Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реализация инвестиционной политики в субъекте РФ
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы инвестирования в экономику региона 6
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности 6
1.2 Нормативные основы инвестиционной политики и инвестирования 10
1.3 Методы оценки инвестиционной привлекательности регионов 13
2 Инвестиционная деятельность в субъекте Российской Федерации и управление процессом инвестирования (на примере Тульской области) 22
2.1 Социально-экономическая характеристика Тульской области и ее инвестиционная привлекательность 22
2.2 Источники и методы финансирования инвестиций 32
2.3 Региональная политика стимулирования инвестиционной активности 38
Глава 3 Направления региональной инвестиционной политики в целях социально-экономического развития 50
3.1. Создание инвестиционного центра в городе Новомосковске 50
3.2 Рекомендации по улучшению регионального инвестиционного климата 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 63
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 66
Введение:
Актуальность исследования. Современные экономические условия ужесточаются конкурентной борьбой, огромное значение приобретает процесс инвестиционной деятельности, обеспечивающий повышение конкурентоспособности отдельных регионов так и всей экономики в целом. В настоящее время они выступают важнейшим средством обеспечения условий выхода из сложившегося экономического кризиса, структурных сдвигов в народном хозяйстве, обеспечения технического прогресса, повышения качественных показателей хозяйственной деятельности на микро- и макроуровнях. Поэтапное формирование перспективной инвестиционной политики в регионе, создание адекватно отвечающей требованиям рыночной экономики структуры рыночных институтов, которая бы соответствовала потребностям всех субъектов хозяйствования, является одним из наиболее действенных механизмов социально-экономических преобразований.
Одним из условий устойчивого развития регионов России, увеличения темпов экономического роста является повышение обоснованности экономико-организационных, нормативно-правовых и финансово-кредитных решений, принимаемых на региональном уровне и направленных на формирование перспективной инвестиционной политики в регионе.
Существующий механизм принятия долгосрочных инвестиционных решений, формирования перспективной инвестиционной политики в регионе в настоящее время характеризуется отсутствием системности, что не позволяет местным, региональным и федеральным органам управления экономикой эффективно использовать имеющиеся инвестиционные ресурсы, обеспечить повышение инвестиционной привлекательности отдельных регионов и всего народного хозяйства России в целом, что негативно сказывается на темпах экономического развития национальной хозяйственной системы.
Степень разработанности темы исследования. Среди ученых, внесших свой вклад в теоретические исследования инвестиционной политики, можно отметить труды Е. Зайцевой, О.Б. Веретенниковой, Е.С. Рыбиной, Ю.М. Скляровой, С.А. Джатдоевой и других авторов, которые посвятили свои научные труды вопросам инвестиционной деятельности.
Отдельные вопросы региональной инвестиционной политики изложены в работах Д.И. Олийнык, А.В. Греченюк, П.Н. Машегова, В.В. Наговицына, В.Г. Садкова и других.
Целью исследования выступает разработка рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата Тульской области. Поставленная цель предопределяет наличие ряда задач:
— проанализировать экономическую сущность инвестиций и инвестиционной деятельности;
— рассмотреть нормативные основы инвестиционной политики и инвестирования;
— выявить методы оценки инвестиционной привлекательности регионов;
— дать характеристику социально-экономическому развитию Тульской области и ее инвестиционной привлекательности;
— разобрать источники и методы финансирования инвестиций;
— проанализировать региональную политику стимулирования инвестиционной активности;
— рассмотреть возможности создания инвестиционного центра в городе Новомосковске;
— разработать рекомендации по улучшению регионального инвестиционного климата.
Объектом исследования служит социально-экономическое развитие Тульской области, предметом – инвестиционная привлекательность региона.
Теоретическая база исследования состоит из исследований российских и иностранных исследователей, которые в своих работах затрагивают сущность инвестиций и инвестиционной деятельности, а также теорию и практику инвестиционной политики регионов.
Эмпирическая база исследования вбирает в себя официальный сайт города Тула, официальный Интернет-портал органов власти Тульской области, документы по социально-экономическому развитию территории и другие.
Методологической основой работы служит общенаучный метод диалектики, а также научные методы, такие как: логический, сравнительно-правовой, системно-структурный, системно-функциональный.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в глубоком освещении проблем инвестиционной привлекательности Российской Федерации и в возможности применения выявленных теоретических аспектов в практическом исследовании.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы состоит в возможности применения предложенных мероприятий для дальнейшей реализации, а также в возможности применить разработанные предложения для будущих исследований.
Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
Выпускная квалификационная работа посвящена теме «Реализация инвестиционной политики в субъекте РФ».
Цель, поставленная во введении, была выполнена посредством следующих задач:
— изучить экономическую сущность инвестиций и инвестиционной деятельности;
— рассмотреть нормативные основы инвестиционной политики и инвестирования;
— перечислить методы оценки инвестиционной привлекательности регионов;
— дать социально-экономическую характеристику Тульской области и ее инвестиционной привлекательности;
— перечислить источники и методы финансирования инвестиций;
— рассмотреть региональную политику стимулирования инвестиционной активности;
— проанализировать возможность создания инвестиционного центра в городе Новомосковске;
— разработать рекомендации по улучшению регионального инвестиционного климата.
Таким образом, Тульская область – один из наиболее экономически освоенных субъектов России с высоким уровнем урбанизации.
Тульская область имеет высокоразвитую многообразную структуру промышленности и высокопродуктивное сельское хозяйство. Область обладает собственной топливно-энергетическая базой: бурые угли Подмосковного бассейна, Черепетская, Щекинская, Новомосковская ГРЭС. В Тульской области расположены месторождения нерудных полезных ископаемых, являющихся сырьем для производства строительных материалов, в том числе гипса.
Близость к Москве и развитая инфраструктура усиливают экономические преимущества региона. Вместе с тем, экономика Тульской области перегружена предприятиями ВПК, плохо поддающимися конверсии и реструктуризации.
Богатое культурное наследие и наличие территорий, имеющих историческое и культурное значение, в том числе: Государственного мемориального историко-художественного и природного музея-заповедника В.Д. Поленова, Государственного мемориального и природного заповедника «Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна» и Государственного военно-исторического и природного музея-заповедника «Куликово поле», являются притягательными для привлечения инвестиций в развитие туристическо-рекреационного бизнеса.
Улучшение инвестиционного климата в рассматриваемом регионе является одним из приоритетным направлений деятельности, который обеспечит рост инвестиций, позволит создать новые рабочие места, а также поможет достичь максимально устойчивого уровня социально-экономического развития.
Одним из перспективных направлений является создание инвестиционного центра в муниципальном образовании «Город Новомосковск», организационная структура которого была предложена в третьей главе. Кроме того, в третьей главе даны рекомендации по улучшению инвестиционного климата в Тульской области.
Одной из рекомендаций является стимулирование опережающего развития институтов рыночной инфраструктуры. Важнейшей частью инфраструктурного обеспечения инвестиционной деятельности является информационное обеспечение. Необходимо кардинально усилить прозрачность крупнейших эмитентов, прозрачность рынков (в первую очередь рынка долгов предприятий), обеспечить формирование информационных баз данных о потенциальных инвестиционных проектах и потенциальных инвесторах.
Особенно важно стимулировать создание предприятий производственной инфраструктуры, в первую очередь современных каналов и технологий связи, аэропортов, автодорог и иных транспортных артерий.
Необходимо содействовать развитию различных форм организаций производителей (ассоциаций, союзов), вырабатывающих стандарты и правила корпоративного поведения, формирующих нормальный деловой и инвестиционный климат, например, путем расчета и публикации рейтингов компаний, учитывающих их практику корпоративного управления.
Таким образом, реализация предложенных рекомендаций будет способствовать развитию Тульской области, совершенствованию его инвестиционного климата, и, как следствие, преобразованию экономики региона.
Фрагмент текста работы:
Глава 1 Теоретические основы инвестирования в экономику региона
1.1 Экономическая сущность инвестиций и инвестиционной деятельности
В современных условиях важнейшей составляющей стратегий устойчивого развития выступает эффективная инвестиционная политика. Реализация оптимальных инвестиционных механизмов достижения экономических, социальных и экологических целей является ключевой задачей как для национальных экономик, так и на глобальном уровне.
Принципы реализации инвестиционной политики в целях устойчивого развития :
1) Согласованность. Инвестиционная политика должна основываться на общей стратегии устойчивого развития страны. Все отраслевые программы, затрагивающие вопросы осуществления инвестиций, должны быть увязаны с общей концепцией реализации инвестиционной политики как на национальном, так и на международном уровне.
2) Интегрированность в институциональную структуру. Инвестиционная политика должна разрабатываться с участием всех заинтересованных сторон и внедряться в институциональную структуру, основанную на верховенстве закона, которая соответствует высоким стандартам государственного управления и обеспечивает эффективные и прозрачные условия осуществления хозяйственной деятельности для инвесторов.
3) Динамический подход к разработке. Разработка и имплементация инвестиционной политики должна осуществляться на основе постоянного мониторинга эффективности применяемых мер политики и актуальности их применения в условиях изменчивости внутренней и внешней среды.
4) Баланс прав и обязательств. Инвестиционная политика должна быть сбалансирована при определении прав и обязательств государства и инвесторов в интересах устойчивого развития.
5) Право на установление ограничений. Каждая страна имеет право устанавливать свои условия привлечения иностранных инвестиций в соответствии с международными обязательствами в интересах общества, сводя к минимуму потенциальные негативные последствия.
6) Транспарентность. В соответствии со стратегией развития инвестиционная политика должна устанавливать открытые, стабильные и предсказуемые условия осуществления инвестиционной деятельности.
7) Защита прав инвесторов. Инвестиционная политика должна обеспечивать адекватную систему защиты прав инвесторов и создавать равные условия хозяйствования.
8) Государственная поддержка инвестиционной деятельности. Государственная поддержка инвестиционной деятельности должна быть согласована с целями устойчивого развития и направлена на эффективное использование бюджетных ресурсов на основе четкой регламентации условий их предоставления.
9) Корпоративное управление и ответственность. Инвестиционная политика должна способствовать принятию и соблюдению лучших международных практик корпоративной социальной ответственности и корпоративного управления.
10) Международное сотрудничество. В условиях глобализации страновых инвестиционных моделей для развивающихся стран и стран с переходной экономикой высокую важность приобретает налаживание международного сотрудничества в решении общих проблем эффективного привлечения и использования капитала.
Рассматривать инвестиции необходимо с позиции субъекта инвестиционной деятельности, объекта инвестирования, а также целей осуществляемых инвестиций .
Инвестиции – это капитальные вложения (реальные инвестиции), осуществляемые субъектом государственной власти, любым юридическим или физическим лицом, являющимся как резидентом, так и нерезидентом страны, а также вложения в приобретение ценных бумаг (портфельные инвестиции), осуществляемые для достижения стратегических целей, выражающихся в получении экономического эффекта посредством преумножения капитала, либо для достижения любых других целей с обязательным прогнозированием уровня риска и дохода (доходности) .
Направление инвестиций непосредственно связано с инвестиционной деятельностью и инвестиционным процессом между субъектом и объектом инвестирования. Инвестиционный процесс определен в ряде научных работ многих отечественных и зарубежных экономистов.
Особенности существующих подходов к определению инвестиционной деятельности и инвестиционного процесса дают возможность провести границы межу этими понятиями, выявить существенные различия и определить сферу применения.
Инвестиционная деятельность – это поэтапная деятельность инвестора, осуществляемая с целью эффективного воспроизводства инвестиционного процесса.
На первом этапе инвестор ставит своей целью выбор объекта для реализации инвестиционного проекта. Данная цель осуществляется непосредственно на втором этапе и характеризуется поэтапным поиском объекта для реализации инвестиционного проекта с помощью анализа и прогноза инвестиционной привлекательности, прогнозирования и минимизации инвестиционных рисков. Таким образом, инвестор оценивает макроэкономический, региональный, отраслевой уровни, а также уровень инвестиционной привлекательности хозяйствующего субъекта, на котором непосредственно будет реализовываться инвестиционный проект.
Инвестиционную привлекательность региона инвестор может оценить на основе внутреннего регионального продукта и его удельного веса во внутреннем валовом продукте страны, развитости транспортной, информационной и управленческой инфраструктуры в регионе; также одним из важнейших показателей является удельный вес убыточных предприятий в общем их количестве. Кроме того, региональную инвестиционную привлекательность можно оценить на основе рейтинга.