Экономика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Регулирование рынка труда на примере….достижения и проблемы

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты регулирования рынка труда 5
1.1 Сущность и содержание понятий «рынок труда», «регулирование рынка труда» 5
1.2 Методы и аспекты регулирования рынка труда 10
1.3 Нормативная база регулирования рынка труда в Российской Федерации 17
Глава 2. Анализ практики регулирования рынка труда на примере Московской области 24
2.1 Общая характеристика рынка труда Московской области 24
2.2 Особенности регулирования рынка труда в Московской области 29
2.3 Регулирование рынка труда Московской области: основные достижения и проблемы 34
Глава 3. Рекомендации по совершенствованию регулирования рынка труда в Московской области 41
3.1 Разработка стратегии развития и регулирования рынка труда в Московской области 41
3.2 Содействие самозанятости и росту предпринимательской активности как важный инструмент регулирования рынка труда Московской области 49
3.3 Оценка возможных социально-экономических результатов внедрения предложений по регулированию 56
Заключение 64
Библиографический список 67

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Нестабильная экономическая ситуация на протяжении последних лет усиливается сложными внешнеполитическими отношениями и на фоне определенного социального регресса в современном обществе, недостаточной производительностью труда в экономике, ее значительным отставанием от развитых стран мира, плохо проработанной системой социального партнерства и т.п. Это вызывает снижение деловой активности, рост миграции рабочей силы в страны ближнего и дальнего зарубежья и другие негативные моменты; во многом это положение вещей препятствует процессам социализации экономической системы, в частности в сфере трудовых отношений и рынка труда.
Теоретическим основам согласования взаимодействия рыночных и государственных регуляторов социально-экономических отношений, в том числе и на рынке труда, посвящены исследования, участниками которых являются представители различных научных школ: З. Т. Голенкова, Е. Д. Игитханян, А. Н. Зуина и другие ученые.
Однако, указанные исследования не в полной мере формируют научно-методологическую основу для совершенствования основ регулирования рынка труда с учетом природы возникновения и особенностей течения современного социально-экономического состояния экономики. Это обусловило актуальность теоретического и практического исследования проблем регулирования рынка труда в современных условиях, позволило определить цель и задачи работы.
Целью исследования являются описание теоретико-методических и организационных основ регулирования рынка труда, анализ и разработка научно-практических рекомендаций по совершенствованию комплексного механизма регулирования рынка труда на примере Московской области.
Для достижения цели поставлены и решены следующие задачи:
— описать теоретические основы и уточнить понятийно-категориальный аппарат рынка труда и исследования механизма регулирования рынка труда;
— обосновать теоретические подходы по формированию комплексного механизма регулирования рынка труда, в т.ч. для отдельного субъекта РФ;
— предложить описание модели взаимодействия и взаимосвязи рыночного механизма саморегулирования, механизмов государственного и договорного регулирования рынка труда;
— предложить подходы по совершенствованию организационно-управленческих основ регулирования рынка труда;
— усовершенствовать подходы к концептуальным основам регулирования рынка труда (на примере Московской области);
— систематизировать инструменты институционально-правового обеспечения регулирования рынка труда с учетом международного опыта и оценить возможности их адаптации к современным российским условиям и условиям Московской области;
— обосновать типологизацию показателей оценки эффективности базовых центров занятости и предложить методику ее измерения в контексте места и роли службы занятости в регулировании рынка труда Московской области;
— обосновать стратегические приоритеты развития механизма регулирования рынка труда в современных условиях и разработать соответствующую иерархическую модель.
Предметом исследования являются экономические отношения, возникающие на рынке труда в рамках механизмов регулирования вместе с соответствующими механизмами. Объектом исследования являются рынок труда Московской области и соответствующие ему процессы регулирования.
Методы исследования. В работе используются стандартные методы исследования социально-экономических процессов (начиная от анализа и синтеза и заканчивания элементами моделирования). Методологической основой работы являются общие положения экономической теории и экономики труда, работы отечественных и зарубежных ученых-экономистов. В исследование вовлечена также нормативная, методическая и иная литература.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В рамках проведенного исследования решен ряд научно-практических задач по совершенствования научно-методических положений и проведена разработка практических рекомендаций по регулированию рынка труда в условиях трансформации структуры занятости. Основные выводы исследования заключаются в следующем.
Анализ регулирования рынка труда в Московской области позволит сформулировать ряд положений стратегии регулирования рынка труда. Положительными эффектами от реализации предложенного механизма могут стать: обеспечение сбалансированности рынка труда, оптимизация содержания и объемов подготовки кадров, оптимизация потребностей предприятий в кадрах, повышение эффективности планирования кадрового потенциала, рациональный выбор направления профессиональной подготовки, формирования культуры инвестирования населения в собственное образовательное и профессиональное развитие.
В целях совершенствования государственной политики регулирования рынка труда предложена модель развития социального предпринимательства, самозанятости, она раскрывает цели, принципы, критерии, компоненты и положительные эффекты от развития социального предпринимательства, и является основой для обеспечения более эффективного использования существующих ресурсов в решении социальных и общественных проблем в Российской Федерации, а также способствует снижению нагрузки на региональный рынок труда в аспекте сокращения численности безработных, что актуально в современных условиях.
Реализация предложенной модели требует разработки надлежащего нормативно-правового обеспечения развития социальных предприятий, внедрение программ профессионального обучения населения, в частности безработного основам социального предпринимательства и использования специальных кредитных программ для привлечения финансовых средств для начала социального предприятия.
В работе обоснованы предложения по институциональному обеспечению системного среднесрочного прогнозирования потребностей экономики и социальной сферы в квалифицированных кадрах путем перераспределения действующих функций центров занятости и их аккумулирование в соответствующих подразделениях, что является новой перспективной формой организации сбора, обобщения и распределения информации по профессиям, отраслям производства и предприятий, прогнозирования потребности рынка труда в специалистах и рабочих кадрах, обеспечение качественного сбалансирования структуры спроса и предложения на рынке труда.
Рассмотрены существующие механизмы регулирования рынка труда на примере Московской области, по результатам анализа сделан ряд предложений.
Предложенное институциональное обеспечение станет основанием обеспечения действенного диалога между социальными партнерами на уровне региона по согласованию потребностей и перспектив развития региональных кластеров экономики и образования. При условии принятия и утверждения на государственном уровне методики прогнозирования рынка труда в соответствии с потребностями экономики региональный центр должен выстраивать обоснованные управленческие решения на основе комплексной аналитической и экспертной деятельности, направленной на создание информационного обеспечения и реализации программ занятости.
Предложено научно-методическое обеспечение разработки стратегии развития рынка труда, включающее:
— обоснование содержания последовательных этапов формирования управленческих решений:
— этап анализа состояния, тенденций и региональных особенностей регулирования рынка труда;
— аналитический этап, предусматривающий идентификацию проблем и определения сравнительных преимуществ текущего состояния рынка труда; этап формирования стратегического видения и приоритетов развития, задач и мероприятий;
— этап определения субъектов, инструментов и ресурсного обеспечения реализации стратегии; этап реализации стратегии;
— этап анализа угроз, возможностей, рисков и контроль за реализацией стратегии;
— этап мониторинга результативности реализации стратегии.
Представленные меры связаны с методическим обеспечением, которое упорядочивает разработку стратегии развития на региональном уровне, расширяет возможности ее использования.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические аспекты регулирования рынка труда

1.1 Сущность и содержание понятий «рынок труда»,
«регулирование рынка труда»

Категория «регулирование рынка труда» получила всестороннее освещение как в трудах классиков и основоположников экономической науки, так и научных исследованиях современных ученых.
Подчеркивая значение научных трудов, посвященных огромному кругу проблем формирования, государственного регулирования и развития рынка труда, следует отметить, что многие теоретические вопросы функционирования рынка труда не имеют на сегодняшний день решения, в частности, до сих пор не сформированы концептуальные подходы механизма регулирования рынка труда в кризисных условиях, которые приобрели угрожающие объемы в современных условиях.
Нынешняя крайне слабая экономическая динамика, углубление и расширение негативных тенденций в экономике, низкий уровень доверия к системе государственного управления, высокий уровень коррупции, слабая финансовая дисциплина, неудовлетворительная инвестиционная привлекательность и чрезмерная долговая нагрузка указывает на необходимость углубленного исследования рынка труда.
Как известно, классическая система регулирования рынка труда состоит из следующих подсистем:
— саморегулирование;
— государственное регулирование;
— договорное регулирование.
Рассмотрим их более подробно.
Саморегулирование рынка труда. Обоснование механизма саморегулирования на рынке труда основывается на известных подходах: классическом, в которых обосновывалась идея, что рыночная система сама по себе способна обеспечить полное использование трудовых ресурсов, полную занятость; теории К. Маркса и его соратников в рамках других течений, в этой теории рынок труда выступает как рынок особого рода, и отличается от других рынков особенностью товара «рабочая сила», которая на нем продается и которая не только создает стоимость, а переносит стоимость всех ресурсов на готовый продукт.
Рабочая сила является не только субъективным фактором производства, но и субъектом рынка труда и может активно влиять на соотношение спроса и предложения на свою рыночную цену; неоклассическом, в котором утверждается, что рынок труда действует на основе ценового равновесия, а значит основным регулятором рынка является цена рабочей силы (заработная плата); кейнсианском, в котором рынок труда рассматривается как явление постоянного и фундаментального неравновесия; монетаристской, в основу которого положен принцип саморегулирования экономических систем, рынков, рынков труда. Роль государства в этом процессе монетаристы сводят лишь к регулированию объемов денежной массы. В основе теории гибкого рынка лежит положение о необходимости де регламентации рынка труда, перехода к более гибким условиям
Государственное регулирование рынка труда — это система законодательных, экономических, административных, организационных мероприятий государства, направленных на повышение оплаты труда, снижение безработицы, создание рабочих мест, подготовку кадров. Оно является наиболее изученным классиками рынка труда и современными учеными.
Основной формой его проявления в условиях современной экономики является государственная политика регулирования рынка труда. В странах с развитой рыночной экономикой она отождествляется с комплексом мероприятий, осуществляемых сетью специальных государственных учреждений с целью поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, а также с селективными мерами по предоставлению возможности безработным получить и сохранить работу.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы