Экономика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Региональный бюджет и его роль, как инструмента государственного регулирования

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 3
1.1. Сущность бюджета как экономической категории и принципы его построения 3
1.2. Особенности формирования доходов и расходов регионального бюджета 3
1.3. Региональный бюджет как инструмент регулирования развития экономики региона 3
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БЮДЖЕТА РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 3
2.1. Анализ объема, состава и динамики доходов регионального бюджета 3
2.2. Оценка объема, структуры и динамики расходов регионального бюджета 3
2.3. Анализ исполнения регионального бюджета Республики Дагестан 3
ГЛАВА 3. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СБАЛАНСИРОВАННОСТИ И МИНИМИЗАЦИИ РИСКОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА 3
3.1. Прогнозирование доходов и расходов регионального бюджета как условие обеспечения устойчивости региона 3
3.2. Совершенствование межбюджетных отношений и бюджетной политики региона 3
3.3. Внедрение эффективных инструментов управления бюджетными расходами в регионе 3
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 3

 

  

Введение:

 

На современном этапе развития рыночных отношений в России бюджет является важной экономической категорией поскольку определяет основные направления целевого распределения средств, формируя доходную и расходную составляющие на различных уровнях финансово-бюджетной системы.
Региональные бюджеты, занимая второй уровень иерархически выстроенной бюджетной системы Российской Федерации, имеют особенное двойственное положение [7, с. 240]. С одной стороны, они имеют самостоятельные источники формирования доходной составляющей и направления расходования собственных средств [26, с. 240], с другой стороны занимают промежуточное положение между федеральным и местным уровнями бюджетов.
В связи с нарастающими условиями экономической нестабильности и санкционных ограничений представляются достаточно актуальными вопросы эффективного управления доходами и расходами регионального бюджета, поскольку бюджеты субъектов Российской Федерации не обладают достаточным объемом собственных доходных источников, несмотря на повышение их расходных обязательств. В этой связи роль регионального бюджета как инструмента государственного регулирования весьма значима с точки зрения повышения финансовой устойчивости региона.
С помощью имеющихся инструментов финансового регулирования государство имеет возможность эффективно направлять финансовые ресурсы в наиболее важные области социально-экономического развития. При этом одним из важнейших условий сохранения устойчивости экономики региона является бюджетная сбалансированность как один из главных факторов в предотвращении дестабилизации экономики.
Объектом исследования является региональный бюджет Республики Дагестан как важнейший финансовый документ субъекта Российской Федерации.
Предметом исследования является объем, структура и динамика доходной и расходной частей регионального бюджета Республики Дагестан.
Целью написания работы является изучение объема, состава и динамики доходов и расходов регионального бюджета.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
— определить сущность бюджета как экономической категории и основные принципы его построения;
— раскрыть основные параметры формирования доходов и расходов регионального бюджета;
— рассмотреть роль регионального бюджета как инструмента регулирования развития экономики региона;
— провести анализ объема, состава и динамики доходов и расходов регионального бюджета Республики Дагестан, а также исполнение его основных показателей;
— выполнить прогнозирование бюджета и провести оценку достоверности прогноза;
— определить основные направления совершенствования межбюджетных отношений;
— предложить наиболее эффективные инструменты по управлению бюджетными расходами на уровне субъектов Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по вопросам теории бюджета, организации бюджетного процесса и его оценке, законы Российской Федерации, Республики Дагестан, нормативно-правовые акты, официальные материалы государственных органов и т.д.
В работе были использованы следующие приемы и методы: экономико-статистический анализ, анализ относительных показателей; сравнительный анализ, метод средних и относительных величин, метод анализа рядов динамики.
Информационной базой исследования явились данные Федеральной службы государственной и территориальной статистики, Министерства Финансов Российской Федерации, Федеральной налоговой службы и др.
Существенный вклад в изучение проблемы роли регионального бюджета как инструмента регулирования экономики внесли Э.В. Баирова, Н.А. Бегчин, О.В. Болтинова, И.И. Глотова, Е.А. Домбровский, С.В. Запольский, Н.А. Истомина, Л.Р. Ковтун, О.С. Приходченко, М.Н. Смагина, О.А. Черная, О.Ф. Чистик, Ю.Г. Швецов, О.И. Яковенко и другие.
Научная новизна заключается в уточнении понятия бюджета как экономической категории на основе анализа определений различных авторов; предложение системы мер, позволяющих совершенствовать межбюджетные отношения; применение программно-целевого метода бюджетирования.
Практическая значимость исследования состоит в возможности применения на практике экономического анализа бюджетных показателей, реализации основных направлений совершенствования межбюджетных отношений и внедрения программно-целевого метода бюджетирования.
Работа объемом 74 страницы состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяются цель и задачи исследования.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты регионального бюджета, как инструмента регулирования экономики.
Во второй главе анализируется состояние показателей регионального бюджета Республики Дагестан.
В третьей главе осуществляется прогноз доходов и расходов бюджета, определяются основные направления совершенствования межбюджетных отношений, предлагаются инструменты управления бюджетными расходами.
В заключении раскрываются основные выводы и итоги проделанной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В заключение следует сделать вывод, что бюджет является частью общей стратегии государства в перераспределении части национального дохода в пользу развития и поддержания наиболее значимых областей исходя из ресурсных возможностей и средством перспективного планирования хозяйственной деятельности государства, а также финансовым инструментом поддержания сбалансированности экономики.
Региональный бюджет занимает особый статус, поскольку с одной стороны, он имеет самостоятельные источники формирования доходной составляющей и направления расходования собственных средств, с другой стороны занимает промежуточное положение между федеральным и местным уровнями бюджетов.
Структуру доходов бюджетов составляют налоговые и неналоговые доходы, а также безвозмездные поступления. Расходы регионального бюджета – это денежные средства, которые направлены на финансовое обеспечение задач и функций территориального образования, а также местного самоуправления.
Республика Дагестан входит в список дотационных регионов, поскольку федеральный бюджет оказывает финансовую поддержку в виде дотаций, субсидий, субвенций. Фактический объем поступивших доходов в 2017 году составил 98977,51 млн. рублей. За последние семь лет доходы увеличились на 32648,15 млн. рублей или на 49,2 %. В структуре доходов наибольшую часть занимают безвозмездные поступления. В 2017 году их удельный вес составил 75,65 %, что больше на 3,71 % или на 10,19 млрд. рублей, чем в 2016 году и на 1,5 % или 12,49 млрд. рублей, чем в 2015 году. В структуре безвозмездных поступлений наибольшую долю занимают дотации, которые в 2017 году увеличились на 8,28 млрд. рублей или на 17,2% и составили 56,29 млрд. рублей.
Фактический объем произведенных расходов в 2017 году составил 95165,1 млн. рублей. Расходная часть бюджета Республики Дагестан выросла с 2011 года на 24971,51 млн. рублей или на 35,6 %. В 2017 году объем расходов по сравнению с предыдущим годом увеличился на 7408,68 млн. рублей или на 8,4% и составил 95165,09 млн. рублей.
За анализируемый промежуток времени изменялись приоритетные направления расходования бюджетных средств: с 2011 по 2013 годы значительные бюджетные ресурсы направлялись на финансирование межбюджетных трансфертов; с 2013-2015 годы – на здравоохранение; с 2016-2017 годы – на социальную политику.
С 2011 по 2015 годы наблюдается дефицит бюджетных средств. Наибольший дефицит зафиксирован в 2011 году – 3864,2 млн. рублей (+360,8 млн. рублей); в 2013 году – 4487,3 млн. рублей (+1774 млн. рублей). В 2016, 2017 годы отмечается профицит бюджетных средств, причем в 2017 году наблюдается его увеличение по сравнению с 2016 годом на 1664 млн. рублей за счет увеличения доходной части бюджетных средств на 9072,6 млн. рублей. В 2017 году фактический профицит бюджета составил 3812,4 млн. рублей (+2272,4 млн. рублей), в 2016 году – 2148,4 млн. рублей (+463,9 млн. рублей).
На основе имеющейся базы наблюдений за последние семь лет построен прогноз доходов и расходов регионального бюджета Республики Дагестан на три будущих периода, используя метод среднего абсолютного прироста. Согласно прогнозу полученные доходы выше расходов, поэтому профицит регионального бюджета за 2018 год составит 2159,35 млн. рублей, за 2019 год – 3438,79 млн. рублей, за 2020 год – 4718,23 млн. рублей.
В системе межбюджетных отношений выявлен ряд проблем, а именно существующие диспропорции в зачислении налоговых доходов по уровням бюджетов; увеличение полномочий регионов при недостаточном федеральном финансировании; увеличение доли дотационных регионов; уменьшение числа трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации.
В результате основными направлениями совершенствования межбюджетных отношений в области предоставления межбюджетных трансфертов являются: укрупнение (консолидация) направлений финансовой поддержки из федерального бюджета; оптимизация иных межбюджетных трансфертов с целью исключения дублирования расходов полномочий регионов из нескольких источников; увеличение нецелевой финансовой поддержки за счет использования дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности; оказание финансовой поддержки субъектам с недостатком собственных источников финансирования.
С целью усовершенствования межбюджетных отношений разработаны подходы к определению бюджетных ограничений в соответствии с уровнем дотационности субъектов. Данные подходы позволят улучшить влияние на экономику субъекта и сформирует дополнительные экономические стимулы его развития регионов.
С целью повышения эффективности бюджетных расходов для региональных бюджетов предложено внедрить такой инструмент, как программное бюджетирование. Внедрение в практику данной методики позволит установить обратную связь между бюджетными ассигнованиями отдельной программы с результатами их использования для реализации поставленных целей, что повысит эффективность расходования бюджетных средств. Применение программно-целевого метода бюджетирования на практике позволяет выстроить взаимную обратную связь между выделяемыми ресурсами и результатами их использования, что делает механизм выделения бюджетных расходов более прозрачным и ориентированным на ответственность исполнителей при расходовании бюджетных ресурсов. Это дает совокупный экономический эффект как для экономики отдельно взятого региона, так и страны в целом, так как характеризуется результативной оборачиваемостью выделенных бюджетных ресурсов.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА КАК ИНСТРУМЕНТА РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ
1.1. Сущность бюджета как экономической категории и принципы его построения

На современном этапе развития экономических отношений усиливаются требования к содержательному аспекту категории «бюджет», поскольку делается акцент на необходимость пересмотра традиционных взглядов и мнений на определение данного понятия. Альтернативность вариантов понятий бюджета имеет место. Это подтверждается проведенным анализом экономической научной литературы, где сформулированы дискуссионные подходы к определению понятия «бюджет».
В процессе исторического обзора источников выявлено, что словообразование «бюджет» происходит от английского слова «bougette», перевод которого означает «карман», «мешок», [17, с. 4]. В кожаном мешке (портфеле) в английский парламент с XVII века вносились документы, имеющие отношения к государственной росписи. Исторически сложилось, что бюджет, являясь формой образования и расходования государственных денежных средств, впервые возник в Англии, затем проник во Францию. С XIX века практика составления бюджетов распространилась на другие цивилизованные страны.
Проведение исследования содержательного значения категории бюджета связано с определенными трудностями, так как по своей природе бюджет является многогранным и сложным явлением, которое объединяет параллельно вопросы финансов, политики и права. Поэтому в научной литературе понятие «бюджет» рассматривается с трех разных сторон: экономической, материальной и правовой.
В современной научной литературе существуют различные подходы к понятию «бюджет», отражающих его внутреннее содержание (табл. 1.1).

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы