Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль СМИ на формирование общественного мнения на примере телеканала «Дождь»
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1. Телевещание в коммуникативном пространстве современного российского общества
1.1. Средства массовой информации как социальный институт 7
1.2.Становление российского телевидения как социального института 13
1.3.Принципы, цели и задачи организации телевизионного канала 27
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Особенности деятельности телевизионного канала «Дождь» как социального института
2.1. Организационные предпосылки и условия функционирования телеканала «Дождь» 33
2.2. Концептуальные подходы к формированию общественного мнения в программах телеканала «Дождь» 38
2.3. Результаты исследования роли телеканала «Дождь» на формирование общественного мнения 41
Выводы по главе 2 48
Заключение 51
Список использованной литературы 54
Введение:
В эпоху глобализации любые важные события, происходящие в одном уголке мира, сразу же передаются в другие уголки планеты, благодаря глобализации СМИ. В современном информационном поле новость больше не ограничивается подачей материала от журналистов только в собственной стране или рассказом на региональном экономическом уровне, сегодня – это уже Мировые новости. В связи с этим, основной целью в данной работе является изучение такого явления в информационном вещании как роль телеканала «Дождь» на формирование общественного мнения и влияние информационного телевидения на социум. Анализ развития и деятельности независимого телеканала «Дождь» показывает, что информационный портал включает в себя подачу как внутрироссийских, так и международных новостей, культурно-просветительскую информацию, развлекательные передачи.
Независимый телеканал «Дождь» один из немногих медиа-холдингов, которые обеспечивают открытость и актуальность информации в целях просвещения современного российского общества.
С момента своего создания в 2010 году независимость телеканала «Дождь» стала основой успеха медиа-холдинга. Объективность и беспристрастность, смешанная с осознанием того, что телеканал «Дождь» не вещает в пользу федеральных служб СМИ, лежит в основе его успеха. Тем не менее, есть неофициальные отношения между правительством и телеканалом «Дождь», которые основаны на взаимоуважении и толерантности. Кроме того, телеканал «Дождь» направляет свою деятельность в планировании и подготовке своих программ на национальные интересы граждан страны, интересы социально незащищенных слоев населения, группы людей с ограничениями здоровья, сохраняя при этом высокие стандарты редакционной целостности и качества программных проектов.
Для нашего исследования является актуальным развитие, становление и влияние на общественное мнение телеканала «Дождь», а так же проблемы специфики современного информационного поля компании, так как этот вопрос практически мало изучен. В современной журналистской науке проблема информационного телевидения частично раскрыта в аспекте общетеоретических и исторических вопросов (Д. Гавра, А. Ермилов, С. Корокосенко, Г. Лазутина, Н. Костенко, С. Распопова, В. Ученова и др.). Вместе с тем, современные тенденции, контент и стилистические особенности СМИ и их роль на формирование общественного мнения в процессе деятельности независимых телеканалов практически не рассматривались. Одним из первых независимых телеканалов в России является телеканал «Дождь», особенность которого заключается в профессиональной деятельности, которая направлена на объективность и смелость передачи информации обществу. Инновационный подход телевидения в области формирования общественного мнения путем объективной подачи информации на сегодняшний день является мало изученным аспектом, что является особо актуальным для нашего исследования.
В связи с недостаточной изученностью проблемы контент-анализа, стилистического направления и роли информационной деятельности телеканала «Дождь» в формировании общественного мнения и актуальностью изучения данного аспекта в сфере современной журналистики нами выбрана тема исследования «Роль СМИ на формирование общественного мнения на примере телеканала «Дождь».
Объект исследования: независимый телеканала «Дождь».
Предмет исследования: деятельность телеканала «Дождь» и его роль в формировании общественного мнения.
Цель исследования проанализировать и раскрыть роль СМИ на формирование общественного мнения на примере телеканала «Дождь».
Задачи исследования:
1. Раскрыть особенности становления российского телевидения как социального института.
2. Выявить принципы, цели и задачи организации телевизионного канала.
3. Проанализировать организационные предпосылки, контент, стилистические особенности и условия функционирования телеканала «Дождь в Интернет-пространстве.
4. Обобщить концептуальные подходы к формированию общественного мнения в программах телеканала «Дождь».
Теоретико-методологическую основу исследования становят: теоретические исследования в области телекоммуникации (А. Блюмин, А. Князев, В. Кремень, Г. Кузнецов, А. Рохлин, А. Самстыко, А. Юровский и др.); научно-практические подходы к тележурналистике, как профессии (В. Бакшин, А. Ермилов, Р. Каппон, В. Костоусов, В. Кривошеев, К. Куле, Е. Прохоров, Л. Свитич и др.); теоретико-практические основы в области медиаинформации (К. Азарян, А. Калмыков, А. Киселев, А. Колесниченко и др.)
Для достижения поставленной цели и реализации задач использован комплекс взаимосвязанных теоретических и эмпирических методов научного исследования:
теоретические – анализ, синтез, сравнение, классификация, обобщение научных источников по проблеме исследования, изучение опыта телевещания; нормативных документов – для выяснения состояния разработанности проблемы и обоснование теоретических положений исследования;
эмпирические – аудиовизуальный анализ, ранжирование, анализ интернет-мониторинга, методы экспертной оценки и обобщения независимых характеристик.
Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что:
— обоснована роль взаимосвязи между различными структурами информационных порталов и компаний, которые призваны обеспечивать правдивость информационной подачи к разным слоям населения сообщений и нести социально-индивидуальное влияние средствами массовой коммуникации;
— уточнена сущность понятия «телерадиовещание», как разновидность коммуникационной информационной системы;
— раскрыто сущность понятия «телекоммуникативные системы», как инструментов, которые дают возможность информационным порталам держать аудиторию в курсе того, что происходит в мире на национальном и международном уровнях;
— определены основные функции организации телеканала, которые определяют принципы, цели и задачи деятельности телевизионной компании: информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-образовательная, организаторская и рекреативная.
Новизна исследования состоит в том, что раскрыта основная концепция деятельности телеканала «Дождь», которая основана на освещении социальных проблем, и его роль в формировании общественного мнения.
Структура дипломной работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников. Работа содержит 2 рисунка. Общий объем работы составляет 59 страниц.
Заключение:
1. Ретроспективный анализ научно-публицистической литературы раскрыл особо важную роль взаимосвязи между различными структурами информационных порталов и компаний, которые призваны обеспечивать правдивость информационной подачи к разным слоям населения сообщений и нести социально-индивидуальное влияние средствами массовой коммуникации. Социальное значение информации обусловлено необходимостью в саморегулировании современного общества как системы жизнедеятельности человека и социума.
Выяснено, что телевидение является наиболее массовым средством информации общества и охватывает те слои населения, которые остаются за рамками влияния других СМИ. Специфическими особенностями телевидения являются: способность проникать в любую точку пространства; экранность; способность передавать о действии в момент его свершения; удовлетворение информационных потребностей человека, общества, государства.
2. Определено, что телекоммуникативные системы – это инструменты, которые дают возможность информационным порталам держать аудиторию в курсе того, что происходит в мире на национальном и международном уровнях. Показателем эффективности результатов деятельности телевизионных компаний является обеспечение информационно-новостным и потребительским спросом аудитории во всех сферах жизнедеятельности. Важной функцией телевидения является информационная обеспеченность деятельности социальных институтов, которая реализуется путем формирования каналов коммуникативных процессов. В связи с этим общественные институты всегда могут быть в курсе актуальных изменений в обществе и вовремя реагировать на потребности людей.
3. Раскрыто пути становления телевещания в нашей стране, проблемы, которые возникали на пути развития телевизионной области СМИ. Нами были обозначены и охарактеризованы основные вехи развития российского телевидения, что дает возможность проследить весь путь становления отечественного телевещания: довоенный период (1930-1941 гг.), послевоенный период (1945-1985 гг.), особенности периода перестройки и влияние их на современное телевидение.
4. Определены основные функции организации телеканала, которые определяют принципы, цели и задачи деятельности телевизионной компании: информационная, культурно-просветительская, интегративная, социально-образовательная, организаторская и рекреативная. Раскрытие данных параметров деятельности телеканала позволило сделать выводы, что телевидение, как информационное средство, охватывает практически все стороны в жизни общества, непосредственно влияя на аудиторию в социально-моральном, духовно-культурном, просветительском и образовательно-воспитательном аспектах.
В ходе исследования организационных предпосылок и условий функционирования телеканала «Дождь» выяснено, что основным фактором создания телеканала стал уход Н. Синдеевой с радиостанции «Серебряный дождь» с целью открытия собственного медиабизнеса. Становление телеканала «Дождь» проходило в течение трех лет с 2007 по 2010 год, что связано с отсутствием конкретной концепции существования компании. Выход в эфир телеканала «Дождь» вызвал особый интерес со стороны телезрителей, журналистов и медиакритиков, что связано с запуском в эфир смелых и инновационных проектов, объективностью подачи информационного материала, принципиально новыми позициями ведущих новостных, аналитических и информационных передач.
5. Наполняемость информационным материалом эфирного пространства телеканала «Дождь» соотносит его деятельность к кабельному телевидению, несмотря на то, что вещание проводится в Сети и основана на трансляции передач путем распространения через сеть Интернет. Информационный контент телеканала «Дождь» охватывает все основные функции телевидения: информационную, социально-образовательную, культурно-просветительскую, интегративную, организаторскую и рекреативную.
6. Телеканал «Дождь» является независимым общественным каналом, но доступ к его информационным порталам основан на финансовой основе, что препятствует свободному доступу к получению полной информационной базы канала. Кроме того, телеканал имеет резонансный характер реакции со стороны федеральных СМИ, общественности и телезрителей, о чем свидетельствуют факты признания телеканала в области телевидения как одного из лучших информационных агентств и, в то же время, – скандальные истории на разных уровнях медиапространства, государственной власти, социальных сетях и пр.
7. Основная концепция телевещания телеканала «Дождь» основана на раскрытии социальных проблем, о которых федеральные СМИ умалчивают; на проведении различных общественных акций, которые имеют социальную направленность; на культурно-просветительском формировании общественного сознания. Такая тенденция информационного обеспечения общества оказывает неоднозначное влияние на общественное мнение: многие подписчики канала одобряют концепцию телеканала, поддерживают его как с финансовой, так и с моральной стороны. В противовес позитивно настроенной аудитории, присутствуют негативные отзывы со стороны пользователей Интернет, федеральных СМИ, независимых журналистов и других социальных слоев населения.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕЛЕВЕЩАНИЕ В КОММУНИКАТИВНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННОГО РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА
1.1. Средства массовой информации как социальный институт
Развитие современного мирового общества, внедрение в жизнь человека научно-технического прогресса, необходимость каждой цивилизованной личности быть информационно-грамотной обуславливают переход человеческой цивилизации к социально-информационному обществу. На смену традиционным средствам массовой информации таким, как газеты, журналы в социальные сферы стремительно вошли новые технологические информационные средства: аудиовизуальные средства массовой коммуникации (радио, телевидение), информационные службы (новостные агентства, пресс-службы и пр.), Интернет-средства массовой коммуникации. Современная информатизация мирового социума обуславливает переход человеческой цивилизации к социально-информационному обществу через глобальное использование инновационных достижений в сфере телекоммуникационного пространства.
Результат такого процесса демонстрируется в увеличении и расширении информатизации всех областей жизнедеятельности человека, усовершенствованию и распространению информационного социально-новостного и социально-политического пространства. Это обеспечивается доступностью практически всех видов массовой информационной подачи сообщений для потенциальной аудитории с опорой на национальные приоритеты и потребности, на социально-правовой заказ, на государственное обеспечение и поддержку и т.д.
В статье 2 Закона РФ «О средствах массовой информации» понятие «массовая информация» определяется, как «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» . Средствами предоставления массовой информации в Законе выделены такие, как периодическая печатная продукция, сетевое издание, теле- или радиоканал, теле- или радиопрограмма, видео- или «кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации под постоянным наименованием (названием)» .
В современном информационно-коммуникативном пространстве особо важную роль играют взаимосвязи между различными структурами информационных порталов и компаний, как на государственном, так и на международном уровнях. Такие связи призваны обеспечивать правдивость информационной подачи к разным слоям населения сообщений и нести социально-индивидуальное влияние средствами массовой коммуникации .