Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Международные отношения

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль Таджикистана в ОДКБ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ 10
§ 1 Эволюция ОДКБ 10
§ 2 Система коллективной безопасности в Центральной Азии 21
§ 3 Угрозы и проблемы в регионе, с которыми пытается бороться ОДКБ 26
ГЛАВА 2. МЕСТО И РОЛЬ ТАДЖИКИСТАНА В ОДКБ 34
§ 1 Проблемы безопасности республики Таджикистан 34
§ 2 Таджикско-российские отношения в рамках ОДКБ 39
§ 3 Сотрудничество Республики Таджикистан с компетентными органами ОДКБ 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 58

 

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. В начале XXI века произошло увеличение числа террористических нападений. Международный терроризм стал дестабилизирующим фактором для многих государств Ближнего Востока. Мы не можем не упомянуть Афганистан, центральное правительство которого не может контролировать большую часть своей территории. Террористические группировки, такие как Талибан, Аль-Каида, Аль-Каида, ИГИЛ (запрещены в России), зарекомендовали себя в этой стране. Поэтому государствам Центральной Азии непосредственно угрожает терроризм. Проблемы незаконного оборота наркотиков, нелегальной иммиграции, транснациональной организованной преступности, различных информационных угроз и борьбы с киберпреступностью по-прежнему стоят на повестке дня.
Проблема безопасности является особенно острой, учитывая ее различные проявления и проявления в контексте глобализации, и требует особого внимания. Безопасность является одной из главных основ общества и государства, потому что там, где нет безопасности, невозможно развивать прогрессивное общество. Отсутствие безопасности ставит под угрозу существование человека и государства. Безопасность — это очень сложная проблема, которая объективно требует решения всего комплекса мероприятий, связанных с правовыми, политическими, социальными, экономическими, идеологическими и организационными.
Поэтому важность организации коллективной безопасности (ОДКБ) как гаранта устойчивого развития очевидна не только в Центральноазиатском регионе, но и во всем мире.
В этом контексте оправданным и объяснимым представляется изучение заявленной темы, актуальной в теоретическом и практическом значении.
Хронологические рамки исследования: 1992 г. – по настоящее время. 15 мая 1992 года в Ташкенте главами Армении, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана и Узбекистана был подписан Договор о коллективной безопасности. Спустя 10 лет на базе данного договора была образована полноценная международная региональная организация – Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), отвечающая за обеспечение коллективной безопасности. ОДКБ продолжает поступательно развиваться ив настоящее время. Указанный исторический период является достаточным для изучения становления и реализации ОДКБ как международной организации.
Цель исследования: выявить место и роль Таджикистана в ОДКБ.
Задачи исследования:
— изучить эволюцию ОДКБ;
— рассмотреть систему коллективной безопасности в Центральной Азии;
— выявить угрозы и проблемы в регионе, с которыми пытается бороться ОДКБ;
— проанализировать проблемы безопасности Республики Таджикистан;
— рассмотреть таджикско-российские отношения в рамках ОДКБ;
— проанализировать сотрудничество Республики Таджикистан с компетентными органами ОДКБ.
Объект исследования: Организация договора о коллективной безопасности как военно-политический союз.
Предмет исследования: роль Республики Таджикистан в ОДКБ.
Методы исследования. В рамках системного анализа был использован структурно-функциональный метод для изучения феномена Организации договора о коллективной безопасности как целостного явления в современных международных отношениях. Системный подход позволяет выявить матрицу внешней политики стран-участниц ОДКБ: внутреннюю логику соподчинения и взаимосвязи внешнеполитической деятельности основных стран-членов Организации, ее структуры, направленности и формата проявления в меняющейся внешней среде, а также дать проблемно-хронологический анализ деятельности ОДКБ в конкретно-историческом контексте. Метод сопоставительного анализа используется для выявления общего и особенного в концепциях внешней политики стран-членов ОДКБ. В рамках проблемно-хронологического подхода метод конкретно-исторического анализа сочетается с контент-анализом документов Республики Таджикистан и ее внешней политики.
Источниковая база исследования
Представленная работа основана на следующих видах источников на русском и английском языках:
— законодательные документы стран-участниц ОДКБ: Военные доктрины , Концепции внешней политики и безопасности стран ОДКБ , законодательные акты Республики Таджикистан . Данная группа источников позволяет изучить вопросы построения национальной безопасности стран ОДКБ;
— документы международных организаций и дипломатические документы. В данную группу вошли документы, принятые в рамках ОДКБ ;
— делопроизводственные документы – отчеты и справки о деятельности ОДКБ ;
— статистические источники, освещающие проблемы центральноазиатского региона в сфере государственной безопасности .
Предмет исследования источниками обеспечен, что позволяет представить анализ деятельности Республики Таджикистан в рамках ОДКБ и получить достоверные выводы.
Степень научной разработанности темы.
Анализ предмета исследования обусловил изучение следующих историографических комплексов: теоретическое осмысление глобального контекста как основания реализации внешней политики Таджикистана, а также история становления и развития ОДКБ и взаимодействия в ее рамках стран-участниц.
В рамках первого историографического комплекса важное место занимают работы зарубежных и отечественных ученых, посвященные интеграционным процессам на постсоветском пространстве. Общеизвестно, что изначально понятие «интеграция» связывалось главным образом с экономической сферой. Поэтому именно хозяйственные интересы и возможные выгоды от экономического сотрудничества долгое время находились в центре внимания исследователей: С.А. Афонцев, Г.М. Костюнина, М.М. Лебедева и др. , З.А. Дадабаева и Е.М. Кузьмина , А.М. Рахимов .
Однако к настоящему времени большее значение в определении термина придается политической составляющей интеграционных процессов. Так, многие специалисты, такие как А.М. Бобыло и С.К. Песцов , Е.Ю. Винокуров и А.М. Либман , А.Д. Воскресенский , Э.Г. Кочетов , С.Г. Лузянин , Е.Г. Пономарёва и Г.А. Рудов , отмечают, что актуальным стимулом интеграции сегодня выступает острая необходимость решения проблем безопасности, обеспечение и поддержание мира, помощь в становлении и раз витии различных политических и социальных институтов. Стремительный рост глобальной и региональной межгосударственной напряжённости актуализирует для Таджикистана, России и стран Евразии тематику возможности/целесообразности евразийской интеграции в рамках старых и новых проектов.
Ряд исследователей рассматривает место Таджикистана с точки зрения глобальных интересов внешней политике государств-соседей: О. Боронин , Т. Джакупов , А.А. Казанцев , K.P. Kurylev и др.
Второй историографический комплекс – история становления и развития ОДКБ и взаимодействия в ее рамках стран-участниц.
Вклад в теоретическое осмысление деятельности ДКБ и ОДКБ внесли такие исследователи как В.И. Быстренко , Ю.А. Никитина , В.Д. Николаенко и др.
Проблемам безопасности центральноазиатского региона и современных угроз для стран Центральной Азии (ЦА) посвящены работы А.И. Вавилова, Ю.Н. Зинина, А.А. Казанцева, А.В. Крылова, А.А. Орлова, А.В. Федорченко, А.Л. Чечевишникова, А.А. Ярлыкапова , И.Я Кобринской , О. Поклонова , Г.Ф. Сафарова , И.Ю. Юргенса .
Структура работы. Представленный дипломный проект состоит из введения, основной части, включающей две главы, заключения, списка источников и литературы. Общий объем дипломной работы составляет 79 страниц.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

С распадом Советского Союза страны, ранее входившие в братский союз социалистических государств, стали независимыми. Под влиянием внешних сил и внутренних противоречий многие скрытые проблемы проявились, например, этнические конфликты, борьба за власть различных структур и т.д.
Возникла необходимость найти новые пути взаимоотношений между бывшими советскими странами для построения политического и социального взаимодействия. В мае 1992 года главы Армении, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана подписали в Ташкенте договор о коллективной безопасности.10 лет спустя на основе этого договора была создана международная региональная Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ), ответственная за коллективную безопасность.
В настоящее время членами этой организации являются Армения, Беларусь, Россия, Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан. Узбекистан, который приостановил свое членство по ряду объективных причин. С 2013 года Сербия и Афганистан являются наблюдателями Парламентской ассамблеи.
В начале 20-го века произошло увеличение числа террористических нападений. Международный терроризм стал дестабилизирующим фактором для многих государств Ближнего Востока. Мы не можем не упомянуть Афганистан, центральное правительство которого не может контролировать большую часть своей территории. Террористические группировки, такие как Талибан, Аль-Каида, Аль-Каида, ИГИЛ (запрещены в России), зарекомендовали себя в этой стране. Поэтому государствам Центральной Азии непосредственно угрожает терроризм.
Проблемы незаконного оборота наркотиков, нелегальной иммиграции, транснациональной организованной преступности, различных информационных угроз и борьбы с киберпреступностью по-прежнему стоят на повестке дня. Всему этому нужно противодействовать совместными усилиями в организованной форме. Важность ОДКБ как гаранта устойчивого развития не только региона, но и всего мира очевидна.
Главным преимуществом ОДКБ является историческая связь между странами-участницами и понимание того, что в современных условиях необходимо работать сообща над безопасностью и взаимодействовать, несмотря на все противоречия. Россия как региональная держава выступает в качестве ядерного щита и источника современных вооружений, которые могут быть приобретены государствами-членами по сниженным внутренним ценам. Эффективно работает система коллективной подготовки офицеров союзных стран. Военные учения, которые проводятся регулярно с использованием военной техники и личного состава из стран-участниц.
Правоохранительные органы стран-участниц активно сотрудничают в целях борьбы с незаконной торговлей наркотиками, незаконной миграцией и киберпреступностью.
Однако, помимо очевидных преимуществ ОДКБ, есть и множество недостатков. Главное – отсутствие общего взгляда на некоторые политические события в мире. Государства-члены должны консультироваться по вопросам внешней политики, с тем, чтобы не наносить ущерба общим целям и задачам организации. Еще одним очевидным недостатком ОДКБ является то, что эта региональная организация до сих пор себя никак не проявляет. Не было ни одного серьезного случая, когда ОДКБ показала бы свою реальную эффективность и необходимость. Карабахская проблема не решена, не прекращаются столкновения на границе между Таджикистаном и Кыргызстаном, продолжает развиваться наркотрафик. ОДКБ должна стать инструментом разрешения споров, пополнить ряды союзников. В то же время многие эксперты согласны с тем, что ОДКБ должна активизировать участие миротворческих сил в мире.
В завершении всего вышесказанного хочется отметить, что присутствие России в данном регионе с каждым годом будет расти все больше и больше, ведь отношения со странами СНГ являются одним из ключевых направлений российской как экономической, так и политической линии. Россия сейчас настойчиво работает в западном направлении по снятию санкций, которые значительно затрудняют положение российской экономики и торговли. Однако работа эта, в первую очередь, направлена на перспективу разворота в сторону развивающейся Азии. Таджикистан же находится на этапе определения направления своей политики в реалиях вступления в «большую игру», пытается играть на противостоянии крупных держав, определяет своих союзников и противников. Россия же в свою очередь прикладывает все усилия к тому, чтобы продолжать сотрудничество с республикой Таджикистан, находящейся в зоне ее стратегических интересов, и надеется на развитие эффективных сотруднических отношений, которые так же станут позитивной предпосылкой для создания единого и равноправного интеграционного объединения на постсоветском пространстве в будущем.
В заключение хотел бы отметить, что с каждым годом присутствие России в регионе будет увеличиваться, потому что отношения со странами СНГ – это основные экономические направления и политическая линия России. Из-за непрекращающихся санкций внешнеполитическая деятельность России направлена на перспективные связи с азиатскими странами.
Таджикистан находится в процессе определения направления своей политики, пытается играть на противостоянии крупных держав, определяет своих союзников и противников. Россия, в свою очередь, привержена продолжению сотрудничества с Республикой Таджикистан, которая находится в зоне ее стратегических интересов, и надеется на развитие эффективных отношений сотрудничества, что в будущем станет позитивной предпосылкой для создания единого и равноправного, интеграционного, объединения.
Политическая элита и России, и Таджикистана продолжает поиск таких политических и экономических конструкций, которые позволят каждому из государств не только защитить свои национальные интересы, но и помочь в совместном укреплении позиций на международной арене. Свой вклад в этот процесс могут внести и представители интеллектуальной элиты двух стран.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОГОВОРА О КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ СОЮЗ

§ 1 Эволюция ОДКБ

Организация договора коллективной безопасности (ОДКБ) была сформирована на основе Договора о коллективной безопасности (ДКБ), подписанного Россией, Арменией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном и Узбекистаном в Ташкенте в мае 1992 г. Азербайджан, Белоруссия и Грузия присоединились к договору в 1993 г. ДКБ учреждал военный альянс классического типа: 4-я статья договора приравнивала агрессию против одного из государств-участников к агрессии против всех участников.
В 1990-е гг. Договор о коллективной безопасности оставался, по сути, мертвой буквой. Россия заявляла, что стремится к созданию действенного оборонного союза на основе договора, но на практике демонстрировала безразличие к судьбе ДКБ. В организационно-административном плане ДКБ был связан с приходившими в упадок структурами СНГ. В рамках договора был принят целый ряд документов, в т.ч. Концепция коллективной безопасности, содержавшая длинный список общих угроз военной безопасности. В этом документе излагались амбициозные планы на будущее, а также декларировалось создание коалиционных военных формирований и совместной системы противовоздушной обороны; предполагалось даже «рассмотреть вопрос о создании объединенных вооруженных сил» .
Однако совместное военное строительство существовало только на бумаге, а в ДКБ не были созданы даже единые штабные структуры. Договор не стал совместным инструментом реагирования на ситуацию в Афганистане. Объединенная система ПВО существовала в усеченном виде, не охватывая Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. Остались на бумаге и планы создать единое пограничное пространство, управляемое тремя региональными командованиями.
В рамках ДКБ противоречия между странами-участницами зачастую носили более острый характер, чем между членами альянса и потенциальными внешними противниками. Армения и Азербайджан фактически находились в состоянии войны из-за Нагорного Карабаха. Грузия все более враждебно воспринимала миротворческую операцию СНГ (фактически – российскую миротворческую операцию) в Абхазии и поддержку, оказываемую Россией Абхазии и Южной Осетии. Узбекистан выражал недовольство российской политикой в Таджикистане.
В апреле 1999 г., после истечения первого пятилетнего периода действия ДКБ, Азербайджан, Грузия и Узбекистан отказались продлевать участие в альянсе. С новым составом участников центр тяжести Договора о коллективной безопасности сместился в Центральную Азию. В «сузившемся» ДКБ не было острых внутренних противоречий, но недоставало сплоченности на основе общих интересов и целей.
За сменой власти в России в конце 1999 г. последовала попытка Москвы трансформировать ДКБ в реально действующий инструмент российской внешней и военной политики. Новое российское руководство поставило проблему безопасности в центр политики на постсоветском пространстве. Центральная Азия стала рассматриваться как регион, уступающий по интенсивности исходящих из него угроз только Северному Кавказу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы