Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реформы государственного строя России в начале XX в
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ 7
1.1. Сущность реформ государственного управления в России 7
1.2. Типы систем государственного управления в России начала XX в. 17
1.3. Направления реформ государственного управления на Северном Кавказе 26
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ РЕФОРМ РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 32
2.1. Основные предпосылки реформ 32
2.2. Реформирование государственного управления 38
2.3. Оценка проведённых реформ в России в начале XX в. 46
ГЛАВА 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ И ПОСЛЕДСТВИЯ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ В РОССИИ В НАЧАЛЕ XX ВЕКА 55
3.1. Эффективность реформ государственного строя России начала XX в. 55
3.2. Последствия реформ государственного строя России начала XX в. 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 70
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в настоящее время Россия проходит очередной непростой период своего развития. В который раз наша страна оказывается на перекрестке ключевых тенденций, во многом определяющих вектор будущего мирового развития. В связи с этим достаточно значимую роль приобретает использование накопленного исторического опыта и нахождения исторических параллелей в прошлом.
В настоящее время, когда прошло более ста лет с трагических событий, произошедших в России в начале XX века, историки могут отстранённо взглянуть на них со стороны и дать им новую, возможно более объективную оценку.
В полной мере это относится и к государственному строю и системе государственного управления существовавшей тогда Российской империи, которая была непосредственной участницей общемировых политических процессов того времени.
В качестве объекта исследования выступает государственный строй России начала XX столетия.
Предметом исследования являются реформы государственного строя Российской империи начала XX столетия в их теоретическом и практическом воплощении с точки зрения проблем реформирования и модернизации России того времени.
Цель данной работы заключается в изучении основных направлений проведения реформ государственного управления в Российской империи в начале XX столетия.
Для достижения поставленной цели нам необходимо осуществить решение следующих задач:
— рассмотреть теоретические основы реформирования государственного строя России в начале XX века;
— проанализировать реформы государственного управления России;
— дать оценку эффективности и рассмотреть последствия проведения реформ.
Хронологические рамки исследования охватывают период российской истории с 1896 по 1917 годы, границы которого обусловлены периодом царствования императора Николая II.
Теоретическим базисом работы в первую очередь послужили исследования, проведённые научными сотрудниками Дагестанского Государственного Университета (ДГУ), такими как: Л.Ш. Мачукаева , Б.Б. Сулейманов , Ш.Н. Джалилов и других. Также были использованы материалы таких исследователей как Л.А. Труженикова , М.Я. Мирзабеков и других.
Методы исследования. В работе были использованы системный, сравнительно-исторический и культурологический подходы, предполагающие всесторонний критический анализ всех процессов в их становлении и развитии и их непрерывной связи с другими событиями.
При написании работы были использованы два общеметодологических подхода: исторический и логический. Также были использованы проблемно-хронологический метод исследования, систематизации и критического отбора изучаемого материала, метод научного сравнительного анализа документов.
Информационной базой исследования послужили материалы, содержащиеся в Центральном Государственном Архиве Республики Дагестан (ЦГА РД), а также исторические документы, опубликованные в открытых источниках .
Степень научной разработанности проблемы. В историографии рассматриваемой темы несколько основных периодов исследований.
Первый из них может быть охарактеризован научными работами советских исследователей, в которых затрагивается тема развития основных реформ государственного устройства России до революции 1917 г., таких как: А.Я. Аврех , В.Г. Гаджиев , Н.П. Ерошкин , Р.А. Губаханова и прочих историков.
Главным недостатком исследований этого периода является то, что оценка реформ государственного устройства России начала XX века давалась в полном соответствии с партийной идеологией ВКП(б). На отрицательное отношение к ним оказывало влияние в первую очередь то, что они были проведены во время «старого режима самодержавия».
Второй период относится к концу XX столетия. Прежде всего, это исследования отечественных историков, опубликованные в постсоветский период: В.В. Трепавлова и С.Г. Агаджанова , Б.Б. Булатова и прочих исследователей.
Характерным отличием работ данных авторов от исследований предыдущего периода является расширение источниковой базы и повышенное внимание к проблемным вопросам развития системы государственного управления России той эпохи.
Третий этап характеризуется трудами и работами современных исследователей, таких как: А.Х. Рамазанов , О.В. Большакова , Н.П. Казанцев , А.П. Дегтярёв , Я.Р. Гаджиева и многих других.
Научная новизна исследования состоит в уточнении исторических аспектов реформ государственного строя России в начале XX в. В результате проведённого исследования конкретизируется исторический опыт развития государственной системы управления в России.
Практическая значимость исследования обусловлена актуальностью звучания затронутой в ней темы, её близостью к проблемам развития государственного и муниципального управления в современной России и в частности в Республике Дагестан. Также материалы, выводы и положения исследования могут быть использованы при разработке и чтении курсов по истории государственного управления России и Дагестана.
Структура исследования соответствует избранной цели и задачам. Работа состоит из введения, трёх глав, заключения и списка использованных источников, статей и литературы.
Заключение:
В качестве итогов проведённого исследования реформ государственного строя в России начала XX века можно сделать несколько общих выводов:
1. Создание Государственной Думы представляется наиболее удачным результатом реформ высшего государственного управления начала XX века. По сути, данный институт власти стал одним из высших законодательных учреждений, где подлежали рассмотрению важнейшие законы страны.
Опосредованное влияние императора на работу органов парламентской власти в стране, позволяло монарху соотносить свои устремления и пожелания с мнением представителей большинства своих подданных. При этом император Николай II в полной сохранил за собой все прерогативы самодержавной власти.
2. Помимо всего, аграрные реформы П.А. Столыпина в период 1906–1911 гг. преследовали достижение политических целей и способствовали снижению уровня противостояния между различными классами в российском обществе.
3. Относительно национальных окраин Российской империи и северокавказских территорий Кавказского края в частности необходимо отметить, что главной целью государственного управления в них являлось обеспечение политической стабильности среди горских народов.
4. Потрясший основы государственности общественно-политический кризис 1905–1907 гг. во многом являлся результатом снижения общего уровня эффективности системы государственного управления Кавказским краем. Излишняя централизация управленческой деятельности в сфере администрирования внутренней жизни местных народов проявилась в замедлении процессов интеграции Кавказского края в единое правовое и управленческое пространство Российской империи.
Свидетельством этого является факт восстановления института наместников Кавказского края, символизирующим определённое «возвращение» к формам и методам управления, характерным для второй половины XIX века. Тем самым было подтверждено, что процесс развития системы управления на Кавказе зашёл в тупик.
Проведённые в начале XX века реформы лишь на непродолжительный период восстановили и обеспечили приемлемый уровень доверия к государственной власти со стороны коренных народов Кавказа. В то же время наиболее актуальные вопросы по модернизации всех сфер их жизнедеятельности, не получили своего логического завершения.
В свою очередь это послужило причиной дальнейшего развития центробежных и сепаратистских тенденций, а также к накоплению конфликтного потенциала в социальной среде.
5. Система управления в административно-территориальных образованиях Кавказского края обладала специфичными чертами, что делало её отличной от остальной системы государственного управления Российской империи:
— Наличие «особых» органов управления в структуре власти, подразумевающее преобладания в ней военного аспекта над гражданским;
— Использование упрощённых форм административного и судебного устройства;
— Применение законодательных норм, действующих исключительно в определённых административно-территориальных границах.
6. Административно-политическое устройство Кавказского края в начале XX столетия имело определённые преимущества, вызванные попыткой властей Российской империи прийти к компромиссу между стремлением местных этносов к сохранению своего самобытного существования и обеспечением в Кавказском крае социально-политической стабильности.
В этом и заключалась основная сущность реализации регионалистского подхода к процессу управления административно-территориальными образованиями на Кавказе.
Слабой стороной системы государственного управления Кавказским краем и его отдельными областями в начале XX столетия являлась чрезмерное влияние на жизнь населения органов и структур «военно-народного» управления. Ставка на силовую составляющую не давала возможности правительству провести своевременную модернизацию системы управления в областях северокавказского региона и привести её состояние в соответствие с реалиями эпохи.
7. В соответствии с проведённым исследованием можно резюмировать, что наиболее оптимальным подходом при осуществлении реформ в сфере административно-государственного устройства Кавказским краем Российской империи являлось соблюдение «регионалистких» принципов и методов управления.
Несомненно, что данный подход служил своеобразным «тормозом» процессов унификации и интеграции системы государственного управления Кавказским краем и входящих в него территорий с остальной частью Российского государства. Однако он не исключал постепенного продвижения к этому и позволял исключить совершение властями грубых ошибок в управлении северокавказскими территориями.
Кроме того, регионалисткий подход позволял горским народам более плавно перейти к новым экономическим и хозяйственным отношениям, а также использовать все преимущества их пребывания в составе Российской империи.
Учитывая всё вышеизложенное можно отметить, что значение изучения проблем связанных с историей государственного управления России значительно возрастает, что подтверждает актуальность рассмотренной нами темы.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕФОРМИРОВАНИЯ
1.1. Сущность реформ государственного управления в России
18 февраля 1905 г. император Николай II подписал Высочайший рескрипт на имя главы Министерства внутренних дел А.Г. Булыгина с поручением создать комиссию для разработки законопроекта об учреждении Государственной Думы.
Данный институт в будущем должен был стать высшим представительным и законосовещательным органом в Российской империи.
6 августа 1905 г. императором Николаем II были утверждены указ «Об учреждении Государственной Думы» и «Положение о выборах в Государственную Думу» .
Согласно содержанию указа «Об учреждении Государственной Думы» данный институт власти представлял собой учреждение законосовещательного характера, наподобие Государственного Совета Российской империи и не обладала полномочиями в сфере принятия и оформления законодательных актов. Её функции ограничивались лишь возможностью внесения предложений об отмене действующих законодательных норм или внесения в них изменений.
«Положение о выборах в Государственную Думу» предусматривало создание куриальной системы избрания депутатов. В соответствии с этим было сформировано три курии: городская и две земские – землевладельческая (помещичья) и крестьянская.
Для помещичьей и городской курий было предусмотрено соответствие кандидатов земельному или имущественному цензу. Сами выборы проходили в два этапа – степени. На первом этапе городские и уездные избирательные собрания выбирали из своей среды выборщиков на губернское собрание.
На втором этапе – на губернском собрании, от каждой из этих курий избирались депутаты Государственной Думы. Конкретное их число устанавливалось тем же «Положением» для каждой губернии отдельно.
Для депутатов, избиравшихся через крестьянскую курию, не было предусмотрено ограничений в виде имущественного ценза, но зато выборы проходили через четыре степени.
Такие категории населения как военнослужащие, учащиеся и наёмные рабочие были лишены избирательных прав. Также не могли принимать участия в выборах и женщины.
Процесс выборов и последующий созыв Государственной Думы в соответствии с этими указами были сорваны Всероссийской октябрьской стачкой 1905 г. и новыми волнениями, охватившими страну.
Для успокоения обстановки в стране по инициативе главы Комитета министров С.Ю. Витте император Николай II подписал Манифест от 17 октября 1905 г. «Об усовершенствовании государственного порядка» , который предполагал существенную либерализацию политической системы Российской империи.
Данный манифест содержал в себе положение о предоставлении Государственной Думе высших законодательных полномочий, наделение её правом осуществления контроля за органами исполнительной власти. Кроме того расширялись избирательные права, провозглашались гражданские права и свободы для подавляющего большинства населения Российской империи.
Следующим шагом стало утверждение Николаем II указа «О мерах к укреплению единства в деятельности министерств и главных управлений» от 19 октября 1905 г. .