Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реализация муниципальной политики в сфере образования города Нягань
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 5
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ 7
1.1. Теоретико-правовые основы реализации муниципальной политики в сфере образования в Российской Федерации 7
1.2. Нормативно-правовое регулирование сферы образования в Российской Федерации 14
2. АНАЛИЗ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ НА ПРИМЕРЕ Г. НЯГАНЬ 21
2.1. Характеристика образовательной среды г. Нягань 21
2.2. Анализ муниципального управления образованием в г. Нягань 35
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ УЛУЧШЕНИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ В Г. НЯГАНЬ 48
3.1. Проблемы управления сферой образования в г. Нягань 48
3.2. Направления улучшения управления сферой образования 63
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ 72
Введение:
Во все времена перед людьми стояла задача передачи опыта, обучения молодого поколения, иначе весь род мог просто исчезнуть. В настоящее время актуальность, значимость и роль образования не только не исчезла, но и выросла, поскольку наблюдается ускорение производственных мощностей, происходит стремительный рост знаний. Чем сложнее становятся знания, тем больше возникают проблемы, которые требуют решение за счет совершенствования систем образования.
Под образованием следует понимать целостный процесс воспитания и обучения, имеющий конкретные цели, выполняющий важное значение в обществе. При этом в системе образования огромное место занимает государственная политика.
Несмотря на многочисленные определения государственной политики, по нашему мнению, самым подходящим в настоящее время выступает то, которое утверждает, что это политический процесс управленческого воздействия, в первую очередь, государственых институтов исполнительной власти на главные общественые сферы, при этом использует властные полномочия, размещает ресурсы, распределяет их и выполняет иные меры влияния. В основном, она разрабатывается и реализуется публичными институтами власти. Что касается образования, в данной области государственная политика входит в состав социальной политики, являясь ее органичной частью. Она регулируется как конституционными гарантиями (Конституция РФ, конституционые законы), так и специальными нормативно-правовыми актами, которые ориентированы управлять и развивать образование. К последним относятся федеральные законы, акты Президента РФ и Правительства РФ [33, с. 14-22].
Закрепленное в ст. 43 Конституции РФ [1] право граждан на образование имеет под собой весьма солидную правовую и организационную основу, выраженную наличием достаточно широкой нормативно—правовой базы и разветвленной системы государственных органов управления образованием. Российская Федерация провозглашает область образования приоритетной.
Целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию муниципальной политики в сфере образования в г. Нягань.
Задачи исследования:
изучить уровни образования в РФ и управление качеством образования: дошкольный, школьный уровень и высшее образование;
изучить нормативно-правовое регулирование сферы образования в РФ;
изучить теоретические основы управления образованием на муниципальном уровне;
проанализировать образовательную среду г. Нягань;
изучить эффективность управления и развития образования в г. Нягань;
выявить проблемы управления сферой образования в г. Нягань;
рассмотреть направления улучшения управления сферой образования в г. Нягань.
Объектом исследования является управление образованием в РФ на муниципальном уровне.
Предметом исследования является деятельность органов муниципального управления в сфере образования.
Теоретическая база исследования представлена федеральными законами, приказами и письмами компетентных органов, статьями по вопросам состояния и развития науки и образования в РФ.
Заключение:
Образование является единым целенаправленным процессом воспитания и обучения человека, выступающим в качестве значимого блага и осуществляемым в интересах населения и государства. В ходе обучения приобретаются знания, умения, навыки, ценностные установки, а также происходит интеллектуальное, духовно-нравственное, физическое, профессиональное и творческое развитие личности. Следовательно, можно сказать, что образование играет важнейшую роль в жизни каждого человека.
Система образования в РФ включает дошкольное образование, общее образование, дополнительное образование и высшее образование.
В соответствии со ст. 43 Конституции РФ у каждого есть право на образование, причем на доступное и бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» закрепляет главные принципы государственной политики в области образования.
Для выполнения функции по разработке государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования уполномочен федеральный орган исполнительный власти, а именно Министерство образования и науки Российской Федерации.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся: организация предоставления бесплатного дошкольного образования и дополнительного образования детям; общедоступность и бесплатность по основным образовательным программам школьного образования (исключение составляет финансовое обеспечение образовательного процесса, являющееся полномочиями субъектов РФ); содержание образовательных учреждений и обустройство территорий прилегающих к зданиям и сооружениям; учет обучающихся по программам основного общего образования; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений.
Город Нягань – энергетический и транспортно-логистический центр северо-запада Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
Основными направлениями развития дошкольного образования обозначены:
1. Повышение эффективности и качества дошкольного образования, включая реализацию Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
2. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогических кадров.
3. Создание дополнительных мест в образовательных организациях дошкольного образования.
4. Развитие негосударственного сектора дошкольного образования.
В соответствии с федеральной программой содействия созданию новых мест в общеобразовательных организациях на 2015-2025 годы поставлена задача по переводу всех общеобразовательных организаций в односменный режим функционирования. В связи с реализацией указанной цели в муниципалитете запланировано строительство трех новых школ на 2800 мест.
В 2016 году в систему дополнительного образования города было вовлечено 7509 детей, что составляет 70,6% от общего количества детей в возрасте от 5 до 18 лет.
Количество занятого населения в социальной сфере города Нягань составляет более 5 тысяч человек или 17% от общей численности занятых в экономике города, в том числе:
— в образовании — 2331 человек;
— в области здравоохранения и предоставления социальных услуг – 2543 человека;
— в сфере культуры и спорта — 336 человек.
Распределение расходов муниципалитета на социальную сферу по отраслям в структуре общих расходов бюджета муниципального образования по итогам 2016 года выглядит следующим образом:
— Образование – 46,7%;
— Культура и искусство – 4,1%;
— Физическая культура и спорт – 0,3%;
— Здравоохранение – 0,0%.
Говоря о проблемах в сфере образования в г.Нягань, по итогам опроса населения выявлено, что требуется улучшение в управлении образовательными услугами основного общего образования, немного в меньшей степени – дополнительного и дошкольного образования.
На наш взгляд необходимо ввести более индивидуальный подход к обучению, применять практические дисциплины, наиболее приближенные к рабочему процессу, организовывать учебные практики или стажировки в ВУЗах с прописанной программой прохождения и контролем ее выполнения. В школах вести популяризацию специальностей технической направленности и развития рабочего класса. В детских садах особое внимание уделять культурному воспитанию подрастающего поколения и развитию творческой активности, самостоятельности, произвольности, самосознания, мотивации ребенка, формированию интереса к обучению в школе. Построение эффективной системы образования влияет на качество и количество полученных знаний, а главное на умение их применять, от чего зависит не только благосостояние отдельных индивидов, но и развитие государства.
Требуется организовать системную работу по подготовке к внедрению профессионального стандарта педагога:
а) по оценке результативности работы учителя, исходя из результатов обучения и развития учеников, с учетом их реальных учебных возможностей и состоянием психо-физического здоровья, их успешной социализации;
б) по введению государственно-общественной аттестации педагогов;
– внедрение эффективных механизмов текущего, рубежного контроля с учетом индивидуальных образовательных результатов учащихся для своевременной ликвидации пробелов в освоении знаний и овладении умениями в соответствии с «зонами риска», которые выявляются при анализе результатов ОГЭ и ЕГЭ;
– формирование и реализацию адресных программ повышения качества образовательной деятельности общеобразовательных организаций с низкими образовательными результатами и работающих в сложных социальных условиях.
Департаменту образования и молодежной политики ХМАО — Югры:
–создать на базе образовательных организаций округа пилотные площадки по разработке инструментария для учителя, пригодного для создания эффективной системы формирования и развития проектной, опытно-конструкторской, исследовательской, инженерной деятельности учащихся в образовательной среде дисциплин естественнонаучного цикла.
Для реализации муниципальной модели развития образования в г. Нягань рекомендуется введение должностей специалистов для обеспечения расширения педагогических возможностей школ, в том числе: педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов психологов, медиаторов, аниматоров, тьюторов и др. Введение должностей будет включено в условия конкурса грантов и предполагает выделение муниципальных средств на их оплату.
Требуется создать сеть школьных, муниципальных и межмуниципальных профессиональных учебных сообществ; разработать сетевые программы базовых площадок и/или инновационных площадок, состоящих из школ со стабильно успешными результатами обучения, осуществивших переход в эффективный режим работы.
Фрагмент текста работы:
. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЕМ НА ГОСУДАРСТВЕННОМ, РЕГИОНАЛЬНОМ И МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ
1.1. Теоретико-правовые основы реализации муниципальной политики в сфере образования в Российской Федерации
В настоящее время инновационные изменения в сфере образования являются приоритетными направлениями реформирования данной отрасли в системе национального хозяйства. Образование является одним из социальных институтов, удовлетворяющих потребности общества в сохранении и передаче от поколения к поколению системы научных знаний и норм и обеспечивающих необходимые условия для социализации личности путем обучения, воспитания и развития. По мере увеличения роли человеческого фактора в общественном прогрессе образование становится важнейшим условием формирования нового качества экономических, социальных и духовных сил в обществе.
Перспективы качественного развития образования зависят от того, насколько органы власти, образовательные учреждения, представители бизнес-структур и население будут совместно заинтересованы в достижении поставленных целей в сфере образования и смогут объединить свои усилия для достижения необходимых результатов. Представляется, что при таком подходе можно обеспечить преемственность в целенаправленном формировании человеческого капитала страны, сформировать систему гарантий для каждого человека, добиться надлежащего оказания образовательных услуг.
По сравнению с инвестициями в иные различные формы капитала вложения в человеческий капитал являются наиболее выгодными как с точки зрения отдельного человека, так и с точки зрения всего общества. Несмотря на то, что развитию образования уделяется повышенное внимание на всех уровнях власти — государственной (федеральной, региональной) и местной (муниципальной), фундаментом формирования человеческого капитала является система дошкольного и основного общего образования.
За органами местного самоуправления законодательно закреплена обязанность по обеспечению образования на данных уровнях, что и определяет специфику и проблематику управления образованием на муниципальном уровне.
Важнейшей проблемой системы образования на муниципальном уровне является недостаточное финансирование, следствием которого является нехватка современного оборудования, неукомплектованность штатов опытными и высококвалифицированными учителями, отсутствие современных образовательных технологий, необходимых для гармоничного физического, интеллектуального и нравственного развития обучающихся.
В целом, государство и муниципальные образования пока не могут в полной мере обеспечить и достичь должного качества уровня образования. В результате чего остро проявляются проблемы дефицита педагогических кадров, не всегда высокой квалификации преподавателей, неудовлетворительного, а порой и просто низкого уровня материально-технической оснащенности образовательных учреждений.
Определенные противоречия также связаны с отсутствием четкой регламентации органов управления системой образования на муниципальном уровне, что в свою очередь создает сложности в процессе управления и финансирования. Управление образованием на муниципальном уровне осуществляется в разных формах в зависимости от финансовых возможностей муниципального образования, сложившейся системы управления, разветвленности сети образовательных учреждений, а также наличия необходимых специалистов.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов относятся: организация предоставления бесплатного дошкольного образования и дополнительного образования детям; общедоступность и бесплатность по основным образовательным программам школьного образования (исключение составляет финансовое обеспечение образовательного процесса, являющееся полномочиями субъектов РФ); содержание образовательных учреждений и обустройство территорий прилегающих к зданиям и сооружениям; учет обучающихся по программам основного общего образования; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений.
Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов организуют и контролируют деятельность муниципальных образовательных учреждений, которые участвуют в образовательном процессе. Органы управления образованием (как представители интересов органов местного самоуправления) оказывают помощь образовательным учреждениям в вопросах ресурсного обеспечения, включая их в проекты комплексного социально-экономического развития муниципального образования.
Контрольные функции в сфере образования закрепляются органами местного самоуправления, прежде всего, за деятельностью муниципальных образовательных учреждений (бюджетных), учредителями и собственниками имущества которых выступает муниципальное образование. Кроме того, осуществляется контроль за соблюдением законодательных требований к деятельности образовательных учреждений и за реализацией прав граждан на образование. Если иное не предусмотрено законом, такой контроль осуществляется в отношении образовательных учреждений всех форм собственности.
В настоящее время нет четкого понимания относительно того какова степень участия государства в развитии и функционировании системы образования и какую роль играют муниципалитеты в данной сфере. С одной стороны, государство стремится расширить свои контрольные функции в образовательной сфере, передав значительную часть полномочий органам местного самоуправления, а с другой — не готово увеличивать расходы в образовательной среде в необходимых объемах, что в свою очередь ведет к снижению уровня обеспечения образовательных прав граждан. Следует отметить, что деятельность государства, в том числе и органов местного самоуправления должна быть более эффективной и четко направленной на курс по поддержанию и развитию достойного уровня организации содержания и развития муниципальных образовательных учреждений [42, с. 221-223].
Изучение современных тенденций развития муниципального управления образованием показало, что процесс оптимизации системы образования основывается на информатизации, что требует изменения принципов управления. На муниципальном уровне эти изменения реализуются не эффективно. Основная причина данной ситуации не только в несовершенстве законодательной базы и экономическом неравенстве муниципалитетов, но и в низком уровне информационной культуры данного социального института.
Для того чтобы на муниципальном уровне улучшить эффективность деятельности управления в образовательной среде, нужно выявить проблемы, с которыми приходится сталкиваться муниципалитетам при управлении образованием. Одна из основных задач совершенствования образования — построить систему образования на всех уровнях государственной власти от федерального уровня до уровня муниципальных образований, а также отдельных поселений.
Стоит отметить, что их создание и продуктивность управления системой образования во многом зависит от организационных условий, факторов организации образовательного управления на уровне муниципалитета, а также от качественных характеристик кадрового состава органа управления и их компетентности и отличных навыков, умения отлично справляться со своими прямыми обязанностями, решать управленческие задачи, которые стоят перед системой образования на муниципальном уровне.
Необходимость местного управления развитием образования как единой системы приводит к неизбежности смены его целевых ориентиров, которые связаны с обеспечением социальной функции образования. Это цели формирования единого образовательного пространства, которое обеспечивает успешную систему услуг и условий, которые, в свою очередь, отвечают образовательным потребностям каждого слоя и групп населения. Эти цели — цели превращения образования в развивающую и развивающуюся систему, которая способна обеспечивать развитие индивида и развитие местных социальных систем, но лишь при условии совместного взаимодействия между всеми социальными институтами.
Также стоит отметить, что это цели формирования практики социализации и воспитания будущего поколения, учитывая общечеловеческие ценности и ценности культуры нации. Акцентирование внимания на данных группах целей и подобающие им программы деятельности на местном уровне означает, что сама система местного управления образованием предполагает некую особенную структурно-функциональную организацию, которая действует в рамках одной единой стратегии управления целостной системой развивающегося образования страны. Поэтому во многих муниципальных образованиях страны происходит процесс формирования новейших управленческих структур, в том числе разрабатываются новые модели и современные методы управления образованием, его качеством, которые соответствуют современной муниципальной системе. На данный момент в России осуществляется процесс модернизации в области образования. Стоит отметить, что данный процесс основывается на информатизации.
Необходимо разобрать направление развития сферы деятельности управления на муниципальном уровне. В настоящее время в России решается задача оптимизации, выражающаяся в объединении разных образовательных субъектов, в том числе речь идет о создании образовательных объединений различных типов, к примеру, дошкольное образовательное учреждение, школа, высшее учебное заведение. Этот процесс обусловлен Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года, в которой главное направление — переход к новой модели пространственного развития экономики России.
Итак, можно предположить, что основным направлением в развитии образовательного управления на уровне муниципалитета является объединение образовательных учреждений, которые находятся на муниципальных территориях.
Вследствие роль органов управления на муниципальном уровне увеличивается, что приводит к ускорению динамичного поиска действенных моделей развития образования. Соответственно, при таком объединении будут необходимы новые формы культуры управления.
Поскольку говорится об интеграции, значит, потребуется принципиально новая, культура, которая будет основываться на разных видах информационного взаимодействия.
Система развития управления образования на муниципальном уровне заключается в создании на муниципальной территории единого образовательного пространства. Данное пространство должно представлять собой объединение образовательных учреждений, систему органов местного самоуправления и управления образованием, которые в первую очередь ориентированы на оптимизацию функций органов управления образованием различной компетенции по всей «вертикали управления».
В процессе осуществления программ государства по совершенствованию имеющегося управления образованием, главное направление — внедрение информационных технологий, где основным направлением развития управления образованием является оптимизация образовательного процесса. Данная тенденция предполагает создание единого информационно-образовательного пространства на уровне конкретного учебного заведения и на уровнях муниципальных образований, а также объединение управляющих структур и учреждений образования [34, с. 47].
Создание новой системы образовательного управления, ее органов создает потребность в разработке научных основ совершенствования данной деятельности. Это касается, прежде всего, процесса управления образованием на муниципальном уровне. Важным здесь является создание научных основ обеспечения процесса управления, особенно вопрос о формировании специального органа. Это очень важно, поскольку зачастую ликвидируют районные отделы образования, передавая их функции структурам, не способным обеспечить управление.
Нужно создать целесообразный алгоритм организации управления образованием, выделить функционал органа управления, чтобы упростить решение задачи результативного образовательного управления на уровне муниципалитета. Далее необходимо определить критерии и показатели, которые могут позволить измерять эффективность деятельности, а также построить организационную модель.
Итак, можно сделать выводы, что важным ориентиром в формировании управления образованием на муниципальном уровне является:
1. Создание информационной культуры муниципального управления образованием.
2. Территориально-муниципальное разделение учреждений образования.
3. Формирование единого образовательного пространства муниципального образования.
В муниципальной образовательной политики необходимо расширение границ в данной сфере. Нормативное финансирования учебного процесса требует разъяснительной работы для участников процесса образования в сфере правовых аспектов данного вопроса. Опыт такой работы уже прослеживается в осуществлении национального проекта «Образование».
Приоритетный национальный проект «Образование» разработан так, чтобы обеспечить изменения по главным направлениям развития образования. Работа в рамках национального проекта направлена на создание эффективного, принципиально нового доступного и качественного образования, начиная с дошкольного образования и заканчивая послевузовским [20, с. 295-297].