Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Роль гостиничных предприятий в формировании паломнического туристического продукта в России
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА 6
1.1 Сущность паломнического туризма 6
1.2 Международный опыт организации паломнического туризма 25
1.3 Роль гостиничных предприятий в организации туристического продукта 33
2 ФОРМИРОВАНИЕ ПАЛОМНИЧЕСКИХ ТУРИСТИЧЕСКИХ УСЛУГ В ГОСТИНИЦЕ СРЕТЕНСКАЯ 43
2.1 Организационная структура гостиницы Сретенская 43
2.2 Рекомендации по развитию и совершенствованию туристического продукта в отеле Сретенская 49
2.3 Разработка паломнического туристического продукта в Отеле Сретенская 57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
Введение:
В стратегии развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 года подчеркивается большое значение туризма для государства, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, т.к. туризм является значительным источником финансовых доходов бюджетов всех уровней, способствует развитию социокультурной среды, воспитанию патриотизма, формированию нравственных основ развития гражданского общества.
Религиозный туризм является составной частью современной туристской индустрии. С материальной точки зрения каждый турист нуждается в транспорте, гостинице, питании, покупках сувениров. Тур религиозной направленности является туристским продуктом [15].
Организацией путешествий паломников занимаются как духовные, так и светские туристические организации, между которыми наблюдается определенное соперничество. В этой конкурентном противостоянии пока выигрывает религиозный традиционализм духовных паломнических учреждений. Светские туристические фирмы отличаются слабой практикой создания паломнического туристского продукта [7].
Актуальность данной темы обусловлена тем что, на современном этапе развития религиозный туризм занимает важное место как в международном, так и во внутреннем туризме. Все больше туристов совершают путешествия с паломническими и экскурсионными целями с посещением святых мест и религиозных центров.
По мнению Русской Православной Церкви, паломничество и религиозный туризм – совершенно различные понятия. Русская Православная Церковь считает, что понятия «религиозный туризм» и «паломничество» должны быть разделены законодательно. По мнению РПЦ, паломничество в обязательном порядке «…связано с живым литургическим опытом. Его нельзя смешивать с просто туризмом».
Наметившаяся тенденция смешения паломничества с обычным туризмом вызывает обеспокоенность Русской Православной Церкви. Ведь нередко паломничеством называют обычную экскурсионную программу, в которую входит посещение святых мест, монастырей, храмов. В результате, по мнению РПЦ, дискредитируется сама идея паломничества.
«Религиозный туризм отличается от обычного, однако сегодня паломники зачастую попадают в орбиту деятельности светских турфирм, которые не учитывают этой специфики», – заявлял Патриарх Всея Руси Кирилл, будучи еще главой Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Митрополитом Смоленским и Калининградским. По его словам, программы, которые российские турфирмы предлагают паломникам, нередко с паломничеством совершенно не связаны, что вызывает массу нареканий со стороны верующих. В частности, Патриарх Кирилл отмечал, что «стиль жизни в 4-5-звездочных гостиницах разрушает дух паломничества, так как атмосфера этих заведений совершенно ему не соответствует» [12].
Эту точку зрения разделяет ряд специалистов в области туризма (к примеру, А.С. Кусков, Н.Г. Можаева). Так, А.С. Кусков считает, что религиозно-познавательный туризм отличен от паломничества, так как последнее «требует участия в нем только верующих людей и в обязательном порядке следования всем элементам религиозного культа». Этот автор также отмечает, что паломничество в большой степени связывается с проведением крупных религиозных праздников. У Н.Г. Можаевой встречаем такое определение: «Паломничество – путешествие верующих к святым местам, вызванное представлениями о том, что в таких местах молитва более действенна».
Целью данной работы является исследование роли гостиничных предприятий в формировании паломнического туристического продукта в России.
Для достижения данной цели необходимо решить такие задачи:
— рассмотреть теоретические основы формирования туристического паломнического продукта;
— сформировать паломнический туристический продукт в гостинице Сретенская.
Объект исследования – гостиница Сретенская.
Предмет исследования – паломнический туристический продукт.
Положения, выносимые на защиту:
— формирование паломнического туристического продукта в гостинице Сретенской целесообразно организовывать для групп от 10 человек;
— для продвижения паломнического туристического продукта целесообразно использовать технологии дополненной реальности.
Методы исследования: анализ, синтез, индукция, дедукция, проектирование, системный подход.
Информационная база исследования: работы ученых в сфере туризма, православного паломничества, нормативные акты РФ.
Структура работа: введение, три главы, заключение, список использованных источников. В первой главе исследованы теоретические основы формирования туристического паломнического продукта. Во второй главе разработан паломнический туристический продукт в гостинице Сретенская.
Заключение:
В работе были рассмотрены теоретические основы формирования туристического паломнического продукта. Так в настоящее время православное паломничество – одно из наиболее активно развивающихся культурных явлений. В определенной мере оно соприкасается с туризмом, в свое время выросшим из паломнических странствий. Наряду с другими видами путешествий, паломничество соотносится с различными сферами экономической, социальной и культурной жизни общества. В современном паломничестве гармонично объединяются глубокие исторические традиции с культурными тенденциями сегодняшнего дня.
Оживлению православного паломничества в России способствует ряд причин, из которых основными являются следующие:
— высокий культурно – исторический потенциал страны (наличие множества православных святынь);
— относительно невысокая стоимость поездок, организуемых паломническими службами;
— стремление современного человека к духовному совершенствованию.
Сравнительный анализ предложений современных туристских фирм и паломнических служб позволил сформулировать основные модели/стратегии организации паломничества и религиозного туризма:
1. Организация поездок с посещением комплекса святынь/религиозных объектов;
2. Организация посещения с целью поклонения/осмотра одной святыни/объекта в день памяти или восстановления исторической «правды»;
3. Организация глубокого погружения в монастырскую жизнь/в исторический опыт.
Россия обладает значительным потенциалом развития православного паломничества туризма, но имеется ряд трудностей для полноценного его развития, отметим следующие:
— неразвитая инфраструктура;
— дефицит информации об имеющихся ресурсах и маршрутах;
— слабые связи между туристическими фирмами и религиозными организациями;
— недостаток сфере квалифицированных кадров;
— запущенность некоторых религиозных объектов.
Разработчики виртуальных паломнических туров полагают, что последние могут реализовываться не только посредством on-line технологий, но и с помощью телепередач и видеофильмов. В церковных лавках сейчас можно найти множество видео о православных святынях; имеются диски, позволяющие побывать, например, в православных монастырях, познакомиться с их историей, пройти с экскурсоводом по монастырской территории, посетить храмы, поприсутствовать на богослужении.
В целом, на сегодняшний день быстрыми темпами идет процесс конвергенции технологий, средств коммуникации, и, в особенности, это относится к мобильным устройствам. Ноутбуки, планшеты, мобильные смартфоны обрабатывают цифровые данные разных форматов: изображения, звуки и видео и преобразуют их. Простой интерфейс и возможность одновременного использования несколькими людьми, а также загрузка и передачи цифровых данных становятся доступны представителям разных потребительских, демографических и национальных групп благодаря техническому прогрессу. Эти информационные коммуникационные и технологические изменения создают новую экосистему, в которой границы виртуальности и реальности растворяются и распространяются в различных сферах, например, таких как онлайн-игры, банковские услуги, туризм и индустрия развлечений.
Технологии и мобильные приложения позволяют пользователям создавать группы по интересам, обмениваться информацией, при этом создатели этих устройств и коммуникативных технологий получают доступ к данным и личной информации пользователей, которые разработчики могут использовать для дальнейшей монетизации, а также анализа и прогнозирования поведения потребителей. Таким образом, современные высокотехнологические решения, диджитализация и внедрение новых коммуникационных технологий в различных сферах помогают в разработке эффективных маркетинговых стратегий продвижения брендов. В сфере рекламных и интегрированных коммуникаций дополненная реальность может считаться отдельным каналом передачи информации о паломнических турах.
Также в работе был сформирован паломнический туристический продукт в гостинице Сретенская. Для развития услуг по паломническим турам предложено гостинице Сретенская сформировать рекламу и продвижение с технологиями дополненной реальности.
Оценка эффективности предложенной рекламы указывает на ее приемлемость для реализации: РР = 2 года 72 дня, РРD = 2 года 249 дней, NPV= 5 579 750,2 руб., PI = 1,32/
Критическим изменением чистой прибыли является ее ежегодное снижение на 23%, при этом значении NPV принимает отрицательное значение.
Фрагмент текста работы:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПАЛОМНИЧЕСКОГО ТУРИСТИЧЕСКОГО ПРОДУКТА
1.1 Сущность паломнического туризма
Слово «паломник» является производной от «пальмы». После смерти и Воскрешения Иисуса христиане всего мира совершали походы в Иерусалим к Голгофской горе и Гробу Господнему, неся ветви пальмы в память о торжественном въезде Спасителя в город перед празднованием Пасхи.
Паломничество сегодня трактуется различными авторами на стыке двух социально-культурных сфер — собственно паломнической практики, понимаемой как область религиозных путешествий, и туризма. В связи с этим ему предпосылаются различные термины: «паломничество», «паломнический туризм», «религиозный туризм», «духовно-паломнический туризм» и т. п. [5]
Паломнический или религиозный туризм берет свое начало из истории, а именно из религиозной традиции паломничества – путешествия к святым местам. В современном мире понятия «религиозный туризм» и «паломничество» стали практически взаимозаменяемыми, и это не случайно, ведь в основе религиозного туризма лежат в большей части те же мотивы и ценности, которые столетиями заставляли людей идти в другие земли для поклонения святым местам. На сегодняшний день религиозный туризм становится достаточно популярным туристическим направлением, в том числе и в России. Но он имеет свои специфические особенности, связанные с событиями XX века [11].
Проблема изучения религиозного туризма в России стала особенно активно изучаться в последние десятилетия. Это связано, прежде всего, с распадом СССР, распространением туризма среди населения, а также сближением паломничества с религиозным туризмом. В этих условиях понимание того, как идет развитие паломничества в России, по каким направлениям, является актуальной задачей. Помимо вышеуказанных факторов на это указывают и те последствия, к которым привел резкий рост числа людей, посещающих святые места и объекты. Так результатом этого стали коммерциализация паломничества как туризма, размывание понятий путешествия с истинно религиозными целями и путешествия с целями образовательными, что сегодня оскорбляет чувства верующих и лишает паломническую деятельность сакрального смысла.
Сакральные путешествия на мировом уровне связано с распространением мировых религий христианства, ислама, буддизма, иудаизма, индуизма и др.
Итак, учитывая особенности паломнического туризма, рассматриваем мотивации туристов, основанных на общеизвестной теории Модель «push -pull». Мотивация туристов основана на различии между факторами, которые побуждают людей путешествовать (факторы толчка) и теми атрибутами принимающей стороны, которые привлекают или «притягивают» их к себе. Этим факторам, т.е. «факторам подталкивания push» свойственны престиж, улучшение отношений, в поисках расслабления, расширение круга общения, разнообразие достопримечательностей, удовлетворение духовных потребностей, получение знаний. К «факторам подтягивания pull» относятся события и мероприятия, легкий доступ и доступность, история и культура, поиск разнообразия, приключения, природные ресурсы, маркетинговые усилия [16].
Мотивация понимается как основная сила роста и напрямую влияет на поведение. Мотивация возникает, когда человек хочет удовлетворить потребности. Факторы толчка, т.е. «push factors» являются социально-психологическими факторами для путешественников, которые влияют на мотивацию посетить достопримечательность или пункт назначения с целью обретения душевного спокойствия, одиночества, новых впечатлений и т. д. В то время как факторы притяжения «pull factors» характеризуются качеством надлежащей инфрастуктуры, которая привлекает их, чтобы прийти к достопримечательности или пунктам назначения [28].
Паломнические путешествия в сущности обусловлены в содержательном плане сакральностью и связаны с мифологическими представлениями его носителей. Паломнический ритуал как своеобразный элемент объединения настоящего человека с прошлым, и в другом контексте, путешествия во времени с целью получения духовного равновесия, удовлетворения, решения проблемы, в частности и лечение. Паломничество – это своеобразное общение с сакральностью или духовное взаимоотношение человека с миром.
Сакральность представляет собой значимые идеи общественно-исторической формации общества. Святыни – это религиозные или другие объекты, обусловленные духовной ценностью общества. Многоаспектность и многогранность паломничества обусловлена с точки зрения всестороннего исследования тем, что духовный мир связан с историей, культурой, психологией, социологией, религиями, обществом и т.д.
Можно отметить сходство и различия между паломничеством и туризмом. Это чаще всего связано с психологической стороной и факторами, такими как мотивы и цели путешествий. Для туристов-паломников также важен духовный контакт с сакральным объектом, эмоциональная реакция и удовлетворение от путешествия, новые впечатления. Туристским паломническим ритуальным элементом является традиция бросать монеты в фонтаны или загадывать желания на мосту [7].
Паломнические путешествия во все времена были очень актуальными и в современном мире, которые способствуют воспитанию молодежи, знакомству с историей, культурой и духовным ростом. Управлению туризмом регионов необходимо понимать ответственность за удовлетворение нужд паломников и туристов, посещение религиозных центров может быть связано как с паломничеством к святым местам, так и образовательными или же познавательными целями.
Мотивация к паломничеству отличается от других видов туризма, и именно эти различия могут иметь существенное влияние на способность менеджеров по туризму удовлетворять своих «клиентов». Паломничество отличается от других посещений сакральных объектов, так как паломники посещают сакральные места с целью духовного очищения с предварительной подготовкой, духовным настроем [13].
Религия и духовность – очень распространенная мотивация для путешествий за последние несколько десятилетий для религиозного паломничества. Основные направления религиозного туризма в мире, имеют развитие благодаря связям со святыми людьми, святыми местами и религиозными праздниками. Феномен религиозного туризма в последнее десятилетие вызвал серьезную дискуссию среди многих ведущих исследователей и практиков, но лишь немногие смогли взглянуть на теорию мотивации или причину спроса и роста на религиозные направления.
Во все времена мотивом к паломничеству было стремление заслужить спасение души. Совершая паломничество, путешественники преодолевали трудности и поклонялись наивысшей силе. Нередко наблюдалось влияние церкви и неграмотность населения. Путешествовали люди с разных сословий, как богатые так и среднего достатка. Нередко под видом паломничества скрывались купеческие или другие поездки, так как получившие официальное благословение церкви могли продвигать свой бизнес, находясь под защитой церкви. Одной из важных целей паломничества были так же посещение святых мест с лечебными целями, этот культ паломничества популярен и по сей день.
Считается, что с незапамятных времен люди выделили некоторые элементы природной среды как духовные объекты, относящиеся к ним как к священным и, во многих случаях, наделяя их сверхъестественными качествами, например, гора Казыгурт, Унгиртас (Казахстан). Духовный смысл некоторых из них со временем утрачен, но все еще имеется огромный интерес к этим древним местам, примеры которых можно найти во всем мире, такие как статуи Острова Пасхи, Стоунхендж в Англии, Улуру в Австралии, Кольцо Бродгара в Оркнейских, Теотиуакан в Центральной Америке, Ангкор-Ват в Камбодже и священные горы в Китае [22].
Таким образом, места религиозного поклонения могут быть как природные объекты, так и исторические, религиозные центры, светские достопримечательности.
Классификация, выдвинутая Shackley раскрывает сущность религиозных достопримечательностей, которые актуальны и в настоящее время:
• Природные явления (священные озера, горы, острова, рощи).
• Здания и площадки, изначально построенные для религиозных целей.
• Здания религиозной тематики.
• Специальные мероприятия религиозного значения, проводимые на нерелигиозных объектах.
• Сакрализованные светские достопримечательности, связанные с трагедиями или политически значимыми событиями [7].
Потребитель паломнического туризма имеет свои мотивы и это формирует потребительское поведение. В связи с этим для специалистов туристского рынка необходимо четко выделить правильное представление паломнического путешествия и цели паломничества. Мотивы и потребности помогут выявлять ожидание клиентов по отношению турпродуктов и целевого рынка.
Согласно Блэквелл Рут существует пять характерных черт религиозного туризма:
1. Добровольные временные и неоплачиваемые поездки
2. Мотивацией является религия, вера
3. Дополняется другими мотивами
4. Местом назначения является религиозные достопримечательности, местность (местный, региональный или международный)
5. Поездка до места назначения не является религиозной практикой [8].
Существует много мотивов паломничества, такие как желание посетить святые и культовые места религиозного центра, излечиться от болезней, получить благословение и т.д. Важным аспектом являются нормы поведения при паломничестве и посещении святых мест, с религиозным настроем, молиться, не думать о бытие и др.
В России традиции паломничества стали отражением духовных потребностей православных верующих. Поездки к великим старцам, к мощам святых, в монастыри стали главным фактором развития паломнической деятельности. Однако здесь можно увидеть коренные отличия от западного паломничества, прежде всего, в мировоззрении православных и католиков, определяющем отношение к паломничеству; характере объектов поклонения и целях культового путешествия [10].