Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Регулирование инвестиционной деятельности в РФ: региональный аспект
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОН-НОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
6
1.1. Сущность и содержание инвестиций, инвестиционной деятельно-сти и инвестиционного потенциала
6
1.2. Зарубежный опыт управления инвестиционной деятельностью 8
2. АНАЛИЗ СТИМУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ НА ПРИМЕРЕ РЕС-ПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
13
2.1. Состояние государственной инвестиционной политики в Респуб-лике Дагестан
13
2.2. Оценка проблем реализации региональной инвестиционной по-литики и развития инвестиционного потенциала Республики Дагестан
20
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ В РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН
42
3.1. Политика привлечения инвестиций в Республике Дагестан 42
3.2. Пути улучшения инвестиционного климата и повышения эффек-тивности использования инвестиционного потенциала в Республике Дагестан
50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 64
ПРИЛОЖЕНИЯ 69
Введение:
Актуальность темы исследования. Формирование и развитие инве-стиционного потенциала региона необходимо для обеспечения экономиче-ского роста России. В условиях сокращения федеральной поддержки про-цессов регионального развития, изменения условий финансирования регио-нальных проектов, отсутствия единой стратегической инициативы, возникает ряд проблем по формированию и развитию инвестиционного потенциала ре-гионов и повышению их инвестиционной привлекательности. Эффективное сбалансированное осуществление инвестиционного решения в соответствии с поставленными социально-экономическими целями и задачами — важнейший источник экономического роста и повышения благосостояния общества. По-этому важно обеспечить рациональное сочетание инвестиционной стратегии и тактики, то есть путей достижения общей цели с конкретными решениями по ее воплощению на разных уровнях хозяйственного управления.
Привлечение инвестиций является одной из важнейших предпосылок эффективного функционирования отраслей экономики региона, особенно в кризисные или переходные этапы, когда проведение крупномасштабных преобразований, направленных на создание благоприятных условий эконо-мического развития на всех уровнях: федеральном, региональном, муници-пальном.
Главная причина экономических проблем – хроническое снижение ин-вестиций в основной капитал и производственные мощности. Большое значе-ние в решении указанных проблем имеет процесс привлечения инвестиций, формирования и развития инвестиционного потенциала региона, что опреде-ляет актуальность данного исследования.
Объектом исследования является развитие инвестиционной политики Республики Дагестан.
Предметом исследования является совокупность организационно-экономических отношений, возникающих в процессе реализации региональ-ной инвестиционной политики.
Степень изученности проблемы. Анализ проблем повышения эффек-тивности инвестиций в региональной экономике и оценки инвестиционной привлекательности объектов различного уровня (от инвестиционного проек-та до страны в целом) приводится в работах ведущих отечественных ученых: М.О. Акименко, Ю.П. Алексеевой, В.В. Бочарова, Н.С. Бутко, В. Беренса, Л. Гитман, А.А. Горбунова, А.Л. Гапоненко, А.Г. Гранберга, О. Гребеникова, П.С. Ещенко, Н.И. Климовой, А.С. Кербиковой , Р.Н. Лаврова, С.В. Маля-ровой, И.О. Мандибуры, К.В. Павловой, С.В. Раевского, И.И. Сигова, С.А. Суспицына, А.И. Татаркина, В.Ф. Уколова, В.П. Чичканова, А.Н. Швецова и др.
Существенный вклад в разработку теоретических и практических по-ложений инвестиционной деятельности внесли такие общепризнанные эконо-мисты и ученые как Дж. Сорос, И. Бланк, А. Пересада, Дж. Кейнс, А. Смит, В. Шарп.
Целью исследования является поиск путей развития инвестиционного потенциала Республики Дагестан на основе анализа инвестиционного климата и изучения проблем реализации региональной инвестиционной политики.
В соответствии с поставленной целью определен комплекс задач:
Задачи исследования:
а) Охарактеризовать сущность и содержание инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционного потенциала.
б) Изучить государственную инвестиционную политику на уровне регио-на.
в) Изучить зарубежный опыт управления инвестиционной деятельностью на региональном уровне.
г) Проанализировать состояние государственной инвестиционной поли-тики в Республике Дагестан.
д) Проанализировать проблемы реализации региональной инвестицион-ной политики и развития инвестиционного потенциала Республики Да-гестан.
е) Изучить политику привлечения инвестиций в Республике Дагестан.
ж) Предложить пути улучшения инвестиционного климата и повышения эффективности использования инвестиционного потенциала в Респуб-лике Дагестан.
В исследовании использовались методы обобщения и систематизации данных, анализа и синтеза публикаций отечественных и зарубежных ученых.
Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в фор-мировании инструментов повышения инвестиционной привлекательности Республики Дагестан в условиях современного кризиса.
Информационную базу исследования составили материалы по инве-стиционной деятельности региона, в т.ч. статистические данные по Республи-ке Дагестан, сведения Счетной палаты, а также учебная, специальная и пери-одическая литература, интернет-источники по исследуемой проблеме.
Нормативно-правовой базой явились законы РФ, указы и норматив-ные акты Президента РФ, Правительства РФ и Правительства Республики Дагестан, регулирующие инвестиционную деятельность.
Структурно работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Заключение:
Инвестиционная привлекательность страны, региона и т.д. — система или сочетание различных объективных признаков, средств, возможностей, обусловливающих в совокупности потенциальный платежеспособный спрос на инвестиции в данную страну, регион, отрасль, предприятие. Уровень ин-вестиционной привлекательности страны, региона, отрасли, предприятия (как обобщенное количественное выражение их инвестиционной привлека-тельности) состоит из двух компонентов — уровня инвестиционного потен-циала и уровня неспецифических (некоммерческих) инвестиционных рисков. Содержание инвестиционного потенциала, формируемого рядом экономиче-ских, социальных и природно-географических факторов, не вызывает осо-бых вопросов. Этого нельзя сказать об инвестиционных рисках. Иногда та-кие риски неоправданно трактуются расширительно, включая все элементы инвестиционного потенциала. В общем виде инвестиционные риски в данной статье, определяются как возможность или вероятность полного или частич-ного не достижения (не получения) результатов осуществления инвестиций, планируемых участниками инвестиционного проекта.
Основными задачами государственной инвестиционной политики по улучшению инвестиционного климата в регионе являются следующие:
1) осуществление мер, направленных на ускорение структурной пере-стройки экономики;
2) реформирование налоговой системы с целью уменьшения налоговой нагрузки, предоставления льгот субъектам, осуществляющим инвестицион-ную и в первую очередь инновационную деятельность;
3) привлечение инвестиций в научную, научно-техническую и инноваци-онную деятельность, чему будет способствовать высокий уровень квалифи-кации трудовых ресурсов в регионе;
4) гармонизация национального законодательства с общемировыми стандартами;
5) проведение презентации самых перспективных инвестиционных про-ектов в стране и за рубежом.
Республика Дагестан – субъект Российской Федерации, входящий в со-став Северо-Кавказского федерального округа (далее – СКФО), состоящий из 757 муниципальных образований: 41 муниципального района, 10 город-ских округов, 706 поселений (8 городских, 698 сельских). Численность по-стоянного населения Дагестана на начало 2011 г. составляет 2 762,1 тысяч человек.
В целях создания максимально благоприятных условий для привлече-ния
инвестиций и сопровождения инвестиционных проектов в республике созда-на
следующая законодательная и нормативно – правовая база, обеспечивающая
различные формы государственной поддержки инвестиционной деятельно-сти.
Для проведения единой государственной инвестиционной политики в Республике Дагестан создано Министерство промышленности, торговли и инвестиций Республики Дагестан, в полномочия которого входят вопросы привлечения и управления инвестициями, сопровождение инвестиционных проектов, разработка мероприятий по развитию инвестиционной деятельно-сти республики, в том числе создание благоприятного инвестиционного кли-мата и др.
За последние годы в республике отмечается стабильный рост инвести-ционной активности. Повышение уровня инвестиционной привлекательности рассматривается руководством республики как важнейшее направление гос-ударственной политики, призванное обеспечить стабильный экономический рост региона.
На территории Республики Дагестан ведется активная работа по при-влечению инвестиций для реализации крупных инвестиционных проектов в следующих секторах экономики: промышленность, агропромышленный комплекс, строительство, в том числе производство строительных материа-лов, топливно – энергетический и туристско – рекреационный комплексы.
Со стороны Правительства республики инвесторам оказывается все-сторонняя помощь в подборе необходимых инвестиционных площадок для реализации инвестиционных проектов, содействие в оформлении разреши-тельных документов, помощь в создании необходимой инженерной инфра-структуры и представлении необходимых форм государственной поддержки.
Инициаторам приоритетных инвестиционных проектов Республики Да-гестан предоставляется государственная поддержка в следующих формах:
налоговые льготы;
инвестиционный налоговый кредит;
государственные гарантии по кредитам, привлекаемым инициатора-ми;
инвестиций из государственных источников финансирования;
инвестиций из государственных источников финансирования;
льготы при аренде объектов недвижимости и земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Дагестан.
Несмотря на активную политику поддержки инвестиций, выявлены сле-дующие проблемы:
1. Высокий уровень теневой экономики. Рекомендации:
• Разработать стратегию развития малого и среднего предприниматель-ства в Республике Дагестан «дорожную карту», содержащую конкрет-ные задачи, инструменты и механизмы их решения, возложив ее реали-зацию на Штаб при Главе Республики Дагестан (постоянно действую-щий рабочий межведомственный орган) по улучшению условий веде-ния бизнеса в республике.
• Принять Указ Главы Республики Дагестан о мерах по противодей-ствию незаконной предпринимательской деятельности, «обелению эко-номики» и «трудовых отношений» в Республике Дагестан, с утвержде-нием соответствующей «дорожной карты».
• Упростить административные и бюрократические барьеры, мешающие развитию легального бизнеса, активизировать работу по внедрению целевых моделей упрощения процедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательности субъектов Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 31.01.2017 г. № 147-р, утвердить «дорожные карты» по их реализации.
• Обеспечить эффективную государственную защиту легального бизнеса, проведя ясную и последовательную государственную политику под-держки легального предпринимательства, что вернет доверие бизнеса государству.
• Предложить новые меры государственной поддержки малого и средне-го предпринимательства по конечному результату их деятельности, снизить государственный контроль и надзор. Внести соответствующие изменения в нормативные правовые акты Республики Дагестан.
• Установить экономически обоснованное налогообложение, стимулируя безналичные расчеты и ограничивая наличный денежный оборот.
• Провести работу по институциональным изменениям в системе госу-дарственных (муниципальных) органов власти, государственных (му-ниципальных) учреждений. Сэкономленные средства направить на по-вышение заработной платы.
2. Дороговизна и труднодоступность кредитных ресурсов. Рекоменда-ции:
• Обеспечить максимальный охват муниципальных образований банко-матами и терминалами на базе МФЦ и почтовых отделений.
• Активизировать работу банковского совета Республики Дагестан, под-готовить предложения по развитию финансового рынка в республике.
• Подготовить предложения по современным инструментам и механиз-мам вовлечения в экономику республики свободных денежных средств населения в качестве источников инвестиций.
3. Избыточное давление на бизнес со стороны контрольно-надзорных органов. Рекомендации: рекомендовать контрольно-надзорным органам ис-полнение требований статьи 4.1.1 Кодекса РФ об административных право-нарушениях «Замена административного наказания в виде административно-го штрафа предупреждением» в целях поддержки легального бизнеса и воз-врата доверия бизнеса к государству.
4. Малоэффективность патентной системы налогообложения в Респуб-лике Дагестан. Рекомендации: для повышения эффективности патентной си-стемы налогообложения считаем необходимым внести следующие изменения в Закон Республики Дагестан от 29 ноября 2012 года № 79 «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан»:
– предусмотреть дифференциацию Республики Дагестан по территори-ям действия патентов по муниципальным образованиям (группам муници-пальных образований), за исключением патентов на осуществление видов предпринимательской деятельности, указанных в подпунктах 10, 11, 32, 33 и подпункте 46 (в части, касающейся развозной и разносной розничной тор-говли) пункта 2 ст. 346.43 НК РФ;
– статью 2 виды предпринимательской деятельности дополнить диффе-ренциацией «без наемных работников», кроме п. 10, 11, 19, 32, 33, 46, 47, 48, 49;
– вид предпринимательской деятельности, указанный в пункте 19 ст. 2, разделить на два отдельных пункта: «Сдача в наем собственного жилого не-движимого имущества» и «Сдача в аренду собственного нежилого недвижи-мого имущества»;
– кроме того, указанный в пункте 39 ст. 2 вид предпринимательской деятельности «Съемка и изготовление черно-белых и цветных кино- и видео-фильмов по заказам населения» необходимо исключить, так как он не вклю-чен в перечень видов предпринимательской деятельности, в отношении кото-рых применяется патентная система налогообложения согласно пункту 2 ст. 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации, а также не относится к бытовым услугам.
5. Избыточные административные барьеры. Рекомендации:
• Активизировать работу по реализации в Республике Дагестан целевых моделей, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р, направленных на сниже-ние административных и бюрократических барьеров для легального бизнеса, в том числе «Поддержка малого и среднего предприниматель-ства», «Регистрация права собственности на земельные участки и объ-екты недвижимого имущества», «Подключение (техническое присоеди-нение) к сетям газораспределения», «Подключение к системам тепло-снабжения, водоснабжения и водоотведения», «Постановка на кадаст-ровый учет земельных участков и недвижимого имущества», «Получе-ние разрешения на строительство и территориальное планирование» через МФЦ.
• Разработать «дорожную карту» по каждой из целевых моделей, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 января 2017 года № 147-р «О целевых моделях упрощения про-цедур ведения бизнеса и повышения инвестиционной привлекательно-сти субъектов Российской Федерации»; определить сроки и ответствен-ных за их реализацию.
6. Рост налоговой нагрузки на малый бизнес из-за увеличения с 0,1 ян-варя 2018 года коэффициента-дефлятора К1. Рекомендации:
• Подготовить предложения по целесообразности применения понижа-ющих показателей коэффициента-дефлятора К2 при условии создания новых рабочих мест, более высокого уровня среднемесячной заработ-ной платы нанятых субъектом предпринимательской деятельности ра-ботников или в отношении вновь созданных субъектов предпринима-тельской деятельности.
• Рассмотреть возможность установления более низких налоговых ставок для ЕНВД для впервые зарегистрированных налогоплательщиков.
• Рассмотреть вопрос о снижении в 2018 году ставки по ЕНВД в зависи-мости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности и/или снижения показателя коэффициента-дефлятора К2.
7. Труднодоступность получения мер государственной поддержки ре-ально функционирующим субъектам предпринимательской деятельности и их неэффективность. Рекомендации:
• Совершенствовать механизмы государственной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства путем предоставления субси-дий на компенсацию части затрат, понесенных для производства про-дукции, а не на создание бизнеса. Субсидии для бизнеса должны быть нацелены на конечный результат его деятельности, на создание новых рабочих мест, на снижение конечной цены производимой продукции.
• Для обеспечения эффективного использования федеральных и респуб-ликанских субсидий, направленных на поддержку отраслей экономики и исключения злоупотреблений на этапе конкурсного отбора получа-телей целевых бюджетных средств, создать при Правительстве РД по-стоянно действующую Единую комиссию с включением в ее состав всех заинтересованных лиц федеральных, республиканских и муниципаль-ных органов власти и общественных объединений.
Фрагмент текста работы:
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
1.1. Сущность и содержание инвестиций, инвестиционной деятельности и инвестиционного потенциала
Каждое государство мира обязано проводить реализовывать рацио-нальную экономическую политику.
Целями рациональной инвестиционной политики являются:
а) Формирование благоприятного делового климата;
б) Стимулирование предпринимательства;
в) Усовершенствование социально-гуманитарной сферы;
г) Способствование беспрепятственной реализации проектов, представ-ляющих ценность для интенсивного экономического развития государ-ства;
д) Минимизация рискованности бизнеса в государстве;
е) Создание максимально упрощённых условий для вхождения в эконо-мику государства инвесторов из-за рубежа.
Для того чтобы влиять на качество инвестиционного потенциала, госу-дарство применяет такие инструменты воздействия как:
а) Налоговая политика;
б) Денежная и кредитная политика;
в) Амортизационная политика;
г) Научная и техническая политика .
В научной литературе имеется множество вариантов трактовки термина «инвестиционный климат» .
Наиболее распространенным и простым определением является понима-ние инвестиционного климата как совокупности экономических, политиче-ских, правовых, социальных, а также культурных факторов, которые оказы-вают влияние на желание потенциального инвестора осуществить вложение .
В целом выделяются две составляющие инвестиционного климата – ин-вестиционная привлекательность и инвестиционная активность.
Инвестиционная привлекательность представляется собой совокупность объективных признаков, средств, возможностей и факторов, обуславливаю-щих потребность в инвестициях .
Инвестиционная активность отражает развитие инвестиционного процес-са, который осуществляются с помощью собственных и привлеченных инве-стиционных ресурсов .
При определении инвестиционного климата важно учитывать понятие риска, поскольку благоприятность инвестирования определяется степенью минимизации социальных, политических, финансовых, криминальных, эко-логических, законодательных и других рисков, то не следует пренебрегать данным показателем .