Методика преподавания истории Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реализация принципов развивающего обучения при изучении темы «Новая экономическая политика»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теория развивающего обучения Давыдова В. В. 5
1.1. Развивающее обучение: терминологический анализ 5
1.2. Сущность теории развивающего обучения Давыдова В. В. 10
1.3. Принципы развивающего обучения и возможные пути их реализации в учебном процессе 20
Глава 2. Реализация развивающего обучения в других предметах 29
2.1 Реализация в русском языке 29
2.2 Реализация в математике 37
2.3 Реализация в истории 41
Глава 3. Практическая часть 49
Заключение 112
Список источников и литературы 115
Приложение 118

  

Введение:

 

Одной из задач учителя истории является как можно интереснее, разнообразнее, содержательнее сделать свои уроки. Наиболее эффективные условия для развития познавательной деятельности учащихся дает система развивающего обучения. В процессе обучения развивается не некий «сред¬ний» ученик, а конкретная личность со всеми присущими ей особенностями. На таких уроках учитель превращается из лектора в руководителя, консультанта и контролёра процесса получения новых знаний учащимися.
Большинство исследователей дают следующее определение понятия «разви¬вающего обучения». Развивающее обуче¬ние — особый вид обучения, характеризу¬ющийся специфическим подходом к опре¬делению и реализации целей, его содержа¬ния, технологии и взаимодействия участ-ников учебного процесса[1].
Применение технологии развивающе¬го обучения на уроках истории позволяет разнообразить урок, сделать его интерес¬ным для учащихся. При этом появляются новые приемы и средства. Все это говорит о том, что учитель заинтересован в рас¬крытии способностей своих учеников.
Традиционная система обучения, основанная на эмпирическом подходе к формированию понятий и знаний, не позволяет в полной мере решать задачи развития. В. В. Давыдов говорит о том, что наглядный образ мало помогает ознакомлению ребенка с существенными свойствами предмета. По мнению В. В. Давыдова, при эмпирическом мышлении отражаются только внешние связи, оно затрудняет проникновение в сущность явлений.
Развивающее обучение должно опираться на теоретическое мышление, а его формирование осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. Рассматривая учебную деятельность, В. В. Давыдов формулирует ряд логико-психологических положений, которые предлагает использовать при определении содержания образования :
Цель данной работы – рассмотреть специфику реализации принципов развивающего обучения при изучении темы «Новая экономическая политика» (9 класс).
Объект исследования – принципы развивающего обучения.
Предмет исследования – процесс реализации принципов развивающего обучения при изучении темы «Новая экономическая политика» (9 класс).
В связи с намеченной целью необходимо решить следующие задачи:
— провести анализ понимания в концепции Давыдова В. В.,
— раскрыть сущность теории развивающего обучения Давыдова В. В.,
— выделить и описать принципы развивающего обучения и возможные пути их реализации в учебном процессе,
— изучить, каким образом реализуется развивающее обучения в различных учебных предметах (на примере математики, русского языка и истории в целом)
— разработать методический материал отражающий сущность развивающего обучения на примере изучения в 9 классе темы «НЭП».
Структура работы: введение, три главы основной части, заключение, список источников и литературы, приложение.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе работы над исходной темой мы рассмотрели специфику реализации принципов развивающего обучения при изучении темы «Новая экономическая политика» (9 класс).
Система Давыдова В. В. Является полным научно-методическим и практически-организационным обеспечением процесса обучения в начальной школе по математике, русскому языку, музыке, изобразительному искусству, литературе, естествознанию. На сегодняшний день в разных издательствах вышло порядка ста наименований книг, посвящаемых практике и теории развивающего обучения (методические пособия для учителей, монографии, учебники для детей, брошюры, сборники и т. д.). Основы системы описываются в основополагающих работах В.В.Давыдова: «Виды обобщения в обучении» (М.: Педагогика, 1972), «Проблемы развивающего обучения» (М.: Педагогика, 1986), «Теория развивающего обучения» (М: Интор, 1996).
Цель данного обучения: формирование у детей основ теоретического мышления (или, другими словами, основ теоретического сознания, к важнейшим формам которого, вместе с наукой, необходимо относить искусство, нравственность, право, политику и религию). Теоретическое мышление — это способность человека понимать суть явлений по их внешней форме и действовать в соответствии с этой сутью. Не надо думать, что эта способность присуща только отдельным выдающимся людям, что обычному человеку это совсем не нужно. Мыслить теоретически нам приходится всегда, когда невозможно действовать по известному правилу, на основе старого опыта, когда надо принимать решение, опираясь на разнообразную информацию, отделяя существенное от несущественного.
Таким образом, можно говорить, что цель работы достигнута.
Достижение цели осуществлялось поэтапно. Прежде всего мы провели анализ понимания в концепции Давыдова В. В.. Затем раскрыли сущность теории развивающего обучения Давыдова В. В., выделили и описали принципы развивающего обучения и возможные пути их реализации в учебном процессе.
Далее мы изучили, каким образом реализуется развивающее обучения в различных учебных предметах (на примере математики, русского языка и истории в целом). На основе всех полученных теоретических выкладок и анализа опыта применения развивающего обучения в других предметных областях был разработан методический материал отражающий сущность развивающего обучения на примере изучения в 9 классе темы «НЭП».
Данные разработки осуществлялись на основе принципов развивающего обучения (по Давыдову):
– основой развивающего обучения служит его содержание, от которого произвольны методы организации обучения;
– развивающий характер учебной деятельности как ведущей связан с тем, что ее содержанием являются теоретические знания и способы их применения при решении учебных задач;
– учебный предмет является своеобразной проекцией науки, т.е. в сжатой и сокращенной форме обучающийся воспроизводит процесс получения знания;
– теоретическое мышление формируется у обучающихся в ходе включения их в учебную деятельность, в процессе решения учебных задач.
Таким образом, было установлено, что особенностями содержания развивающего обучения по Давыдову являлись следующие.
– специальное построение учебного предмета, моделирующее содержание и методы научной области, организующее познание учеником генетически исходных, теоретически существенных свойств и отношений объектов, условий их происхождения и преобразования;
– повышение теоретического уровня образования, передача учащимся не только эмпирических знаний и практических умений, но научных понятий, художественных образов, нравственных ценностей;
– содержание развивающего обучения построено на основе теоретических знаний, которые опираются на мысленные преобразования абстракций, отражают внутренние отношения и связи изучаемых объектов и явлений.
– основу системы теоретических знаний составляют содержательные обобщения (наиболее общие понятия науки, выражающие глубинные причинно-следственные закономерности, фундаментальные категории; понятия в которых выделены внутренние связи; теоретические образы, полученные путем мыслительных операций с абстрактными объектами).
В целом особенностями методики является организация целенаправленной учебной деятельности – особой формы активности учащегося, направленной на изменение самого себя как субъекта учения; проблемное изложение; использование учебных задач; организацию коллективно-распределительной деятельности, диалога, полилога; оценку результатов деятельности ученика.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теория развивающего обучения Давыдова В. В.
1.1. Развивающее обучение: терминологический анализ

На сегодняшний день в России действуют новые стандарты общего образования на базе системно-деятельностного подхода, в соответствии с которым обучение должно обрести характер развивающий. Учебный процесс необходимо организовать таким образом, чтобы обучающиеся усваивали не только определенные знания, а систему неких учебных универсальных действий, которые являются основой ориентирования в сфере знаний. Теория развивающего обучения В.В. Давыдова включает общие методологические направления для проектирования данного учебного процесса.
Цели развивающего обучения могут достигаться на основании соответствующего содержания образования, собственно теоретических знаний в логико-гносеологической интерпретации данных знаний. Ученику для овладения культурными способа ми ориентации в мире знаний необходимо воспроизводить не только конечную форму отдельных понятий и формул, но и логику их происхождения в системе других понятий и терминов. На основе теории В.В. Давыдова можно анализировать развивающие возможности содержания различных образовательных систем .
В.В. Давыдов ставит вопросы относительно возможности теоретических разработок новой системы обучения в направлении, являющимся обратным привычному: от абстрактного к определенному, от общего к частному, от системного к единичному.
В.В. Давыдов сформулировал важнейшие положения, которыми характеризуются не просто содержание учебных предметов, а и умения, должные сформироваться у учеников при усвоении данных предметов в учебной деятельности:
«Усвоение знаний, которые обладают абстрактным и общим характером, предшествует ознакомлению учеников с более конкретными и частными знаниями; последние могут быть выведены учениками из абстрактного и общего как из собственной единой основы.
Знания, конституирующие данный учебный предмет или его основные разделы, учащиеся усваивают, анализируя условия их происхождения, благодаря которым они становятся необходимыми.
При выявлении предметных источников тех или иных знаний учащиеся должны уметь прежде всего обнаруживать в учебном материале генетически исходное, существенное, всеобщее отношение, определяющее содержание и структуру объекта данных знаний.
Это отношение учащиеся воспроизводят в особых предметных, графических или буквенных моделях, позволяющих изучать его свойства в чистом виде.
Учащиеся должны уметь конкретизировать генетически исходное, всеобщее отношение изучаемого объекта в системе частных знаний о нем в таком единстве, которое обеспечивает мышление перехода от всеобщего к частному и обратно.
Учащиеся должны уметь переходить от выполнения действий в умственном плане к выполнению их во внешнем плане и обратно» .
Учебная деятельность школьников, по утверждению В. В. Давыдова, должна строиться в соответствии со способом восхождения от абстрактного к конкретному. В качестве главного недостатка традиционного начального обучения В. В. Давыдов отмечает ориентацию его содержания и методов на формирование у школьников основ эмпирического сознания и мышления. Подчеркивая важность развития эмпирического мышления, он утверждает, что это не самый эффективный путь психического развития детей.
Развивающее обучение должно опираться на теоретическое мышление, а его формирование осуществляется с помощью знаков, символов, моделей. Рассматривая учебную деятельность, В. В. Давыдов формулирует ряд логико-психологических положений, которые предлагает использовать при определении содержания образования :
1. Освоение знаний, которые обладают абстрактным и общим характером, предшествует ознакомлению учеников с более конкретными и частными знаниями; последние могут быть выведены учащимися из абстрактного и общего как из собственного единого основания.
2. Знания, которые конституируют этот учебный предмет либо его важнейшие разделы, осваиваются учениками в ходе анализа условий их возникновения, благодаря которым они будут становиться обязательными.
3. В случае выявления предметных источников тех либо других знаний ученики должны уметь, в первую очередь, обнаружить в учебном материале существенное, генетически исходное, всеобщее отношение, которое определяет структуру и содержание объекта этих знаний.
4. Данное отношение ученики могут воспроизвести в особенных предметных, буквенных или графических моделях, дающих возможность исследовать его качества в чистом виде.
5. Ученики должны развивать умение конкретизировать всеобщее, генетически исходное отношение исследуемого объекта в системе частного знания о нем, удерживаемой наряду с этим в единстве, обеспечивающем мысленный переход от частного к всеобщему и обратно.
6. Ученики должны уметь перейти от реализации действий в умственной форме к реализации их во внешней форме и обратно.
Развивая идею Д. Б. Эльконина о том, что ведущая роль в развитии теоретического мышления отводится содержанию образования, производными от которого являются формы организации и методы обучения, В. В. Давыдов выдвигает следующие принципы развивающего обучения :
1. учебная деятельность учеников начальной школы должна содержать научные понятия, формирующие общий принцип разрешения задач.
2. Освоение научных понятий имеет следующую динамику: оценка условий их формирования, освоение общего принципа, использование его в конкретных частных случаях.
3. Теоретические знания являются основой мышления и оказывают влияние на практическую реализацию деятельности.
4. Школьники осваивают научные понятия в ходе учебной деятельности. Их мыслительная деятельность является аналогичной исторически сформированным способам человеческой деятельности.
Так же как и в предыдущем случае, все представленные принципы осуществлялись последователями В. В. Давыдова в программе обучения и методике преподавания всех учебных предметов, преподаваемых в начальной школе. Исследования, направленные на сопоставление результативности данной модели обучения с традиционным подходом, показали ряд ее преимуществ, приведших к существенным изменениям в обучении и общем развитии младших школьников.
Развивающее обучение невозможно представить в отсутствие непрерывного учебного общения, в кото¬ром ученик, понимая, чего он не знает, не может делать, самостоятельно начинает действовать активно, восполнив недостаток знаний и включив в данный процесс преподавателя, в качестве более опытного партнера. Точка зрения учителя притом воспринимается учениками в качестве одной из возможных позиций, которую необходимо соотносить с собственным мнением и точками зрений других учащихся.
Развивающие технологии обладают особыми методами, которые включают учеников в кол¬лективный поиск: это формирование проблем-ных ситуаций, ситуации учебного спора, метод коллизий, метод разрешения учебной задачи, учебные диалоги и пр.
Развивающее обучение — особый вид обучения, характеризующийся специ¬фическим подходом к определению и реа-лизации целей, его технологии, содержания и взаимодействия действующих лиц учебного процесса.
Таким образом, Давыдов под данным обучением подразумевает новый, активно-деятельностный тип (способ) обучения, который приходит на смену объяснительно-иллюстративному типу (способу) .
Развитие и обучение не могут являться отдельными процессами, они должны соотноситься в качестве содержания и формы единого процесса личностного развития.
В таком обучении педагогические влияния направляют, стимулируют, опережают и ускоряют развитие наследствен¬ных личностных качеств. В технологиях данного обучения ученику отведена роль самостоятельно¬го субъекта, который взаимодействует с окружающей реальностью. Данное взаимодействие содержит все стадии деятельности: целеполагание, организацию и планирование, осуществление целей и оценка итогов деятельности. Каждая из стадий вносит собственный особый вклад в личностное развитие. В деятельности целеполагания могут быть воспитаны: достоинство, целеустремленность, свобода, самостоятельность, гордость, честь. В планировании: творчество, воля, самостоятельность, организованность, иници¬атива, созидание. На стадии осуществления целей: дисциплинированность, мастерство, исполнительность, трудолюбие, активность. На стадии анализа должны формироваться: отношения, честность, долг, со¬весть, ответственность.
Позиции ребенка в качестве объекта обучения лишают его частично либо полностью действий целеполагания, анализа, планирования и приводят к издержкам и деформациям в развитии. Лишь в полноценной субъективной деятельности может развиваться самостоятельность, положительная Я-концепция, нравственно-во¬левая личностная сфера, происходит самоизменение, самореализация. Потому од¬ной из важнейших целей рассматриваемого обучения выступает формирование субъекта обучения — обучающего себя человека.
Данное обучение ориентировано на развитие всей целостной системы личностных качеств. В целях развития крайне эффективным является постоянное преодоление грани между областью актуального развития и зонами ближайшего развития — сферой неведо¬мой, однако доступной потенциально для познания. Значимым признаком такого обучения выступает то, что оно формирует зону ближайшего развития, побуждает, вызывает, приводит в движение внутренний процесс психических новообразований. Данное обучение осуществляется в зоне ближай¬шего личностного развития.
Установить внешние границы зоны ближайшего развития, отличать ее от недоступной и актуальной зоны — задача, решаемая сегодня исключительно на интуитив¬ном уровне, который зависит от мастерства и опыта учителя.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы