Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль Совета Федерации в развитии институтов гражданского общества в Российской Федерации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ 7
1.1. Теоретические подходы к изучению феномена гражданского общества и правового государства 7
1.2. Особенности становления и развития гражданского общества в России. Взаимодействие Совета Федерации Российской Федерации с институтами гражданского общества на современном этапе 12
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 33
2.1. Взаимодействие Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с регионами 33
2.2. Роль Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в межпарламентских отношениях 40
2.3. Основные направления деятельности Совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества 50
ГЛАВА 3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ УЧАСТИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В РАЗВИТИИ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РФ 57
3.1. Проблемы участия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в развитии институтов гражданского общества в РФ 57
3.2. Предложения по совершенствованию деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в развитии институтов гражданского общества в РФ 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 72
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 76

 

  

Введение:

 

Становление гражданского общества имеет свои особенности и сложности, несмотря на то, что происходит уже длительное время. Институты гражданского общества осуществляют тесное взаимодействие с органами власти, благодаря этому диалогу удается решить большое количество сложных и наболевших проблем.
Одним из основных государственных органов, в компетенцию которых входит развитие гражданского общества, является Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Несмотря на то, что его история насчитывает больше двадцати лет, для значительной части российских граждан данный государственный орган является абсолютной загадкой – они не знают ни состав, ни функцию, ни компетенцию. Как неоднократно отмечала Председатель Совета Федерации В.И. Матвиенко, данное обстоятельство является серьезным упущением в работе, в связи, с чем необходимо публиковать больше информации, взаимодействовать со средствами массовой информации .
Еще одной серьезной проблемой является то, что палата регионов практически не слышит сами регионы, несмотря на то, что они находятся в тесном взаимодействии, можно найти немало примеров, когда важные решения принимались практически без учета мнения субъектов, например, такая ситуация сложилась с разработанным Минсельхозом законопроектом о наделении Россельхознадзора полномочиями по контролю за деятельностью в области ветеринарии органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должностных лиц.
Многие регионы выступали против такого контроля, мотивируя свою позицию, в том числе тем, что Россельхознадзор и так контролирует переданные полномочия и ни в какой другой отрасли подобного тотального контроля не существует, однако в итоговый протокол обсуждения не попали мнения и предложения большинства участников совещания – представителей региональных ветеринарных служб.
Комитеты Совета Федерации в рамках компетенции занимаются вопросами развития гражданского общества и общественного контроля, однако, несмотря на сформированную обширную правовую базу в этих вопросах, по-прежнему существует немало проблемных вопросов особенно в регионах. Вышеуказанное свидетельствует о необходимости проведения Советом Федерации дальнейшей масштабной работы по развитию и укреплению гражданского общества, и обуславливает актуальность рассматриваемой темы.
Целью выпускной квалификационной работы является комплексный анализ роли Совета Федерации в развитии институтов гражданского общества в Российской Федерации, а также разработка предложений по совершенствованию деятельности Совета Федерации в развитии институтов гражданского общества в РФ.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть полномочия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в сфере взаимодействия с институтами гражданского общества,
— исследовать теоретические аспекты взаимодействия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации и институтов гражданского общества,
— изучить взаимодействие Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации с регионами,
— выявить роль Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в межпарламентских отношениях,
— рассмотреть основные направления деятельности Совета при председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по взаимодействию с институтами гражданского общества,
— выявить проблемы участия Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в развитии институтов гражданского общества в РФ,
— внести предложения по совершенствованию деятельности Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в развитии институтов гражданского общества в РФ.
Объектом исследования настоящей работы являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия Совета Федерации с институтами гражданского общества в Российской Федерации.
Предметом – нормативно-правовые акты, статистика, отражающие различные аспекты взаимодействия Совета Федерации с институтами гражданского общества в Российской Федерации.
Теоретической основой исследования стали научные труды в области права таких ученых как Афанасьева А.А., Лоскутов Н.В ., Буковская Н.В ., Булаков О.Н ., Власенко А.В ., Гончаров В.В ., Горбатенко В.П ., Грамматчиков А.А ., Доманов В.Г ., Жиров М. С. и др.
Нормативную основу составили: Конституция РФ, федеральные законы, постановления Правительства РФ, подзаконные и ведомственные правовые акты.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико — юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: статистические данные, материалы судебной и правоприменительной практики.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что содержащиеся в работе научные результаты и теоретические выводы, о концептуальных и правовых аспектах роли Совета Федерации в развитии институтов гражданского общества в Российской Федерации позволят расширить теоретические взгляды на природу и содержание данного явления, выявить новые подходы к его концептуальному и нормативному развитию. Практическая значимость исследования состоит в том, что выработанные в ходе исследования предложения позволят устранить некоторые пробелы, которые встречаются в сфере взаимодействия Совета Федерации с институтами гражданского общества в Российской Федерации.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала. Работа включает введение, три главы, состоящие из семи параграфов, заключение и список использованных источников.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Подводя итог, можно отметить, что в ходе исследования была достигнута указанная цель – проведен комплексный анализ роли Совета Федерации в развитии институтов гражданского общества в Российской Федерации и решены поставленные задачи, что позволяет сделать следующие выводы и предложения:
1. Гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидуумов и их групп.
Влияние институтов гражданского общества на правовую систему реализуются посредством выборов, референдумов, делегирования полномочий, иных форм демократии, вспомогательных форм гражданского участия, форм действующего национального законодательства, конкретных примеров правоприменительной практики.
На протяжении длительного времени идеи гражданского общества были предметов обсуждения на различных этапах становления государственности России, после принятия Конституции России 1993 г. эти идеи нашли свое нормативное закрепление – установлен диалог гражданского общества и органов власти.
Таким образом, можно констатировать, что влияние гражданского общества на правовую систему характеризуется динамикой, детерминированной объективными и субъективными обстоятельствами. Формы влияния институтов гражданского общества на правовую систему способствуют совершенствованию этой системы в интересах граждан и их объединений, обеспечивают поступательное движение российского общества к намеченной цели, Совет Федерации организовывает диалог между властью и институтами гражданского общества, инициирует обсуждение важных вопросов.
2. Одним из федеральных органов, осуществляющих тесное взаимодействие с институтами гражданского общества является Совет Федерации.
Совет Федерации является верхней палатой российского парламента, история которого насчитывает более двадцати лет. Наиболее тесное взаимодействие с институтами гражданского общества осуществляют Комитет Совета Федерации по Регламенту и организации парламентской деятельности и Комитет Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству.
Указанными комитетами Совета Федерации осуществляется тесное взаимодействие с институтами гражданского общества по разным направлениям деятельности – проводятся семинары, круглые столы, выездные совещания, общественные обсуждения, что дает гражданам возможность выразить свою волю по ключевым вопросам, а также участвовать в законодательном процессе.
3. Несмотря на все многообразие форм взаимодействия Совета Федерации и институтов гражданского общества, до настоящего времени остается нерешенным ряд важных проблем:
— возникают ситуации, когда представителями гражданского общества аргументированно указывается на недостатки в работе Совета Федерации: недостаточная проработанность законопроектов,
— не соблюдаются установленные процедуры,
— игнорируется мнение регионов при принятии решений по вопросам, в обсуждении которых они участвовали,
— применяется усредненный подход, не учитывающий сильный дисбаланс в развитии регионов,
— наблюдается информационная закрытость Совета Федерации в целом и отдельных его комитетов в частности.
4. Дальнейшее взаимодействие Совета Федерации и институтов гражданского общества видится в следующем:
— необходимо сделать общественный контроль более прозрачным конкретным и понятным, адаптировать его к современным реалиям, а самое главное сделать учет учета результатов контрольных мероприятий обязательным. Главным аргументом для граждан в их оценке деятельности органов исполнительной власти станет эффективность работы органов общественного контроля,
— необходимо определить организационно-территориальный уровень, или жизненное пространство, в пределах которого отсутствует ярко выраженный политический интерес субъектов власти, а политические отношения и взаимосвязи не являются определяющими в жизнедеятельности общества, также необходим специалист-профессионал по организации населения, обеспечивающий агрегацию их интересов и выражение их воли в органах власти, относительно общественно значимых вопросов, касающихся жизнедеятельности местного сообщества, но при условии, что интерес граждан, не подменен интересом политических субъектов,
— требуется сделать работу Совета Федерации и его комитетов более прозрачной для граждан, своевременно актуализировать и обновлять информацию о проделанной работе на официально сайте.
Также целесообразно сделать сам официальный сайт более информативным и понятным – размещать темы для общественного обсуждения с возможностью оставлять комментарии и иметь обратную связь в режиме онлайн, отдельные заседания по общественно важным вопросам можно транслировать в режиме онлайн или выкладывать видео.
Сегодняшняя ситуация с пандемией коронавирусной инфекции Covid-19 показала, что практически у всех федеральных и региональных органов есть возможность взаимодействовать удаленно, это направление можно развивать, так как оно позволяет максимально оперативно обмениваться информацией и создавать как небольшие так и масштабные площадки для обсуждения.
5. В работе были обозначены существующие проблемы правового регулирования, мешающие развитию гражданского общества, поскольку в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 08.05.1994 № 3-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члены Совета Федерации обладают правом законодательной инициативы, в связи с чем, содействие институтам гражданского общества в решении вышеуказанных проблем по линии Совета Федерации может осуществляться следующим образом:
— путем подготовки проекта федерального закона о внесении изменений и инициирования его принятия,
— путем обращения в профильные комитеты Государственной Думы с целью разработки такого проекта.
Институты гражданского общества являются активными правоприменителями, однако, их доступ к законотворческой деятельности достаточно затруднен ввиду сложности процедуры, в связи с чем своевременное изменение и актуализация законодательства будут способствовать более эффективной работе, как государственных органов, так и общественных организаций.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ С ИНСТИТУТАМИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В РОССИИ

1.1. Теоретические подходы к изучению феномена гражданского общества и правового государства

Идея правового государства берет свое начало с возникновения и формирования такого понятия, как гражданское общество, которое в свою очередь является «материалом» для построения и претворения в жизнь идеалов свободного, социального и демократического государственного устройства.
Термин гражданского общества своими истоками уходит глубоко в древность. Начиная с античного времени и до наших дней, среди философов, ученых и правоведов не утихают споры о значении данного понятия.
В целом гражданское общество можно определить как совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидуумов и их групп.
Любое хорошо сформировавшееся гражданское общество своей главной целью будет считать направление к построению и реализации идеи правового государства, которое будет обеспечивать их гражданские (личные), социальные, политические, экономические и культурные права, защищать гарантированные законом свободы и интересы.
Приверженцы концепции правового государства считают, что формой выражения общественных интересов, механизма обеспечения и контроля за соблюдением прав человека является закон. Он является средством для организации государственной власти, направленной на достижение общественного блага. По словам Аристотеля, государство создается преимущественно для того, чтобы жить счастливо .
Итак, правовое государство — это организация политической власти, создающая условия для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также для наиболее последовательного связывания с помощью права государственной власти в целях недопущения злоупотреблений .
Как было сказано выше, гражданское общество является обязательным элементом в построении правового государства. Но важен не только факт существования гражданского общества как института, но и уровень образованности и правовой культуры населения. Ведь чем больше развито гражданское общество, чем выше его уровень правосознания, тем больше оснований для функционирования демократических форм государства и правовой государственности в целом.
По данным Фонда Общественного Мнения, проводившего опрос среди граждан РФ с целью выявления уровня правовой грамотности населения, на 15 октября 2018 года всего 25% респондентов утверждают, что хорошо знают российские законы, и 70% признаются, что плохо знакомы с отечественным законодательством .
Из этих данных можно сделать вывод, что большая часть российских граждан обладает обыденным уровнем правосознания, но также можно предположить, что некоторая часть вообще не знакома с правовыми предписаниями и не дотягивает даже до данного уровня.
Согласно общему мнению ученых правоведов, обыденное правосознание формируется в процессе жизнедеятельности человека, то есть вступая в какие-либо определенные правоотношения (будь то трудовые, экономические и т. д.), человек приобретает некоторые знания права, регулирующего данную сферу общественных отношений. Гражданин, обладающий обыденным уровнем правосознания, должен знать основы и общие принципы права, основные положения Конституции Российской Федерации. «Но согласно опросу Фонда Общественного Мнения от 12 декабря 2018 года, 51% респондентов признают, что не знают Конституции РФ, что указывает на сильную правовую неграмотность среди населения.
Только 45% утверждают, что знакомы с Конституцией РФ, при этом из них 54% — молодое население и 69% — люди с высшим образованием, из чего следует вывод, что в большинстве случаев знание основных принципов Конституции РФ связано с обучением в университетах, а не с личным интересом граждан, особенно это касается взрослого населения» .
Вышеизложенное свидетельствует о том, что большой процент населения имеет слабые познания Конституции России, не говоря уже об отдельных законах или законодательном процессе в целом, в этой связи между институтами гражданского общества и государственной властью должен быть налажен диалог, который бы позволил власти обладать реальной информацией о мнении общества по тому или иному вопросу, а гражданам высказывать свое мнение, высказывать инициативу и повышать правовую культуру общества.
К основным институтам гражданского общества традиционно относят политические партии, общественные и религиозные организации, а также негосударственные средства массовой информации. Особое место занимают институты непосредственной демократии, системы общественного и местного самоуправления.
Каждый из этих институтов агрегирует и артикулирует интересы определённых социальных групп и слоёв общества, отдельных индивидов, выявляет и отстаивает их требования к политической и правовой системам общества. Институты гражданского общества помогают объединить усилия граждан для борьбы не только за общегражданские права и свободы, но и за реализацию локальных и общенациональных нужд.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы