Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Региональные особенности государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
1. Теоретические основы государственного регулирования рынка труда и занятости населения 5
1.1. Сущность регулирования рынка труда и занятости населения 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение регулирования рынка труда и занятости населения 14
1.3. Особенности государственного регулирования рынка труда и занятости населения 17
2. Анализ регулирования рынка труда и занятости населения Свердловской области 50
2.1. Анализ рынка труда Свердловской области 50
2.2. Характеристика регулирования рынка труда и занятости населения Свердловской области 63
2.3. Рекомендации по совершенствованию регулирования рынка труда и занятости населения Свердловской области 66
Заключение 76
Список литературы 80
Введение:
В последние десятилетия, как в развитых, так и развивающихся странах по всему миру все более очевидны глубокие перемены в сфере труда.
Эти перемены обусловлены целым рядом факторов: глобализацией и технологическими инновациями, меняющими производственную сферу; растущим неравенством, поляризацией и маргинализацией, которые наблюдаются на рынках труда; демографическими сдвигами, включая миграцию; изменением климата.
Воздействие этих социально-экономических перемен, особенно их воздействие на работников, вызывает повсеместное беспокойство. Поиск решений невозможен без глубокого анализа той роли, которую играют в обществе работники, — и относится это не только к развитым странам, поскольку происходящие в них перемены отражаются на всех странах и регионе в целом. Развивающиеся страны в особенности испытают воздействие быстро меняющихся миграционных тенденций, с которыми им предстоит всерьез столкнуться в будущем.
Это актуализирует вопросы постоянного совершенствования государственной системы управления труда, ее изучения.
Целью работы является исследование региональных особенностей государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
Задачи исследования:
— изучить основные дефиниции государственной системы управления трудом в России;
— рассмотреть государственную политику занятости в РФ;
— проанализировать регулирование рынка труда и занятости населения Свердловской области;
— разработать рекомендации по совершенствованию государственного регулирования рынка труда и занятости населения Свердловской области.
Объект исследования – Свердловская область.
Предмет исследования – процессы регулирования рынка труда и занятости населения.
Методы исследования: анализ, синтез, системный подход, индукция, дедукция.
Информационная база исследования: нормативно-правовые акты РФ, аналитические отчеты службы занятости Свердловской области, работы ученых в сфере регулирования рынка труда и занятости населения.
Теоретическая значимость исследования: систематизированы теоретические основы государственного регулирования рынка труда и занятости населения.
Практическая значимость исследования: разработаны рекомендации по совершенствованию государственного регулирования рынка труда и занятости населения Свердловской области.
Структура работы: введение, две главы заключение, список использованных источников.
Заключение:
Базовая задача осуществляемой высшими органами государственной власти Российской Федерации заключается в максимально возможном поддержании жизненного уровня граждан и усиление приемов по социальной защите людей, которые остались без работы. Для ее осуществления составлена Государственная программа занятости граждан, где предусмотрены экономические или организационные меры по регулированию трудовых ресурсов. Она выражается в политике на рынке труда за текущий год, отмечает совместное взаимодействие структур государственного управления различного территориального подчинения в процессе разрешения определенных задач.
В хозяйственной и экономической работе РФ процесс управления трудовыми ресурсами в разнообразных формах разрешались постоянно. Появление современной службы занятости случилось на основе четкой системы перераспределения трудовых ресурсов. Ее базовыми формами являются: 1) распределение учащихся высших специальных и средних учебных заведений; 2) направленный набор рабочих; 3) перераспределение семей из сельскохозяйственной местности; 4) общественные призывы; 5) самостоятельный набор организацией работника; 6) работа органов трудоустройства граждан. Государственная политика занятости является эффективной. За 2015-2017 гг. наблюдается снижение численности безработных (по данным Роструда в 2017 г. по сравнению с 2015г. численность безработных сократилась на 23 %).
Проблема повышения производительности труда в России может быть успешно решена в результате совместных действий государства и бизнеса. Государству следовало бы сосредоточиться на улучшении системы образования, развитии программ поддержки мобильности трудовых ресурсов, системы социальной защиты населения, а также стимулировать конкуренцию и упрощать некоторые регуляторные решения.
В Свердловской области наблюдается обратная взаимосвязь между численностью населения муниципального образования и коэффициентом напряженности рынка труда на его территории: чем меньше средняя численность населения, тем выше напряженность на рынке труда таких муниципальных образований. То есть, согласно официальной статистике службы занятости Свердловской области высокая напряженность рынка труда наблюдается в городах области с населением менее 50 тыс. человек. А в крупных городах количество предлагаемых работодателями вакансий превышает количество соискателей работы. Кроме того, в городах, расположенных вблизи Екатеринбурга, коэффициент напряженности также невысок, в то время как рабочая сила на территориях, отдаленных от Екатеринбурга, остается невостребованной.
Внутрирегиональные различия на рынке труда Свердловской области усугубляет наличие множества монопрофильных городов. На сегодняшний день значительная доля экономически активного населения Свердловской области является работниками именно таких градообразующих промышленных предприятий, что предопределяет их зависимость от финансового состояния и перспектив развития данных предприятий. Отсутствие диверсификации экономики моногородов влечет за собой массу негативных последствий. Например, при модернизации производственных мощностей или в случае возникновения отраслевого кризиса произойдет высвобождение работников, которое при отсутствии других отраслей экономики в муниципальном образовании, способных принять излишнюю рабочую силу, неизбежно приведет к массовой безработице и, следовательно, к социальной напряженности и конфликтам. Уровень регистрируемой безработицы в среднем по области составляет 1,19%.
Ввиду выявленных проблем рынков труда в муниципальных образованиях Свердловской области территориальное перераспределение рабочей силы должно стать одним из приоритетных направлений реализации государственной политики труда и занятости в регионе. И акцент необходимо делать на молодежь, выпускников высших и средних учебных заведений, как на самую мобильную социальную групп.
Эффективная перемена роли службы занятости в урегулировании трудового рынка труда нуждается в изменении подхода к взаимному сотрудничеству службы занятости с отделами персонала в организации. Эта схема учитывает, что отдельную нагрузку служба занятости имеет в период экономических спадов и структурных передвижений в экономике. Для урегулирования трудового рынка службе занятости граждан необходимо:
1) спрашивать у работодателей информацию о возможных структурных переменах и прочих мероприятиях, по итогу, которых может случиться высвобождение сотрудников, а также информация о нужде в рабочей силе, числе высвобождаемых, зачисленных и уволенных сотрудников;
2) отправлять работодателям, при присутствии у них нужды в рабочей силе, населения, обратившегося в службу занятости для дальнейшего трудоустройства;
3) прорабатывать и вносить на изучение местных органов власти проекты о введении для работодателей наименьшего числа особых рабочих мест для населения, которое нуждается в особой социальной защите и испытывающее сложности в трудоустройстве;
4) совершать по доверенности работодателей соглашения с гражданами о трудоустройстве (с первоначальной, при потребности, профессиональной подготовкой), выплачивать подобным гражданам за счет ресурсов работодателей цену проезда, суточные ежедневно в процессе нахождения в пути, оплачивать им пособие при переезде на новые рабочие места.
В качестве рекомендаций предложено для Центра занятости проведение опережающего обучения по ряду специальностей в соответствии с «Атласом новых профессий»; подготовка специалистов Центра в части освоения новой информации о профессиях; диагностика профессионального выгорания сотрудников, проведение тренинга на снижение проявления данного состояния. Социальные эффекты от данных мероприятий касаются каждого из участников рынка труда: и работодателей, и незанятых граждан, и сотрудников Центра занятости. Благодаря эффективной деятельности специалистов центра повышается спрос на новые профессии, компании формируют стабильный персонал, а центра занятости пользуется доверием граждан, обеспечивая наиболее полную занятость населения.
Фрагмент текста работы:
1. Теоретические основы государственного регулирования рынка труда и занятости населения
1.1. Сущность регулирования рынка труда и занятости населения
В хозяйственной и экономической работе РФ процесс управления трудовыми ресурсами в разнообразных формах разрешались постоянно.
Появление современной службы занятости случилось на основе четкой системы перераспределения трудовых ресурсов. Ее базовыми формами являются:
1) распределение учащихся высших специальных и средних учебных заведений;
2) направленный набор рабочих;
3) перераспределение семей из сельскохозяйственной местности;
4) общественные призывы;
5) самостоятельный набор организацией работника;
6) работа органов трудоустройства граждан.
Некоторые из данных видов направления рабочей силы отжили себя, другие — преобразовались и отдали собственные функции службе занятости граждан.
Ученые, занимающиеся проблемами рынка труда, по-разному трактовали понятие «занятость». Одни определяют занятость, как общественно-полезную работу населения, которая связанна с удовлетворением общественных и личных потребностей и приносит доход от труда. Другие трактуют занятость, как значимую экономическую характеристику и благосостояние нации, которая одновременно является и экономической категорией, и социальной проблемой [10].
Некоторые рассматривают занятость как экономическую категорию, представляющую из себя совокупность взаимоотношений на трудовом рынке относительно участия граждан в трудовой работе; отображающую меру его подключения в труд, уровень удовлетворения общественных нужд в работниках и потребностей в трудовых местах, которые оплачиваются, в получении дохода.
Как общественно-полезная работа, занятость включает широкий спектр трудоспособных граждан.
По роду работы всех занятых разделяют на следующие большие группы:
1) занятые оплачиваемой работой в экономической отрасли;
2) военнослужащие, занятые деятельностью, которая не приносит прямого денежном дохода (на стадии перехода на контрактный вид службы военнослужащие приближаются по статусу к трудящимся в экономике);
3) обучающиеся с отрывом от производства;
4) граждане, которые заняты воспитанием детей и сопровождением домашнего хозяйства.