Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Самооценка как фактор планирования профессиональных перспектив старшеклассников
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретически аспекты проблемы значения самооценке в планировании профессиональных перспектив 6
1.1 Подходы к понятию самооценка личности, ее виды 6
1.2 Особенности самооценки в старшем школьном возрасте 13
1.3.Профессиональное самоопределение личности в старшем школьном возрасте 19
1.4 Планирование профессиональных перспектив в старшем школьном возрасте 25
Выводы по 1 главе 35
Глава 2 Экспериментальное исследование самооценки как фактора планирования профессиональных перспектив старшеклассников 36
2.1 Организация и этапы исследования 36
2.2 Результаты исследования и их интерпретация 42
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложение……………………………………..……………………………….63
Введение:
Актуальность исследования обусловлена высокой скоростью изменения современного общества, приводящей к постоянной трансформации мировоззрения людей, их отношения к собственной жизни. Для сегодняшнего общества характерны все признаки переходности: радикальная переоценка ценностей, неясность перспектив, распространенность катастрофического мировосприятия, нарушение преемственности в отношениях между поколениями, отсутствие ясных и социально признанных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий.
Эти сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем.
Личность должна неустанно развиваться и изменяться таким образом, чтобы ее свойства и возможности были лучше «приспособлены» к новым, более сложным задачам. Жить сегодня сегодняшним днем, значит, завтра жить днем вчерашним, настолько быстро и динамично изменяются условия и содержание жизни общества и личности. Знать будущее, уметь созидать его во все более широких масштабах, теснее увязывать с острыми проблемами настоящего – таковы задачи, которые требуют практического решения и научного обоснования.
В связи с этим такое достоинство как «планирование профессиональных перспектив» выступает важным личностным образованием, необходимым старшеклассникам, поскольку позволяет обеспечить достижение объективной успешности профессиональной деятельности в будущем.
Объект исследования: процесс планирования профессиональных перспектив в старшем школьном возрасте.
Предмет исследования: самооценка как фактор планирования профессиональных перспектив старшеклассников.
Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить, как самооценка старших школьников определяет специфику планирования ими профессиональных перспектив.
Гипотеза исследования: предполагается, что старшеклассники, имеющие различный уровень самооценки, демонстрируют достоверные различия в выраженности профессиональных перспектив.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть подходы к понятию «самооценка», ее виды и особенности становления в старшем школьном возрасте.
2. Изучить профессиональное самоопределение личности в старшем школьном возрасте.
3. Проанализировать планирование профессиональных перспектив в старшем школьном возрасте.
4. Эмпирически выявить уровень самооценки старшеклассников.
5. Выявить различия в уровне планирования профессиональных перспектив у старшеклассников с различным уровнем самооценки.
Методы исследования:
— теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;
— тестирование;
— качественный и количественный анализ эмпирических данных;
— математико-статистическая обработка данных.
Методики исследования:
— методика диагностики общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой);
— модифицированная методика «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена (все предложения по смыслу касаются профессиональных перспектив);
— семантический дифференциал (на слово-стимул «профессиональная перспектива»);
— опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (шкала – «Степень ориентации на будущее»);
— шкала толерантности к неопределённости Д. МакЛейна.
Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие 60 учащихся 10-х классов общеобразовательной школы в возрасте от 16 до 17 лет (30 юношей и 30 девушек).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
По итогам проведения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать и эмпирически выявить, как самооценка старших школьников определяет специфику планирования ими профессиональных перспектив.
Для достижения указанной цели были решены следующие задачи:
— были рассмотрены подходы к понятию «самооценка», ее виды и особенности становления в старшем школьном возрасте;
— было изучено профессиональное самоопределение личности в старшем школьном возрасте;
— было проанализировано планирование профессиональных перспектив в старшем школьном возрасте;
— был эмпирически выявлен уровень самооценки старшеклассников;
— были выявлены различия в уровне планирования профессиональных перспектив у старшеклассников с различным уровнем самооценки.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что старшеклассники, имеющие различный уровень самооценки, демонстрируют достоверные различия в выраженности профессиональных перспектив.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы в полном объеме, а гипотеза доказана.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в обобщении подходов к понятию «самооценка личности», ее видам и своеобразию у старшеклассников; в уточнении профессионального самоопределения личности в старшем школьном возрасте; в рассмотрении планирования профессиональных перспектив в старшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования заключается в проведении самостоятельного эмпирического исследования по теме. Результаты проведенного исследования могут быть использованы как в научных (исследовательских), так и в учебных целях.
Фрагмент текста работы:
<p>Актуальность исследования обусловлена высокой скоростью изменения современного общества, приводящей к постоянной трансформации мировоззрения людей, их отношения к собственной жизни. Для сегодняшнего общества характерны все признаки переходности: радикальная переоценка ценностей, неясность перспектив, распространенность катастрофического мировосприятия, нарушение преемственности в отношениях между поколениями, отсутствие ясных и социально признанных способов реализации индивидуальных жизненных стратегий.<br />Эти сложные условия общественной жизни требуют от человека выбора правильной жизненной линии, способствующей сохранению целостности внутреннего мира и достижению самореализации в будущем. <br />Личность должна неустанно развиваться и изменяться таким образом, чтобы ее свойства и возможности были лучше «приспособлены» к новым, более сложным задачам. Жить сегодня сегодняшним днем, значит, завтра жить днем вчерашним, настолько быстро и динамично изменяются условия и содержание жизни общества и личности. Знать будущее, уметь созидать его во все более широких масштабах, теснее увязывать с острыми проблемами настоящего – таковы задачи, которые требуют практического решения и научного обоснования.<br />В связи с этим такое достоинство как «планирование профессиональных перспектив» выступает важным личностным образованием, необходимым старшеклассникам, поскольку позволяет обеспечить достижение объективной успешности профессиональной деятельности в будущем.<br />Объект исследования: процесс планирования профессиональных перспектив в старшем школьном возрасте.<br />Предмет исследования: самооценка как фактор планирования профессиональных перспектив старшеклассников.<br />Цель исследования: теоретически обосновать и эмпирически выявить, как самооценка старших школьников определяет специфику планирования ими профессиональных перспектив.<br />Гипотеза исследования: предполагается, что старшеклассники, имеющие различный уровень самооценки, демонстрируют достоверные различия в выраженности профессиональных перспектив.<br />Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:<br />1. Рассмотреть подходы к понятию «самооценка», ее виды и особенности становления в старшем школьном возрасте.<br />2. Изучить профессиональное самоопределение личности в старшем школьном возрасте.<br />3. Проанализировать планирование профессиональных перспектив в старшем школьном возрасте.<br />4. Эмпирически выявить уровень самооценки старшеклассников.<br />5. Выявить различия в уровне планирования профессиональных перспектив у старшеклассников с различным уровнем самооценки.<br />Методы исследования:<br />- теоретический анализ научной литературы по проблеме исследования;<br />- тестирование;<br />- качественный и количественный анализ эмпирических данных;<br />- математико-статистическая обработка данных.<br />Методики исследования:<br />- методика диагностики общей самооценки (опросник Г.Н. Казанцевой);<br />- модифицированная методика «Неоконченные предложения» Ж. Нюттена (все предложения по смыслу касаются профессиональных перспектив); <br />- семантический дифференциал (на слово-стимул «профессиональная перспектива»); <br />- опросник временной перспективы Ф. Зимбардо (шкала – «Степень ориентации на будущее»); <br />- шкала толерантности к неопределённости Д. МакЛейна.<br />Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие 60 учащихся 10-х классов общеобразовательной школы в возрасте от 16 до 17 лет (30 юношей и 30 девушек).<br />Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.<br /> </p>