Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Российско-египетские отношения 2000-2019 года. Основные направления и особенности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 9
ГЛАВА 1. ЕГИПЕТСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000-2011) 15
1.1. Концептуальные основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке 15
1.2.Политика России в отношении Египта до событий «арабской весны» 21
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ОТНОШЕНИЙ РФ И ЕГИПТА В 2011-2013 ГГ. 27
2.1. Факторы политики РФ в отношении Египта при Мухаммеде Мурси 27
2.2. Торгово-экономические двусторонние отношения 33
2.3. Взаимодействие России и Египта в культурно-гуманитарной сфере 37
ГЛАВА 3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РОССИЙСКО- ЕГИПЕТСКИХОТНОШЕНИЙ 43
3.1. Дипломатия на высшем уровне в российско-египетских отношениях 43
3.2. Российско-египетское военно-политическое сотрудничество 55
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Современные международные отношения находятся в состоянии глубокой трансформации. Формирование новой системы международных отношений сопровождается процессами изменения баланса сил между ведущими державами мира как на глобальном, так и на региональном уровне.
Одним из регионов, где происходят вооруженные конфликты и сталкиваются интересы различных центров силы, стал Ближний Восток, а державой, которая возвращает себе утраченные после «холодной войны» позиции, стала Российская Федерация.
Отношения с Египтом всегда рассматривались в качестве одного из приоритетов ближневосточной политики России, а в процессе становления и реализации внешнеполитического курса России Арабская Республика Египетвсегда имела статус одного из привилегированных партнеров.
Активно стремясь к развитию и укреплению политических отношений со странами арабского мира, Россия в настоящий период пытается воспользоваться ослаблением влияния США в ближневосточном регионе, чтобы позиционировать себя в качестве альтернативной силы.
В этой связи Египет, являясь ключевым государством арабского мира, стал одним из привилегированных партнеров России на ближневосточной арене. В пользу Египта говорит и его способность оказывать высокую степень влияния на ближневосточную региональную систему международных отношений и играть исключительно важную роль на Ближнем Востоке.
Египет в силу своего геостратегического положения, экономического потенциала всегда являлся достаточно важным внешнеполитическим партнером России.
Хронологические рамки исследования охватывают период с 2000 по 2019 г., то есть с прихода к власти президента России В.В.Путина и до настоящего времени.
Цe‏лью исслe‏дования являe‏тся выявлe‏ниe‏ особe‏нностe‏й и основных направлe‏ний развития российско-египетских отношений в 2000-2019 годах.
Достижe‏ниe‏ названной цe‏ли прe‏дполагаe‏т рe‏шe‏ниe‏ слe‏дующих исслe‏доватe‏льских задач:
— рассмотреть концептуальные основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке;
— охарактеризовать политики России в отношении Египта до событий «арабской весны»;
— проанализировать факторы политики РФ в отношении Египта при Мухаммеде Мурси;
— охарактеризовать торгово-экономические двусторонние отношения;
— показать взаимодействие России и Египта в культурно-гуманитарной сфере;
— рассмотреть дипломатию на высшем уровне в российско-египетских отношениях;
— проанализировать российско-египетское военно-политическое сотрудничество;
— охарактеризовать энергетический фактор в развитии двусторонних связей.
Объект исследования — внешняя политика Российской Федерации на Ближнем Востоке.
Прe‏дмe‏т исслe‏дования – основныe‏ направлe‏ния и особe‏нности политики России в отношении E‏гипта в2000-2019 годах.
Источниковая база исследования. В процессе работы были использованы несколько видов источников. К первой из них относятся нормативно-правовые документы, такие как Концепция внешней политики Российской Федерации , Стратегия национальной безопасности Российской Федерации , в которых излагаются основы ближневосточной политики страны, Договор между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет о всестороннем партнерстве и стратегическом сотрудничестве, Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о создании и обеспечении условий деятельности Российской промышленной зоны в Экономической зоне Суэцкого канала Арабской Республики Египет, Протокол между Правительством Российской Федерации и Правительством Арабской Республики Египет о военно-техническом сотрудничестве .
Ко второй группе относятся публицистические источники, среди которых следует выделить выступления президента России В. Путина , его коллег из Египта , официальную информацию и заявления пресс-службы Президента России и МИД РФ .
К третьей группе источников относятся статистические данные, прежде всего информация о торгово-экономическом сотрудничестве двух стран .
Использование данных видов источников позволило комплексно изучить основы двухсторонних отношении России и Египта. Рассмотрение межгосударственных соглашений позволило отразить практическую сторону их отношений.
Стe‏пe‏нь научной разработанности тe‏мы. В ходе исследования были изучены материалы касательно всего комплекса российско-египетских отношений. В этой связи целесообразно разделить их на несколько групп.
В первую группу входят материалы отечественных специалистов, которые освещают политику России на Ближнем Востоке и отношения с Египтом. К ним относятся труды таких авторов, как Э. Аветисян , Д. Тренин , в которых рассматривается политика России на Ближнем Востоке; в работах Е. Бирюкова , А. Калашниковой , А. Подцероба рассматриваются российско-египетские отношения;, И. Звягельская анализирует феномен «арабской весны»; В. Наумкин характеризует динамику процессов на Ближнем Востоке и роль Египта; А. Федорченко анализирует особенности ситуации в Египте после революции 2011 года.
Во вторую группу входят исследования зарубежных специалистов, таких как Дж. Сладден, Б. Вассер, Б. Коннабл, С. Гран-Клемент , Д. Кожанов , в которых анализируется политика России на Ближнем Востоке. Российско-египетские отношения рассматриваются в работах Мохаммед Абуд Хассан Ахмеда , Б. Цибельмана и Р. Шейкера , Г. Афтандильяна . С. Рамани , И. Фарак рассматривают российско-египетские отношения в контексте традиционных связей Египта и США. В работах Ш. Шей , Х. Хассана анализируется военно-техническое сотрудничество РФ и АРЕ. В материалах эксперта центра Карнеги А.Эльхадиди и Вашингтонского института А. Эль-Адави рассматривается внешнеполитическая стратегия Египта и ее динамика в условиях внутриполитической нестабильности и геополитической трансформации Ближнего Востока.
Мe‏тоды исслe‏дования. В рамках систe‏много анализа былиспользован структурно-функциональный мe‏тод для изучe‏ния отношений России и Египта как цe‏лостного явлe‏ния в соврe‏мe‏нных мe‏ждународных отношe‏ниях. Систe‏мный подход позволяe‏т выявить матрицу двусторонних отношений: внутрe‏ннюю логику соподчинe‏ния и взаимосвязи основных элe‏мe‏нтов систe‏мы, e‏e‏ структуры, направлe‏нности и формата проявлe‏ния в мe‏няющe‏йся внe‏шнe‏й срe‏дe‏, а такжe‏ дать проблe‏мно-хронологичe‏ский анализ прe‏дмe‏та исслe‏дования в конкрe‏тно-историчe‏ском контe‏кстe‏. Мe‏тод сопоставитe‏льного анализа используe‏тся для выявлe‏ния общe‏го и особe‏нного в концe‏пциях внe‏шнe‏й политики двух стран.
Структура работы и e‏ё объём. Работа состоит из ввe‏дe‏ния, трe‏х глав, заключe‏ния, списка источников и литературы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Внешнеполитическая стратегия Российской Федерации опирается на историю и влияние СССР. В основе региональной политики лежит возвращение утраченных после холодной войны позиций. Для этого Россия формулирует широкий круг интересующих ее вопросов – от безъядерной зоны до борьбы против терроризма. Ключевым аспектом вовлеченности России является ее военное присутствие. Как и в период Советского Союза, Российская Федерация сделала ставку на военное превосходство как средство закрепления своего влияния. С 2015 года в центре региональной политики Москвы находится Сирия, где она располагает военными базами и мощной группировкой, сделавшей ее главным актором продолжительного конфликта.
У российско-египетских отношений имеются хорошие исторические основы. Несмотря на периоды подъемов и спадов, двусторонние связи никогда не полностью прерывались. Исторический фундамент позволил российско-египетским отношениям быстро выйти на подъем в начале 21 века. Можно отметить, что у РФ и АРЕ имеются как совпадающие, так и несовпадающие интересы на Ближнем Востоке, однако все же, по большинству региональных проблем, в том числе по палестино-израильскому конфликту, позиции в основном совпадают. Период 2011-2013 годов ознаменовался попытками стратегических изменений внешней политики Египта. Восстанавливались политические связи с Россией, рос торговый оборот, однако договоренности по стратегически важному вопросу конфликта в Сирии были бесцеремонно нарушены, вызвав дефицит доверия.
Отсутствие опыта руководства страной, слабое понимание ее национальных интересов и предпочтение интересов «Братьев-мусульман» привело страну к кризису, который завершился свержением правительства М. Мурси и его арестом.
Период президентства М. Мурси пришелся на один из наиболее тяжелых этапов в истории современного Египта. Процессы дестабилизации и тяжелый экономический кризис послужили негативным фоном для всестороннего улучшения отношений. Можно отметить, что на повестке дня руководства АРЕ в этот период обязательно присутствовал пункт о внешних заимствованиях.
Общая ситуация в Египте сказывалась и на связях с Россией. Можно наблюдать определенные положительные тенденции, в частности, положительный для РФ торговый баланс, небольшой, но устойчивый рост торгово-экономического сотрудничества, прорыв в сфере туризма, однако все это было далеко от имеющегося между странами потенциала.
Сфера культурно-гуманитарного сотрудничества занимает свою нишу в отношениях России и Египта. В этой сфере Российская Федерация опирается на созданный ею инструментарий «мягкой силы» во главе с Россотрудничеством, которое выступает своего рода «зонтичной организацией» в сфере культуры. В свою очередь, в состав Россотрудничества в Египте входят два Российских центра науки и культуры, которые и несут основную нагрузку развития отношений в культурно-гуманитарной сфере. Со стороны Египта работа в этом направлении гораздо менее активна и систематизирована.
После завершения периода революционных событий в Египте в отношениях между Российской Федерацией и Арабской Республикой Египет стала вырисовываться тенденция поступательного роста. Регулярные контакты глав государств стали отражением нового этапа развития сотрудничества. Качественный рост произошел не только на двустороннем уровне взаимодействия между государствами, где можно, в частности, отметить торгово-экономические отношения и инвестиции России, прежде всего, в ядерный сектор и создание промышленной зоны, но и в плане взаимной поддержки действий, направленных на решение вопросов региональной безопасности на Ближнем Востоке и в Северной Африке.
Военно-техническое сотрудничество России и Египта, начиная с 2014 года, находится неизменно на подъеме. Оно проявляется как в регулярных встречах на уровне министров обороны, так и заключаемых соглашениях о поставках вооружений. При этом, объемы и качество российского оружия, поставляемого в Египет, неуклонно растут. Регулярно проводятся и совместные военные учения армий двух государств. В перспективе, возможно, российское оружие станет одним из главных в своих сегментах для армии Арабской Республики Египет.
Энергетический фактор является одним из ключевых в двусторонних отношениях Российской Федерации и Арабской Республики Египет. К настоящему времени энергетическое сотрудничество сосредоточено на трех основных аспектах — строительстве атомной электростанции, поставках российских энергоресурсов, инвестициях в разведку и добычу нефти и газа в Египте.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ЕГИПЕТСКИЙ ВЕКТОР ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2000-2011)

1.1. Концептуальные основы внешней политики РФ на Ближнем Востоке

Россия традиционно стремится играть ведущую роль на Ближнем Востоке. Еще в эпоху холодной войны в то время Советский Союз, наряду с Соединенными Штатами, определял основные направления региональных процессов. После распада СССР, в 1990-е годы, Российская Федерация фактически устранилась с Ближнего Востока как влиятельный актор. Как отмечает эксперт Центра Карнеги Д. Тренин, «отказавшись от военно-политического присутствия на Ближнем Востоке в начале Войны в Персидском заливе, Советский Союз утратил свои позиции не только в регионе, но и в мире» .
После 1991 года политические и экономические контакты России со странами Ближнего Востока были в основном свернуты, если не прерваны. Эта ситуация была обусловлена сочетанием материальных и идеологических причин. Внутренние экономические и политические потрясения 1990-х годов ограничивали экспортные возможности России и отвлекали внимание властей от вопросов внешней политики . Потеря украинских портов — главных торговых ворот СССР в Средиземное море также негативно повлияла на исторические связи .
Российская политическая элита рассматривала страну как часть западного мира, выстраивая идеологические приоритеты так, что Ближний Восток оставался отдаленной периферией. В результате к середине 1990-х годов арабские страны составляли всего 1% ежегодного товарооборота России .
Восстановление ее позиций началось уже в 21 веке и связано с президентством В.В. Путина. «Возвращая Россию на Ближний Восток, президент Путин собирается восстановить то, что было утрачено при Горбачеве: статус державы, чье влияние простирается за пределы бывшего СССР» .
Стратегические интересы России определяются в Концепции внешней политики страны. На Ближнем Востоке Москва рассматривает в качестве угрозы распространение экстремистской идеологии и активность террористических структур, «обусловленные как обнажившимися на фоне процессов глобализации системными проблемами развития, так и в значительной степени внешним вмешательством» .
Это уже привело к разрушению «традиционных механизмов государственного управления и обеспечения безопасности, увеличению масштабов незаконного распространения оружия и боеприпасов» . Эти тенденции используются различными экстремистскими силами.
В связи с чем в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации отмечается: «практика свержения легитимных политических режимов, провоцирования внутригосударственных нестабильности и конфликтов получает все более широкое распространение» .
Российская Федерация, содействуя укреплению региональной безопасности, «поддерживает создание зон, свободных от ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения, прежде всего на Ближнем Востоке» .
Также, Москва заинтересована в стабилизации обстановки на Ближнем Востоке, совместно прилагать усилия по нейтрализации угроз, «исходящих от международных террористических группировок, проводить последовательный курс на политико-дипломатическое урегулирование конфликтов в государствах этого региона на основе уважения их суверенитета и территориальной целостности, права самим определять свою судьбу без вмешательства извне» .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы