Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реализация государственной политики в сфере здравоохранения на примере Приморского края.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
1.1 Государственная политика в сфере
здравоохранения: понятие, сущность, объекты
1.2Нормативно-правовые основы сферы
здравоохранения
1.3 Развитие здравоохранения в контексте
реализации государственных приоритетных стратегий
2.1 Организационно-управленческие
основы функционирования
Введение:
Здравоохранение является
одной из отраслей социальной сферы. Социальная сфера имеет множество различных
отраслей: здравоохранение, образование, социальное обеспечение, коммунальные
услуги, культуру и много другое, отчего напрямую зависит уровень жизни
населения.
Здоровье населения
является основным показателем качества жизни и уровня социально-экономического
развития и защищенности государства. Поэтому сфера здравоохранения тесно
взаимосвязана с другими важными отраслями страны.
В любой стране мира
здоровье населения является одним из
приоритетных вопросов национальной безопасности.
Данная тема является очень
актуальной, так как есть необходимость в реализации и постоянном
совершенствовании государственной политики для обеспечения и улучшения здоровья
населения нашей страны.
В современном
обществе здравоохранение играет очень важную роль. Здравоохранение является
важнейшей составляющей социальной сферы, является одним из определяющих условий
жизнедеятельности человеческого общества. Во многом, здравоохранение
обеспечивает качество жизни населения.
Стратегическое
управление системой здравоохранения — важная составляющая стратегического управления
страной в целом. Поэтому, прежде чем говорить о стратегии вообще, необходимо
знать, в отношении чего употребляются термины «стратегия», «стратегическое
управление», в которых социально-экономических условиях будет реализовываться
эта стратегия. Ведь одно дело — стратегическое управление в условиях
командно-административной системы, а другое — в условиях рыночной экономики.
В эпоху
командно-административной системы стратегическое управление осуществлялось
централизованно и было функцией сложной бюрократической системы, решала кому,
что, когда и сколько необходимо. Плановый характер советской системы
здравоохранения отражал ее исключительно монопольный государственный характер.
Содержание планирования был таким: высшее государственное учреждение в лице
планово-бюджетной комиссии Верховного Совета СССР разрабатывала так называемые
контрольные цифры развития здравоохранения на определенный период. В основу
цифр ложились возможные бюджетные ассигнования и нормативы обеспечения
населения страны медицинской помощью. Контрольные цифры спускались на уровень
республики, оттуда — области и далее — района (города). Руководствуясь
контрольными цифрами, органы управления здравоохранением района (города)
разрабатывали так называемые базовые планы развития. При их разработке не
столько руководствовались определенными нормативами, сколько, на всякий случай,
просили больше. На уровне области сводились планы районов и учитывались
общеобластные интересы, то же делалось на уровне республики. Сводные планы на
уровне страны, как правило, в десятки раз превышали контрольные цифры, поэтому
высшей инстанции ничего не оставалось как существенно их корректировать.
Сфера
здравоохранения России с 2006 года находится в процессе постоянной
трансформации и модернизации. Стоит обратить внимание, что с принятием
Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения»
(Постановление Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 №294 в 2014 г.
расходы федерального бюджета на сферу здравоохранения, измеренные как процент
от общего объема госсрасходов растут. Но тем не менее, они остаются все еще
значительно ниже, чем в европейских странах. Более того, расходы на
здравоохранение как доля ВВП постоянно сокращаются. Если в 2016 г. этот
показатель составлял 3,6% (в странах Восточной Европы — в 1,5 раза больше), то,
согласно текущему финансовому плану в 2018 и 2020 годах их доля составит 0,5%,
а в 2019 году — 0,4%.
Актуальность темы
настоящего исследования обусловлена повышенным вниманием к сфере
здравоохранения, которое наблюдается в России в последние годы. В своем
обращении к Федеральному собранию в 2018 году Президент России четко
сформулировал задачу обеспечения доступности современной, качественной
медицинской помощи, отвечающей самым высоким мировым стандартам. По мнению
Президента, «в 2019-2024 годах на развитие системы здравоохранения из всех
источников потребуется ежегодно направлять в среднем более 4 процентов ВВП. Но
стремиться нужно к 5 процентам. В абсолютном выражении это будет означать, что
общие объёмы расходов на здравоохранение должны увеличиться вдвое». В своей
речи В.В. Путин отдельно подчеркнул, что потребуется «найти дополнительные
возможности для финансирования, которые не сдерживали бы экономический рост».
Свое
практическое выражение поставленные задачи развития здравоохранения нашли уже в
«майских указах» Президента. Из девяти национальных целей развития РФ на период
до 2024 года две имеют непосредственное отношение к развитию здравоохранения
(обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской
Федерации и повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет (к 2030 году
— до 80 лет)). Достижение поставленных задач невозможно без привлечения
внебюджетных финансовых ресурсов.
Сегодня
мы еще не отошли от командно-административной системы, и в то же время еще не
пришли к рыночной экономике. Существующую систему можно охарактеризовать как
некую модель кейнсианской теории (по имени основателя Дж. Кейнса). Его
концепция исходит из твердого государственного регулирования и в то же время не
отрицает рыночные механизмы развития экономики. Исследованием вопросов
стратегического управления отраслью здравоохранения посвящены труды российских ученых:
А.Н. Голяченко, В.И. Журавля, Я.Ф. Радыша, И.М. Солоненко, Б.А. Волоса,А.В.
Галацана и других. Большинство из них рассматривает процессы реформирования
отрасли преимущественно на региональном уровне, с учетом как внутренних, так и
внешних воздействий и противоречий.
Однако,
в научной литературе, к сожалению, не хватает устойчивых представлений,
объединяющих понятие государственного управления и управления системой
здравоохранения в контексте стратегического управления.
Система
здравоохранения РФ имеет ряд своих проблем. Прежде всего, следует
остановиться на низкой эффективности всей системы здравоохранения, что
порождает низкое качество предоставляемых медицинских услуг. Причинами
подобного положения дел являются следующее:
1) нехватка специалистов, медицинского
оборудования, больничных учреждений, что порождает длинные очереди пациентов в
часы приёма. Врачам приходится работать в авральном режиме, что автоматически
снижает качество оказываемых услуг;
2) короткий график приёма пациентов. Часто часы
приёма заканчиваются до 14 часов дня. Кто не успел попасть на приём, тот
вынужден приходить в другой день, то есть снова отпрашиваться с работы,
следовательно, не выполнить ряд своих обязанностей. Такое отвлечение
сотрудников негативно сказывается как на самой компании (степень отрицательных
последствий будет напрямую зависеть от должности сотрудника и возможности его
замены), так и на работнике данной компании (снижение заработной платы);
3) невозможность своевременно получить
требуемую медицинскую помощь. Это является следствием нехватки специалистов,
оборудования, дороговизны лекарственных средств и медицинских услуг;
4) низкая квалификация врачей. Часто бывает
так, что в двух разных поликлиниках врачи ставят разные диагнозы на одни и те
же симптомы. Соответственно, и лечение не даёт ожидаемого эффекта;
5) отсутствие либо старение медицинского
оборудования. В большинстве больниц обследование и лечение пациентов проводится
на советском оборудовании. А прохождение лечения либо обследования на новом
оборудовании (если оно имеется) часто стоит больших денег;
6) низкая заработная плата и отсутствие
механизмов по стимулированию качественной работы.
Целью
нашей работы является изучение формирования государственной политики в сфере
здравоохранения.
Объект
исследования — государственная политика в сфере здравоохранения.
Предмет
исследования — формирование государственной политики в сфере
здравоохранения.
Задачи
исследования:
— изучить
теоретические и организационно-правовые аспекты системы здравоохранения.
— изучить
нормативно-правовые основы государственной политики в сфере здравоохранения
— провести
анализ реализации государственной политики в сфере здравоохранения на примере
Приморского края.
— разработать
мероприятия по совершенствованию механизма реализации государственной политики
в сфере здравоохранения.
Данная выпускная работа
состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и
приложения.
При изучении теоретических аспектов государственной
политики в сфере здравоохранения были использованы различные учебные пособия,
законодательные акты Российской Федерации, статистические и справочные
материалы, опубликованные как в периодической печати, так и в информационной
сети Интернет.
Заключение:
Сегодня
Россия уверенно придерживается выбранного стратегического курса производства
экономических реформ и преобразований, поможет ее утверждению на международной
арене как современного демократического, социального и правового государства.
Исследованию
проблем формирования современной государственной политики в сфере
здравоохранения посвятили свои работы отечественные ученые М. Белинская
(вопросы формирования межотраслевого взаимодействия в государственном
управлении здравоохранением), И. Хожило (проблема взаимодействия органов
государственной власти и местного самоуправления в процессе реализации
здоровохоронних политик в государстве), Я. Мельник (формирование правовых основ
реформ здравоохранения), Н. Рынгач (достижение Россией целей развития
тысячелетия в контексте общественного здоровья) и др.
Государственная
стратегия реализации институциональных и структурных преобразований в сфере
здравоохранения — это целенаправленный и управляемый процесс, результатом
которого является создание системы здравоохранения, которая позволит
организовать медицинскую помощь каждому жителю в нужное время и в нужном месте,
в необходимом объеме и с минимальными затратами.
Ключевыми
проблемами, решение которых будет способствовать оптимизации системы
государственного управления здравоохранением России, современные авторы считают
недостаточное финансирование отрасли и нерациональное использование имеющихся
средств, диспропорцию в развитии амбулаторно-поликлинической и стационарной
медицинской помощи, отсутствие общеобязательного государственного социального
медицинского страхования, неразвитость института семейного врача,
информатизации отрасли.
Теоретические
основы институциональных и структурных преобразований, а также мировой опыт
доказывают, что перспектива здравоохранения России основана на ее
многоукладности.
Учитывая стратегическое значение сферы здравоохранения
для развития экономики России, укрепление безопасности государства и улучшения
здоровья населения, а также ввиду необходимости принятия неотложных мер по
комплексному решению проблем данной сферы, реформирование должно охватывать
финансово-экономических, организационно управленческих, нормативно-правовую
сферы и механизмы оптимизации деятельности общественной охраны здоровья.
Совершенствование финансово-экономических механизмов
необходимое для создания прозрачных финансово-экономических отношений в
процессе целевого накопления и адресного использования средств, необходимых для
реализации в полном объеме конституционных прав граждан на охрану здоровья,
медицинскую помощь и медицинское страхование.
Итак, государственную политику в области
финансово-экономического обеспечения сферы здравоохранения следует проводить с
учетом того, что современные механизмы финансирования охраны здоровья должны
обеспечивать:
—
доступность
медицинской помощи и медицинского обслуживания для всего населения страны,
особенно бедных и уязвимых слоев;
—
возможность
перераспределения ресурсов в целях оптимального удовлетворения потребностей,
возникающих в соответствующих звеньях сферы охраны здоровья;
—
применение
стимулов для эффективной организации и предоставления услуг здравоохранения;
—
выделение ресурсов
поставщикам в зависимости от качества и объемов предоставляемых ими услуг и в
соответствии с потребностями населения;
Следует обеспечить автономию медицинских учреждений и
превращение их в государственные / коммунальные некоммерческие предприятия. Это
создаст условия заведениям здравоохранения для большей самостоятельности в
определении организации хозяйственной деятельности, более гибкого управления и
планирования в условиях рыночной экономики.
Учитывая вышеизложенное, на современном этапе развития
целесообразно сохранить существующий статус медицинских организаций как
бюджетных. Вопрос об изменении хозяйственного статуса медицинских учреждений с
предоставлением им большей самостоятельности (автономизации медицинских
учреждений) целесообразно рассмотреть на заключительном этапе структурной перестройки
отрасли в стране в целом, учитывая при этом результаты апробации механизмов
преобразования медицинских учреждений на государственные / коммунальные
некоммерческие предприятия в пилотных регионах .
Бесспорно, ни государство, ни местное самоуправление в
принципе не могут императивно побудить врачей к занятию частной практикой.
Однако они могут способствовать созданию условий, при которых медицинским
работникам будет выгоднее и комфортнее предоставлять услуги именно в таком
статусе.
В сочетании с финансово-экономическими
организационно-управленческие механизмы являются основой для обеспечения
эффективности деятельности сферы здравоохранения.
Не менее важным вопросом, который необходимо решать в
отечественной сфере здравоохранения, является улучшение качества медицинской
помощи.
Решение вышеуказанных задач реформирования сферы
здравоохранения невозможно без дальнейшего совершенствования правовой базы
здравоохранения, которая должна быть приведена в соответствие с нормами и
принципами международного права, четкой и скоординированной взаимодействия всех
ветвей власти.
Таким образом, при условии применения разработанной
нами модели управления охраной здоровья я должен состояться кардинальное
перераспределение управленческо-властных полномочий между имеющимися в
Приморском крае уровнями управления. Использование описанной модели не
предполагает разрушение существующей системы здравоохранения региона, поскольку
это требует достаточно больших затрат. И, наконец, модель не требует создания
структур, что повлекло бы не обоснованы и довольно значительные расходы, а
только тех из которых осуществление управления будет адекватным времени.
Преимущества процесса эволюционных изменений системы здравоохранения еще и в
том, что только так можно управлять ограниченными ресурсами, проводить
взвешенную, сбалансированную политику, по реформированию отрасли.
В случае, если в Приморском крае в ближайшие годы не
будет принято соответствующего политического решения о введении социального
медицинского страхования, то предложенная нами модель могла бы стать если не
постоянной, то по крайней мере временной и достаточно эффективной
альтернативой, которая позволила подготовить систему к эффективному внедрению
медицинского страхования и избежать многих проблем, связанных с переходом к страхованию.
Кроме того, она могла бы сыграть роль определенной переходной модели, в рамках
которой были бы отработаны такие общие для обеих моделей принципиальные
механизмы и инструменты как договорные отношения, автономизация поставщиков
медицинских услуг, контроль качества и тому подобное.
Таким образом,
предлагаемый вариант структуры управления охраной здоровья я на региональном и
местном уровнях соответствует всем принципам и подходам в реформировании с
учетом современного состояния отрасли, а также экономического и политического
положения в государстве. То есть сохраняется горизонтальная взаимодействие и
четко поняла вертикаль взаимодействия структур, обеспечивающих управление
здравоохранением.
Фрагмент текста работы:
В мире государственное
управление охраной здоровья является одним из приоритетных направлений
государственной политики, ведь забота о жизни и здоровье являются базовыми для
любой страны. От здоровья населения зависит качество рабочей силы, ее
производительность и эффективность производства.
Государственное
управление системой здравоохранения в соответствии с требованиями Конституции
России, Основ законодательства об охране здоровья и других законов России.
Также можно отметить многочисленные подзаконные нормативно-правовые акты,
положения о соответствующих органах исполнительной власти и местного
самоуправления, медицинские учреждения и должностные лица утверждены указами
Президента России, постановлениями Правительства и приказами Министерства
здравоохранения России.
Право на охрану здоровья
– это, прежде всего, обеспечение соответствующего жизненного уровня. Кроме
того, это право предусматривает также наличие безопасной для жизни и здоровья
человека окружающей природной среды.
Охрана здоровья граждан
базируется на ряде принципов, которые закреплены в Основах законодательства
России об охране здоровья. К ним относятся: признание здравоохранения
приоритетным направлением деятельности общества и государства; соблюдение прав
и свобод человека и гражданина в области охраны здоровья и обеспечение
связанных с ними государственных гарантий; общедоступность медицинской помощи и
других услуг в области здравоохранения; соответствие задачам и уровню
социально-экономического и культурного развития общества, научная
обоснованность, материально-техническая и финансовая обеспеченность;
децентрализация государственного управления, развитие самоуправления и
самостоятельности работников сферы здравоохранения на правовой и договорной
основах и другое [3].
Здравоохранение может
рассматриваться как система мероприятий, направленных на обеспечение сохранения
и развития физиологических и психологических функций, оптимальной
трудоспособности и социальной активности человека при максимальной биологически
возможной индивидуальной продолжительности жизни.
Реализация
государственного управления в сфере здравоохранения возлагается на органы
исполнительной власти и органы местного самоуправления.
Непосредственную охрану
здоровья населения обеспечивают санитарно-профилактические,
лечебно-профилактические, физкультурно-профилактические, санаторно-курортные,
аптечные, научно-медицинские и другие учреждения здравоохранения.
В эти учреждения
относятся: больницы, поликлиники, специализированные диспансеры, родильные
дома, санитарно-эпидемиологические центры, станции скорой медицинской помощи,
медико-санитарные части учреждений и организаций и другие.
Базовым звеном
практической медицины являются больницы. По отраслевой принадлежности можно
выделить ведомственные больницы и больницы, которые входят в систему Минздрава
России; по территориальному признаку — районные, межрайонные, городские,
областные больницы.
Учреждения
здравоохранения создаются предприятиями, учреждениями и организациями различных
форм собственности, а также частными лицами при наличии необходимой
материально-технической базы и квалифицированных специалистов.
Законодательством России определяется порядок и условия создания таких
заведений, их государственная регистрация и аккредитация, порядок
лицензирования медицинской и фармацевтической практики.
Свою деятельность
осуществляют на основании устава, утвержденного собственником или
уполномоченным им органом.
Государственные органы
назначают и освобождают от должности руководителей учреждений здравоохранения.
Однако независимо от юридического статуса этих учреждений руководство ими может
осуществлять лицо, отвечающее квалификационным требованиям установленных
государством.
Государство поддерживает
и поощряет индивидуальную предпринимательскую деятельность в сфере
здравоохранения, которая может реализовываться только при наличии специального
разрешения (лицензии) на осуществление такой деятельности.
Органы
санитарно-эпидемиологического надзора имеют право применять административные
меры и соответствующие административные взыскания.
Административные
меры применяются в случаях, если в принудительном порядке необходимо прекратить
противоправные действия и предотвратить их вредные последствия. Примерами таких
мер могут служить: требование к нарушителю санитарного законодательства
прекратить противоправное поведение; ограничение, временный запрет или
прекращение строительства, реконструкции и расширения объектов; ограничения,
прекращения или запрет выбросов (сброс) загрязняющих веществ; изъятие из
реализации продуктов питания, химических и радиоактивных веществ, биологических
материалов; опечатаються помещения, источники энергии, агрегаты, механизмы и
другое оборудование.