Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Российско-французские отношения в сфере европейской безопасности
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ И РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ 6
1.1. Геополитические цели России и Франции 6
1.2. Внешнеполитический потенциал России и Франции, содержание доктринальных документов выбранных стран 12
1.3. Влияние системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между Россией и Францией в системе европейской безопасности 27
2.1. Особенности геополитических и военно-стратегических интересов России и Франции 31
2.2. Способы реализации геополитических стратегий России и Франции 35
2.3. Роль и влияние Франции в Европе 46
2.4. Российско-французские отношения в рамках противостояния НАТО и России 48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 56
Введение:
Триста лет тому назад, в 1717 году, русский царь Петр посетил Париж. Эта дата стала отправной точкой для постоянных отношений между Россией и Францией. Отношения эти знали взлеты и падения. И сегодня вряд ли назовешь их самыми хорошими. Однако, несмотря на все нынешние сложности, Париж и Москва, похоже, «обречены» на сотрудничество.
Россия нацелена на конструктивный диалог с Францией, но та, в свою очередь сильно зависит от европейских соседей, а также учитывает нюансы внешней политики США, в связи с чем довольна переменчива в своих воззрениях.
Прежде всего, надо помнить о том, какую роль для французов играет внешняя политика. Франция не отказалась от своей роли на мировом поприще, она — ядерная держава, постоянный член Совета Безопасности ООН, борется с терроризмом силами военных. Франко-германский альянс — в центре сотрудничества в Европе. Все опросы показывают, что французы хотят сохранить членство в ЕС, потому что осознают основную роль Евросоюза в благополучии своей страны.
Вопрос НАТО во Франции не обсуждается (кроме крайне левых), отношения с Америкой довольно непростые. Необходимость лавирования между Россией и США заставляет придерживаться политики голлизма.
Гений де Голля состоял в подписании соглашения с Советским Союзом о партнерстве, но не выбирая между США и СССР, презюмировалось, что Франция и Европа идут по своему пути, соблюдая баланс и уважая свои интересы.
Между Россией и Францией осуществляется тесное взаимодействие в сфере обеспечения безопасности и борьбы с внешними угрозами.
В борьбе с радикальным джихадизмом франко-российское сотрудничество находится на высоте. Оно никогда не прекращалось и укрепилось, между ведомствами и службами стран проводится очень насыщенный обмен, поскольку они сталкиваются с одной и той же проблемой.
Россия поддерживала Францию в антитеррористической борьбе в странах Африки. Сотрудничество осуществляется в борьбе с ИГИЛ.
Безусловно, между странами возникают и противоречия, например, Франция против того, что Россия поддержала наступление сирийской армии в Алеппо, но поддерживает российскую попытку вместе с Турцией и Ираном добиться общего прекращения огня и решить кризис путем политических переговоров.
Актуальность исследования обусловлена ростом напряжения отношений Евросоюза и России на международной арене.
Объект исследования – межгосударственные отношения России и Франции в системе международной безопасности.
Предмет исследования – процесс формирования вектора отношений России и Франции в системе международной безопасности.
Цель исследования – анализ взаимодействия России и Франции в системе европейской безопасности на современном этапе.
Для достижения указанной цели будут решаться следующие задачи:
– изучить особенности государственной политики Франции и России в области защиты собственных национальных интересов на международной арене;
– выявить основные геополитические цели России и Франции;
– проанализировать внешнеполитический потенциал выбранных стран;
– изучить содержание доктринальных документов выбранных стран;
– определить влияние системы сдержек и противовесов во взаимоотношениях между Россией и Францией в системе европейской безопасности.
Теоретическая значимость исследования заключается в определении и анализе развития отношений России и Франции в условиях напряженности отношений Евросоюза и России.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование и полученные на его основе выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности по совершенствованию внешней политики России и российско-французских отношений.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
Подводя итог можно отметить, что история дипломатических отношений России и Франции очень длительная и берет свое начало в 1717.
На сегодняшний день назвать Францию надежным союзником России достаточно сложно, безусловно у стран и схожие интересы и точки соприкосновения, однако, каждый идет своей дорогой.
Францию можно назвать международным актором — сильным игроком, но в тоже время она сильно зависит от европейских соседей и мнения США.
Страна является нестабильной и внутри себя — массовые беспорядки, недовольство деятельностью властей – все это ослабляет страну, подрывает ее экономический потенциал.
Необходимо отметить, что многопартийность и смена президентов по большей части негативно сказывались на отношениях с Россией.
Исторически сложившееся поведение Франции свидетельствует о том, что она жаждет политической независимости, что во многом и обусловило ее выход из НАТО, но понимая, что существовать в изоляции невозможно, страна примкнула к этому блоку снова.
Однако поиск сильного соседа или партнера продолжается, таким партнером может стать Россия, недаром в политических и экономических кругах Франции высказывается необходимость отмены санкций против России и налаживания конструктивного диалога.
Обеими странами осознается необходимость борьбы с терроризмом, установления мирных добрососедских отношений в воюющих странах, в связи с чем проведение совместных спецопераций может принести положительные плоды.
В то же самое время политологи прогнозируют ухудшение отношений между Россией и Францией, что связано с вышеуказанными факторами.
Франция не хочет зависеть от США, но при этом не хочет зависеть и от России, желая установить равноправные отношения.
Однако равноправные отношения предполагают взаимовыгодное сотрудничество в экономическом, политическом, военно-стратегическом аспекте.
Что может предложить Франция России на данный момент довольный спорный вопрос, именно поэтому противоречия не позволяют странам установить стабильные отношения, независящие от внешней конъюнктуры, развитие дальнейших событий можно наблюдать только в динамике.
Фрагмент текста работы:
. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ФРАНЦИИ И РОССИИ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ СОБСТВЕННЫХ НАЦИОНАЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ НА МЕЖДУНАРОДНОЙ АРЕНЕ
1.1. Геополитические цели России и Франции
Россия уникальная страна не только в плане политического, экономического, социокультурного устройства. Это также геополитически уникальная страна, наследница великих геополитических устремлений народов и территорий прошлого.
Многие политические структуры были поглощены Россией и стали частью геополитических векторов, передали на более высокий уровень свое видение экспансии в направлении внутрь России и вне России. Сложились крупные геополитические зоны влияния там, куда Россия наступала и там, где Россия отступала.
Геополитической целью России до 2070 года является утверждение многополюсной модели устройства мира на основе формирования геополитической биполярности за счет создания евразийского континентального союза в качестве баланса атлантическому, исключив тем самым возможность создания любых форм монополярного мира.
Эта цель достигается решением следующих основных геополитических задач:
1. Разработка и внедрение в сознание национальных элит (духовных, научных, политических и экономических) концепции многополярного мироустройства .
2. Возрождения России, как геополитического центра силы.
3. Формирования континентального евразийского блока стран, который был бы способен эффективно противостоять установлению монополярного мира, а также содействие формированию геополитических союзов стран, ориентирующихся на многополярный мир в Южной Америке и на Ближнем Востоке, с созданием на их основе в дальнейшем оси Южная Америка — Ближний Восток — Евразия (Южноамерикано-евразийская геополитическая ось).
4. Нейтрализации (парировании) действий, направленных на создание монополярного мира с формированием основ многополярного мироустройства.
5. Формирование мировых систем управления и безопасности, а также международной нормативно-правовой базы, обеспечивающих развитие Цивилизации в целом на пути становления многополюсного мира с равноправным развитием всех цивилизаций в условиях цивилизационной взаимопомощи.
Россия является сильным игроком на мировой арене, в связи с чем иные страны желают сотрудничать в самых разных сферах.
Так в Монтевидео состоялась встреча замглавы Министерства обороны РФ генерала-полковника Александра Фомина и главы Минобороны Уругвая Хорхе Менендеса. В ходе переговоров представители двух стран договорились продолжать и активно развивать сотрудничество государств.
Как подчеркнул Александр Фомин, Уругвай является для России важным партнером на протяжении уже долгого времени, в том числе и в военной сфере .
При этом он отметил, что у наших стран схожие точки зрения на большинство основных проблем современности.
Полковник в отставке, военный обозреватель «ТАСС», эксперт Виктор Литовкин в беседе с корреспондентом издания «Слово и Дело» объяснил, насколько важно для России укреплять подобные международные связи в военной сфере с различными странами.
«Надо всегда помнить, что страны Латинской Америки покупают у нас вооружение и автомобили, в том числе и Уругвай. Например, Венесуэла закупила у нас бронетехники, авиации на 12 млрд долларов. Уругвай, Бразилия, Чили, Перу также покупают у нас военную технику.
Опять же, для того чтобы осваивать нашу боевую технику, они должны этому учиться. А где они могут учиться? Только у России. Они должны присылать сюда своих офицеров, или наши офицеры, инструкторы должны поехать туда и обучить всему необходимому.
В целом мы заинтересованы в продвижении нашей техники в Латинской Америке, потому что, в первую очередь, если там будет наша техника, то не будет американской. Продажа техники и военно-техническое сотрудничество — это всегда политическое влияние той страны, которая оказывает такие услуги. И мы заинтересованы в том, чтобы эти страны дружили с нами, а не использовались Соединенными Штатами против нас», — говорит эксперт.
Кроме того, Виктор Литовкин подтвердил, что глава Минобороны России Сергей Шойгу уделяет большое внимание развитию сотрудничества с другими странами в военной сфере, и это уже дает положительные результаты.
«Безусловно, уделяет огромное внимание. Сейчас проходят учения «ИНДРА-2018» в Индии, а перед этим у нас были масштабные учения «Восток-2018», в которых принимали участие 3,5 тысячи китайских военнослужащих. У нас совместные учения в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), совместные учения в Организации договора коллективной безопасности на территории России и на территории стран, которые входят в эту организацию. Совместные учения с другими государствами все время происходят. Чем больше мы будем дружить и сотрудничать с другими странами, тем меньше эти страны будут настраиваться против нас со стороны США», — подчеркивает военный эксперт.
Россия является важным региональным и мировым игроком, с которым нужно сотрудничать и налаживать более тесную координацию, особенно в сфере борьбы с терроризмом, заявил глава исполнительной власти (премьер-министр) Исламской Республики Афганистан Абдулла Абдулла.
«Российская Федерация является важным региональным и мировым игроком. Она способствовала организации ряда конференций в Москве, посвященных поддержке мирного процесса, не говоря уже о той роли, которую она играет в рамках ШОС. Угрозы, с которыми мы боремся, например, терроризм, стоят перед среднеазиатскими республиками, а также перед Россией. А потому важно сотрудничать и налаживать более тесную координацию», — приводит издание слова премьер-министра Афганистана .
Оценивая перспективы экономического и социального сотрудничества двух государств, Абдулла подчеркнул, что правительство Афганистана приветствует участие российских компаний в восстановлении его страны.
«Россия предоставляет стипендии нашим студентам, которые обучаются по различным направлениям. Это важно для нас. Торговля между Афганистаном и Россией находится на хорошем уровне, но у нее есть возможности для роста. Мы также приветствуем участие российских компаний в восстановлении страны. Как я уже сказал, вопросы безопасности вызывают много беспокойства, но у нас большой потенциал», — заявил премьер-министр Афганистана.
При этом он обратил внимание на то, что у России и Афганистана уже «налажен хороший диалог».
«Сегодня (то есть на саммите глав правительств стран ШОС 1 декабря — «Известия») у меня была возможность пообщаться с премьер-министром [Дмитрием] Медведевым, а ранее в Москве я провел переговоры с секретарем российского Совета безопасности [Николаем] Патрушевым. Мы обсуждали разные вопросы и продолжим это делать. Мне кажется, мы сходимся в том, что террористические группировки для нас — общая угроза «, — добавил Абдулла.
По его мнению, России и Афганистану «нужно найти пути, как с ними (террористическими группировками — ИФ) справиться».
«Как минимум нам нужно иметь единое мнение и видение ситуации. И я надеюсь, у нас оно будет. В наших интересах делиться информацией, думать, что можно сделать. Кроме того, у Москвы есть влияние на некоторые страны, которые поддерживает «Талибан» (запрещено в РФ — ИФ). Это также открывает окно возможностей. Вот они, эти рамки сотрудничества», — отметил премьер-министр Афганистана.
Франция занимает очень выгодное геополическое положение, эта стана занимает значительное и во многом уникальное место в европейской и мировой политике.
На всём протяжении своей истории игравшая далеко не последнюю роль в Европе, одна из семи ведущих экономически развитых стран, постоянный член Совета Безопасности ООН, обладательница ракетно-ядерного потенциала и активная участница западноевропейской интеграции с 1960-х годов пыталась занять автономное положение в биполярной структуре Европы и начала проводить курс, нацеленнный на её постепенную реорганизацию.
Франция граничит с пятью странами Европейского Союза и со Швейцарией, а туннель под Ла -Маншем соединяет ее с Великобританией. На западе Франция омывается Атлантическим океаном (Бискайский залив и пролив Ла-Манш), а на востоке Средиземным морем.
У Франции есть две амбиции – сохранить свою стратегическую автономию, а также построить сильную Европу.
Париж придает важное значение поддержке и обновлению своего потенциала ядерного сдерживания. Такая стратегическая автономия является важнейшим вопросом, что позволяет Франции единолично принимать решения, касающиеся защиты ее национальных интересов.
Будучи технологической мощью, Французская Республика имеет большие амбиции в области новых технологий. На сегодня во Франции существует более 4000 малых и средних оборонных предприятий, где работают около 200 тысяч специалистов. Технологическое первенство является важным элементом поддержания сбалансированного сотрудничества с партнерами, прежде всего европейскими.
В то же время Германия определяется основным партнером в сфере общей европейской безопасности. Стратегический обзор констатирует увеличение двустороннего сотрудничества между Парижем и Берлином на всех фронтах.
В вопросах обмена разведданными к Германии добавляется и Великобритания, создавая, таким образом, по мнению Парижа, основополагающий треугольник безопасности в Европе.
Согласно Стратегическому обзору, следует ожидать большего открытия Франции в сотрудничестве в рамках ЕС и НАТО, но не стоит переоценивать его, поскольку, скорее всего, такое открытие ограничится географически наиболее близкими Франции странами, такими как Германия, Италия, Испания и Великобритания.
Франция также будет больше прибегать к помощи своих союзников, особенно в вопросах стратегических перевозок. Стоит также ожидать определенного рода небольших коалиций в случае необходимости проведения военной операции, хотя, вероятно, это не коснется стран, где у Франции есть исторически сложившееся военное присутствие.
Однако что касается операции «Бархан» в Мали, то тут Франция будет искать другой формат и стремиться к большей вовлеченности международных организаций и стран региона.
И наконец, важным для Украины является то, что Россия и ее агрессивные действия четко признаются как угрозы безопасности на континенте. Хотя здесь не стоит ожидать каких-либо существенных сдвигов, поскольку Россия до сих пор не воспринимается Францией как значительная угроза ее национальным интересам