Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки Государственное и муниципальное управление

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Регламентация осуществления государственных услуг:проблемы и перспективы развития.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Раздел 1. Сущность процедуры осуществления государственных услуг 6
1.1 Понятие и признаки осуществления государственных услуг 6
1.2 Виды осуществления государственных услуг 16
Раздел 2. Административный регламент, как форма осуществления регламентации государственных услуг 25
2.1 Понятие и признаки административных регламентов осуществления государственных услуг 25
2.2 Требования, предъявляемые к разработке административных регламентов 35
Раздел 3. Актуальные теоретические и практические проблемы регламентации осуществления государственных услуг 42
3.1 Проблемы институализации требований, предъявляемых к подготовке проектов административных регламентов осуществления государственных услуг 42
3.2 Эмпирические проблемы в реализации норм административных регламентов государственных услуг 49
Заключение 61
Библиографический список 65

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Совершенствование осуществления государственных услуг, расширение полномочий органов местного самоуправления с целью осуществления более качественных услуг гражданам на местном уровне с учетом принципов территориальной доступности и субсидиарности является одной из основных задач широкомасштабной реформы местного самоуправления. Одновременно модернизация и развитие системы осуществления государственных услуг, в частности на местном уровне, является комплексным вопросом, который включает в себя различные аспекты (правовой, институциональный, финансовый, организационный и др.). Все это обусловливает потребность в постоянном внимании к этому вопросу, как ученых, так и практиков, осуществляющих реформы. Теоретические вопросы реформирования регламентов осуществления государственных услуг исследовали такие известные отечественные и зарубежные ученые, как А.Ф Ноздрачев, Ю.Г Арзамасов, К.В Давыдов., и др.
В то же время, несмотря на отдельные научные работы: «Административные процедуры и контроль в свете европейского опыта» Т. Я. Хабриевой, Ж. Марку, «Региональная модель предоставления государственных услуг в формате многофункциональных центров» Гончаровой Е.А., в которых исследовались регламенты осуществления государственных услуг, вопросы теоретического и практического обоснования их осуществления пока недостаточно изучены. Все это предопределяет необходимость продолжения научных исследований по данному вопросу, в частности с позиций науки государственного управления.
Актуальность избрания темы обусловлена тем, что сегодня есть все основания констатировать дуалистическую природу процедур осуществления государственных услуг. В условиях активного развития современных информационно-коммуникационных технологий и их применения во всех областях жизни. Рядом с административно-правовым аспектом природы таких процедур все большую актуальность приобретает аспект информационно-правовой, что находит свое отражение в процессе активного освоения таких технологий в сфере государственного управления, где приоритетным признается предоставление государственных публичных услуг в электронной форме.
Целью данной работы является раскрытие сущности и основных проблем регламентации государственных услуг. Исходя их поставленной цели, были сформированы следующие задачи:
— раскрыть понятие и сущность государственных услуг;
— рассмотреть различные виды осуществления государственных услуг;
— раскрыть понятие регламентов осуществления государственных услуг;
— определить требования, предъявляемые к разработке регламентов осуществления государственных услуг;
— выявить проблемы иституализации требований, которые предъявляются к государственным услугам;
— изучить эмпирические проблемы реализации административных регламентов государственных услуг.
Объект исследования — общественные отношения в системе властных полномочий по осуществления государственных услуг.
Предмет исследования — проблемы регламентации осуществления государственных услуг в современной России.
Методы исследования. Для реализации цели и задач исследования, использован комплекс общенаучных (анализ и синтез, обобщений, логический метод и др,) и специальных методов (правового анализа, специально-юридический метод и д. т.). Так, с учетом сложности и многоаспектности предмета исследования в основу положены системный и институциональный подходы, методологическая специфика которых определяется тем что, с одной стороны, они ориентируют исследование на раскрытие целостности субъекта и механизмов, которые его обеспечивают, а с другой — открывают возможности междисциплинарного изучения механизмов формирования и развития процесса исследования регламентов осуществления государственных услуг.
Структура работы состоит из введения, трех основных глав с параграфами, заключения и списка использованных источников. Структура данной исследовательской работы соответствует решению сформулированных задач.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Методологической основой доктрины государственных услуг является концепция служения государства (власти) человеку (обществу) — сервисная концепция государственного управления, парадигма которой называет приоритетной задачей демократического управления само служение гражданскому обществу, а основной формой деятельности властных институтов — осуществление публичных услуг, в том числе административных. В рамках такой концепции происходит превращение государства в «сервисное государство», то есть на поставщика услуг.
Регламентация порядка действий физических и юридических лиц в аспекте регламентных процедур особенно важно с учетом требований качества их осуществления в РФ, которая встала на путь борьбы с коррупцией во всей системе публичной администрации. При условии четкого установления минимального объема обязанностей потенциальных потребителей таких услуг в рамках легкой, быстрой и удобной процедуры их осуществления можно минимизировать коррупционные риски при взаимодействии физических и юридических лиц с субъектами осуществления исследуемых услуг.
Сравнительно-правовое исследование зарубежного опыта использования в правовой доктрине, законодательных актах и правоприменительной практике категорий «административный процесс» и «административная процедура» раскрыло кардинально отличные подходы к их формулировке.
Административно-процедурные нормы регламентируют преимущественно порядок принятия административных актов и заключения публично-правовых договоров публичной администрацией, а административно-процессуальные нормы — решение административными судами публично-правовых споров.
Предложенная дефиниция конструкции «регламент осуществления государственных услуг»: это предусмотренный законодательством порядок действий уполномоченных лиц органов публичного управления по информационно-техническому обеспечению осуществления государственных услуг субъектам обращения.
Множественность процедур в сфере осуществления услуг позволяет сформировать их систему. Это процедуры:
а) информационно-аналитического обеспечения деятельности по осуществлению государственных услуг;
б) обращение за государственной услугой;
в) ознакомление и работа с заявлением о осуществлении государственной услуги;
г) внутренне организационная деятельность субъектов осуществления государственных услуг;
д) контрольные процедуры и др.;
При выяснении правовой природы регламентов осуществления государственных услуг выявлен ее дуалистический характер. Предложено рассматривать ее в 2-х аспектах — административно-правовом, что проявляется в специфической деятельности уполномоченных лиц органов публичного управления по обеспечению осуществления таких услуг субъектам обращения, и в информационно-правовом, что наблюдается в условиях активного освоения информационно-коммуникационных технологий в сфере государственного управления, где приоритетным признается электронная форма получения указанных услуг их потребителями.
Конкретное законодательное определение среди субъектов осуществления государственных услуг, государственных кадастровых администраторов, администраторов центров осуществления государственных услуг, уполномоченных должностных лиц исполнительных органов самоуправления и нотариусов устранит путаницу и неоднозначную трактовку использованных терминов, будет способствовать унификации секторальных нормативно-правовых актов, улучшит восприятие их корреспонденции и позволит иметь четкий перечень возможных субъектов ответственности за нарушение порядка осуществления рассматриваемых услуг.
Введение на практике электронных услуг предусматривает создание для их заказчика таких новых сервисов, таких как:
а) удобный оперативный доступ к полной, актуальной, точной и достоверной информации об услуге через сеть Интернет;
б) загрузки или заполнения онлайн электронных форм документов, необходимых для ее получения;
в) онлайн информирование заказчика о ходе рассмотрения и результат оказания услуги;
г) получения последнего в электронной форме;
д) в случае необходимости оплата онлайн за осуществленные услуги.
Итак, весь процесс осуществления государственных услуг — от установления лица заказчика к хранению (архивированию) документов дела — должен быть переведен в электронную форму с осуществлением такому процессу юридической значимости и правовой силы.
В процессе рассмотрения основных аспектов проблематики упорядочение административных услуг, проанализированы 2 концептуальных подхода к определению модели. Обосновываются преимущества Реестр административных услуг как современной информационной системы, призванной обеспечить ведение учета этих услуг и открытый и бесплатный доступ к информации о них. Обращение к такой моделе обеспечения функционирования института исследуемых услуг раскрывает общую тенденцию реформирования публичного администрирования на сервисных началах, неотъемлемым элементом которых является политика информационной открытости и удобства.
Рассматривая перспективы развития процесса осуществления государственных услуг можем отметить основные ключевые тенденции. Во-первых, государство, как уже упоминалось ранее, должно перейти к такой форме осуществления государственных услуг, которая будет ориентирована на человека и призвана помогать решать определенные задачи, которые находятся в зоне ответственности государства. Помимо этого, с развитием современных технологий будет увеличиваться спрос на предоставление услуг в электронной форме, по принципу единого окна. Уже в данный момент наблюдается увеличение спроса на такой подход, и государственные органы должны быть готовы к вызовам нового времени.
Таким образом, можем очертить следующие перспективы осуществления государственных услуг:
1. Необходима глобальная работа по упрощению и унификации процессов. Главной в этом аспекте должна стать работа по созданию единого законодательного акта, регламентирующего процесс оказания государственных услуг и создания подзаконных регламентов, описывающих процедуру оказания государственных услуг;
2. Государство должно работать над финансированием программ, направленных на развитие современных технологий, которые позволят предоставлять государственные услуги в электронном виде. Выдача разрешений путем использования Интернет коммуникаций позволит снизить уровень коррупции в гос. структурах и сделает государственные органы ориентированными на конечного потребителя – гражданина, обращающегося с конкретной просьбой. Ключевой деятельностью в этом направлении должно стать усовершенствование работы многофункциональных центров предоставления государственных услуг, использование метода «единого окна» когда гражданин, при необходимости в какой-либо государственной услуге сможет обратится в единый центр, и в оперативном режиме получить необходимую помощь и справку.

   

Фрагмент текста работы:

 

Раздел 1. Сущность процедуры осуществления государственных услуг
1.1 Понятие и признаки осуществления государственных услуг
На сегодняшний день осуществление государственных услуг в публичной сфере недостаточно исследовано и законодательно мало урегулировано. Нерешенными остаются проблемы стандартизации административных услуг, их стоимости, прозрачности и ответственности системы органов публичной власти. Еще менее развитой в административном законодательстве является именно процедурная часть, которая создает ряд препятствий на пути внедрения в жизнь предоставления гражданам и бизнесу качественных государственных услуг.
В современных условиях физическое и юридическое лицо тесно общаются с органами государственной власти и органами местного самоуправления, их должностными лицами для решения личных или корпоративных вопросов реализации прав, свобод и законных интересов, установленных и закрепленных Конституцией и законами. Такое общение, урегулировано соответствующими нормами права, становятся публичными, управленческими правоотношениям, которые реализуются в процессе деятельности органов публичной администрации. В научной юридической литературе такую деятельность принято называть осуществлением административных (управленческих) услуг.
Закрепленные в Конституции, законах и других нормативных правовых актах, свободы и законные интересы частных лиц по социальному содержанию можно разделить на 2 группы. Это следующие права:
— природные (естественные), такие как право на жизнь, уважение достоинства, личную неприкосновенность, свободу мысли, слова, мировоззрения, выбирать в органы власти, на полное общее среднее образование, свободу литературного, научного и технического творчества и т.д., реализация которых почти не требует вмешательства органов властных полномочий и осуществления административных услуг;
— которые нужно приобретать, а именно: объединение в общественные организации или политические партии, право на предпринимательскую или хозяйственную деятельность, на мирные собрания, митинги и демонстрации, на участие в управлении государственными делами, на частную собственность, социальную защиту и т.д.; они, хотя и определенны законодательством, но их реализация связана с вмешательством органов властных полномочий и предоставлением с их стороны соответствующих разрешений, лицензий, сертификатов, удостоверений, с проведением регистраций и т.д., которые одновременно являются обязательными для частного лица в случае реализации им своих прав, свобод и законных интересов, а в некоторых случаях и осуществления таких обязанностей, как, например, декларирование доходов, защита Родины и др.
Реализацию указанных прав условно можно отнести к услугам, которые осуществляются органами, осуществляющими властные полномочия. Осуществление таких услуг иногда занимает ключевое место в системе средств обеспечения реализации прав, свобод и законных интересов частных лиц в публичной сфере, на что неоднократно обращали внимание ведущие отечественные ученые в области административного права. Исследуя предмет этой отрасли права, они убедительно доказывают, что функциональная структура государственного управления остается неизменной, но соотношение между управленческими функциями все время меняется в зависимости от направлений экономической и социальной политики государства, от особенностей развития рыночных отношений, доминирующими отношениями в смысле предмета административного права являются обслуживание прав и законных интересов частных лиц и служение государства народу, которое осуществляется именно путем осуществления административных услуг.
Таким образом, происходит изменение теоретико-методологических подходов к определению предмета государственных услуг, их места в системе правового регулирования общественных отношений в современных условиях. Более того, отмечается необходимость обеспечения приоритета прав человека и внедрение идеологии, которая заключается в служении государства интересам человека.
Соглашаясь с таким подходом, можем констатировать, что пути модернизации государственного управления, по сути, основываются на принципах доктрины административных услуг. Главной идеей этой доктрины является политика поддержки гражданина государством, а поэтому термину «услуга» можно придать тоже значение, что и в экономической сфере — это деятельность по решению определенных потребностей которая осуществляется по обращению просителя.
Данное понятие можно определить как деятельность по предоставлению (передаче) потребителю материального или нематериального блага, которые оговорены договорными отношениями, и осуществляется индивидуально для удовлетворения личных потребностей заказчика.
Категория «государственная услуга», наиболее полно и системно отражает принципы реализации концепции человеко-центризма в деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и отражает публично-сервисный характер деятельности субъекта властных полномочий.
В связи с приведенным и возникает потребность в системном изучении достаточно нового понятия «государственная услуга» путем систематизации и анализа различных теоретических подходов к определению его содержания.
Проблема трактовки этого понятия получила значительное развитие в теории государственных услуг. Научная дискуссия изначально состояла вообще в целесообразности использования термина «услуга» в деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Хотя среди представителей юридической доктрины были оппоненты принципа публично-сервисного государства в деятельности органов государственной власти, которые ставили под сомнение уместность употребления понятия «услуги» в деятельности государственных органов, сегодня можем констатировать его превалирование в правовой науке и науке управления.
Отметим, что определение понятия «услуга» расставлет акцент на выполнении именно обязанностей органов власти перед гражданами, направленных на юридическое закрепление и формализацию условий, которые нужны для обеспечения полной реализации ими своих прав. Данное понимание в большей степени соответствует концепции «служение государства человеку». Ведь помощь со стороны исполнительной власти — это во многом реализация его органами и служащими различных услуг. И это обосновано, поскольку можем согласиться, что сама государственная власть — помимо реализации полномочий, ещё и обязательства которые связывают гражданина, и выполнение определенных обязанностей государства перед ним, за которые государство отвечает в полной мере. В будущем таких обязанностей будет появляться больше, в процессе последующей демократизации.
Поддерживая теоретическую правомерность и терминологическую определенность понятия «услуги» в отношении государственной власти, обратим внимание на некорректность предложения расценивать данные услуги как управленческие. В этом случае приемлемым является ударение не на властно-организующем аспекте соответствующих действий (из-за того что управление — это и есть властно организующее влияние), а на признаки государственных услуг, последние осуществляются органами публичной (государственной и самоуправляющейся) администрации . Иначе говоря, наиболее целесообразным следует считать понятие «государственные услуги».
Сегодня понятийное поле сервисной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления перенасыщено многообразием дефиниций, что приводит к одновременному использованию различных категорий услуг — административных, общественных, государственных, муниципальных и др.
Для более полного понимания сущности государственных услуг предлагаем раскрыть содержание таких категорий, как и «муниципальные услуги», «государственные услуги», «публичные услуги».
Публичными называют услуги — услуги, оказываемые как государственным так и частным сектором под ответственность государственных органов за счет бюджетных средств. Так, в зависимости от субъекта, который осуществляет публичные услуги, различают услуги государственные и муниципальные.
Государственные — это услуги управленческого характера, осуществляемые органами публичной власти (в первую очередь исполнительной) и предприятиями, учреждениями и организациями деятельность которых финансируется из государственных средств. К ним должны принадлежать также услуги, осуществляемые негосударственными организациями в порядке выполнения делегированных полномочий. В этом случае на первое место для определения природы услуги относится не непосредственный субъект ее осуществления, а субъект, который несет ответственность за это, и источник финансирования осуществления этого вида услуг, то есть вид бюджета.
Далее, муниципальные услуги осуществляются органами местной власти, учреждениями и организациями, коммунальными предприятиями.
Государственные и муниципальные услуги в совокупности представляют сферу публичных услуг. К ним можно отнести, оформление документов, удостоверяющих личность гражданина, регистрацию юридических лиц и физических лиц предпринимателей.
Ссылаясь на зарубежный опыт, можем обосновывать целесообразность оперирования исследуемой категорией в науке административного права и в практике деятельности публичной власти. Кроме этого, они доказывают мнение, что более корректно говорить о государственных услугах, которые осуществляют властные органы исполнительной власти и учреждениями государственной собственности и организациями, а также муниципальных услугах, которые осуществляют органы местного самоуправления и муниципальные (коммунальные) учреждения. В данном случае основополагающим критерием для государственных и муниципальных услуг, является их государственный (публичный) характер, то есть понятие «публичные услуги» — обещающее. Среди последних выделяют услуги управленческие (административные), которые осуществляют органы исполнительной власти и органы местного самоуправления и публичные, которые осуществляют государственные и муниципальные учреждения и организации (неуправленческие публичные услуги).
Общепризнанным в отечественном доктринальном пространстве считается то, что фундаментом теории государственных услуг является концепция служения государства – человеку, а поэтому основой термина «услуги» является та же нагрузка, что и в частном секторе, — деятельность по

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы