Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль санкций в современных международных отношениях
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава I. Теоретические аспекты изучения санкций в современной мировой политике 6
§ 1. Понятие и сущность санкций как мер принуждения в политике 6
§ 2. Типология санкций, цели и причины их применения 8
§ 3. Оценка роли международных организаций в современной санкционной политике 16
Глава II. Реализация санкционной политики в современных международных отношениях 20
§ 1. Сравнительный анализ роли ведущих мировых держав и международных организаций в санкционной политике 20
§ 2. Эффективность введения санкций и последствия их реализации 29
§ 3. Санкции как инструмент геополитической борьбы 39
Заключение 66
Список использованной литературы 69
Введение:
Понятие санкций в современном обиходе связано с кризисом, торговыми войнами, «черными списками» и прочими запретами, но в общем виде санкции – это ограничения, которые вводит одна страна против другой страны (или группы стран), международные санкции — особая форма международно-правовой ответственности за нарушение государством международных соглашений.
Цель ввода санкций – путем ограничений экономических операций заставить правительство страны принять определенное решение. Например, санкции США, введенные против Ирана, призваны заставить власти свернуть программу ядерных исследований. Иногда санкции накладывает не одна страна, а группа стран (Европейский союз) или международная организация (ООН).
В новейшей истории санкции вводились для принуждения стран к принятию таких решений:
-вывести войска с территории другой страны;
-принять условия международного договора (разоружение, нераспространение ядерного оружия);
-прекратить политическое преследование оппозиционных сил, провести честные выборы;
-прекратить поддержку международного терроризма.
Санкции бывают разных видов в зависимости от того, на кого или на что они направлены. В частности, в литературе выделены такие виды санкций:
— индивидуальные – против отдельных физических и юридических лиц;
— дипломатические – высылка дипломатов из страны, прекращение дипломатических отношений;
— секторальные – ограничения на сотрудничество с отдельной отраслью в стране;
— товарные – запрет на покупку или продажу отдельных товаров;
— финансовые – запрет участия на международном рынке капиталов.
Наиболее широко в последние годы используются индивидуальные и секторальные санкции (против России), а также товарные (против Ирана).
Обобщенно санкции можно назвать промежуточным этапом между дипломатическими мерами и полноценной войной.
Экономические санкции не всегда эффективны, например, военную агрессию с их помощью прекратить практически невозможно, а степень влияния санкций на экономику зависит от многих факторов. Санкции против враждебных стран не могут быть эффективными (потому что товарооборот между ними и так минимален).
Актуальность исследования обусловлена ростом напряжения отношений Евросоюза, США и России на международной арене. С целью оказания давления на Российскую Федерацию зарубежными странами введены многочисленные санкции, список которых постоянно расширяется, на сегодняшний день известно, что Правительство Дональда Трампа готовит новый максимально жесткий пакет санкций в отношении России, уже названный в прессе «адским».
Объект исследования – общественные отношения, складывающиеся в сфере введения и отмены санкций в современных международных отношениях.
Предмет исследования – санкции в современных международных отношениях.
Цель исследования – выявление роли санкций в современных международных отношениях.
Для достижения указанной цели будут решаться следующие задачи:
— рассмотреть теоретические аспекты изучения санкций в современной мировой политике;
— провести сравнительный анализ роли ведущих мировых держав и международных организаций в санкционной политике,
— исследовать эффективность введения санкций и последствия их реализации.
Теоретическую базу работы составили труды таких ученых-юристов как Годованник Е.Д., Бойко, А.А., Ильюхов, А.А., Круглова, И.А., Круть В.Г., Черненко, В.А., Попов В.В. и др.
Нормативную основу составили: Конституция Российской Федерации, федеральные законы, постановления Правительства РФ, указы Президента РФ, международные правовые акты, судебная практика в рассматриваемой сфере.
Методологической основой исследования являются общенаучный диалектический метод познания и вытекающие из него частнонаучные методы: исторический, системно-структурный, социологический, технико- юридический, лингвистический, сравнительного правоведения, нормативно-логический, аналитический, синтеза и др.
Эмпирической основой послужили: электронные ресурсы сети Интернет, справочные правовые системы «КонсультантПлюс» и «Гарант».
Теоретическая значимость исследования заключается в определении и анализе роли санкций в современных международных отношениях.
Практическая значимость работы заключается в том, что проведенное исследование и полученные на его основе выводы и рекомендации могут быть использованы в деятельности по минимизации негативных последствий, наносимых санкциями в отношении различных государств.
Структура выпускной квалификационной работы определяется целью и задачами исследования, необходимостью логического расположения материала.
Работа включает введение, две главы, состоящие из шести параграфов, заключение и список использованных источников и литературы.
Заключение:
В сфере международных отношений термин «санкция» появился довольно недавно (в уставе Лиги Наций после Первой мировой войны), однако, само явление, обозначаемое им, довольно старо.
Санкции – это политический и экономический инструмент, используемый странами или международными организациями для убеждения определенного правительства или группы правительств изменить свою политику путем ограничения торговли, инвестиций или другой коммерческой деятельности.
Так как данный инструмент влияния имеет очень обширную площадь применения, то и видов с различными подвидами санкций существует огромное множество.
К основным относятся:
— персональные санкции;
— торговые санкции;
— экономические санкции.
К персональным санкциям относятся действия в отношении конкретных лиц и их окружения, имеющих отношение к предмету нарушения. К таким людям могут быть применены абсолютно различные методы международного влияния, такие как: блокировка зарубежных счетов, арест имущества, запрет въезда на территорию, открытие финансовых и криминальных расследований.
Хотя на первый взгляд кажется, что данная мера не приносит особого эффекта в больших масштабах, но он все же есть. Исходя из исторических фактов можно заметить, что большинство клептократических правительств предпочитает хранить финансы и иметь собственность именно за пределами своей страны. Таким образом, угроза потерять все «нажитое» может повлиять на ход их политики.
Торговые санкции, это самый мягкий и распространенный способ вразумить нарушителя. В них могут входить различные отмены преференций на торговлю, установлением квот и тому подобных ограничений на международную торговлю.
Экономические санкции носят карательный характер и предназначены для изоляции страны нарушителя. Они могут включать в себя:
— эмбарго на продажу ресурсов и продукции;
— заморозка иностранных активов государства и его компаний;
— запрет на денежные переводы (например отключение от системы SWIFT);
— запрет на передачу технологий, как военных, так и гражданских;
— изоляция страны путем запрета на въезд в другие страны.
Так как полный спектр подобных санкций может экономически уничтожить фактически любую страну на планете, он никогда не применяется в полном объеме. Обычно подобные меры применяются порционно, чтобы оставить возможность для урегулирования конфликта так сказать мягким и безболезненным образом.
Для того чтобы понимать всю разрушительную суть санкций, следует осознать, что в эпоху всеобщей глобализации в мире практически не осталось полностью самодостаточных стран.
К примеру, одни страны делают ставку на новые научные технологии, другие на производство сельскохозяйственной продукции, третьи на добычу ресурсов. И все это прекрасно работает за счет международной торговли.
Санкции способны отключить любую страну от этого глобального механизма товарооборота. Естественно, что, имея определенный сохранившийся уровень технологий, страна, находящаяся под санкциями еще будет существовать, но обстановка будет постоянно ухудшаться.
В качестве примера можно привести Кубу или Северную Корею, где население живет за гранью бедности, а в технологическом плане время там остановилось давным-давно.
Вместе с тем, можно отметить, что экономические санкции, введенные в отношении России, на первоначальном этапе вызвали достаточно много затруднений, но в последствии привели и к положительным результатам: активно начала развиваться политика импортозамещения, изыскиваться собственные внутренние ресурсы для развития отдельных отраслей, началась эксплуатация собственной платежной системы МИР.
Кроме того, сложная внешнеполитическая обстановка способствовала росту национального самосознания, российские граждане на примере проводимой государственной политики увидели, что никакое давление на страну со стороны зарубежных партнеров не допустимо, действуя в рамках международного правового поля, Россия ждет аналогичного отношения и к себе.
В целом едва ли можно назвать санкции эффективным инструментом, по сути это политика принуждения, которая не ведет к конструктивному диалогу, не создает предпосылок для развития международных отношений, санкции заводят в тупик, а иногда могут привести и вовсе к противоположному результату, поскольку страна, которой объявили бойкот, может заняться поиском иных стратегических партнеров или даже обойтись без посторонней поддержки.
Фрагмент текста работы:
Глава I. Теоретические аспекты изучения санкций в современной мировой политике
§ 1. Понятие и сущность санкций как мер принуждения в политике
Санкции в международном праве — это принудительные меры как вооруженного, так и невооруженного характера, применяемые субъектами международного права в установленной процессуальной форме в ответ на правонарушение с целью его пресечения, восстановления нарушенных прав и обеспечения ответственности правонарушителя.
Цель установления международной санкции в более узком плане состоит в том, чтобы принудить третьи государства или попавших под санкции лиц соблюдать нормы и принципы международного права, сделать продолжение вызвавшей санкции деятельности как можно более затратным и неудобным или воспрепятствовать неприемлемым действиям адресата санкций.
Термин «санкции», так часто звучащий в последние годы в риторике западных стран, имеет очень давнее происхождение. Этимология слова санкция происходит от латинского sanction – «строжайшее постановление» и имеет два смысловых направления .
Санкции представляют собой ответ на правонарушение. Но одно государство часто не может противостоять современным угрозам, которые часто принимают региональный или даже глобальный масштаб, поэтому в двадцатом веке функцией принуждения наделяются международные организации.
Санкции это ограничения для группы лиц или целого государства, призванные «наказать» правительство какой-либо страны за нарушения международных соглашений и заставить отказаться от них в будущем.
Слово «Sanctio» в переводе с латыни означает «указание, распоряжение».
Санкции могут вводиться как одной страной в отношении страны-нарушителя, так и целым блоком стран, таким, как НАТО или ЕС.
Речь прежде всего идет о Лиге Наций и ООН. Международная судебная практика стала воздерживаться от употребления термина «санкции» в отношении односторонних мер государства.
Так И.И. Лукашук отмечает, что термин «санкция» используется для обозначения принудительных мер, принимаемых международными организациями, особенно на основании главы VII Устава ООН .
Однако есть и другая точка зрения, когда под санкциями понимаются и меры индивидуального правомерного принуждения со стороны некоего государства .
Как можно видеть из сказанного выше, отсутствует единообразие в понимании категории «санкции». Тем не менее, часто можно слышать о санкциях, применяемых одним государством к другому односторонне при отсутствии решения со стороны ООН или в дополнение к таковому.
Так США, Европейский союз и целый ряд других государств ввели односторонние санкции против России, Белоруссии Ирана, Сирии и ряда других стран.
Во-первых, санкция понимается как утверждение чего-либо высшей инстанцией, разрешение на определённые действия. И, во-вторых, под санкциями подразумеваются меры против нарушения официального соглашения, как наказание за что-либо.
Появление санкций уходит глубоко корнями в историю. Первый случай был зафиксирован в 5 веке до н.э. в Афинах (запрет на посещение афинских рынков и портов купцами Магера).
Однако далее санкции практически не использовались. Лишь в XX веке после завершения Первой мировой войны государства начали искать гуманный способ урегулирования конфликтов (до этого они решались военными действиями). Именно тогда в сферу международного права вводится понятие «санкции» .
Под санкциями понимают меру, которая принимается против стороны, нарушившей соглашение, договор.
Важным аспектом, отражающим сущность санкций, является то, что санкции – это мирные способы дестабилизации страны, в отличие от войны, которая может унести миллионы жизней. На этот счет высказался 28-й президент США Вудро Вильсон: «Страна, подвергающаяся экономическим санкциям, очень близка к капитуляции. Примените тихие, мирные, экономические «смертельные удары», и тогда в применении вооруженных сил не возникнет надобности».
Санкции в политическом смысле достаточно многообразны в своих проявлениях – они могут варьироваться от самых мягких в виде предостережения или декларации о намерениях и до самых жёстких и даже жестоких, реализуемых в виде уничтожения материальных и культурных ценностей, а также порабощения, насилия и убийства несогласных.
§ 2. Типология санкций, цели и причины их применения
Виды международных санкций
1. Коммерческие или торговые: полное (или частичное) эмбарго, прекращение технического обслуживания.
2. Финансовые: блокирование иностранных активов правительства, ограничение доступа на финансовые рынки, прекращении предоставления финансовой помощи.
3. Санкции в отношении передвижения: запрет на въезд своего государства определённых лиц или групп лиц, запрет на перемещение любых видов транспортного сообщения (в основном — воздушного).
4. Дипломатические: полный или частичный отзыв сотрудников дипломатических представительств из страны-объекта санкций, аннулирования дипломатических виз.
5. Спортивные и культурные: запрет на участие в спортивных соревнованиях лиц или групп лиц, представляющих страну-объект санкций, прекращение научного, технического и культурного сотрудничества путем обмена и поездок с участием лиц или группы лиц, представляющих страну-объект санкций.
6. Процессуальные санкции: прекращение или лишение права голоса, лишение права на представительство в выборних органах международной организации, неприятие или исключения из членства в международной организации.
Под санкциями США и их сателлитов долгое время находилась Куба, не желавшая идти в фарватере политики Вашингтона. Задавить экономической и политической блокадой пытаются страны Запада Северную Корею, Сирию и Иран, вынудив их пойти на диалог на прозападных условиях.
Наконец, крайней мерой санкций являются насильственные действия, терроризм, физическое уничтожение противника. К таким карательным действиям многие страны и народы прибегали неоднократно на протяжении всей истории человечества. К сожалению, не изжиты они и в XXI веке.
В мировой практике используются два типа санкций -экономический и политический (рис.1).