Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки Обществознание

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль государства в экономике на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования: сравнительный анализ.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание

Введение 3
I глава. Теоретические основы анализа роли государства в экономике на уроках обществознания в современной системе образования 11
1.1. Знания о государстве и экономике в структуре компетенций учащихся в соответствии с образовательными стандартами 11
1.2. Сущность и особенности преподавания экономического модуля на уроках обществознания в уровнях 25
Вывод по главе: 36
II глава. Сравнительный анализ роли государства в экономике на уроках обществознания в различных уровнях общего образования 39
2.1. Сходные черты в преподавании проблемы роли государства в экономике на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования 39
2.2. Отличия в преподавании проблемы роли государства в экономике на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования 53
Вывод по главе: 83
Заключение 84
Список использованной литературы 88

 

  

Введение:

 

Актуальность темы заключается в том, что формирование гражданского общества в Российской Федерации нельзя осуществить без осуществления воспитательной деятельности в отношении подрастающего поколения в плане формирования экономический представлений .
Современное состояние экономической культуры граждан в Российской Федерации остается на низком уровне, поэтому в настоящее время программа повышения экономической грамотности детей, начиная с младшего дошкольного возраста .
Доказательством вышеизложенного выступает отчет о проведении результатов исследования Российского фонда экономических реформ .
Школа выступает в качестве основного института социализации личности, в том числе в отношении экономической социализации .
На этом основании можно говорить о призвании общеобразовательных учреждений в отношении целенаправленного формирования полноценных членов социума, которые способны ориентироваться в экономической среде и осуществлять действия с полным осознанием ответственности за реализуемые действия и принимаемые решения .
Процесс формирования экономических знаний на уроках в общеобразовательных учреждениях должен воспитывать социально-активную личность, которая должна уметь находить решение для общественно-значимых задач с опорой на приоритетность знаний об экономике в целом и роли государства в экономике в частности .
Уроки обществознания должны стать средством активизации умственной деятельности, расширять познавательную деятельность и, наконец, побудить к самообразованию, ведь только осмысление необходимости и потребности в самостоятельном получении знаний формирует образованного человека .
Развитию человека способствует организация работы над решением задач. Самостоятельное открытие экономических явлений и процессов, формирования вывода в процессе практической работы, анализ ситуации с выдвижением гипотез и составление плана экспериментальной проверки дают ученикам возможность научиться синтетической и аналитической деятельности, ведет к более глубокому усвоению общеэкономических понятий и процессов, понимание целостной картины мира .
Одной из актуальных проблем современной общеобразовательной школы является активизация познавательной деятельности учащихся. Причиной низкого качества знаний школьников по праву является нарушение объективного закона усвоения знаний.
Во время урока деятельность учащихся сводится лишь к восприятию готовых знаний, изложенных учителем, времени на осмысление, запоминания и обобщения материала практически не остается .
На уровень активизации познавательной активности влияет позиция учителя, стиль его общения с учениками на уроке, успеваемость и настроение самих учащихся (успехи в учебе и положительные эмоции повышают познавательную активность) .
Только настоящая совместная работа учителя и учащихся обеспечивает активную учебную деятельность класса на уроке. Действия учителя, которые побуждают учеников к прилежной учебе, способствуют формированию позитивного отношения к учебной деятельности и знаний, служат средствами активизации .
Понятно, что степень познавательной активности учащихся зависит и от них самих, от их воспитанности, сознательности, заинтересованности, волевых усилий, поскольку ученик является не только объектом, но и субъектом учебного процесса. Но если у учащихся этих качеств пока нет, то их формирования также является профессиональной функцией учителя. Все трудности, диалектические противоречия обучения состоят в том, что на уроке необходима познавательная активность учащихся, она зависит от учителя, его умения активизировать их. Степень активности школьников является реакцией на методы и приемы работы педагога, показателем его педагогического мастерства .
Психолого-педагогическими исследованиями доказано, что соответствующим образом подобранное содержание учебного материала и составленные на его основе познавательные задачи не в состоянии обеспечить эффективность обучения, если учащиеся не будут привлечены к активной деятельности, если между педагогом и учениками не будет налажено коммуникационного взаимодействия .
И поэтому одним из путей активизации познавательной деятельности школьников является использование инновационных методов в процессе обучения и наблюдения за окружающей средой в рамках осознания роли государства в экономике на уроках обществознания .
Проблема исследования нами определена следующим образом: каковы методы и условия процесса формирования представлений о роли государства в экономике на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования.
Объект исследования – сформированность представлений о роли государства в экономике учащихся основных и средних общеобразовательных учреждений.
Предмет исследования – особенности формирования представлений учащихся общих и средних образовательных учреждений роли государства в экономике в рамках уроков обществознания.
Цель исследования – провести сравнительный анализ изучения темы «Роль государства в экономике» на уроках обществознания на уровне основного и общего образования.
Гипотеза исследования была сформулирована следующим образом.
Процесс изучения темы «Роль государства в экономике» на уроках обществознания будет более эффективным, если:
− педагог систематически и целенаправленно применяет традиционные и инновационные методы обучения;
− в образовательном процессе учитываются особенности каждого метода, материала урока;
− освоение образовательной программы осуществляется в комплексе, во взаимосвязи с конкретным уровнем образования.
Задачи исследования:
1. Изучить знания о государстве и экономике в структуре компетенций учащихся в соответствии с образовательными стандартами.
2. Обозначить основные характеристики основного и среднего общего образования.
3. Исследовать сущность и особенности преподавания экономического модуля на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования.
4. Определить сходные черты в преподавании проблемы роли государства в экономике на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования.
5. Выявить отличия в преподавании проблемы роли государства в экономике на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования
Теоретико — методологическую основу составили исследования, отражающие:
 теоретические и методические аспекты использования инновационных средств в процессе обучения (Е. А. Бондаренко , Е. В. Оспенникова , И. В. Роберт , Ф. А. Сидоренко , A. B. Смирнов );
 психолого — педагогические подходы к развитию умений учащихся (П. Ю. Романов , А. И. Савенков , M. B. Степанова , А. В. Усова ).
Особенность выбранной темы на социально-педагогическом уровне определяется социальным заказом общества на развитие саморазвивающейся, творческой, полноценной личности. В федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» (2012), «Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования» (2013), в качестве доминанты в образовательной политике определяется общее образование (В. А. Горский , Р. А. Литвак , А. С. Макаренко , М. М. Поташник , Н. В. Сергеева , В. П. Ушачев , Г. И. Фролова , С. Т. Шацкий и др.) Это обуславливает приоритет данного уровня образования, целью которого является образовательная деятельность, в результате чего складывается потенциал для дальнейшего познавательного, волевого и эмоционального развития человека и гражданина.
Методы исследования. В тексте работы используется метод анализа нормативно-экономической базы, учебной литературы, а также монографий и статей по выбранной теме. Для получения достоверных данных о представлениях о роли государства в экономике у обучающихся был проведен опрос, а также использовался метод статистической обработки информации. Сравнительный метод исследования дал возможность детально проанализировать способы формирования представлений у обучающихся на уровнях основного и среднего общего образования о роли государства в экономике.
Степень изученности темы можно охарактеризовать как достаточную.
Имеются исследования, рассматривающие философские идеи о значении экономической грамотности в развитии учащихся (Г. Гегеля , И. Канта , К. Маркса , Б. Спинозы , И. Л. Фейербаха , Г. Фихте , Ф. Шеллинга ).
В педагогике, социальной педагогике и медицине накоплено достаточно знаний относительно развития учащихся средней и старшей школы. Сюда можно отнести научные исследования, связанные с выявлением особенностей нервно-психического развития детей этого возраста (Н. М. Аксарина , Г. В. Пантюхина , К. Л. Печора , Э. Л. Фрухт , Н. М. Щелованов и др.); психолого-педагогического сопровождения подростков (Т. В. Пелымская , О. Г. Приходько , Л. И. Солнцева , Н. Д. Шматко , С. М. Хорош , Е. А. Стребелева и др.).
В современных исследованиях педагогов-дошкольников разрабатывается проблема развития детей подросткового возраста, когда ребенок выделяет себя в качестве субъекта деятельности (Д. Б. Эльконин ), воспринимает себя как некую систему (Л. И. Божович ), приоб¬ретает способность к самоутверждению (Э. Эриксон ) и чувство гордости за достижения (Т. В. Гуськова ). Реализации указанных процессов во многом способствует система формирования компетенций в рамках урока обществознания, в том числе в экономическом плане.
Научная новизна состоит в том, что в работе определены показатели, критерии и уровни формирования представления о роли государства в экономике на уроках обществознания в уровнях основного и среднего общего образования.
Теоретическая и практическая значимость работы обусловлена систематизацией теоретического материала по проблеме инновационных технологий и методике обучения обществознанию. Материал работы может быть использован студентами во время прохождения педагогической практики, учителями обществознания.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Во введении определены цель, задачи, методы исследования выпускной квалификационной работы, а также степень изученности темы.
В первой главе определены теоретические основы анализа роли государства в экономике на уроках обществознания в современной системе образования. Во второй главе проведен сравнительный анализ роли государства в экономике на уроках обществознания в различных уровнях общего образования. В заключении сформированы выводы к выпускной квалификационной работе.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Инновационные методы обучения — прогрессивное направление, активно используются в мировой и отечественной педагогике со второй половине ХХ в.
С развитием информационных технологий в первой половине XXI века, их внедрение только усиливается.
Инновационные методы делятся на активные и пассивные.
К активным относят эвристическую беседу, учебную дискуссию, поисковую лабораторную работу, самостоятельную работу с книгой, с учебной программой, метод проектов, проблемную ситуацию на уроках.
Для усовершенствования и систематизации и формирования умений используются такие методы, как решение ситуационных задач, их анализ и проведение ролевых игр.
Активное обучение предполагает наличие такой системы методов и приемов, которые направлены главным образом на организацию учеников для самостоятельного получения знаний, усвоение умений и навыков в процессе активной познавательной и практической деятельности и имеющих ряд специфических особенностей:
1) Принудительная активизация мышления, суть которой заключается в том, что ученик вынужден быть активным, независимо от того, желает он этого или нет.
2) Самостоятельный творческий поиск решения учениками, повышенная степень мотивации.
3) Постоянное взаимодействие учителя или учебной машины с учениками с помощью прямых и обратных связей.
Инновационные методы обучения совместно с традиционными играют большую роль на уроках обществознания, данные методы способствует формированию партнерских взаимоотношений между учителем и учениками, а также способствуют демократизации и гуманизации учебного процесса.
Во время урока, на котором используются как традиционные, так и инновационные методы обучения, воспитывается сознательная дисциплина, взаимопомощь, постоянная готовность учеников включиться в различные виды деятельности, развиваются элементы самостоятельности, творчества и инициативы.
Системность использования методических приемов активизации обеспечивает активное, а не репродуктивное изучения материала.
Такие занятия расширяют знания обучаемых, не перегружая их.
Использование на уроке инновационных методов обучения повышает познавательный интерес, развивает память, мышление, внимание, фантазию, воображение, творческие способности, использование знаний, умений и навыков на практике, развивает самостоятельность, активизирует даже пассивных учеников, а потому достигается определенная результативность.
Данные методы облегчают усвоение материала, дают возможность повторить пройденное, четко организовать подготовку, проведение и подведение итогов, постановку познавательных и проблемных вопросов в процессе игры, привлечение всех учеников класса.
Лучше всего у исследуемых школьников, не участвовавших в эксперименте, развиты экономические представления и понимание экономических терминов, однако, данные показатели значительно ниже по сравнению с школьниками, участвовавшими в эксперименте по изучению роли государства в экономике. Расчет U-критерия Манна-Уитни доказал эффективность проведенного эксперимента.
В результате проведения исследования можно сделать следующие выводы:
1. Путями повышения эффективности проведения уроков являются: системность в проведении уроков с учетом возраста и предыдущих знаний учащихся; предварительное ознакомление учителя с объектами научных коллекций; проведения комбинированных уроков (право и история, право и литература и т.д.); сочетание уроков с практической деятельностью учащихся; подбор самостоятельных работ исследовательского характера.
2. Во время проведения педагогического эксперимента, в котором участвовали контрольная и экспериментальная группы, нам удалось установить и дать статистическое определение эффективности применения инновационных методов обучения на уроке как формы обучения по обществознанию.
Ученики в экспериментальной группе показали 100% уровень знаний, который был проиллюстрирован их активностью и компетентностью на уроке. Это доказывает эффективность проведения урока, а именно: инновационные методы совместно с традиционными влияют на развитие речи, памяти, на лучшее усвоение правовых знаний, на формирование убеждений, которые побуждают ребенка к изучению обществознания.
Статистический анализ данных по эффективности обучения в контрольной и экспериментальной группах показал, что качество знаний учащихся 9 класса оказалось на контрольной проверке на 30% выше контрольной группы.
3. Основными путями улучшения теоретической и методической подготовки к организации и проведению современного урока являются: прогнозирование ожидаемых результатов и рациональное моделирование их системы; обеспечение продуктивного общения, взаимодействия с учениками во время урока, создание для них оптимального режима работы; выполнение каждым учеником (или группой учащихся) основных задач и практических работ (разного характера), которые необходимы для усвоения программного материала; формирование интереса, активизация внимания, мышления и стремлений к выполнению объемности учебных задач на основе логической четкости, информационной новизны, материала и доступности для данного состава учащихся; связь экскурсионного материала с ранее усвоенными знаниями и его целесообразность, важность и необходимость; привлечение учащихся к самостоятельному поиску и «открытия» новых знаний, решения задач проблемного характера; постоянная и систематическая проверка и оценка работы учащихся, предоставление педагогически целесообразной помощи.
Все изложенное в этой работе свидетельствует о большой ответственности педагога и разнообразии средств и методов преподавания обществознания.
Он много должен знать и уметь:
− ярко, понятно и научно выложить ученикам знания, умело использовать в работе различные формы, методы и приемы преподавания;
− систематически, планомерно развивать знания, умения и мышление учащихся;
− связывать обучение с воспитанием правильного научного мировоззрения, отношения к людям, убеждений;
− уметь организовывать работу коллектива учащихся во всех формах преподавания обществознания, захватывая и заинтересовывая их правовыми науками;
− уметь планировать цели формы преподавания, проектировать и создавать кабинет.
Наконец, с исследовательским интересом относиться к своему преподаванию: наблюдая, анализируя свой опыт (достижения и ошибки) в разных классах из года в год, совершенствуя тем самым процесс преподавания.

 

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

I глава. Теоретические основы анализа роли государства в экономике на уроках обществознания в современной системе образования

1.1. Знания о государстве и экономике в структуре компетенций учащихся в соответствии с образовательными стандартами

Современная педагогическая наука динамична и многогранна. XXI века — новейший этап развития теории образования, характеризующийся открытостью и новизной.
Педагогика трансформирована из теории воспитания в теорию воспитания и образования человека, сместив таким образом акцент в предмете исследования .
Причем ее микроуровень включает педагогику как теорию о построении процесса обучения и воспитания в образовательном учреждении; а макроуровень затрагивает ее взаимодействие с обществом, другими институтами, то есть системы образования как социального института .
В XX веке произошло существенное изменение в оценке и понимании категории «образования» .
В практической деятельности образование в научном понимании не включало полностью оценки воспитания личности.
Считалось, что образование является результатом обучения, а значит, входит в него; обучение последовательно входит в воспитание (в широком смысле этого слова, так как воспитание понимается как функция человеческого общества по передаче новому поколению накопленных ценностей: знаний, морали, трудового опыта, опыта владения и увеличения материальных богатств и др.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы