстетики образ интерпретируется в качестве «неразложимого единства общего, особенного, индивидуального» . В рамках теории познания, в соответствии с трактовкой Л.В. Чернец, образ представляет собой любое отражение окружающей реальности, как понятийное, так и чувственное, в психологии же образ — это представление, не воплощенное в той или иной системе материальных знаков . В.Е. Хализевым разграничивает образные представления (как феномен сознания) и собственно образы как чувственное (зрительное и слуховое) воплощение представлений А.А. Потебня образ рассматривает в качестве воспроизведенного представления — как определенную чувственно воспринимаемую данность .