История искусств Дипломная работа (бакалавр/специалист) Гуманитарные науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реставрация фонтанов СПБ в 21 веке

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

 

ВВЕДЕНИЕ. 3

ГЛАВА 1. Реставрация исторических
фонтанов на примере Летнего сада. 7

1.1. Принципы реставрации. 7

1.2. Практика реставрации фонтанов. 17

ГЛАВА 2. Реставрация фонтанов XX —
XXI века. 26

2.1 Реставрационные работы.. 26

2.2 Проблемы реставрации фонтанов. 34

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 42

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ.. 46

ПРИЛОЖЕНИЕ:

ИЛЛЮСТРАЦИИ.. 52

  

Введение:

 

Актуальность темы. Культурное наследие и его сохранение в современном
обществе обладает достаточно высоким общественно-культурологическим контекстом,
представляя высокую значимость в структуре общественно-государственных
отношений. Культурное наследие представляется сегодня достаточно значимым
способом существования культуры с точки зрения ее исторического значения.

За период всего развития
человеческого общества всегда осуществлялось освоение внешнего пространства,
трансформируя в свой внутренний мир культурное наследие, оставляя его для
последующих поколений, которое переводится в статус общечеловеческого
достояния. Тем не менее, все это возможно лишь в том случае, если культурное
наследие будет сохраняться – это самое важное условие передачи культуры
потомкам.

Развитие отечественной
культуры на протяжении всего времени сопровождалось нарушениями
преемственности, что было связано с войнами, революциями, государственными
переворотами и прочими потрясениями. В различные периоды развития страны
существовали факторы, которые позволяли утрачивать самобытность отечественной
культуры, которая постоянно стремилась к утверждению своей самобытности. Исходя
из этого важно обратить внимание на то, что проблема отношения и сохранения
культурного наследия существовала во все времена, периодически обостряясь.

На сегодняшний день в быстро
развивающейся глобализации современного мирового пространства значительно возрастает
актуальность реставрационной деятельности, которая связана с необходимостью
сохранения культурного наследия разных эпох, обеспечением передачи исторической
памяти поколений в произведениях искусства, в подлинных предметах интерьера и
быта, передающих атмосферу конкретного времени.

Проблема реставрационной деятельности имеет достаточно высокое значение в аспекте культурно-исторического
развития, являясь одним из радикальных способов сохранения и восстановления
разрушающихся и уничтоженных памятников культурного наследия.

Для широкой общественности
облик исторически значимых городов также важен, как и сохранение
историко-культурного пространства. К примеру, важно акцентировать
внимание на том, что д
ля туристов и жителей Санкт-Петербурга
крайне важно визуальное восприятие города. При этом вода в Санкт-Петербурге –
это одна из «визитных карточек» года, она имеет ключевое значение, как в жизни
организма, так и непосредственно для сохранения городской структуры.

Фонтаны, как градообразующие водные акценты, на
сегодняшний день до сих пор не получили необходимого развития, городу требуется
более внимательный подход к воде, рациональное использования естественных
водных ресурсов и дополнение среды интересными новыми акцентами, отвечающими
современным потребностям в пространстве. Видовые ландшафты могут быть
дополнены, получить более «яркое» звучание, с эстетической точки зрения. Наличие
водных ресурсов дает возможность создавать  комфортную среду обитания в
агрессивных условиях города, места отдыха и беседы, объединяющие пространства,
создающие атмосферу единства и привносить игровой элемент внутрь общественного
пространства для привлечения в парковые зоны новых категорий
граждан – детей.

Исходя из данной проблемы необходимо провести
исследование, ориентированное на важность сохранения исторических фонтанов с
историко-культурной, градообразующей и эстетической точек зрения

Степень исследованности темы. О.В. Яхонт в книге «История и принципы
реставрации каменной скульптуры» [30]
писал о том, что человечество всегда старается продлить памятникам искусства
жизнь, поскольку культура народа зависит от того, как этот народ относится к
своему прошлому.  Очень важным основанием
для исследования истории реставрации фонтанов следует считать письменные
источники, случайные записи, воспоминания, трактаты и прочее.

П.А. Спышнов в работе «Фонтаны»
[25] исследовал строение фонтанов и их технологические особенности. Значимая в
рамках нашего исследования мысль его книги является в том, что для достижения
большей художественной выразительности работа архитектора, скульптора и
инженера должна быть совместной. В этом случае гидравлические эффекты будут
органически увязаны с архитектурным замыслом. Типология фонтанов, предложенная
П.А. Спышновым, ляжет в основу данного исследования.

Интересен сборник
«Реставрация памятников истории и искусства в России в XIX-XX веках. История,
проблемы» [26]. Труды исследователей в нем освещают аспекты реставрационной
работы. К примеру, Ю.Г. Бобров изучает основы работы реставратора, О.Л. Фирсова
и Л.В. Шестопалова изучают систему реставрации и охраны памятников 1918-1301
гг., Н.Г. Бергман уделяет внимание вопросам реставрации полихромной скульптуры,
О.В. Яхонт – вопросам реставрации скульптуры.

А.Ю. Гусаров и И.А. Краснов в
книге «Фонтаны Петербурга и пригородов» [9] исследуют фонтаны Санкт-Петербурга
и пригородов. В частности, они уделяли внимание неработающим фонтанам,
фонтанам, требующим реставрации и уже отреставрированным фонтанам.

Н.П. Иванов, И.В. Тетерина и
Е.О. Штиглиц в статье «Летний сад. Возрождение памятника» описывают концепцию
реставрации Летнего сада по эпохе Петра
I по данным Русского музея, а также дается суть
решений, представленных в эскизном проекте [13].

Представляет интерес и опыт
Е.А. Ухналева, который представлен в его статье «Реставрация Летнего сада в
Санкт-Петербурге и судьба регулярных садов». В частности, автор описывает
исторические этапы развития и реставрации Летнего сада [27]. Автор приходит к
выводу, что главное время Летнего сада – это не время Петра
I, а пушкинская эпоха.

Объектом исследования
является современная реставрация

Предметом
исследования является реставрация петербургских фонтанов в XXI веке.

Целью работы является изучение
реставрации петербургских фонтанов в XXI веке.

В соответствии с
поставленной целью исследования следует определить круг исследовательских
задач:

— исследовать реставрацию
исторических фонтанов на примере Летнего сада;

— принципы реставрации;

— практика реставрации
фонтанов;

— реставрационные работы;

— проблемы реставрации
фонтанов;

— проанализировать
реставрацию фонтанов XX — XXI веков.

Практическая база исследования: фонтанный комплекс Санкт-Петербурга.

Методология исследования. В
представленном исследовании был использован исторический метод, который
подразумевает осмысление прошлого, современности и вероятного будущего.
Соответственно, в рамках исторического метода необходимо искать корни всех
явлений в прошлом; понимать, что между эпохами существует преемственность, а
каждую эпоху надо оценивать с точки зрения ее исторических особенностей и
возможностей. Каждый фонтан имеет отношение к истории, формирует облик садов в
конкретную их эпоху.

Сравнительный метод был использован в данной работе
при классификации и выделении типологии фонтанов.

Также в исследовании был применен стилистический
анализ, который направлен на выявление духовных ценностей произведения
искусства, которые актуальны для культуры, через изучение пластических качеств,
материала, колорита, образа и прочих характеристик.

 

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Процесс
реставрации представляет собой процедуру, которая ориентирована на
предотвращение дальнейших разрушений объектов материальной культуры,
преимущественно памятников культурного наследия. Принципиальной разницей
реставрацией с восстановлением является то, что при реставрации работа
производится с фактически сохранившимся объектом материальной культуры, тогда
как при восстановлении производится полная работа по воссозданию объекта в
соответствии с историческими документами и сведениями, целью восстановления
является создание облика объекта материальной культуры в том виде, в котором он
существовал ранее.

В реставрации
нами были выделены некоторые подходы, в частности, среди них следующие:


археологическая реставрация, подразумевающая консервацию всех культурных
наслоений на объекте материальной культуры. Как правило, это объект культурного
наследия. Здесь наиболее важным является сохранение подлинности на столько, на
сколько это возможно максимально;


стилистическая реставрация, при которой памятник восстанавливается только по
образу определенной эпохи, наиболее ценной с субъективной точки зрения
реставрационной комиссии;

В ходе
изучения принципов реставрации было выявлено, что реставрационная деятельность
направлена. В первую очередь, на то, чтобы сохранить объект материальной
культуры и его уникальный облик. Данное было выявлено на основе следующих
документов:
Афинская хартия 1931 года,  Венецианская хартия 1964
года, в соответствии с которой реставрация памятников подразумевает регулярный
за ними уход, конвенцией ЮНЕСКО 1972 года, в которой объявлено, что культурное
и природное наследие являются равным объектами охраны, Флорентийской хартии
1981 года, в соответствии с которой исторические памятники подлежат
обязательной инвентаризации, Международной хартией 1987 года
, в соответствии
с которой охрана исторических городов и
кварталов, чтобы быть эффективной, должна быть частью политики экономического и
социального развития и учитываться в проектах районной и градостроительной
планировки на всех уровнях, Нарским документом о подлинности 1994 года, в
соответствии с которым ответственность за сохранение культурного наследия
принадлежит, прежде всего, тому культурному сообществу которое его создало, а
потом и тем, кто проявляет о нем заботу.

На примере
фонтанов в Летнем саду, работа над которыми производилась в современном веке,
выявлено, что подлинной реставрационной работы проведено не было,
поскольку были сохранены только историко-культурные основания фонтанов, а в
плате проекта был предусмотрен полный облик Летнего сада. Причем, в ходе
дискуссий комиссия пришла к выводу о том, что фонтаны будут восстановлены в том
виде, в котором они существовали в петровскую эпоху. Такое решение произвело
очень серьезный общественный и научный резонанс: очень многие специалисты не
согласны с утратой подлинного исторического облика Летнего сада, по их мнению,
нельзя было вносить современное видение и современные материалы в то, что
осталось от него. По мнению еще одной стороны, наиболее благоприятная эпоха для
восстановления фонтанов – это пушкинская. В целом же в научной среде археологов
и культурологов превалирующим является такая позиция, в соответствии с которой
реставрация значимых историко-культурных объектов должна учитывать все
исторические наслоения. И в этой связи было бы рационально открыть все
основания фонтанов, как это сделано только с одним – фонтан «Лакоста» был
законсервирован. К сожалению, то, что сохранилось от фонтанного комплекса
Летнего сада, не подлежит подлинной реставрации в связи с тем, что сохранность
этих объектов минимальная. Поэтому, восстановление – это единственный путь
создания облика Летнего сада. Консервация всех объектов позволила бы создать
историко-культурное видение Летнего сада и погрузить посетителей в наслоение
разных эпох. В настоящее же время все воссозданные объекты, хоть и имеют статус
культурно-охраняемых объектов, таковыми не являются, поскольку не несут
исторической ценности. Единственное, что подтверждает их статус – это то, что
новые фонтаны стоят на исторических основаниях прежних, оригинальных фонтанов.
Причем, в условиях того, что не все фонтаны были найдены в архивах и
документах, они были воссозданы «по примерам» схожих фонтанов петровского
периода. И это еще одно обстоятельство, которое говорит против произведенных
работ, которые якобы были нацелены на сохранение историко-культурного облика Летнего
сада.

Говоря о фонтанах, которые были возведены в
Советский период и в новое время, в первую очередь необходимо сказать, что они
не являются объектами культурного наследия, их статус, вероятнее, можно
обозначить как общественно-значимые объекты. У подобных фонтанов отсутствуют
историко-культурные наслоения, тем не менее, они нуждаются в проведении
реставрационных работ по причине того, что выходят из строя по причинам
человеческого фактора: долгого неиспользования. Понятие реставрации к таким
фонтанам в прямом понимании смысла данного понятия можно применить также с
некоторыми оговорками: поскольку фонтаны обусловленного периода не являются
исторически или культурно ценными, основной принцип реставрации – это
стилистическая реставрация. Например, гранит в них заменяется не на
аналогичный, а на другой, более доступный, меняются конструкционные детали.

Проведенное нами исследование позволило выявить
проблемы реставрации, которые были нами определены в две группы: проблемы
реставрации исторически ценных фонтанов, и проблемы реставрации не несущих
исторической ценности современных фонтанов. Говоря о фонтанах, которые несут
историко-культурную ценность, основная проблема видится в недостаточной
компетентности специалистов, чаще всего фонтаны восстанавливаются
реставраторами, которые не знают особенностей водоотведения, или не знают
основных свойств камня. Также ощущается дефицит в историко-культурных
исследованиях, которые производятся в условиях недостатка архивных сведений.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. Реставрация исторических фонтанов на примере Летнего
сада

 

1.1.        
Принципы реставрации

 

Характерной
закономерностью исторической динамики культурного
Характерной закономерностью в истории
культурного процесса является преемственность, которая реализует
«взаимодействие» субъектов между собой и во времени [26].

Преемственность
сама по себе характеризуется диалектическим характером, что можно просматривать
в моменты ««признания» или «непризнания» культуры прошлого» [26].  В историческом опыте это хорошо
прослеживается: в период Средневековья отрицалась античность, как и
впоследствии отрицалось средневековое искусство. Однако же, эта преемственность
возможна только при сохранении объектов искусства, которые вплетаются в
контекст более поздней культуры.

Фонтан –
это архитектурное сооружение, чаще всего из камня, обрамляющее водяные струи.
Сочетание движущейся воды с архитектурой, скульптурой и зелеными насаждениями
являлось во все времена одним из средств создания различных декоративных и
художественно-образных решений в архитектуре, градостроительстве  и садово-парковом искусстве.

Известно,
что любое архитектурное сооружение требует обновления. Говоря о фонтанах,
которые были созданы несколько веков назад, речь идет о необходимости
специальных восстановительных работ. Такие фонтаны являются памятниками
искусства. В целом же отмечается, что понятие «памятник» находится у самого
основания теории и практики современной научной реставрации.
Памятник – это вещественное
культурное наследие прошлого.
Все реставрируемое и охраняемое в искусстве – это
всегда по умолчанию памятник.

Так, мы
понимаем памятник как объект, сохранивший историческую и художественную
ценность. Рассмотрим, в чем она, собственно, выражается.

Историческая
ценность выражается в том, что он служит носителем информации о прошлом,
является историческим источником. Она также отражает уровень развития
производительных сил, инженерных, технологических знаний своего времени.

С точки
зрения материальной культуры памятник несет информацию о бытовом укладе прошлых
эпох.

В
идейно-образном отношении памятники служат историческими свидетельствами
идеологии и духовной жизни прошлых
времен, отражая наиболее общие черты мировоззрения какого-либо периода времени [8].

Памятники обладают также художественной ценностью
как произведения искусства, эстетическое восприятие которого неоднозначно, и,
учитывая культурный уровень современного человека, может быть не адекватно
восприятию первоначальному. Взаимосвязь памятника с окружающей средой –
характер этих взаимоотношений, во многом определяет эстетические и
мировоззренческие критерии своего времени.

Представляет определенную ценность также и
происходившие изменения памятников во времени. Наиболее ранние примеры
проведения восстановительных работ над произведениями каменной архитектуры
известны из документальных источников еще со второй четверти XVIII в. Так,
первые реставрационные работы производились над коллекцией статуй, которые
находились в Летнем саду Санкт-Петербурга [30].

У основания современной научной теории реставрации
имеется два основополагающих направления:

 
восстановление разрушенных памятников первоначальном виде;

— сохранение памятников.

Так, Л.А. Лелеков, в статье «Проблемы теории и методологии
реставрации» пишет: «…Наметился ряд принципиальных подходов в области
практической реставрации. Мы наблюдаем новый взгляд на «подлинность», методы
реставрации и профилактики» [16].   

По сути, восстановление – это не просто ремонт или
поновление какого-либо предмета. Восстановление – это именно реставрационное
направление к воссозданию вещи в ее первоначальной форме, для чего, в первую
очередь, следует подготовить проект.

В состав предпроектных исследований входят:

— Натурные исследования:

а) внешний осмотр;

б) обмеры;

в) фотофиксация;

— Библиографические и архивные исследования [22].

Базовым критерием проекта реставрации является
сохранение первоначального вида предмета. Зачастую очень трудно найти
источники, где бы упоминался первоначальный вид, поскольку на практике
случается так, что с течением времени предмет видоизменялся действиями
природных и человеческих сил. Реставрационный проект всегда подразумевает
наличие первоначальных сведений о том, каким был предмет при его создании,
выделение его древнейшей части.

Кроме того, необходимо в том числе проследить все
изменения и трансформации, которые сопровождали предмет во времени, что поможет
прийти к пониманию его современного состояния и действий, прогнозируемых для
того, чтобы вернуть предмету первоначальный внешний и конструктивный вид. После
сбора всех имеющихся данных о первоначальном виде и строении предмета, с учетом
его сохранности необходим проект практических действий.  

Необходимо акцентировать внимание на том, что в
процессе реставрации памятник «восстанавливается» дважды. В первый раз – в
идеальной форме как результат поиска утраченной целостности (тогда он
выполняется, к примеру, в модели, макете, чертеже, рисунке, научном описании и
так далее), во второй раз – в физической форме, что и является непосредственным
результатом восстановительных работ. В.В. Зверев трактует моделирование объекта
в первом варианте – реконструкцией, а исполнение в физической форме –
реставрацией [12].

Афинская хартия 1931 г., градостроительный документ,
активно помогала развитию широкого международного движения, которое
впоследствии было продолжено в национальных документах, в деятельности ИКОМа и
ЮНЕСКО, а также в создании последней организацией Международного центра
исследований в области консервации и реставрации культурной ценности [56].

В соответствии с Венецианской хартией 1964 года
декларировала, что реставрация памятников подразумевает, в первую очередь,
регулярный за ними уход

Отсюда с очевидностью вытекают исходные положения,
которыми необходимо руководствоваться при консервации и реставрации памятников,
заложенные в основу Венецианской хартии:

— основной целью реставрации является «прочтение»
этого документа и тщательное укрепление подлинных древних частей памятника;

— для достижения цели реставрации проводится по
возможности наименьший объем работ (все вновь добавленные элементы должны быть
выделены, все пристройки выполняются в современном стиле);

— современные приемы реставрации допускают
использование для укрепления памятника всех новейших достижений строительной
техники и различных физико-химических методов;

— для реставрации могут применяться различные
материалы, но внешне они должны приближаться к материалам, из которых был сооружен
памятник, хотя подделка под подлинный материал не допускается;

— разборка подлинных частей памятника, как правило,
исключается, так как современная техника реставрации позволяет укреплять
поврежденную кладку без ее нарушения;

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы