Дипломная работа (бакалавр/специалист) Юриспруденция Международное право

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реформы Европейского суда по правам человека

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Правовые и организационные основы деятельности Европейского суда по правам человека 6
1.1. История образования Европейского суда по правам человека 6
1.2. Порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека 16
Глава 2. Цели реформирования Европейского суда по правам человека 32
2.1. Основные этапы реформирования Европейского суда по правам человека 32
2.2. Практическое значение реформ в повышении эффективности деятельности ЕСПЧ 43
2.3. Влияние постановлений Европейского суда на законодательную и правоприменительную практику Российской Федерации 54
Заключение 66
Библиографический список 71

  

Введение:

 

Актуальность темы. Обеспечение и защита прав и свобод, несомненно, является одним из приоритетов внутренней и внешней политики Российской Федерации, и важной задачей России в области прав человека является дальнейшее совершенствование национального законодательства с учетом как правовой позиции Европейского суда и реалий правоприменительной практики, а также теоретических положений, разработанных в специальных научных исследованиях.
Европейский Суд по правам человека (далее ЕСПЧ) позволяет восстановить нарушенные права человека, закрепленные в Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Рим 04.11.1950) и восстановить справедливость, когда внутригосударственная судебная система игнорирует нарушения прав и свобод человека, произвол в отношении личности со стороны государственных органов и их должностных лиц.
Несмотря на то, что Россия, почти 20 лет назад ратифицировала Конвенцию и признала юрисдикцию ЕСПЧ обязательной по вопросам применения Конвенции и Протоколов к ней, в России в течение десятилетий не теряет своей актуальности проблема неисполнения решений ЕСПЧ.
В последние годы данная проблема актуализировалась и тем, что Конституционный Суд Российской Федерации получил беспрецедентные правомочия по признанию возможности неисполнения Россией решений ЕСПЧ в случае их противоречия нормам Конституции Российской Федерации.
Очевидно, что участие России в процессе имплементации положений Европейской конвенции, признание обязательности юрисдикции Европейского суда федеральным законом и исполнение его постановлений оказывают несомненное воздействие на судебную практику в нашей стране, формируют в правовом сознании значительной части судейского корпуса и в целом юристов понимание существенного значения включенности России в европейскую правовую цивилизацию. Важно осознавать этот процесс как требующий на национальном уровне постоянного внимания и усилий как законодателя, так и высших судебных органов — Конституционного и Верховного Судов Российской Федерации.
Объект работы – общественные отношения в сфере защиты прав человека, складывающиеся в связи с деятельностью Европейского суда по правам человека.
Предмет работы – нормы международного права, регулирующие деятельность Европейского суда по правам человека, нормы национального права, определяющие особенности исполнения решений Европейского суда по правам человека.
Цель работы – исследовать особенности и актуальные проблемы реформ Европейского суда по правам человека и их влияние на эффективность работы Суда.
Для достижения указанной цели перед работой были поставлены следующие задачи:
1. Изучить исторические этапы образования и развития Европейского суда по правам человека.
2. Исследовать порядок рассмотрения дел в Европейском суде по правам человека.
3. Рассмотреть основные этапы реформирования Европейского суда по правам человека.
4. Выявить практическое значение реформ в повышении эффективности деятельности ЕСПЧ.
5. Проанализировать вопросы влияния постановлений Европейского суда по правам человека на законодательную и правоприменительную практику Российской Федерации.
Методологическая основа работы – общенаучные методы исследования, а также специальные, такие как: метод комплексного юридического анализа, системный метод, формально-юридический, сравнительно-правовой и др.
Степень научной разработанности темы исследования: в работе используются научные работы таких ученых, как: Андрианова Е.Д., Ахмерова О.С., Балакина А.Ю., Бирюков А.А., Быкова Е.В., Вахнина В.В., Гаджиев Х.И., Гуляев К.С., Дагиев Р.И., Дюрягина Е.В., Жукова М.А., Калоев Ч.Р., Ключников А.Ю., Корпен А.С., Курбанов Р.А., Лаврентьев А.О., Липкина Н.Н., Мельникова М.В., Отунчиева Н.Б., Сапсай Д.А., Сидоренко А.И., Ступко М.Ю., Терехов Е.М., Яценко О.В. и др.
Нормативная основа исследования: Конституция Российской Федерации, Федеральный конституционный закон от 21.07.1994 № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», Федеральный закон от 15.07.1995 № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации», Федеральный закон от 30.03.1998 № 54-ФЗ «О ратификации Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколов к ней», иные нормативные правовые акты.
Теоретическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов как основы для более частных научных изысканий по проблемам и вопросам, затронутым в настоящей работе.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его основных положений и выводов в правоприменительной деятельности, а также для дальнейшего совершенствования действующего законодательства.
Структурно настоящая работа состоит из введения, двух глав, объединяющих пять параграфов, заключения и библиографического списка.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Анализ истории ЕСПЧ позволил прийти к выводу, что в ходе исторического развития данного межгосударственного органа его организационная структура, делопроизводство постоянно эволюционировали.
В результате, облегчались процедуры, связанные с обращением в ЕСПЧ заявителей, ускорялся процесс рассмотрения обращений в ЕСПЧ, уменьшалось количество нерассмотренных жалоб, что, в итоге, демонстрирует эффективность деятельности ЕСПЧ в сфере защиты прав человека.
Также, важно отметить, что в результате произошедших преобразований в организационной структуре и порядке делопроизводства в ЕСПЧ сократилось время судей на рассмотрение неприемлемых жалоб.
Несомненным позитивным моментом является возможность рассмотрения дел без личного участия заявителя. Это позволяет экономить время и минимизировать затраты заявителей.
Предпринятым исследованием в данной работе охватывалось выявление проблем реализации решений ЕСПЧ в России. Основной проблемой, которая остается острой в течение десятилетий остается проблема неисполнения решений ЕСПЧ в России.
Обязательность исполнения указанных решений не может вызывать никаких сомнений, это следует из Конституции РФ, факта присоединения России к Европейской Конвенции по правам человека и законодательства Российской Федерации.
Государство обязано обеспечить гарантированное гражданам право на судебную защиту с обращением в органы наднациональной юрисдикции, в том числе по Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Это предполагает обязанность государства сделать все возможное для организации исполнения решений ЕСПЧ. Отступление от обязательности его постановлений недопустимо.
Между тем, зачастую исполнение решений ЕСПЧ в России ограничивается выплатой денежных компенсаций лицам, нарушение прав которых было официально признано ЕСПЧ.
Первой причиной является отсутствие конкретных санкций в отношении конкретных должностных лиц, которые уполномочены исполнять решения ЕСПЧ. В настоящий момент существуют санкции, направленные на какое-либо ухудшение положения целой страны в международных организациях. Но подобные наказания не оказывают достаточного воздействия на отдельных лиц, которые должны исполнять решения Европейского суда. В этой ситуации было бы целесообразно закрепить в российском законодательстве и обеспечить применение каких-либо санкций в отношении конкретных должностных лиц, которые не исполняют решения ЕСПЧ. Так как международные договоры являются составной частью российской правовой системы, это значит, что те, кто каким-либо образом нарушают эти договоры, фактически не соблюдают национальное законодательство. В связи с этим было бы логично возложить обязанность применения санкций на органы государственного принуждения.
Таким образом, если должностное лицо будет понимать, что при отказе исполнять решение ЕСПЧ в отношении него могут быть применены меры юридической ответственности (начиная со снятия с должности и заканчивая лишением свободы), то у него не будет другого выбора, кроме как исполнить данное решение.
Вторая причина низкого процента исполнения решений ЕСПЧ заключается в том, что до сих пор не налажен процесс официального перевода на русский язык и опубликования постановлений Европейского суда. Согласно ч.1 ст.57 Регламента ЕСПЧ, все решения Палат Суда выносятся на английском или французском языке. Сейчас в России только небольшое количество решений ЕСПЧ публикуются в официальных источниках, а подавляющая часть решений переводится и публикуется различными негосударственными справочными правовыми системами. Из-за этого российские власти скептически относятся к постановлениям Европейского суда, ведь перевод решения вполне может оказаться искажённым и не точным. Чтобы решить эту проблему, необходимо сначала организовать официальный перевод постановлений. Для этого нужно наделить Уполномоченного Российской Федерации при ЕСПЧ обязанностями по организации официального перевода решений Суда и создать при нём специальную комиссию, которая и будет осуществлять этот перевод. После этого решения ЕСПЧ станут доступны для понимания каждому гражданину РФ и будут публиковаться в официальных источниках. Эти меры будут способствовать повышению доверия национальных судов к решениям Европейского Суда и увеличению процента их исполнимости.
Также, проанализировав причины, по которым возникают трудности с исполнением постановлений ЕСПЧ, можно прийти к выводу, что ни с одним другим национальным органом отношения Европейского суда не носят столь сильного конфликтного характера, как с конституционно-судебным. Спорным является вопрос о соотношении национального конституционного права и права Конвенции, так как отношениям, возникающим между судами, присущи, с одной стороны, стремление конституционных судов подчеркнуть вторичный характер права Конвенции по отношению к национальному конституционному праву, а с другой — попытки Европейского суда подчинить национальное право, включая национальную конституцию, положениям Конвенции. На практике встречаются случаи, когда конституционный суд не соглашается с решениями ЕСПЧ, так как в решении Европейского суда по правам человека содержатся выводы, входящие в противоречие с положениями Конституции страны-ответчика.
В связи с выходом ЕСПЧ за пределы юрисдикции Европейской конвенции и принятия им решений без учета традиций национальных правовых систем, возникла острая проблема исполнения его постановлений участниками Конвенции. Указанная проблема затронула как Российскую Федерацию, так и другие страны. В частности, в Германии Федеральный конституционный суд выработал правовую позицию «ограниченной правовой силы постановлений ЕСПЧ». Он прямо сформулировал принцип приоритета национальной конституции ФРГ перед решениями Европейского суда для целей национального правоприменения: во внутреннем правопорядке Конвенция имеет статус федерального закона и наряду с практикой ЕСПЧ и служит лишь ориентиром для толкования и лишь при условии, что это не ведет к ограничению или умалению основных прав граждан, защищаемых Основным законом ФРГ, также уточняется, что решения Европейского суда по правам человека не всегда обязательны для исполнения судами ФРГ, но и не должны полностью оставаться без внимания.
Что касается Российской Федерации, то в юридической литературе при анализе такого рода коллизий сложились два основных подхода. Первый из них признает абсолютную обязательность исполнения решений ЕСПЧ. Второй означает возможность неисполнения конкретного решения ЕСПЧ в случае его несоответствия Конституции РФ или конституционным принципам.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Правовые и организационные основы деятельности Европейского суда по правам человека

1.1. История образования Европейского суда по правам человека

История создания Европейского Суда тесно связана с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, которая была принята 4 ноября 1950 года в Риме десятью государствами-членами Совета Европы (Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Франция) .
Принятию Конвенции предшествовал ряд событий. С 7 по 10 мая 1948 года в Нидерландах (Гаага) под руководством Комитета движений за объединение Европы (под председательством У. Черчилля) был проведен Европейский конгресс с участием делегатов нескольких Европейские страны, в том числе Германия и Италия, а также наблюдатели из Америки и Канады.
На основе результатов работы Комитет по политическим вопросам и Комитет по культурным вопросам подготовили проекты резолюций, которые впоследствии были утверждены Европейским конгрессом, в которых содержался призыв к созданию парламентской ассамблеи для изучения правовых и структурных проблем создания «союз или федерация».
Кроме того, в проектах резолюций подтверждается, что права человека являются естественной основой для попыток создания единой Европы, и Хартия прав человека не будет действовать до тех пор, пока она не станет юридически обязательной.
Было предложено создать Верховный суд, который будет наделен наднациональной юрисдикцией, что может привлечь граждан и группы граждан. Кроме того, в этом суде фактически была взята ответственность за обеспечение выполнения, то есть фактического выполнения международных обязательств на национальном уровне, а также за выполнение и соблюдение Устава Европейского Союза. Следует отметить, что участники Конгресса предложили создать Верховный суд по правам человека в качестве судебного органа ассоциации европейских государств.
Идея создания Европейского суда по правам человека, по сути, была предложена европейским движением. В феврале 1949 года Комитет Европейского движения предложил первый проект Европейской конвенции о правах человека. Это соглашение предусматривало создание Европейского суда по правам человека.
5 мая 1949 года в Лондоне была подписана Хартия Совета Европы, в которой защита и развитие прав человека и основных свобод закреплены в качестве одной из целей Совета Европы.
Тема проекта Конвенции была рассмотрена на первой сессии Ассамблеи, состоявшейся в Страсбурге 10 августа-8 сентября 1949 года. Пьер-Анри Тейтжан (Франция) представил в своем докладе 19 августа 1949 года основные положения проекта Конвенции. Проект определяет основные права и свободы; создание Европейского Суда по правам человека, состоящий из девяти судей, полномочия Европейского Суда по правам человека, чтобы отменить решения правительства, законодательные, административные и судебные, которые явно противоречат правам, гарантируемым; создание Комиссии, состав которого определяется Европейским Судом по правам человека, будет иметь функции, как предварительный отбор случаев для его рассмотрения Судом .
Проект конвенции был доработан юридическим комитетом: перечень прав человека был уточнен, проект дополнен положениями о гарантиях прав человека в порядке рассмотрения межгосударственных и индивидуальных жалоб в судах, а также создана комиссия для расследования и применения процедур примирения.
Проект Комитета был утвержден, а затем 5 ноября 1949 года представлен комитету министров. Впоследствии этот проект был представлен на рассмотрение комитета экспертов. Эксперты (некоторые из которых позже были первыми членами комиссии и судьями ЕСПЧ) встретились в феврале и марте 1950 года. Хотя было решено, что следует разработать конвенцию, возникли разногласия в отношении гарантированных прав, которые могут и должны быть сформулированы. Некоторые эксперты говорили о простом списке прав, в то время как другие говорили о точном определении прав и их возможных ограничениях.
Следует отметить, что существуют альтернативные проекты конвенций. Обсуждалась проблема создания ЕСПЧ, однозначного мнения о необходимости его создания не было, эта проблема требовала политического решения.
Впоследствии вопрос о создании ЕСПЧ обсуждался на конференции старших должностных лиц, состоявшейся в июне 1950 года. Идею создания Европейского суда поддержали представители Бельгии, Франции, Италии и Ирландии. Но, наоборот, против идеи создания Европейского суда выступили представители Нидерландов, Великобритании, Норвегии, Швеции, Греции и Турции. Кроме того, в качестве альтернативы созданию Европейского суда было предложено передать комитету министров полномочия по выявлению предполагаемых нарушений прав человека и судебных функций .
На конференции было достигнуто согласие по предложению о создании ЕСПЧ, хотя было решено, что государства будут свободно выбирать, признавать ли они юрисдикцию ЕСПЧ.
7 августа 1950 года Комитет министров постановил принять проект конвенции с внесенными в него поправками и представить его Ассамблее для принятия. Важно помнить, что именно на этом этапе было введено право на подачу жалобы в ЕСПЧ, согласно которому лицо может требовать нарушения гарантированных прав, что, однако, должно быть необязательным, поскольку такие жалобы могут подаваться комиссией только против тех государств, которые воспользовались этой возможностью.
25 августа 1950 года Ассамблея опубликовала положительное мнение по проекту конвенции с некоторыми изменениями и добавлениями, особенно в том, что касается гарантий определенных прав. 4 ноября 1950 года в Риме, и вскоре после этого в Париже, все Государства-члены Совета Европы подписали Конвенцию о защите прав человека и основных свобод. Таким образом, он вступил в силу 3 сентября 1953 года в связи с ратификацией десятого государства, Люксембург.
Европейский суд по правам человека был создан 6 лет спустя, 21 января 1959 года. Это было связано прежде всего с тем, что для признания юрисдикции ЕСПЧ необходимо было собрать определенное количество специальных заявлений государств (не менее 8). Необходимое количество заявок было собрано только в 1958 году. В результате основателями ЕСПЧ стали 8 стран: Дания, Ирландия, Италия, Люксембург, Норвегия, Турция, Франция и Швеция .
Целью создания ЕСПЧ является обеспечение соблюдения обязательств по Конвенции и рассмотрение заявлений о нарушениях Конвенции, то есть наднациональной защиты прав человека и свобод, предусмотренных в Конвенции.
Основная цель создания и функционирования ЕСПЧ заключается в том, чтобы гарантировать соблюдение прав и свобод отдельных лиц и организаций, закрепленных в Европейской конвенции.
В истории развития Европейского суда по правам человека можно выделить 6 основных этапов.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы