Методика преподавания иностранных языков Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Ролевая игра как средство профилизации на уроках иностранного языка в старших классах средней школы.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 7
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ 11
1.1 Цель, задачи и этапы формирования иноязычной коммуникативной компетентности у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы 11
1.2. Профилизация в старших классах средней общеобразовательной школы на уроках иностранного языка 15
1.3. Игровые технологии в образовательном процессе по иностранному языку на старшей ступени обучения 29
ГЛАВА 2. ТЕХНОЛОГИЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР КАК СРЕДСТВА ПРОФИЛИЗАЦИИ В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА 7
2.1. Методический анализ средств профилизации в УМК «Spotlight» для 10–11 классов (О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева) 43
2.2. Принципы организации ролевых игр на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы 53
2.3. Фрагменты уроков по организации профильного обучения с использованием ролевых игр на уроках иностранного языка в старших классах средней общеобразовательной школы 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 93

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Концепция реформирования российской школы закладывает в корне новые подходы к образовательному процессу, предлагая педагогам переориентировать внимание на формирование компетентностей обучающихся, отойдя от традиционных методик простого передачи знаний. Согласно требованиям ФГОС, новая школа должна работать на основе личностно ориентированной модели образования, в рамках которой будут максимально учитываться способности, потребности и интересы каждого ребенка.
В обучении иностранным языкам данный подход предполагает формирование у обучающегося способности успешно решать задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка, в соответствии с нормами и культурных традиций в условиях прямого и опосредованного общения. Прогрессирующее развитие международных контактов и связей в экономике, политике, культуре и других областях обуславливает ориентацию современной методики обучения иностранным языкам на реальные условия коммуникации.
Актуальность темы данной работы обусловлена тем, что, во-первых, одной из главных задач, которые ставятся сегодня обществом перед школой, является воспитание и образование высококультурного человека, который обладает коммуникативной компетенцией в актах межкультурной коммуникации, прежде всего через адекватное восприятие речи собеседника и оригинальных текстов, рассчитанных на носителей языка.
Во-вторых, как показывает практика преподавания иностранных языков, стандартные, традиционные формы обучения не всегда вызывают у обучающихся интерес к обучению, вследствие чего не дают эффективного результата. Каждый учитель хочет видеть в глазах своих учеников интерес, удивление, знания. Одним из альтернативных вариантов является применение интерактивного обучения, при которых каждый ученик чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность. Важной задачей учителя является создание на уроке иностранного языка реальных и воображаемых ситуаций общения, используя для этого различные приемы работы. Одним из таких приемов является сюжетно–ролевая игра, которая, по мнению многих педагогов, формирует у обучающихся устойчивую мотивацию к изучению учебного материала.
Дидактические возможности игровой деятельности исследовали Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, В. Сухомлинский, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин и другие учёные, по мнению которых игра, являясь естественной и привлекательной деятельностью для старших школьников, позволяет сделать учебную работу интересной, развивает коммуникабельность, воображение, познавательные способности, эмоциональную сторону личности. Методика использования игры на уроках иностранного языка в старшей школе раскрыта в трудах М.А. Арияна, К.М. Валуева, Н.А. Бурлаковой, Л.С. Пановой, В.М. Яниной и других учёных. Мы разделяем мнение этих учёных, утверждающих, что школа должна подготовить своих учеников к общению в реальных жизненных ситуациях, научить добывать знания самостоятельно.
Однако содержание обучения обучения иностранному языку в старших классах средней школы дифференцируется по двум направлениям: иностранный язык как базовый общеобразовательный предмет в классах неязыковых профилей; иностранный язык как профильный учебный предмет в классах филологического направления. При этом иностранный язык как базовый общеобразовательный предмет является обязательным компонентом всех видов профилей.
Основными средствами овладения иностранным языком являются УМК, разработанные согласно уровню стандарта на основе учебного материала, необходимого для овладения иноязычным общением. Однако качественное углубление знаний не всегда зависит от увеличения количества часов на изучение предмета, а в большей мере зависит от эффективности методов и средств обучения (педагогических технологий).
Мы считаем, что в научных публикациях, а также в учебно-методической литературе недостаточно полно изложены возможности использования сюжетно-ролевой игры как средства профилизации образовательного процесса в старших классах средней школы. В этом контексте современные УМК по иностранному языку для старших классов средней общеобразовательной школы требуют детального изучения.
Проблема данного исследования состоит в необходимости нахождения ответа на вопрос: каковы роль, место и возможности сюжетно-ролевой игры в профессионализации образовательного процесса по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы?
Актуальность, общественная значимость и важность решения выявленной проблемы обусловили выбор темы работы.
Объект исследования – процесс обучения иностранному языку в общеобразовательной школе.
Предмет исследования – профессионализация образовательного процесса по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы на основе использования сюжетно-ролевых игр.
Цель исследования – раскрыть роль, значение и возможности сюжетно-ролевой игры в профессионализации образовательного процесса по иностранному языку в старших классах общеобразовательной школы.
Согласно цели исследования определены его задачи:
‒ на основе теоретического анализа научных публикаций и учебно–методической литературы выяснить, какие средства позволяют наиболее эффективно использовать учебное время, отведённое учебным планом на изучение иностранного языка, для обеспечения освоения старшеклассниками необходимого объема профильного иноязычного материала;
‒ определить роль, место и возможности сюжетно-ролевой игры в профессионально ориентированном обучении иностранному языкув старших классах средней общеобразовательной школы;
‒ привести примеры использования сюжетно–ролевых игр на уроках иностранного языка в старших классах общеобразовательной школы.
Теоретическая значимость исследованиязаключается в уяснении роли, места и возможностей сюжетно-ролевой игры в профессионально ориентированном обучении иностранному языкув старших классах средней общеобразовательной школы.
Практическая значимость исследования заключается в методическом анализе средств профилизации в УМК «Spotlight» для 10–11 классов (О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева) и обосновании необходимости его использования для изучения английского языка учениками старших классов средней общеобразовательной школы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

1. На основе теоретического анализа научных публикаций и учебно-методической литературы установлено, что основной целью обучения иностранному языку является овладение языком как средством межкультурного общения на основе взаимосвязанного речевого, социокультурного и языкового развития обучающихся согласно их возрастным особенностям и интересам на каждом этапе изучения иностранного языка. Установлено, что современная система обучения иностранному языку должна быть ориентирована на личность ученика как субъекта этой системы, а процесс обучения иностранному языку должен стать процессом личностного развития ученика как участника межкультурной коммуникации.
2. Установлено, что профильное обучение является видом дифференцированного обучения, который предполагает учет образовательных потребностей, склонностей и способностей обучающихся согласно их профессиональному самоопределению и направлено на приобретение навыков самостоятельной научно–практической, опытно–поисковой деятельности.
В обучении иностранному языку профессионально ориентированный подход предполагает учет интересов обучающихся и их будущей профессии, а основными принципами профильного обучения иностранному языку являются межпредметная интеграция, многоуровневость и вариативность учебного материала.
3. Установлено, что использование сюжетно-ролевой игры на уроках иностранного языка в старших классах позволяет эффективно использовать и развивать те формы языка, которые необходимы для межкультурной коммуникации с носителями иностранного языка.
При этом задача педагога состоит в том, чтобы найти максимум педагогических ситуаций, в которых может быть реализовано стремление обучающегося к активной познавательной деятельности.
4. Установлено, что широкие возможности для использования возможностей сюжетно-ролевой игры предоставляют современные УМК по английскому языку, например, УМК «Spotlight» для 10–11 классов (авторы: О.В. Афанасьева, Д. Дули, И.В. Михеева и др.)
Перспективы дальнейших исследований в данном направлении мы видим в рассмотрении приемов использования сюжетно-ролевых игр при изучении специальных дисциплин будущими филологами и переводчиками.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО–МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РОЛЕВЫХ ИГР НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В СТАРШИХ КЛАССАХ СРЕДНЕЙ ШКОЛЫ

1.1 Цель, задачи и этапы формирования иноязычной коммуникативной компетентности у обучающихся старших классов средней общеобразовательной школы

Поскольку цели и задачи педагогической деятельности являются отражением общих целей и задач, стоящих перед обществом, их глубокое понимание должно пронизывать деятельность, как педагога, так и ученика.
Согласно современным представлениям об образовательном процессе, его основной целью является формирование у обучающихся ключевых компетентностей, обеспечивающих освоение социального и жизненного опыта, самореализацию и социальную адаптацию [14, с. 28]. Такой подход соединяет школу с реальным миром и теми потребностями, которые ставит перед человеком жизнь.
Под компетентностью необходимо понимать сочетание знаний, умений, навыков, способов мышления, взглядов, ценностей, личных качеств, определяет способность человека успешно осуществлять деятельность в новых непредсказуемых условиях [39, с. 8].
Анализ публикаций, посвящённых исследованию проблем теории и методики образования (Ю.Б. Рубина [43], А.П. Сковородникова [44], С.Д. Смирнова [46], Э.М. Короткова [31], И.Ю. Кулагина [33] и др.), позволил выделить такие группы компетенций:
‒ социальные, заключающиеся в готовности индивида брать на себя ответственность, быть активным в принятии решений, общественной жизни, урегулировании конфликтов ненасильственным путем, функционировании и развитии демократических институтов общества [43, с. 21];
‒ поликультурные, свидетельствующие о понимании непохожести людей, взаимоуважение к их языка, религии, культуры [44, с. 3];
‒ коммуникативные, предполагающие овладение важными в работе и общественной жизни устным и письменным общением, овладения несколькими языками [19, с. 32];
‒ информационные, обусловленные ростом роли информации в современном обществе и предусматривают овладение информационными технологиями, умением приобретать, критически осмысливать и использовать разнообразную информацию [33, с. 11];
‒ компетенции саморазвития и самообразования, связанные с необходимостью и готовностью постоянно учиться [31, с. 29];
‒ компетенции, реализуемых в стремлении и способности к рациональной продуктивной творческой деятельности [45, с. 22].
Согласно требованиям ФГОС ООО, новые образовательные программы для средних общеобразовательных учебных заведений РФ базируются на принципах коммуникативной направленности, что важно для обеспечения качества образования, и предлагает инструменты для переноса этого подхода в учебные программы [14; 19; 25; 27; 38 и др.].
Широкое использование в современном образовательном процессе электронных ресурсов позволяет получать новую информацию из различных социальных сетей в интерактивном режиме, быстрее её воспринимать и перерабатывать. Решению этих задач в полной мере способствует иностранный язык как обязательный учебный предмет, который, изучается со 2 по 11 класс во всех типах общеобразовательных учреждений, обеспечивающих общее среднее образование.
Согласно современным представлениям, иностранный – это тот язык, который изучается вне условий естественного существования и не используется наряду с родным языком в повседневной коммуникации [23, с. 25].
Таким образом, цель формирования иноязычной коммуникативной компетенции – научить обучающегося решать задачи взаимопонимания и взаимодействия с носителями изучаемого языка в соответствии с нормами и традиций культуры этого языка в условиях прямого и опосредованного контактов, использовать язык как средство межкультурного общения в диалоге культур и цивилизаций современного мира.
Основой иноязычной коммуникативной компетентности являются коммуникативные умения, развитие которых невозможно без овладения речевыми средствами реализации устного или письменного высказывания.
Система обучения иностранному языку представляет собой совокупность основных компонентов учебного процесса, которые определяют отбор иноязычного материала для занятий, формы его представления, методы и способы обучения, а также способы его организации. Учитель, учитывая особенности учебной деятельности учащихся конкретного класса, их отношение к учению, уровень сформированности учебных умений, сложность материала, принадлежащего обработать, конкретизирует цели обучения через определение практических, образовательных, развивающих и воспитательных задач.
На основе анализа публикаций (Рахимова [31, с. 95], А.П. Сковородников [32, с. 34] и др. ) нам удалось выяснить, что иноязычная коммуникативная компетентность формируется на основе взаимосвязанного речевого, социокультурного и языкового развития обучающихся согласно их возрастным особенностям и интересам на каждом этапе изучения иностранного языка.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы