Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Российско-китайское стратегическое партнерство: политические проблемы
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НОВОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 9
1.1. Изменение подходов к дипломатии Китая в конце ХХ века 9
1.2. Приоритетные направления внешней политики современного Китая 16
1.3. Внешняя политика КНР и перспективы российско-китайских отношений 23
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РОССИЙСКО-КИТАЙСКОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПАРТНЕРСТВА 31
2.1. Основные направления российско-китайского сотрудничества 31
2.2. Взаимодействие Китая и России в рамках ШОС и в вопросах обеспечения мира и безопасности на Ближнем Востоке 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 70
Введение:
Актуальность темы. В сложившейся обстановке резкого охлаждения отношений со странами Европейского союза (ЕС), США и их союзниками, высшее руководство России провозгласило курс на разворот значительной части международных хозяйственных связей в восточном направлении, прежде всего на страны Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). Правда, по мнению председателя Правительства РФ Д.А. Медведева , речь следует вести не столько о «переориентации» имеющихся связей, сколько об «активизации» сотрудничества на «восточном направлении». Данный правительственный курс отводит большую роль Сибири и Дальнему Востоку, которые рассматриваются преимущественно как пространственный плацдарм, необходимый для добычи, транзита и экспорта сырьевых ресурсов.
Особые надежды при этом возлагаются на развитие и укрепление сотрудничества с нашим соседом Китаем – мощной и растущей торгово-экономической супердержавой. Вместе с тем отдельные заявленные направления этого сотрудничества вызывают определенные опасения. Настороженность российских экспертов встретил, например, предложенный китайской стороной проект «Экономического пояса Шелкового пути». Многие эксперты усмотрели в проекте указанного «экономического пояса» стремление Китая выдавить Россию из Центральной Азии и взять под «мягкий» контроль значительную часть обширного евразийского пространства. Ставятся острые вопросы о возникновении серьезной конкуренции китайского транспортного мегапроекта российским национальным транзитным транспортным артериям – Транссибирской железнодорожной магистрали (Транссибу) и Северному морскому пути (Севморпути).
При рассмотрении российско-китайских отношений важнейшими исходными факторами будет то, что Россия и Китай являются двумя крупнейшими странами мира (Россия – по территории, Китай – по численности населения), эти две страны вместе занимают половину территории Евразии, в этих странах живет треть населения Евразии. Россия и Китай – соседние страны, общая граница наших стран протянулась на три с лишним тысячи километров. При таких геополитических условиях Россия и Китай неизбежно должны вступать во взаимоотношения, и, что желательно для обеих стран, во взаимоотношения взаимовыгодного сотрудничества.
Сейчас уже можно уверенно констатировать, что Россия и Китай действительно выбрали стратегическое сотрудничество. В истории отношений России и Китая случались периоды напряженных отношений и даже несколько локальных вооруженных конфликтов, но можно надеяться, что все это уже в прошлом. В наше время обе страны демонстрируют полное понимание того объективного факта, что дружба и сотрудничество России и Китая выгодны обеим странам.
Ориентация на социальные основы дипломатии играет важную роль в китайской дипломатической тактике в XXI в. Китай находится в восточной части Евразийского континента, на западном тихоокеанском побережье. Вокруг него расположено много стран. Это заставляет Пекин прилагать все силы к созданию благоприятных условий в пользу проведения дальнейшей реформы открытости и развития модернизации государства.
С распадом СССР произошло резкое изменение и перераспределение разных международных политических сил вокруг Пекина: появление новых соседей рядом; возникновение потенциальных конфликтов (например, территориальные споры с соседями), поэтому в КНР большое внимание придается обеспечению стабильной ситуации с соседними государствами. Урегулирование периферийной дипломатии не раз выносилось на повестку дня. Как отметил председатель Цзян Цзэминь в докладе XV съезда: «Китай нуждается в долгосрочной мирной международной среде, в особенности, полезной окружающей атмосфере» .
В XXI в. развитие международных отношений с соседними странами является первоочередной задачей для Поднебесной и сопровождается повышением значимости социальных основ новой дипломатии Китая. Председатель КНР в политическом тексте XVI съезда КПК подчеркнул: «мы будем продолжать укреплять политический курс “добрососедства, где наши соседи рассматриваются как партнеры”; усиливать региональное сотрудничество и продвигать обмен и сотрудничество с соседними странами на новый уровень» .
Китайское руководство постоянно подчеркивает дружелюбие по отношению к России, даже на уровне символических жестов, очень существенных в восточной культуре. Например, на саммите АТЭС в 2014 г., проходившем в Пекине, стол, за которым расселись лидеры стран-участниц, был украшен в цвета флага России, и председатель (название должности высшего руководителя КНР традиционно переводится на русский язык словом «председатель», а не «президент») Си Цзиньпин лично приехал на открытие зимней Олимпиады в Сочи-2014, в отличие от большинства лидеров стран Запада. Министр иностранных дел России С. В. Лавров даже оценил нынешнее состояние российско-китайских отношений как «наилучшие за всю историю» .
Степень изученности проблемы. Новой дипломатии Китая посвящено множество исследований как зарубежных, так и отечественных авторов. Началом социальных основ новой дипломатической линии КНР можно считать Доклад на 15-м съезде КПК председателя Цзян Цзэминя, который обозначил основные направления политики Китая в построении социальных основ добрососедства и сотрудничества стран региона.
В одной из своих статей, Министр иностранных дел КНР Ван И выражает мнение о том, что «в политическом аспекте – соседние государства оказывают первоочередную поддержку в процессе защиты суверенитета и интересов Китая на международной арене, большинство из них являются развивающимися странами и по основным международным и региональным вопросам имеют общие точки соприкосновения; в экономическом аспекте – соседние государства являются важными партнерами внедрения политики открытости внешнему миру и осуществления взаимовыгодного сотрудничества, в рамках которого усиление взаимозависимости с сопредельными странами имеет особенное значение для реализации стратегий “выхода за рубеж” и “масштабного освоения западных районов государства”; в сфере безопасности – мирная стабильная окружающая среда необходима для сохранения социально-общественной стабильности и продвижения социалистического модернизированного развития страны» .
В апреле 1990 г. в статье «структура мира в 1990-е гг. и Китай» Чэн Линьшэн отметил, что Пекин должен в дальнейшем продвигать и поддерживать долгосрочную стабильную безопасность внешней политики и участвовать в региональном экономическом сотрудничестве в Азиатско-Тихоокеанском регионе для того, чтобы получить преимущества в экономической, стратегической сфере и сфере безопасности . В 1991 г. в своей статье «Эволюционная тенденция нового мирового порядка и международная безопасность» Си Жуньчан написал, что среда безопасности Китая состоит из трех взаимосвязанных аспектов: глобальная среда безопасности, региональная среда безопасности и периферийная среда безопасности. Все еще существует много проблем с внешней безопасностью, несмотря на изменения в безопасности на глобальном уровне в лучшую сторону .
Эволюции внешней политики Китая посвящены исследования И.Е. Денисова, Р. Блэквилла и К. Кэмпбелла, Т. Сюй, Я. Джиндонга и др.
Основные принципы китайской периферийной дипломатии рассматривали Е Юань, В. Маттли, Е.К. Андреев, Е.Б. Михайленко, М. Ризмар, Ч. Цинь и др.
Публичной дипломатии Китая посвящены работы Н. Троян, О.И. Бодровой, М.М. Лебедевой, С.В. Кривохиж, А.К. Галимзяновой, Е.С. Ивановой и др.
Анализу взаимодействия КНР и перспективам развития в рамках ШОС посвятили свои работы С.Г. Лузянин, Е.С. Сысоев, перспективы российско-китайских отношений рассмотрены в работах З Ли, С.Г. Лузянина, Ц. Лю, Д.А. Тренина и др.
Целью данного исследования является выявление политических проблем в российско-китайских отношениях.
Объект исследования: основы новой дипломатии Китая.
Предмет исследования: российско-китайское стратегическое партнерство.
Задачи исследования:
— рассмотреть изменение подходов к дипломатии Китая в конце ХХ века;
— выявить приоритетные направления внешней политики современного Китая;
— рассмотреть внешнюю политику КНР и перспективы российско-китайских отношений;
— выявить основные направления российско-китайского сотрудничества;
— проанализировать китайско-российские дипломатические отношения в рамках деятельности ШОС и в вопросах обеспечения мира и безопасности на Ближнем Востоке.
Методы исследования. В данной работе, в процессе исследования были использованы такие методы, как метод анализа и синтеза, сравнение, теоретический анализ литературы и источников, эмпирическое исследование современного состояния внешней политики современного Китая, анализ нормативных документов, принятых в рамках дипломатического курса правительства КНР.
Практическая значимость работы обусловлена возможностью использования данного исследования для изучения дипломатии КНР в системе современных международных отношений.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав (разделов), заключения, списка литературы.
Заключение:
В настоящее время мы становимся свидетелями крупных перемен как в мировой политике, так и в мировой экономике. Мы видим, что роль Китайской Народной Республики (далее – КНР) на международной арене возрастает. Кроме того, в последнее время явно проявляется способность КНР влиять на систему международных отношений. Неудивительно, что все эти изменения влекут за собой небывалый подъем заинтересованности к этой стране как среди отечественных, так и среди иностранных исследователей: огромное количество работ посвящено экономическому потенциалу КНР, ее политической системе, социальному развитию и военной мощи. Безусловно, анализ данных параметров важен и не утрачивает своей актуальности, но в условиях развития информационных технологий и расширения возможностей влияния на иностранную аудиторию не менее важным является изучение публичной дипломатии страны как механизма для достижения внешнеполитических целей и задач.
В ходе данного исследования были решены следующие задачи:
— Рассмотрено изменение подходов к дипломатии Китая в конце ХХ века.
Показано, что для Китая, окружающий регион и соседние страны – ключевое место для государственного безопасного существования, база для государственного развития и процветания, одновременно и очаг, который полон сложности и нестабильности. Дружественна или враждебна окружающая среда, успешна или неудачна дипломатия в окружающем регионе, насколько продуктивна внешняя политика Китая относительно своих соседних стран, все выше перечисленные факторы глубоко влияют на осуществление государственных интересов и «мирное возрождение» Китая.
Под «новым» регионализмом Китая подразумевается его «надгосударственный» регион, который выходит за пределы китайского государства. Его реализация основана на концепции «глобализирующегося китайского региона», которая в свою очередь осуществляется путем создания добрососедских отношений, дружественных Китаю соседей, безопасного для страны окружения, а также распространения геоэкономического и геополитического влияния КНР. Открытая политика и мягкая сила лежат в основе всех этих процессов, осуществляемых правительством Китая. Иначе говоря, «новый» регионализм Китая расширяет границы социокультурного, экономического и политического пространства Китая.
— Выявлены приоритетные направления внешней политики современного Китая.
Показано, что Китай переформатировал свою дипломатическую политику на более дальновидное, широкое и глубокое сотрудничество со странами Средней Азии, активно принимая участие в оформлении рамок регионального сотрудничества, в установке стандартов общих интересов региональных государств, а также в утверждении прочных и общепринятых правил поведения и правил функционирования регионального сотрудничества.
— Показана трансформация внешней политики Китая в XXI в. и рассмотрены перспективы российско-китайских отношений.
Основными особенностями внешней политики Китая при Си Цзиньпине являются активная экономическая экспансия, расширение применения «мягкой силы» и готовность к конфронтации. Пекин начинает вести гораздо более активную дипломатию, чем раньше.
Китай стремится искать новые модели международного сотрудничества и глобального управления. Китайские лидеры заявляют, что страна заняла новое место в глобальной системе и что она приобретает новый уровень глобальной ответственности и новые сферы интересов.
Очевидно, что в развитии позитивных связей с по-прежнему самой динамично развивающейся экономикой мира, страной, продолжающей неуклонно набирать политический вес, состоит возможность укрепления международных позиций РФ в не простое для нее «санкционное» время. Здесь же кроются шансы использования потенциала сотрудничества для экономического развития РФ, в том числе для решения стратегически важной задачи подъема сибирских и дальневосточных регионов России.
Итоги XIX съезда КПК, определившие стратегию внутреннего и международного развития страны на ближайшую, среднесрочную и отдаленную перспективу, в части, касающейся внешней политики КНР позволяют в целом говорить, повторим, о ее преемственности и эволюционном характере, что означает и курс на дальнейшее развитие отношений с РФ. В интересах России – продвигать стратегическое партнерство с КНР, в то же время, ведя постоянный мониторинг его состояния и учитывая те вызовы, которые могут проистекать из новых идейно-практических особенностей в китайской внешней политике.
— Проанализированы основные направления российско-китайского сотрудничества.
В результате проведенного анализа сотрудничества России и Китая были выделены как отрицательные, так и положительные тенденции, которые, несомненно, преобладают и являются движущей силой современных российско-китайских взаимоотношений.
В качестве отдельной задачи на пути совершенствования торгово-экономического сотрудничества России и Китая необходимо выделить улучшение инвестиционного климата и торговой среды. Для этого необходимо решение следующих проблем:
1. снижение коммерческих и инвестиционных затрат. Процедуры торгового сотрудничества осложняются неясностью совершения таможенных операций и логистических процедур, что противоречит требованиям. Упрощение и оптимизация процедур оформления грузопотока позволит снизить себестоимость торговых операций и увеличить заинтересованность потенциальных участников внешнеэкономической деятельности;
2. гармонизация и унификация стандартов. Взаимодействие в данной сфере имеет большие перспективы, но только с условием ускорения процессов унификации требований с целью создания более эффективной среды для двухстороннего сотрудничества;
3. освоение новых сфер торгового сотрудничества. Строительный рынок в России имеет слишком высокий порог входа, развитие двухстороннего торгового и инвестиционного сотрудничества значительно осложняются длительностью процесса прохождения разрешительных процедур – около 200 дней. Рыбная отрасль, несмотря на свою перспективность и возможности взаимодополняемости для стран в будущем остается слаборазвитой, что является следствием строгих правил получения лицензий и разрешительных документов в России. Также Россия теряет свои преимущества в конкурентной борьбе за данную сферу с такими странами, как Австралия, Новая Зеландия и многими другими, в результате наличия у них соглашений о свободной торговле с Китаем;
4. создание совместной информационной платформы. Следует увеличить степень привлечения интернета в процесс передачи информации друг о друге. Расширение сотрудничества требует взаимного предоставления информации не только об экономическом состоянии страны, но и о культуре, медицине, образовании и прочих сферах жизни общества.
— Проанализированы китайско-российские дипломатические отношения в рамках деятельности ШОС и в вопросах обеспечения мира и безопасности на Ближнем Востоке.
В державной дипломатии (как концепции и как практике с китайской спецификой) в новую эпоху ШОС, несомненно, занимает важное место. В отличие от ситуации, которая была при ее создании, изменить внутреннюю и внешнюю ситуацию ШОС позволяет сегодня более широкое пространство для развития, в то время как задача ШОС также стала более сложной. Как модернизировать ШОС, чтобы лучше служить стабильности и процветанию в регионе, этот вопрос – в центре современной повестки, это – испытание мудрости и ответственности каждой страны-члена.
Российская Федерация и Китайская Народная Республика в начале XXI века являются не только двумя крупными и ведущими государствами мира, а также соседями с протяженной границей, но и стратегическими партнерами на международной арене. Более того, обе страны занимают места постоянных членов в Совете Безопасности Организации Объединенных Наций и обладают правом «вето» по всем обсуждаемым вопросам и их возможным решениям.
К концу XX века во всем мире произошли большие и довольно резкие геополитические изменения. Вместе с развитием современной дипломатии, ее становлением в новом постсоветском пространстве новый «импульс» получают и российско-китайские отношения, в том числе в рамках ООН.
С точки зрения дипломатии, позиции двух государств по вопросам международной безопасности по-прежнему совпадали, и главы государств стремились совместно урегулировать конфликтные ситуации путем переговоров и консультаций по различным вопросам, следуя принципам Устава Организации Объединенных Наций, таким как мирное урегулирование конфликтов и невмешательство во внутренние дела суверенных государств.
Реализуя сегодня политику «нового регионализма», Китай стимулирует развитие сотрудничества государств по многим направлениям – экономика, культура, безопасность и политика. Здесь можно проследить тенденцию усиления сотрудничества в разных областях шаг за шагом. Вместе с тем, два главных аспекта, на которые делает упор дипломатическая деятельность Китая, экономический и социокультурный фактор развития страны и региона.
Российско-китайские отношения развиваются в атмосфере взаимного доверия и уважения национальных интересов двух государств, имеют характер долгосрочного стратегического партнёрства.
Анализ деятельности ШОС доказывает, что организация влияет на сотрудничество между Россией и Китаем в экономической и военно-политической сферах, позволяет России и Китаю найти общий язык в двусторонней дипломатии, исследование основных торгово-экономических и военно-политических связей России и Китая в рамках ШОС, анализ современного состояния и возможных перспектив экономического и политического сотрудничества двух стран в условиях расширения состава членов Организации и возникновения новых интеграционных экономических объединений на пространстве ШОС имеют большое значение для наших стран.
Безусловно, важным фактором влияния остаются геополитические условия развития экономического и политического сотрудничества в ШОС; торгово-экономические характеристики всех стран-членов ШОС; военно-политические потенциалы России и Китая в качестве членов ШОС.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ОСНОВЫ НОВОЙ ДИПЛОМАТИИ КИТАЯ НА РЕГИОНАЛЬНОЙ И МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
1.1. Изменение подходов к дипломатии Китая в конце ХХ века
За последние десятилетия страны азиатского региона, такие как Япония, Китай, Южная Корея, Сингапур совершили большой скачок в развитии экономики. Наибольшее внимание исследователей привлекает именно Китай, так как это государство способно тягаться даже с Соединенными Штатами Америки, обогнав их по показателю ВВП в 2014 году. Вследствие чего, эксперты стали все чаще говорить об усилении китайского влияния во всем мире. Работы многих исследователей стали посвящаться изучению политики Китайской Народной Республики и определению ее основных инструментов. Иначе говоря, сообщество политиков и экспертов занялись поисками «рецепта» успешного продвижения Китая на мировой арене, как в экономическом, так и в политическом аспекте. В случае Китая, интерес привлекает концепция «нового регионализма» во внешней политике, так как она стала возможной для осуществления благодаря экономическим достижениям страны.
Такие теоретики, как Ф. Содербаум и Б. Хеттне выделили три основных фактора, давшие толчок появлению «нового» регионализма в системе международных отношений. В первую очередь, они выделяют так называемую социальную теорию, смысл которой заключается в отказе от главенствующей роли государства. Вторым важным фактором, по мнению исследователей, является социальный конструктивизм. Согласно их мнению, в мировом сообществе регион стали воспринимать как социальную конструкцию, иначе говоря, как нечто конструируемое и осознавать, что нет определенного заданного региона, его можно создать на основе идентичности и общих интересов. И третий фактор – это зарождение исследований теоретической регионализации компаративным методом. Сравнительный подход позволил ученым в этой области выйти на новый уровень и более детально изучить отдельные примеры проявления регионализма, благодаря чему можно было выделить различия способов регионализации между государствами разных регионов . Практически все ученые согласны с тем, что «новый регионализм» возник в 80-90-е годы XX века, когда произошла децентрализация существовавшей мировой системы.
Под «новым» регионализмом Китая подразумевается его «надгосударственный» регион, который выходит за пределы китайского государства. Его реализация основана на концепции «глобализирующегося китайского региона», которая в свою очередь осуществляется путем создания добрососедских отношений, дружественных Китаю соседей, безопасного для страны окружения, а также распространения геоэкономического и геополитического влияния КНР. Открытая политика и мягкая сила лежат в основе всех этих процессов, осуществляемых правительством Китая. Иначе говоря, «новый» регионализм Китая расширяет границы социокультурного, экономического и политического пространства Китая.
История становления «нового» регионализма Китая неразрывно связана как с влиянием общемировых процессов, так и с внутренними факторами. До 2002 года политические лидеры Китая акцентировали свое внимание преимущественно на создании окружения страны, которое способствовало бы модернизации КНР и ее региональному лидерству. В 2003 году Китаем была озвучена идея о «мирном возвышении Китая» в качестве азиатского лидера на глобальном уровне . Новое поколение лидеров Китайской Народной Республики во главе с Ху Цзиньтао интерпретировали военно-политическую стратегию страны как политику, основанную на концепции «нового регионализма», которая обеспечит регионализацию благодаря принципам использования мирных инструментов во внешней политике. Приход к власти Си Цзиньпиня привел к усилению значимости процесса регионализации, в частности, посредством экономического сближения и укрепления дружественных отношений. Как мы можем наблюдать, в настоящее время, концептуальные подходы Си Цзиньпиня раскрывают понятие «новый регионализм» как процесс регионализации с использованием мягкой силы и без принуждения какой-либо страны, а также увеличивают роль концепции «нового регионализма» во внешнеполитической деятельности страны.
Одним из направлений политики «нового» китайского регионализма является пространство «периферийной дипломатии». В целом «периферийную дипломатию» Китая можно охарактеризовать как дружественную политику по отношению к близлежащим государствам, которая нацелена на усиление лидерства Китая в регионе посредством наращивания экономической взаимозависимости. Основные средства для реализации «периферийной дипломатии» Си Цзиньпин изложил своем выступлении в октябре 2013 года . Для эффективной реализации данной политики Китай выделил отдельные географические области своей периферии, для каждой из которых необходим особый подход. Каждый субрегион имеет свое особое значение для внешней политики Китая.
Китайский «новый» регионализм охватывает также пространство СНГ. Особый интерес у Китайской Народной Республики на постсоветском пространстве вызывают страны Центральной Азии. Проект, инициированный правительством Китая как инструмент по углублению сотрудничества с периферийными странами – «Экономический пояс Великого шелкового пути» – охватывает весь центрально-азиатский регион. В рамках реализации проекта уже началось строительство железных дорог по различным маршрутам, некоторые из них завершены. Так, например, в начале 2017 года был запущен первый поезд из Китая в Великобританию, маршрут которого пролегает через Казахстан, Россию, Беларусь, Польшу, Германию, Бельгию и Францию. Длина данного маршрута равна 12 тыс. км . Также завершено строительство железной дороги Китай-Казахстан-Туркменистан-Иран. Этот путь является наиболее кратчайшим, связывающим Китай со странами Персидского залива . Так, например, Казахстан заинтересован в вышеобозначенном проекте, так как после окончательного завершения строительства Нового Шелкового пути транзит станет для Казахстана одним из главных источников дохода. Казахстан также сможет благодаря проекту более быстро выходить на иностранные рынки, кроме того, возможно увеличение числа торговых партнеров нашей страны.
Стратегически важным партнером для Китая среди стран СНГ является также Россия. Китайское правительство смогло добиться того, что Россия стала участвовать в проекте «Экономический пояс Великого шелкового пути», и сейчас активно взаимодействует с ним в рамках его реализации. Необходимо отметить, что после того, как Китай озвучил идею о воссоздании Шелкового пути, эксперты и политики заговорили об угрозе существования ЕАЭС, о том, что проект влечет за собой конфликт Китая с РФ. Отмечалось, что китайский проект «Экономический пояс Шелкового пути» может перетянуть страны Центральной Азии, которые также являются действующими членами, либо потенциальными членами ЕАЭС. Имел место риск потери интереса с их стороны к ЕАЭС и перенаправления усилий на проект Китая. Но китайское правительство не заинтересовано в создании конфликтных ситуаций и ухудшения отношений с Россией, именно поэтому Китай стремится найти общие интересы для совместной работы по их продвижению.
В целом нынешняя политика по отношению к периферийным государствам направлена на укрепление сотрудничества с ними в различных областях, в частности, в экономической, социально-культурной и политической областях. Осуществляет КНР свою новую политику, базируясь на четырех основных принципах: «близость», «серьезность», «взаимная выгода» и «всеохватность».
Для самого Китая, безусловно, политика «нового» регионализма несет больше плюсов, чем минусов. В частности, реализация инициативы «Один пояс, один путь» создает благоприятные условия для осуществления быстрой торговли с меньшими затратами. Вместе с тем, КНР сможет решить проблемы энергетической безопасности. Большая часть стран, охваченных политикой «нового регионализма», являются поставщиками важных энергоресурсов. Улучшая отношения с этими странами, увеличивая с ними товарооборот, Китай может способствовать увеличению поставок энергетических продуктов. Таким образом, решается проблема острой нехватки топлива и энергетики в быстрорастущем Китае. Кроме того, китайские предприниматели в основном вливают свой капитал в энергетический сектор экономики других государств. Так как увеличивается объем ПИИ (прямых иностранных инвестиций) Китая в эти страны, следовательно, увеличивается возможность поставки большего объема энергоресурсов в КНР. Говоря об увеличении ПИИ Китая в другие страны, можно привести следующие данные. Так, в 2012 году общий объем ПИИ из КНР в другие страны составляла 88 млрд долларов, в 2013 году этот показатель достиг 101 млрд долларов, в 2015 году – 118 млрд долларов, и наконец, в 2016 году – 134,22 млрд долларов . Среди положительных последствий осуществления проекта «Один пояс, один путь» для Китая – рост эмиграции китайских граждан в соседние страны, благодаря чему имеется потенциал для решения проблемы перенаселения в Китае.
Отметим, что в Китае полагают, что культурная составляющая является важной частью успешной регионализации. Ху Цзиньтао на очередном съезде КПК заявил о том, что культурный аспект является важным фактором «нового регионализма» и государственной мощи. Китай стремится распространять свою идеологию в соседних странах для того, чтобы они следовали ей, и она не казалась им «чуждой» при развитии экономических, политических и других отношений. Как утверждают В.А. Абрамов и Т.Н. Кучинская в своей совместной статье, китайское правительство всегда придавало особое значение культурной сфере во внешней и внутренней политике. Они отмечают, что Китай видит в китайских культурных ценностях, вернее в их унификации и распространении, императив всего процесса регионализации . Таким образом, мы видим, что Китай, реализуя свою концепцию «нового регионализма», опирается не только на экономическую сферу, но и стремится развивать культурные связи.
Ирина Троян, изучая культурный аспект «нового регионализма» Китая, выделяет пять областей, по которым осуществляется данная политика: активизацию инвестиционной политики страны и оказание помощи другим странам; миротворческую деятельность и оказание гуманитарной помощи; сферу образования и обмена знаниями; сферу принятие мер по улучшению ведения многосторонней дипломатии; область дипломатии (встречи и визиты) .
Среди положительных последствий социокультурного аспекта политики «нового» регионализма – обмен студентами и квалифицированной рабочей силой. Благодаря самым разнообразным стипендиальным и другим привлекательным программам студенты из этих государств, имеют возможность получить качественные знания в ведущих университетах Китая. Кроме того, мигранты из Китая могут способствовать решению проблемы нехватки рабочих сил и развитию местной экономики в таких странах, для которых характерен низкий уровень демографии. Также к плюсам можно отнести то, что увеличение числа туристов из Китая приумножает доходы, которые поступают из туристического сектора в бюджет страны. Например, одним из самых посещаемых стран китайскими туристами в 2016 году стал Таиланд. Число туристов из Китая в этот год составил около девяти миллионов человек. Эксперты одной из швейцарских финансовых компаний Credit Suisse, отметили, что рост числа китайских туристов в Таиланде на 30% увеличивает рост ВВП Таиланда на более чем 1,5%.
Наряду с положительными последствиями политики «нового регионализма» для стран, в отношении которых эта политика проводится, необходимо говорить и о рисках. Среди возможных рисков – уменьшение конкурентоспособности национальных предпринимателей и производств в периферийных странах, отрицательное торговое сальдо, потеря национальной идентичности за счет увеличения притока китайских иммигрантов, рост безработицы как результат увеличения количества мигрантов из Китая, развитие трансграничной преступности, увеличение числа нелегальных мигрантов и др. При всех плюсах политики «нового» регионализма существуют и негативные последствия данного курса и для самого Китая. Слишком высокая активность в экономической сфере, отрицательное ее влияние на местное предпринимательство могут дать обратную реакцию со стороны этих стран и снизить привлекательность сотрудничества с КНР. Иначе говоря, для защиты своих бизнес-секторов, а также для защиты национального производства, государства могут начать вводить протекционистские меры и ограничить торговлю товарами и услугами с Китаем, а также поток инвестиции из этой страны.
Отметим, что, реализуя сегодня политику «нового регионализма», Китай стимулирует развитие сотрудничества государств по многим направлениям – экономика, культура, безопасность и политика. Здесь можно проследить тенденцию усиления сотрудничества в разных областях шаг за шагом. Вместе с тем, два главных аспекта, на которые делает упор Китай, экономический и социокультурный.