Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль религии во внешней политике Монгольского государства
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретико-методологические основы изучения религиозного фактора во внешней политике государства 5
1.1.Основные факторы современной мировой политики 5
1.2. Роль религии в области внешнеполитических отношений: взаимодействие религии и политики 7
1.3. Историческое значение религии для внешней политики Монголии 13
2. Значение религиозного фактора во внешней политике Монгольского государства 21
2.1. Влияние религиозного фактора на мировые исторические события и международные отношения 21
2.2. Внешняя политика Монголии на современном этапе 24
2.3. Религия как фактор внешней политики современной Монголии: традиционные и нетрадиционные религии 46
Глава 3. Возможности использования религии как «мягкой силы» обеспечения для цивилизационной безопасности 55
Заключение 59
Список использованных источников 62
Введение:
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что динами-ка развития международных отношений, определение региональных сил в современной мировой политике требует анализа и оценки различных фак-торов мировой политики: геополитических, экономических, демографиче-ских, ресурсных, социальных -культурный и т. д.
Актуальность данного исследования обусловлена резким увеличени-ем числа религиозных организаций, возникших в последнее время. Число основных конфессиональных групп населения Земли, их пассионарность и асимметрия глобальной динамики развития значительно изменились, что часто приводит к дестабилизации политической жизни во многих регионах мира.
Политизация религии, ее использование для достижения политиче-ских, экономических и корпоративных целей влияет на социальную инте-грацию и политическую стабильность, а также создает ряд угроз и вызо-вов международной безопасности. Выявление механизмов использования религиозного фактора во внешнеполитической деятельности современных государств, поиск путей минимизации разрушительных последствий поли-тизации религии актуализирует тему исследования.
Актуальность заключается в использовании системного подхода к анализу религиозного фактора как элемента транснациональной среды мировой политики и анализу перспектив его дальнейшей политизации. В этом контексте научные исследования религиозных аспектов мира, внеш-ней политики и международных отношений; взаимодействие религиозных деятелей с государствами и субъектами вне суверенитета, с одной стороны, и использование ими религиозного фактора для достижения своих целей и интересов, с другой стороны, становятся чрезвычайно актуальными.
Объектом исследования является внешняя политика Монгольского государства.
Предметом исследования является религиозный фактор как детерми-нанта современной мировой политики.
Цель исследования заключается в выявлении потенциала религиоз-ного фактора во внешней политике Монгольского государства.
Достижение цели потребовало решения следующих задач:
— определить основные факторы современной мировой политики ;
— исследовать роль религии в области внешнеполитических отноше-ний: взаимодействие религии и политики;
— определить историческое значение религии для внешней политики Монголии;
— раскрыть влияние религиозного фактора на мировые исторические события и международные отношения;
— рассмотреть внешнюю политику Монголии на современном этапе;
— раскрыть религию как фактор внешней политики современной Монголии;
— сформулировать возможности использования религии как «мягкой силы» обеспечения для цивилизационной безопасности.
Методологической основой исследования стал комплексный, много-факторный подход к исследуемой проблеме, позволивший наиболее полно раскрыть и характеризовать сущность и формы влияния религиозного фактора на внешнюю политику стран в глобальном и региональном аспек-тах.
В качестве теоретической базы использовались теории, приёмы и по-нятия разработанные П. Бьюкененом, М.М. Лебедевой, Дж. Наем, Е.М. Примаковым, С. Хантингтоном, Дж. Хейнесом, М.А. Хрусталевым.
В ходе исследования были использованы контент-анализ докумен-тов, компаративистские оценки, основанные на категориях тождества и различия.
Цель и задачи исследования определили структуру работы, которая представлена введением, тремя главами, заключением и списком использо-ванных источников.
Заключение:
К началу XXI века расстановка сил во Внутренней Азии была окон-чательно сформирована. Учитывая, что основной сферой влияния является Монголия, мы рассмотрели баланс сил на ее территории. Китай, Россия, США и Япония имеют значительное преимущество. У этих государств разные показатели и параметры в сфере жесткой и мягкой силы, но к нача-лу 2000-х годов у них были четко определенные интересы в Монголии и желание влиять на ситуацию в регионе в целом. Впоследствии в этот про-цесс включаются Южная Корея, Индия и Турция, но их отделение от ли-деров слишком велико. Сегодня ключевые игроки новой Большой игры, помимо политического влияния, начали конкурировать за доступ к при-родным ресурсам, и потенциал, накопленный в 1990-х годах, стал важным преимуществом в этой борьбе.
В условиях постсоциализма начала формироваться новая система та-ких отношений. Восточноевропейские страны решили сосредоточиться на Европейском союзе и относительно успешно интегрируются в него. Наибольшее количество проблем возникло у бывших советских союзников в Азии — Вьетнаме, Северной Корее и Монголии. Они представляют со-вершенно разные типы развития и самоидентификации — от полуизоляции (Северная Корея) до так называемой «ситуационной идентичности» [100]. Монголия выбрала второй вариант, поэтому сегодня нам трудно дога-даться, какой будет политическая ситуация во Внутренней Азии в XXI ве-ке. Идентичность строится вокруг ряда маркеров, которые наиболее четко характеризуют принадлежность к определенному региону. Совокупность этих маркеров формирует идентичность, а их характер — тип региона (по-литический, экономический, культурный и исторический). Влияние в реги-оне и влияние в стране на современных региональных лидеров определя-ется способностью предложить набор маркеров и принять решение о соот-ветствии другого государства им. В случае с Монголией за это право бо-рются США, Китай, Россия и Южная Корея. Таким образом, вопрос о том, чьи и какие маркеры будут доминировать в процессе формирования реги-ональной идентичности Монголии, является наиболее важным сегодня. Разнообразие этих маркеров определяется текущей политической ситуаци-ей вокруг Монголии и ее природных ресурсов, за которые конкурируют многие многонациональные промышленные группы (шахты Базеля, Рио-Тинто, Айвенго и т. д.). Эта двусмысленность создает множество возмож-ных сценариев развития ситуации вокруг идентификации Монголии.
Ситуационная идентичность в случае Монголии позволяет ей быть открытой для диалога, как с географическими соседями, так и с «третьим соседом». В то же время, учитывая постоянную сбалансированность мон-гольской элиты при выборе этого партнера, трудно определить, на кого будет ориентироваться эта страна в прогнозируемом будущем. В этой си-туации необходимость маневрировать дает Монголии как можно более широкие гарантии сохранения ее суверенитета. Однако многополярная ориентация приводит к нарушению баланса сил в регионе и создает угро-зы стабильности и безопасности. Это вызывает обеспокоенность как Китая, так и России, которые стремятся обезопасить свои границы от возможных новых угроз.
Фрагмент текста работы:
Теоретико-методологические основы изучения религиозного фактора во внешней политике государства
1.1.Основные факторы современной мировой политики
Мировая политика — это сложное и разнообразное взаимодействие государств, основанное на их национальных интересах, которое определя-ется рядом условий и факторов, связанных с самобытностью и традициями конкретного народа. Логично начать любое исследование, указав концеп-туальный аппарат научного анализа.
Для этого раздела работы ключевыми понятиями являются «между-народные отношения» и «факторы», которые влияют на их природу. В уз-ком смысле, «международные отношения» относятся к отношениям между национальными правительствами на уровне министерств иностранных дел, их руководителями или видными политическими деятелями. В более ши-роком (политическом) смысле «международные отношения» включают не только предмет и характер государственной деятельности, но и довольно сложную систему различных субъектов и их функций.
Основными компонентами этой системы, на наш взгляд, можно назвать следующие:
а) Экономика. Это важный элемент международных отношений, из-вестный как мировая политическая экономия (IPE). Он определяет прежде всего международные экономические отношения, в том числе междуна-родные торговые и финансовые операции, проблемы развития различных регионов, а также сферу долговых обязательств и экономической взаимо-зависимости.
б) политика. Он предусматривает, с одной стороны, политические отношения между странами, а с другой — существование и функционирова-ние различных международных организаций, таких как ООН, Европей-ский союз и Исламская конференция.
в безопасности. Это сектор для решения проблем войны и мира, а также для дипломатического урегулирования конфликтных ситуаций. В последнее время в эту категорию входят также проблемы экономической, антитеррористической и экологической безопасности.
г) Исторический аспект. Его значение заключается в поддержании стабильности в международных отношениях на основе исторических пре-цедентов, которые помогают развивать лучшее и избегать ошибок в насто-ящих и будущих отношениях между государствами.
Под «фактором» (от латинского производства, производства) мы подразумеваем движущую силу, причину различных процессов или явле-ний, а также их существенные обстоятельства и контексты. Используя «факторный» подход в решении проблем политологии, мы не разделяем принципы так называемой «факторной теории», которая объясняет соци-альное развитие влиянием «равных» факторов и чревата вульгарным де-терминизмом.
Систематическая интерпретация исторических процессов требует полной картины с ее диалектическим взаимодействием различных субъек-тивных и объективных условий, аспектов и факторов.
Традиционно факторами, определяющими историческое лицо обще-ства, являются природа (континентальность, расположение острова, рав-нина, горы, климат), этнический элемент (национальный темперамент), ре-лигиозный (религия и этика), исторический, в том числе государствен-ность, войны, территориальный размер , многонациональность, экономи-ка, образование, технологии, культура). Все эти факторы универсальны, применимы к любому типу общества, и, безусловно, взаимосвязаны и вза-имозависимы.
В зависимости от конкретных приоритетов система факторов, влия-ющих на политику, может иметь различные конфигурации, но в целом она всегда сводится к следующему: экономическому, географическому, этно-национальному, религиозному, культурному, социально-политическому, историческому.
Помимо взаимодействия различных специфических факторов на ми-ровом уровне, большое значение имеет общее направление или, вернее, «тон» мировой политики — особенность, проявляющаяся в долгосрочном диахроническом плане. То есть он может иметь, в зависимости от духов-ных приоритетов той или иной эпохи, ярко выраженный светский или ре-лигиозный характер.
Культурный и религиозный фактор начал играть важную роль в со-временной международной политике. Любое человеческое сообщество со-здает свою собственную культуру — языковую, литературную, художе-ственную, а также убеждения и привычки, которые характеризуют обще-ственную жизнь, ее взгляды и правила. Культура — это больше, чем идео-логия, и она во многом определяет личность человека в обществе. Оно также включает в себя идею собственной гегемонии в обществе через принцип сосуществования или подчинения культуры одной группы куль-туре другой.
Культура может апеллировать к различным символам и тотемам, но ее религиозный (метафизический) компонент всегда является наиболее привлекательным и мощным, поскольку вера определяет смысл и форму человеческого существования, укрепляет моральный стержень, дух сооб-щества и социальную стабильность.
Такие религии, как иудаизм, индуизм и сикхизм, предпочитают быть социально изолированными и не привлекают своих сторонников извне. Другие религии, такие как христианство и ислам, открыты, готовы делить-ся своими ценностями и приветствуют прозелитизм.
Таким образом, культурная подлинность общества в значительной степени зависит от его религиозности и от того, как его святыни распро-страняются священниками, муллами или гуру.