Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Социальная работа

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль социального работника в решении проблем молодых семей

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические подходы к изучению проблем молодых семей 7
1.1. Молодая семья как объект социальной работы 7
1.2. Теоретико-технологические подходы к решению проблем молодых семей………………………………………………………………………………13
Выводы по 1 главе 26
2. Практика решения социальных проблем в молодых семьях 28
2.1. Анализ деятельности социального работника по решению проблем в молодых семьях (на примере Государственного Бюджетного учреждения социального обслуживания «Новокузнецкий центр социального обслуживания населения») 28
2.2. Основные проблемы и пути их решения по данным социологического опроса 40
2.3. Разработка модели и практические рекомендации по оптимизации технологий деятельности социального работника по решению проблем молодых семей 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 59
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 63

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Первоочередной задачей для нашего государства становится воспитание будущего поколения, для которого необходимо создание оптимальных условий существования и развития. Семья является важным социальным институтом, именно в ней происходит первичная социализация детей. Молодая семья — это уязвимая категория населения, которая нуждается в усиленной помощи так, как имеет целый комплекс проблем, требующих неотложного решения.
Период создания семьи — это особый этап в жизнедеятельности института брака. Стабильность развития взаимоотношений молодой семьи является залогом успешного функционирования и развития будущего поколения. Молодая семья находятся в постоянном развитии, меняется вместе с обществом и имеет множество проблем, которые требуют более детального изучения.
Молодые семьи в России сейчас переживают не лучшие времена. О нестабильности взаимоотношений молодых семей свидетельствует увеличение количества разводов, снижение рождаемости, ориентации на создание малодетной семьи, увеличение количества консенсуальным браков.
Такая ситуация является следствием влияния многих внешних и внутренних факторов.
Все эти проблемы непосредственно негативно влияют на все общество в целом. Поэтому молодая семья нуждается в дополнительном внимании со стороны государства. В России поддержку молодых семей обеспечивает молодежная и семейная политики. С целью урегулирования стабильного функционирования молодых семей государством была создана широкая нормативно-правовая база, создана разветвленная сеть учреждений социального обслуживания, внедрены различные социальные программы. Однако современное состояние молодых семей свидетельствует о недостатках такой поддержки со стороны практики решения основных проблем молодых семей, прежде всего на бытовом, социально-психологическом и социально-педагогическом уровнях, требующие внимания со стороны социальных работников.
Степень научной разработанности.
Изучение жизнедеятельности молодой семьи и определение ее основных проблем нашли свое отражение в работах таких исследователей как Т.В. Андреева, М.А. Болдина, С.И. Голод, Т.А. Гурко, О.М. Здравомыслова, М.С. Мацковский и др.
Среди ученых, изучавших функционирование молодых семей, направления и эффективность социальной политики в их поддержки можно выделить таких ученых как А.И. Антонов, Н.В. Гарашкина, Г.И. Климанова и др.
На проблему стабильности семейных отношений обращали свое внимание такие ученые как Т. Гурко, А.Д. Плотникова, Е.И. Холостова и др.
Несмотря на то, что на современном этапе существует множество работ по тематике близкой к данному исследованию, доля работ, отражающих практику социального работника в решении проблем молодых семей явно недостаточна.
На основании вышесказанного можно выделить следующее противоречие между наличием проблем в молодых семьях и отсутствием практики в их решении социальными работниками.
Таким образом, можно обозначить проблему исследования: какова роль социального работника в решении проблем молодых семей?
Объектом исследования деятельность социального работника по решению социальных проблем молодой семьи.
Предмет исследования: технологии социальной работы по решению проблем молодых семей.
Цель исследования – проанализировать роль социального работника в решении проблем молодых семей.
Гипотеза исследования. Мы считаем, что специально разработанные технологии, включенные в практическую деятельность социального работника, позволят оптимизировать проблемы молодых семей.
Задачи исследования:
1. изучить основные подходы к понятию «молодая семья»,
2. определить основные проблемы молодых семей,
3. проанализировать технологии социальной работы по решению проблем молодых семей,
4. предложить рекомендации по решению проблем молодых семей в практической деятельности социального работника.
Методы исследования. В данной работе для выполнения поставленных задач был использован ряд различных методов:
— анализ научной литературы (при уточнении понятия «молодая семья» и выявления характера социальной практики по поддержке брачно-семейных взаимоотношений молодых семей),
— систематизация (при определении основных проблем, которые влияют на нестабильность молодых семей),
— описание (при исследовании решения проблем молодых семей в практической деятельности социального работника),
— анкетирование (по выявлению основных проблем молодых семей и оценке деятельности социальных служб в их решении),
— моделирование (разработка модели работы социального работника в решении проблем молодых семей).
Научная новизна исследования.
В данной работе получены следующие результаты, характеризующиеся новизной и выносимые на защиту:
— в отличие от предыдущих исследований в социальной работе, впервые уточнены основные проблемы современного функционирования молодых супружеских пар,
— уточнено понятие «молодая семья», дополняющие предыдущие исследования данной категории;
— детально и всесторонне проанализированы основные технологии решения проблем молодых семей;
— предложена модель деятельности социального работника по решению проблем молодых семей.
Теоретическая ценность работы. Результаты данной работы позволяют систематизировать основные проблемы молодых семей, определить оптимальные технологии деятельности социального работника по их решению.
Практическая ценность работы. Исследование позволит частично оценить современное состояние проблем молодых семей, которые негативно влияют на их функционирование. На основе этого разработаны практические рекомендации по оптимизации технологий деятельности социального работника по их решению.
Разработанная модель технологий деятельности социального работника по решению проблем молодых семей может быть использована в качестве практических рекомендации в деятельности центров социального обслуживания, в практической деятельности социальных работников.
Структура исследования. Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Семья — малая социальная группа, основанная на браке. Ее отличают единая экономическая основа, общность быта, взаимосвязанный образ жизни ее старших и молодых членов, определенная структура ролей и норм взаимодействия, эмоционально-этические связи, отношения помощи, поддержки и защиты.
Семья как социальный институт находится в состоянии острого кризиса, что, конечно, негативно влияет на выполнение им основных функций, то есть на жизнедеятельность семьи: материально — экономическое обеспечение, жилищно-бытовые условия. Это, в свою очередь, создает определенный морально-психологический климат, который влияет на духовность семьи, воспитания детей, организации свободного времени членов семьи.
Молодая семья, определяется как семья, в которой возраст мужчины и жены не превышает 35 лет.
Ученые, исследователи и практики социальной работы определяют объективные и субъективные факторы проблем молодой семьи.
Объективные факторы проблем современной молодой семьи связаны в первую очередь с материально-финансовым обеспечением семьи и жилищными условиями, их качеством.
Субъективные — конфликтные отношения между супругами и членами семьи.
В социальной работе с молодой семьей используются универсальные технологии практической социальной работы: социальная диагностика, социальная профилактика, социальная реабилитация, социальный патронаж, социальная терапия, социальное консультирование. Молодая семья как объект социальной помощи нуждается в помощи социальных работников, в оптимизации социальных технологий в соответствии с теми проблемами, которые наиболее актуальные и значимые для молодых семей.
Центры социальных служб для молодежи работают с молодыми родителями по вопросам воспитания детей, родительской культуры, семейного общения, организуют курсы и школы молодых матерей. Формы просветительской работы разносторонние: лекции, семинары, диспуты, практические занятия, консультации; издание и распространение брошюр, буклетов, методических пособий, информационных материалов; тренинги; тематические передачи на радио, телевидении; ролевые игры, круглые столы и т. д.
Социальный работник в практике Центров стремиться по возможности, предотвратить проблемы, своевременно выявить и устранить причины, ее порождающие, обеспечить профилактику различного рода негативных явлений.
С целью выявления проблем молодых семей, а так же выявлению необходимости социальной работы с ними, нами на базе Центра было проведено социологическое исследование. Всего было опрошено 50 молодых пар. В результате данного опроса, было выявлено, что молодые пары живут в основном или с родителями или снимают жилье. Большинство молодых семей остро нуждаются в свое жилье и постоянной стабильной работе. Более половины молодых семей имеют доходы на уровне или ниже прожиточного минимума. Социально-психологические трудности молодых семей касаются межличностных отношений и реализации семейной роли.
Результаты свидетельствуют о потребности молодых семей обращаться за помощью к специалистам по решению семейных конфликтов. Наиболее актуальными проблемами, которые хотели решить с помощью специалистов является неблагоприятный социально-психологический климат в семье, отношения с членами семьи и воспитания детей.
На основании опроса, была предпринята попытка разработать модель и практические рекомендации по оптимизации технологий деятельности социального работника по решению проблем молодых семей.
Предложенная модель включала в себя два компонента:
К первой группе компонентов относятся: целевой, диагностический, мотивационный, прогностический, содержательный, операционный, контрольно- корректирующий компоненты.
Ко второй — этический, ориентационный, методический, организационный компоненты.
Целевой компонент заключается в определении целей и задач работы социального педагога с семьей, социально-педагогических услуг, которые являются основой для конструирования компонентов системы работы (информирование, консультирование, содействие, вмешательство).
Диагностический компонент заключается в выявлении качества жизни семьи, постановки социального диагноза семьи на основе применения методов, изучающих семью.
Мотивационный компонент системы предусматривает активизацию и стимулирование семьи к сотрудничеству с социальным педагогом по решению проблем семьи.
Прогностический компонент системы реализуется в рамках выбранной семьей с социальным работником стратегии трансформации семьи.
Сущностью содержательного компонента системы социальной работы с семьей является предоставление услуг информирование, консультирование, в различных видах работы: социально-педагогическом обслуживании, реабилитации, сопровождении, профилактике.
Операционный компонент системы заключается в отборе технологий для осуществления различных видов деятельности и методик предоставления услуг семьям.
Контрольно-коррекционный компонент системы заключается в выявлении результатов работы с семьей через социальное инспектирование и супервизии.
Сущность ориентационной компонента системы предполагает выделение принципов работы, которые направляют ее на развитие семьи и обеспечения ее прав.
Содержание этического компонента социальной работы с семьей составляют а) этические ценности: биологические, социальные, духовные (связанные со спецификой профессиональной деятельности альтруистического характера, этической ответственности перед профессией, связанные с необходимостью профессиональной самореализации, самоутверждения) б) этические принципы: равенство в предоставлении услуг семьям, конфиденциальность, толерантность, направленность на самоопределение семьи, в том числе — суверенитет и автономия семьи, добровольность принятия услуг семьей, объективность (реальность восприятия проблем семьи), социальная ответственность; в) нравственные нормы, отражающие ценности и принципы, конкретизируют их в стандартах поведения.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические подходы к изучению проблем молодых семей

1.1. Молодая семья как объект социальной работы

Период становления молодой семьи является наиболее рискованным периодом семейной жизни. Ведь именно в этот период супруги пытаются найти общий язык на бытовом уровне, определиться с семейными ролями, обязанностями, правилами и моральными ценностями. Молодой считается семья, когда супруги проживают три года с момента официальной регистрации брака, в которой возраст супругов не превышает тридцати лет и имеющих несовершеннолетних детей. Понятие «молодая семья» появилось в научной литературе и в официальных документах в начале 1980-х годов.
Согласно определению, выработанному экспертами Организации объединенных наций (ООН), «семья — это группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости и определенным образом связанных кровным родством, усыновлением детей или брачными узами (включая гражданские браки)».
Т.А. Гурко определяет семью с точки зрения группы и связей, связывающих членов семьи, как «сообщество связанных людей узами брака, родства, близости или усыновления [11].
В свою очередь, Н.В. Гарашкина определяет семью как «малую и в то же время первичную группу с определенной организацией и определенной системой ролей между отдельными членами, связанных взаимной моральной ответственностью, наличием традиций и привычек, объединенных любовью и принятием друг друга» [8].
В социально-педагогической литературе отмечается, что «семья — социальная группа, состоящая из соединенных браком супругов, их детей (собственных или приемных), других лиц, связанных родственными связями с супругами, кровных родственников» [2, с. 45].
Социологическая и юридическая справочная литература подают определение этого социального института в более широком толковании: «семья — социальный институт и социальная группа, организация которой обусловлена исторически и члены которой связаны брачными или кровными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [3, с. 20].
Среди всех определений, по нашему мнению, наиболее основательным является следующее: «семья – это фундамент общества, его первичный очаг, который обеспечивает воспроизведение, является основным заказчиком, производителем, потребителем всего, что создается в обществе, всегда находится в центре всех социально-экономических процессов. Она является источником духовного роста и материального благополучия человека, через нее потомкам передаются духовные ценности, жизненный опыт, трудовые навыки — все то, что формирует менталитет нации [4, с. 4].
В целом семья, рассматривается многими учеными как социальная группа, состоящая из людей, связанных браком и родительскими отношениями.
Исследователи, трактуя понятие «молодой семьи», акцентируют свое внимание на следующих критериях: возраст супругов; продолжительность семейных взаимоотношений; наличие ребенка; психологических, физических и репродуктивных характеристик супружеской пары.
При создании молодой семьи возраст супругов имеет особое значение.
Именно возраст влияет на психологические и физические показатели готовности молодых людей к созданию семьи и может влиять на качество их супружеской жизни.
В.Т. Лисовский, рассматривает молодую семью, как пару, которая прожила вместе не более трех лет, а возраст достигает не более 25 лет. Такой низкий возраст супружеской пары объясняется тем, что именно после этого возраста брак становится более стабильным и объединяет уже более зрелых людей, которые могут уже эффективно решить проблемы, которые случаются на жизненном пути развития семьи [27, с.59]. Также, согласно исследованиям психологов, именно после трех лет совместного проживания вместе семья переживает определенный кризисный момент.
Концепция государственной политики в отношении молодой семьи: определяет, что молодые семьи — это супруги, возраст которых не превышает 35 лет, или неполная семья, в которой мать (отец) в возрасте до 35 лет [1].
При определении молодых семей, многие исследователи отталкиваются от продолжительности совместной жизни молодых пар. Первые два года жизни являются наиболее травмирующими для молодых людей. Именно в этот период возникает множество различных конфликтов, которые могут негативно повлиять на дальнейшее развитие молодой семьи и даже привести к разрыву семейных отношений. Поэтому В.А. Сысенко утверждает, что молодые супруги — это семья от 0 до 4 лет совместного проживания [42, с.122].
Начальный этап создания семьи характеризуется проблемами, которые связанны с адаптацией молодых людей к новым, непривычным для них условиям жизни. Адаптация — это обязательный компонент развития семейных взаимоотношений молодых пар. Большинство исследователи при определении понятия «молодой семьи» часто ее учитывают.
Ф.А. Мустаева считает, что молодой семьей является семья на начальной стадии своего развития, а именно на стадии реализации супружеского выбора. Именно в этом периоде происходит «притирка» супругов друг к другу, распределение ролей и власти в семейной среде, выработка устойчивых навыков в решении семейных конфликтов, планирование семейной жизни и свободного времени [32, с. 109].
Итак, молодая семья — это семья в первые три года после заключения брака (в случае рождения детей — без ограничения продолжительности брака) при условии, что ни один из супругов не достиг 30-летнего возраста. Молодой считается семья с момента заключения брака или начала совместного проживания и до рождения первого ребенка.
Рождение первого ребенка является одним из важнейших событий в развитии семейной жизни. С появлением опять же происходят изменения во взаимоотношениях супругов и приспособления к новым условиям. Перед супругами стоит новое испытание, связанное с воспитанием и заботой о еще одного члена семьи.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы