Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль народной сказки в воспитании духовно-нравственных качеств младших школьников.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного развития личности младших школьников 6
1.1 Духовно-нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка 6
1.2.Формы, методы, средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 19
1.3. Народные сказки как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста 34
Глава 2. Эмпирическое исследование формирования духовно-нравственных представлений детей младшего школьного возраста посредством народных сказок 40
2.1. Диагностика уровня сформированности духовно-нравственных представлений детей младшего школьного возраста 40
2.2. Разработка и реализация комплекса мероприятий по нравственному развитию младших школьников посредством народных сказок 47
2.3. Анализ результатов исследования 52
Заключение 58
Список литературы 63
Приложение 70
Введение:
Актуальность темы. Основа нравственного воспитания закладывается в детстве. Нравственное развитие личности – глубокий, сложный и многогранный процесс. Он нераздельно связан с жизнью человека, с обществом, с культурой, с семьей.
С приходом детей в школу основным занятием для них становится учеба, кроме того в школе они должны научиться строить дружеские отношения с другими детьми и с преподавателем, они осознают важность и нужность новых обязанностей. И это является огромным стимулом для формирования системы нравственных норм в сознании младшего школьника. Надо отметить, что в современном обществе происходят различные социально-экономические преобразования, актуальность проблемы воспитания нравственности младших школьников велика. Образование как таковое не гарантирует высокого уровня нравственной воспитанности, т.к. воспитанность – это качество личности.
Однако основной функцией начальной школы, как одной из ступеней становления и развития этой личности, является формирование интеллектуальных, коммуникативных, эмоциональных способностей. А они, в свою очередь, влияют на овладение учеником этическими и нравственными нормами.
Организация нравственного воспитания школьников в учебном процессе нашла отражение в работах А.М. Архангельского, Н.М. Болдырева, В.А. Сухомлинского, И.Ф. Харламова.
Рост агрессии, немотивированной жестокости, приоритет материальных ценностей над духовными, снижение личной ответственности за свои поступки, нежелание слышать других, – все это привело к искажению истинных духовных, культурных ценностей. Особенно эти процессы отражаются на молодом поколении. На неокрепший детский интеллект обрушивается поток негативной в большинстве своем информации, и в этих условиях важно помочь детям обрести тот нравственный стержень, опираясь на который, они смогут найти свое место в этом мире. Важную роль в этом процессе играет система образования.
Конечно, само по себе образование не гарантирует появления воспитанного, высоконравственного человека. Его надо сформировать, воспитывать. А это возможно лишь при условии достижения единства образования, просвещения и воспитания.
Психолого-педагогические условия – это одна из сторон закономерности воспитательного (образовательного, учебного и т.п.) процесса.
Младшие школьники, вступая в мир социальных отношений, способны усваивать морально-нравственные требования, общаться и взаимодействовать с людьми, осмысливать базовые ценности жизни. Бесспорно, носителями базовых ценностей выступают семья, ближайшее окружение, государственные институты, мировое сообщество в целом.
Актуальность проблемы обусловлена следующим противоречием: несмотря на имеющиеся теоретические работы в области формирования нравственности наблюдается нехватка практических разработок, направленных на совершенствования процесса формирования нравственности у младших школьников посредством народных сказок.
Цель данной работы – теоретически обосновать, разработать комплекс мероприятий по нравственному воспитанию младших школьников посредством народных сказок и оценить его результативность на практике.
Объект исследования: процесс нравственного воспитания и развития младших школьников.
Предмет исследования: народная сказка как средство духовно-нравственного развития младших школьников.
Задачи исследования:
— рассмотреть нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка;
— выявить формы, методы, средства духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
— рассмотреть народные сказки как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста;
— провести диагностическое исследование уровня сформированности нравственных представлений детей младшего школьного возраста;
— разработать комплекс мероприятий с младшими школьниками по нравственному воспитанию с использованием народных сказок;
— проанализировать результаты опытно-экспериментальной работы.
Гипотеза исследования: можно предположить, что развитию нравственности младших школьников будут способствовать специально организованные мероприятия при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
— учета уровня нравственной воспитанности младших школьников;
— использование разнообразных методов в процессе организации и проведении занятий с учащимися начальных классов с использованием русских народных сказок.
Методы исследования: теоретический анализ литературы по теме исследования, эмпирическое исследование: наблюдение, тестирование, педагогический эксперимент, обобщение результатов исследования.
База исследования: МБОУ «Майская ООШ».
В эмпирическом исследовании приняли участие школьники 2 «Б» класса (25 учащихся).
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения данных диагностик, определяющих уровень нравственных представлений в исследовательской деятельности, а также возможность использования предложенных мероприятий в целях повышения уровня нравственной воспитанности младших школьников.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
Сохранение и передача нравственных ценностей всегда была характерна для цивилизованного общества. Нравственное воспитание необходимо для того, чтобы общество сохранялось и процветало, постепенно создавая условия для творческого самовыражения каждой личности. В деле нравственного воспитания всегда участвовали три социальных института – семья, церковь и школа. Взяв на себя эту задачу, школа возвращается к своей традиционной роли, утраченной в середине нашего столетия.
Роль школы как нравственного наставника учащихся становится еще более значимой в условиях, когда дети не получают должного воспитания в своих семьях, и церковь также не оказывает достаточного влияния на формирование их системы нравственных ценностей. Если школа не выполняет эту роль, вакуум в душах учеников заполняется влияниями, враждебными всему доброму и светлому.
Не существует системы образования, свободной от нравственных ценностей. Они присутствуют во всем, что происходит в школе – в том, как учитель и другие взрослые относятся к учащимся, как директор относится к учителям, как школа относится к родителям учеников, как ученики общаются между собой и соблюдают установленные правила. Если в классе не обсуждаются проблемы истинного и ложного, это уже само по себе является уроком определенного отношения к проблемам нравственности. Короче говоря, вопрос не в том, должна ли школа прививать нравственные ценности, а в том, какие ценности она должна прививать и как именно.
Все самые серьезные вопросы, которые встают перед каждым человеком и перед всем обществом в целом, имеют непосредственное отношение к проблемам нравственности.
Существует широкая сеть поддержки нравственного воспитания в школах. Это и правительство страны, которое признало необходимость такого воспитания в борьбе против преступности и наркотиков. Это те общественные институты, решения которых направлены на введение в школах соответствующих дисциплин. Это и деловые круги, представители которых прекрасно понимают, что найдут опору лишь в надежных и честных людях, которые ответственно относятся к работе и способны по-настоящему сотрудничать с окружающими. Наиболее важная в этом смысле поддержка родителей, которые сами ищут опору в воспитании детей – ведь в современном мире вырастить хорошего человека гораздо сложнее, чем раньше.
Основной нравственный закон, определяющий воспитательную работу в школе, основывается на двух важных ценностях: уважение к окружающим и ответственность. Эти ценности составляют основу общественной нравственности. Они обладают объективной значимостью, т.к. определяют хорошее как в каждом человеке, так и в обществе в целом.
Формирование нравственности имеет ряд последовательных этапов, но при этом далеко не всем людям удается с одинаковым успехом достичь высокой степени морально-нравственного развития. По мнению психологов, для того, чтобы младший школьник мог повышать уровень нравственного развития, ему необходимо тренировать свои когнитивные способности, которые позволят ребенку более объективно воспринимать окружающую действительность. Педагогам рекомендуется проводить уроки свободной формы, где в игровой форме будут проектироваться ситуации конфликта, решая которые, дети получают практический опыт по их разрешению. Наряду с этим, развитию самостоятельности и ответственности за свои поступки у детей способствует проведение в рамках внеурочной или игровой деятельности «часов самоуправления», на которых учащиеся могу сами создавать новые или изменять существующие правила, с учетом интересов всех членов группы.
Завершая этап обучения в начальной школе, многие дети переходят на следующий уровень морально-нравственного развития, позволяющий им перейти от удовлетворения своих, сугубо эгоистических потребностей, к сознательному стремлению нравиться и приносить пользу тому обществу, членом которого они являются. В школе учащиеся младших классов с помощью педагогов учатся решать различные сложные ситуации, не забывая при этом сохранять уважение к правам и чувствам других людей. Для наиболее успешного решения поставленных задач и формирования у детей гармоничного сознания очень важно, чтобы учебная программа начальной школы учитывала когнитивное развитие и уровень морально-нравственного мышления, свойственный учащимся младшего школьного возраста.
Мы установили, что младший школьный возраст является важным этапом в развитии и становлении личности, поэтому необходимо целенаправленно и систематически осуществлять работу по нравственному воспитанию, именно в младшем звене, так как в силу возрастных особенностей этот период является наиболее благоприятным для формирования общей системы ценностей и норм поведения.
Поэтому большую роль в нравственном воспитании младших школьников играют правильно подобранные средства и методы. Среди методов выделяют: рассказ, объяснение, этическая беседа, пример, упражнение. К средствам нравственного воспитания относят игру, общение и всю ту атмосферу, в которой находится ребенок.
Результаты наблюдений и методик по выявлению уровня сформированности нравственной воспитанности на констатирующем этапе эксперимента показали, что у младших школьников имеются определенные нравственные представления, однако они недостаточно четкие. В реальных жизненных ситуациях дети не используют имеющиеся у них знания и умения. Они не всегда испытывают чувства радости или сопереживания к своим одноклассникам, редко приходят на помощь окружающим, не всегда бывают вежливыми.
Ориентация на самого себя, на собственные силы, недостаточность жизненного опыта не позволяют младшим школьникам адекватно реагировать на ситуацию, требующую проявления сочувствия, доброжелательности, отзывчивости, внимательности. Это проявляется в том, что младшие школьники, осознавая потребность какого-либо действия (помочь, пожалеть), оказываются не в состоянии его выполнить в реальной жизни.
Поэтому встала необходимость в целенаправленной и последовательной организации усвоения с детьми младшего школьного возраста нравственных представлений, базирующихся на знаниях, содержащих в себе гуманистические идеи и требования.
На контрольном этапе была проведена повторная диагностика изучения эмоциональной сферы детей. И, исходя из проделанной работы, можно сказать, что использование сказок, подобранных для развития личностной сферы испытуемых, оказало значительное влияние на эмоциональную и нравственную сферу детей младшего школьного возраста. По результатам контрольной диагностики, дети стали более дружелюбными, внимательными друг к другу, стали проявлять сочувствие, помощь, что имеет положительное значение во всестороннем развитии личности ребенка.
Анализируя результаты, полученные на контрольном этапе, мы пришли к выводу, что число учащихся с высоким уровнем нравственной воспитанности увеличилось на 12 %, число детей со среднем уровнем возросло на 4 %, число учащихся с низким уровнем нравственной воспитанности сократилось в экспериментальном классе на 16 %.
Результаты опытно-практической работы убеждают в том, что педагогу необходима четкая целенаправленная работа, которая была бы направлена на нравственное воспитание младших.
Целенаправленное проведение занятий способствует систематизации их нравственных представлений и ценностных ориентаций, достижению моральной осознанности в выборе способов и форм поведения, а также ориентирующий на этический контекст взаимодействия учеников со взрослыми и сверстниками в сфере их жизнедеятельности в школе, социуме, окружающем мире, нравственному воспитанию в целом.
Таким образом, подтвердилась гипотеза исследования о том, что развитию нравственности младших школьников будут способствовать специально организованные мероприятия при соблюдении следующих психолого-педагогических условий:
— учета уровня нравственной воспитанности младших школьников;
— использование разнообразных методов в процессе организации и проведении занятий с учащимися начальных классов с использованием русских народных сказок.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты духовно-нравственного развития личности младших школьников
1.1 Духовно-нравственное развитие и его роль в формировании личности ребенка
Российское образование вступило в новый этап своего развития, связанный с изменением менталитета общества и личности. Современному социуму необходима личность с устойчиво сформированными духовно-нравственными качествами. Перемены в социальной жизни и в области образования актуализировали проблему формирования у подрастающего поколения высших ценностей, идеалов, социально-значимых ориентиров реальной жизни. Одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.
Современная российская школа рассматривается как важнейший социальный институт, который при взаимодействии с другими субъектами социализации создает необходимые условия для духовно-нравственного, интеллектуального, социального, эстетического развития обучающегося. Современная система духовно-нравственного развития и воспитания подрастающего поколения предполагает:
— создание формирующей духовно-нравственной среды, ориентирующей обучающегося на духовно-нравственное самовоспитание и организацию жизнедеятельности;
— обеспечение эффективности и повышение качества духовно-нравственного воспитания школьников на основе приобщения к русским культурным и христианским традициям;
— обогащение содержания воспитания образцами духовной культуры [39].
Начальная школа, являясь одним из уровней общего образования, выступает важнейшим звеном в системе непрерывного образования, ориентированным на цели, задачи, приоритеты развития и становления личности ребенка в условиях современного общества, которому свойственно многообразие социокультурных отношений. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования особый акцент получило «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей» [13, с. 7]. В связи с этим одним из актуальных вопросов для педагогической общественности является нравственное воспитание современного ребенка, предполагающее «знание и соблюдение правил поведения в социальной среде; качества личности, отражающие общечеловеческие гуманистические ценностные ориентиры, умение сопереживать, бескорыстно действовать во благо ближнего, волевой статус человека, самосовершенствование» [9, с. 112].
В буквальном понимании нравственное воспитание в условиях школы есть обучение нравственности (в узком значении – обучение нормам общества, приличия), что с точки зрения науки и практики является неправильным, ведь обучить нравственности нельзя.
Нравственное знание необходимо, когда мы сталкиваемся в жизни с явлениями, которые требуют нравственной оценки. Из всех направлений, составляющих это понятие, хотелось бы остановиться на шести основных. Их можно рассматривать одновременно как цели нравственного образования [1, с. 68-71].