Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Региональная экономическая политика в условиях бюджетной децентрализации

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ 8
1.1. Сущность региональной экономической политики 8
1.2. Порядок формирования региональной экономической политики 14
1.3. Особенности региональной экономической политики в условиях бюджетной децентрализации 20
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН 28
2.1. Оценка эффективности региональной экономической политики республики Дагестан 28
2.2. Анализ региональной экономической политики республики Дагестан 40
ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН В УСЛОВИЯХ БЮДЖЕТНОЙ ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ 45
3.1. Повышение эффективности программных мероприятий в России 45
3.2. Мероприятия по совершенствованию региональной экономической политики республики Дагестан 58
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 74
Приложение 1 78
Приложение 2 83

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Рост межрегиональных контрастов и накопление социально-экономических проблем в отдельных регионах могут привести к обострению социальной напряженности, усилению межрегиональных конфликтов и, в конечном счете, к замедлению темпов экономического роста в стране в целом. Для противодействия этим тенденциям необходима активная и эффективная региональная политика, одной из стратегических целей которой является выравнивание условий социально-экономического развития регионов, включающее в себя поэтапное создание предпосылок для укрепления в отстающих регионах собственной экономической базы.
Целью выравнивания социально-экономического развития регионов Российской Федерации является обеспечение единого, стандартизированного уровня потребления государственных услуг жителями различных регионов страны, а также обеспечение достойных (близких к среднему показателю по стране) условий жизни населения в каждом отдельно взятом регионе России, посредством применения единых формализованных методов распределения федеральной финансовой помощи нижестоящим бюджетам.
Актуальность данной работы подтверждается тем, что Указом Президента РФ «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года» неравномерность пространственного развития Российской Федерации, усиление дифференциации регионов и муниципальных образований по уровню и темпам социально-экономического развития отражена в числе основных вызовов и угроз национальной экономике Российской Федерации.
На сегодняшний день, ввиду сильной дифференциации регионов по социально-экономическому развитию, Российская Федерация не может позволить себе обходиться без политики выравнивания. Политика выравнивания — это сложный и тонкий механизм, в основе которого лежит перераспределение финансовых потоков между уровнями государственной власти. Неэффективная политика выравнивания может привести к возникновению «сепаратистских» настроений в обществе, когда благополучные регионы не захотят нести излишнее бремя налоговой нагрузки. В то же самое время отсутствие данной политики может стать причиной возникновения угрозы целостности страны и социальных конфликтов в неблагополучных (депрессивных) регионах.
Учитывая все выше сказанное, проблемная ситуация дипломного исследования заключается в отсутствии эффективного механизма выравнивания экономического развития регионов нашей страны.
Объект исследования: социально-экономическое развитие республики Дагестан.
Предмет исследования: сокращение разрыва уровней социально-экономического развития передовых и депрессивных регионов нашей страны.
Гипотеза исследования: использование эффективного механизма выравнивания социально-экономического развития регионов России позволит существенно сократить дифференциацию регионов Российской федерации по данному показателю и обеспечит равномерное социально-экономическое развитие территории нашей страны.
Степень научной разработанности темы. Проблемы расслоения регионов по уровню социально-экономического развития не один год привлекают внимание представителей отечественной политологической и экономической наук. На регулярной основе проводятся научные конференции, круглые столы, защищаются диссертации. Исследованием сходных, но не идентичных вопросов занимается достаточно большое количество отечественных и зарубежных ученых. Проводимые в данном направлении исследования можно условно разбить на четыре направления.
Первое направление включает в себя так называемые нормативные работы, рассматривающие международный опыт и предлагающие схемы бюджетного федерализма и системы межбюджетного выравнивания в условиях, наиболее соответствующих российским условиям (Трунин И., Поздняков А., Лавровский Б., Луговой О., Синельников С., Баранова К. и др.). В этих работах анализируются кардинальные изменения в межбюджетных отношениях в России и предлагаются механизмы использования зарубежного опыта в отечественных условиях.
Второе направление объединяет работы, анализирующие реальные факторы, воздействующие на межбюджетные трансферты в переходный период (Сабуров Е., Бухвальд Е., Игудин А., Лавриков И., Подпорина И., Годин А. и др.). В данных работах идет активное обсуждение эффективности применяемой в настоящее время в Российской Федерации политики, выравнивания. Главный вопрос, рассматриваемый в этих работах, — это определение того, насколько фактические трансферты были выравнивающими, то есть насколько они соответствовали принципам симметричного бюджетного федерализма.
Третье направление включает в себя исследования более широкого плана, в которых межбюджетные финансовые потоки рассматриваются в качестве одной из составляющих общих отношений между центром и регионами (Швецов A., Лексин В. и др.). В этих работах в основном анализируются причины и последствия процессов централизации и децентрализации в государстве и оценивается влияние данных процессов на эффективность политики выравнивания.
Четвертое направление объединяет исследования ученых-регионалистов (Трейвиш А., Гранберг А., Артоболевский С. и др.), несомненная заслуга которых состоит в разработке объективной экономической классификации регионов, нуждающихся в получении финансовой помощи.
Несмотря на обширный перечень научных работ, так или иначе связанных с поиском возможных путей решения проблемы выравнивания социально-экономического развития территорий, некоторые существенные аспекты данного вопроса остались изучены недостаточно полно.
Методологическая основа исследования. Для решения поставленных в исследовании задач использованы как общенаучные методы исследования: сравнительный анализ, системный анализ так и специфические методы, например, экономико-математический метод, метод математического анализа и другие.
Цель исследования: сократить расслоение регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития
Задачи исследования:
проанализировать текущий уровень социально-экономического развития регионов России;
провести сравнительный анализ депрессивных и передовых регионов и факторов, влияющих на уровень их социально-экономического развития;
определить показатели и критерии оценки расслоения регионов по уровню их социально-экономического развития;
разработать методику оценки расслоения регионов по уровню социально-экономического развития;
разработать рекомендации по сокращению расслоения регионов Российской Федерации по уровню их социально-экономического развития;
оценить сокращение расслоения регионов нашей страны по уровню социально-экономического развития при реализации разработанных в исследовании рекомендаций.
Ожидаемые результаты:
1. Выводы, предложения и рекомендации, содержащиеся в дипломной работе, позволят сократить расслоение регионов Российской Федерации по уровню социально-экономического развития.
2. Результаты дипломного исследования внесут вклад в развитие общей теории национальной безопасности, экономической безопасности РФ, других отраслевых наук и могут быть использованы в дальнейших научно-практических изысканиях по проблемам обеспечения национальной и экономической безопасности Российской Федерации.
3. Разработанные автором рекомендации по выравниванию социально-экономического развития регионов России могут быть использованы для реализации Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и Стратегии экономической безопасности Российской Федерации.
4. Положения, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в учебном процессе в системе повышения квалификаций государственных служащих, а также при подготовке учебных пособий, лекций, статей и других учебно-методических материалов по вопросам национальной и экономической безопасности.
На защиту выносятся:
1. Результаты анализа текущего уровня социально-экономического развития регионов России.
2. Результаты сравнительного анализа депрессивных и передовых регионов, а также факторов, влияющих на уровень их социально-экономического развития.
3. Показатели и критерии оценки расслоения регионов по уровню их социально-экономического развития.
4. Методика оценки расслоения регионов по уровню социально-экономического развития
5. Рекомендации по сокращению расслоения регионов Российской Федерации по уровню их социально-экономического развития
6. Результаты оценки сокращения расслоения регионов нашей страны по уровню социально-экономического развития при реализации разработанных рекомендаций.
Структура дипломного исследования состоит из введения, трех глав и заключения, а также списка использованных источников и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ теоретических и статистических источников позволил сделать ряд выводов:
1 Результаты проведенного анализа позволили предположить, что уровни социально-экономического развития регионов России значительно отличаются. Передовыми регионами по уровню социально-экономического развития являются г. Москва и Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область, Ханты-Мансийский автономный округ – Югра, Ямало-Ненецкий автономный округ автономный округ, Тюменская область, Республика Татарстан и др. Депрессивными регионами являются: Чувашская республика, республика Тыва, Ивановская область, а также Дальневосточные приграничные регионы и регионы Северного Кавказа.
2 Результаты сравнительного анализа депрессивных и передовых регионов позволяют предположить, что различия в их уровне социально-экономического развития обусловливаются рядом факторов:
-объемами инвестиций в основной капитал;
-наличием и эффективностью использования ограниченных финансовых ресурсов
-природными условиями и др.
Инвестиционные ресурсы выступают в роли основополагающего источника развития региональной экономики, обеспечения темпов социально-экономического роста. Перемены в количественных соотношениях инвестиций оказывают влияние на значения большинства показателей социально-экономического развития, в том числе на объем общественного производства и занятости, развитие отраслей и сфер производства. Обеспечивают накопление основных фондов, производственного потенциала, инвестиции непосредственно влияют на текущие и перспективные результаты хозяйственной деятельности и как следствие на степень дифференциации субъектов нашей страны по уровню социально-экономического развития, от которого в прямой зависимости находится уровень экономической безопасности Российской Федерации
в целом.
Использование ограниченных финансовых ресурсов должно осуществляться в эффективных формах, поскольку вложение средств в морально устаревшие средства производства и технологии не даст положительного экономического эффекта. Нерациональное использование инвестиций повлечет за собой исключение из оборота части ограниченных ресурсов и вследствие этого не достижение запланированного уровня социально-экономического развития территорий нашей страны. Эффективность использования инвестиций имеет определяющее значение для экономики: рост объемов инвестирования без достижения необходимого уровня эффективности не ведет к стабильному экономическому росту, обеспечивающему сглаживание диспропорций в социально-экономическом развитии регионов нашей страны.
3.Основными показателями, характеризующими расслоение регионов по уровню социально-экономического развития являются:
-дифференциация объемов валового регионального продукта, так как данный показатель является ключевым показателем уровня социально-экономического развития региона, который показывает величину вновь созданной стоимости товаров и услуг, произведенных на территории региона;
-различия показателей оборота розничной торговли, которые характеризуют емкость регионального рынка розничной торговли и показывают развитость сферы розничной торговли в регионе;
-разница в объемах инвестирования в основной капитал показывает объем инвестиций за счет всех источников финансирования, тем самым характеризует уровень инвестиционной привлекательности и активности в регионе.
-дифференциации по величине основных фондов в экономике и др.
В качестве критериев оценки расслоения регионов по уровню социально-экономического развития могут выступать пороговые значения соответствующих показателей.
4. Оценка расслоения регионов по уровню социально-экономического развития может быть произведена в три этапа:
На первом этапе: определяются значения показателей, характеризующих расслоение регионов по уровню их социально-экономического развития.
На втором этапе: определяется нормирование значений этих показателей в соответствии с критериями оценки.
На третьем этапе: определяется значение интегрального показателя, характеризующего расслоение регионов по уровню их социально-экономического развития.
5. Основными рекомендациями по повышению уровня социально-экономического развития депрессивных регионов являются:
— переориентация и установление приоритетов целевых межбюджетных трансфертов с учетом целей и приоритетов Указа и Стратегии пространственного развития (на основе дифференцированного подхода к территориям и мерам государственной поддержки различных типов территорий с учетом экономической специализации субъектов Российской Федерации);
— принятие мер по расширению доходной базы регионов, изменению разграничения полномочий между Российской Федерацией и субъектами;
— поэтапный перевод с федерального на региональный уровень доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты с учетом необходимости решения проблемы обеспечения транспортной инфраструктуры городских агломераций;
— расширение практики использования механизма «двух ключей» и предоставление регионам полномочий устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество организаций и земельному налогу для резидентов особых экономических зон и управляющих компаний особых экономических зон, участников свободной экономической зоны;
внесение изменений на законодательном уровне в существующую методологию оценки налогооблагаемой мощности территории, предусматривающие выбор единого подхода к определению налогооблагаемой мощности территории, пересмотр количества параметров, используемых в расчете, выделение факторов стимулирующего и сдерживающего воздействия на величину налогового потенциала.
Основными рекомендациями по синхронизации социально-экономического развития регионов России являются:
-реализация согласованной политики социально-экономического развития регионов нашей страны;
-поощрение федеральных программ социально-экономического развития, охватывающих большинство регионов России;
-разработка и введение налогового правила, по которому обеспечивается равномерное получение налогов на всей экономической территории государства и др.
6. Результаты моделирования процессов социально-экономического развития регионов России при реализации разработанных рекомендаций по повышению уровня социально-экономического развития депрессивных регионов и рекомендаций по синхронизации социально-экономического развития субъектов России свидетельствуют, что имеет место сокращение расслоения регионов Российской Федерации по уровню их социально-экономического развития, которое позволит уменьшить такое расслоение
на 17,4%.
Таким образом: исследовательские задачи магистерской диссертации решены. Цель работы по разработке эффективных рекомендаций, применение которых приведет к сокращению расслоения социально-экономического развития между регионами России достигнута.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ

1.1. Сущность региональной экономической политики

Одним из основополагающих условий долгосрочного социально-экономического развития государства является гармоничное развитие входящих в него территорий. Одним из основных методов оценки региона является анализ его социально-экономического развития, основанный на применении ряда статистических показателей, характеризующих ключевые явления и диспропорции, которые существуют в региональной экономике. В работе мы ограничиваемся наиболее часто используемыми методами анализа.
Целью анализа социально-экономического развития региона является выявление дисбалансов и незадействованных направлений социально-экономического развития с целью дальнейшего обоснования способов повышения уровня социально-экономического развития региона .
Анализ социально-экономического развития субъекта РФ направлен на решение следующих задач :
• оценка эффективности использования трудовых ресурсов в основных отраслях экономики;
• оценка природно-ресурсных возможностей региона;
• описание достигнутого уровня и качества жизни населения;
• оценка текущего уровня социально-экономического развития региона (различные виды промышленности, сельское хозяйство, производственные мощности) с точки зрения возможности функционирования в рыночных условиях;
• оценка экспортных резервов продукции;
• анализ региональных и внешнеэкономических связей региона;
• оценка существующих источников доходов бюджета и существующих расходных обязательств региона;
• оценка возможностей функционирования предприятий различных форм собственности в интересах повышения качества жизни населения конкретного региона.
Решение всех перечисленных аналитических задач направлено, с одной стороны, на выявление возможностей повышения уровня социально-экономического развития региона и с другой стороны на оценку условий его успешного функционирования в условиях рыночной экономики, основанных на эффективном использовании трудовых, материальных, природных и финансовых ресурсов .
Анализ социально-экономического развития региона должен начинаться с макроэкономических характеристик региона. На основании имеющихся статистических данных определяются показатели уровня социально-экономического развития (валовой региональный продукт), уровень потребления в текущих ценах, уровень производительности труда. Вместе с тем, информация о конечном потреблении должна быть скорректирована с учетом региональных различий в покупательной способности населения. Для этого стоимость конечного потребления на человека должна сравниваться с размером прожиточного минимума .

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы