Дипломная работа (бакалавр/специалист) Экономические науки ГМУ

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Реализация государственной экологической политики в Российской федерации. Сравнительный анализ региональных практик.

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ 3
ВВЕДЕНИЕ 4
ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 9
1.1. Государственная экологическая политика: правовые и теоретические подходы к содержанию 9
1.2. Нормативно-правовые основы государственной экологической политики 18
1.3. Система органов государственной власти в сфере экологии 28
ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ПРОГРАММЫ И ОСОБЕННОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 35
2.1. Деятельность региональных органов государственной власти по обеспечению экологической безопасности населения 35
2.2. Региональные практики по снижению уровня загрязнения окружающей среды 45
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 69
ПРИЛОЖЕНИЯ 74

 

  

Введение:

 

Актуальность темы. Процессы глобализации и общественных трансформаций повысили приоритетность сохранения окружающей среды, а, следовательно, требуют от России принятия срочных мер. В течение длительного времени экономическое развитие государства сопровождалось несбалансированной эксплуатацией природных ресурсов, низкой приоритетностью вопросов защиты окружающей среды, что делало невозможным достижение сбалансированного (устойчивого) развития.
Первопричинами экологических проблем России являются:
1. подчиненность экологических приоритетов экономической целесообразности; неучет последствий для окружающей среды в законодательных и нормативно-правовых актах, в частности в решениях Кабинета Министров России и других органов исполнительной власти;
2. преобладания ресурсо- и энергоемких отраслей в структуре экономики с преимущественно негативным воздействием на окружающую среду, что значительно усиливается из-за неурегулированности законодательства при переходе к рыночным условиям хозяйствования;
3. физический и моральный износ основных фондов во всех отраслях национальной экономики;
4. неэффективная система государственного управления в сфере охраны окружающей природной среды и регулирования использования природных ресурсов, в частности несогласованность действий центральных и местных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, неудовлетворительное состояние системы государственного мониторинга окружающей природной среды;
5. низкий уровень понимания в обществе приоритетов сохранения окружающей среды и преимуществ сбалансированного (устойчивого) развития, несовершенство системы экологического образования и просвещения;
6. неудовлетворительный уровень соблюдения природоохранного законодательства и экологических прав и обязанностей граждан;
7. неудовлетворительный контроль за соблюдением природоохранного законодательства и необеспечение неотвратимости ответственности за его нарушение;
8. недостаточное финансирование из государственного и местных бюджетов природоохранных мероприятий, финансирование таких мероприятий по остаточному принципу.
Проблема сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов является актуальной как для отдельных стран, так и в глобальном масштабе. При этом охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности рассматриваются как жизненно необходимая мера, в то время когда нарастают проявления глобального экологического кризиса.
Экономические преобразования последних десяти лет, характерные практически для всех стран, определили скорость и содержание трансформации процессов природопользования. Их неравномерность и неоднородность была обусловлена национальными особенностями каждой страны, специализацией страны на мировом рынке. Преобразования затронули институты государственного регулирования. К последним относятся законодательство, стандартизация, гражданское общество, финансы, информация и информационные технологии, национальные традиции, наука и образование.
Практика показала, что стабильность и эффективность процессов природопользования, скорость и соответствие трансформации природопользования содержанию процессов рыночных реформ были неоднозначны.
В сложившейся ситуации необходимость переосмысления многих подходов к регулированию процессов природопользования очевидна.
В условиях рыночной экономики формирование эффективной системы государственного регулирования природопользования связано с возможностями и провалами системы рыночного саморегулирования. Возможности использования рыночного саморегулирования в обеспечении устойчивости природной среды зависят от его четкой реакции на повышение дефицитности природных ресурсов.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы является государственная экологическая политика в Российской федерации.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы являются отношения, возникающие в процессе реализации государственной экологической политики в Российской Федерации.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление особенностей реализации государственной экологической политики в Российской Федерации, проведение сравнительного анализа региональных практик.

Задачи выпускной квалификационной работы:
— рассмотреть правовые и теоретические подходы к содержанию государственной экологической политики;
— изучить нормативно-правовые основы государственной экологической политики;
— раскрыть систему органов государственной власти в сфере экологии;
— проанализировать деятельность региональных органов государственной власти по обеспечению экологической безопасности населения;
— охарактеризовать региональные практики по снижению уровня загрязнения окружающей среды.
Методологическую основу выпускной квалификационной работы составляют: из числа общенаучных методов прежде всего используется системно-функциональный метод и целый ряд из числа общенаучных методов эмпирического-теоретического уровней, из частнонаучных- проблемно-теоретический, также применялся сравнительный анализ, вторичный анализ документов и статистических данных.
Нормативную базу выпускной квалификационной работы составили Конституция РФ [1], федеральные законы РФ.
Эмпирической основой выпускной квалификационной работы являются правовые акты российского законодательства, статистическая информация. Автором изучены учебная литература, монографии, материалы конференций, диссертации, научные статьи российских и зарубежных исследователей, которые в своих научных трудах касались вышеобозначенной проблематики.
Достоверность материалов исследования в выпускной квалификационной работе подтверждается списком использованных источников и ссылками, сделанными на них в ходе написания основной части выпускной квалификационной работы.
Теоретическая значимость выпускной квалификационной работы обоснована спецификой современного этапа развития реализации государственной экологической политики в Российской Федерации.
Практическая значимость выпускной квалификационной работы заключается в том, что основные теоретико-методологические положения, практические выводы и рекомендации могут быть использованы при совершенствовании процесса реализации государственной экологической политики в Российской Федерации.
Структурно выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Во введении выпускной квалификационной работы обозначены объект, предмет, цель, задачи, методологическая, нормативная основа и значимость выпускной квалификационной работы.
В первой главе выпускной квалификационной работы изучены организационные и правовые основы реализации государственной экологической политики в Российской Федерации.
Во второй главе выпускной квалификационной работы проведен анализ государственных программ и особенностей реализации государственной экологической политики в субъектах Российской Федерации.
В заключении обобщены результаты выпускной квалификационной работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Проведенное исследование в рамках поставленной цели и выдвинутых задач позволило сделать основные теоретические и практические выводы и предложения в рамках представленной темы.
Государственная экологическая политика представляет собой деятельность, направленную на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Экологическая доктрина РФ закрепляет принципы и основную цель экологической политики РФ: сохранение и поддержание природных систем, обеспечение экологической безопасности страны, улучшение качества жизни населения и демографической ситуации.
Государственная экологическая политика предполагает экономическое регулирование рыночных отношений в целях рационального восполняемого природопользования, снижения нагрузки на ОС, ее охраны, привлечения бюджетных и внебюджетных средств на природоохранную деятельность. Такая стратегия государственной экологической политики способствует формированию теоретических и технологических основ перехода к устойчивому развитию, разработке экологической составляющей стратегического прогноза развития страны, разработке экологически эффективных и ресурсосберегающих технологий, производств, видов сырья, материалов, продукции и оборудования, стабилизации аспектов в области охраны окружающей среды.
В настоящее время в области охраны окружающей среды действуют около 20 федеральных законов и более 100 подзаконных актов и общепромышленных норм и правил регулирующих экологическую деятельность предприятий и организаций. Некоторые законы находятся в Государственной Думе в стадии рассмотрения (Закон о плате за негативное воздействие, новая редакция Водного кодекса, поправки к Земельному кодексу). Принятие этих законов может в значительной мере повлиять на. Многие статьи уже принятых законов вводятся в действие постановлениями Правительства, а иногда указаниями Министерства природных ресурсов РФ. Федеральные Законы РФ «Об охране атмосферного воздуха» и «Об охране окружающей среды», впервые ввели в практику природоохранной деятельности в законодательном порядке такие понятия как экологическая нагрузка на окружающую природную среду, экологические и технические нормативы.
Новое законодательство частично базируется на ранее действовавших в бывшем СССР положениях и нормах, частично на законодательной практике передовых зарубежных стран, оно также учитывает обязательства по международным соглашениям. В настоящее время страны Европейского союза разработали единый документ, регламентирующий требования к выбросам загрязняющих веществ в атмосферу и учитывающий особенности экономического и географического положения отдельных стран, входящих в союз.
Перспективы развития экологического законодательства можно назвать положительными при условии решения проблем и устранения пробелов действующего законодательства, а также постоянного совершенствования нормативной базы экологического законодательства.
К идее принятия Экологического кодекса необходимо относится серьёзно и обдуманно, чтобы не породить новых проблем и разочарований в регулировании экологических правоотношений. При этом необходимо будет учесть во внимание зарубежный опыт кодификации экологического законодательства и законодательства субъектов Российской Федерации, принявших Экологические Кодексы, показавшие свою эффективность на практике.
Главным органом управления в области охраны окружающей среды является Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации, одним из направлений деятельности Министерства является национальный проект «Экология». Государство должно обращать внимание на охрану окружающей среды, чтобы экологическая ситуация стала улучшаться. Если государство попробует в полной мере исполнять выше перечисленные задачи, то это может способствовать улучшению состояния окружающей среды, улучшению здоровья населения, сократится экономическое, политическое сопротивление за рынки сырья.
В настоящее время в Российской Федерации остро стоит вопрос экологического образования и воспитания населения, различных возрастных и социальных групп. Базой для этого должна стать подготовка преподавателей, педагогов-экологов, которые должны обучить молодую часть населения соответствующим навыкам и дать необходимые знания. Потребность в преподавателях данной специализации (специальности) высоко в стране, и будет в ближайшее время возрастать.
В целях повышения экологической безопасности регионов представляется возможным сформулировать следующие направления улучшения экологической ситуации:
1. необходимо дальнейшее совершенствование регионального законодательства в сфере экологии;
2. проведение региональной экономической политики с учетом экологического фактора;
3. совершенствование оценки экологического состояния регионов и качества жизни населения на основе комплекса демографических факторов;
4. осуществление экономического стимулирования предприятий, осуществляющих грамотную экологическую политику;
5. усиление экологического мониторинга и др.
Таким образом, повышение экологической безопасности регионов позволит достичь положительных изменений не только в состоянии качества окружающей среды, но и обеспечить положительные тенденции в уровне жизни населения регионов.

Обеспечение экологической безопасности является одним из приоритетов любого государства. Важным фактором формирования экологической безопасности является осознание человечеством сущности экологических проблем, что является неотъемлемой частью экологической культуры людей. Экологическая безопасность в целом зависит от самого человека, от его правосознания зависит главным образом будущее.
Для эффективного развития борьбы против загрязнение окружающей среды, необходимо введение в практику новых для регионов методов:
1. Концепция «пузыря», сводящаяся к интерпретации множественных источников загрязнения как одной взаимосвязанной системе. Размер выбросов определяется для целого региона, а имеющиеся на данной территории организации могут общими усилиями найти наиболее выгодный для себя способ обеспечить объем выбросов. Если для очистного оборудования существует эффект экономии издержек при увеличении масштаба, то за счет больших предприятий можно достичь необходимого сокращения выбросов, которое будет реализоваться за счет других предприятий, находящихся в «пузыре» и не вкладывающих средства в собственное очистное оборудование. При данном способе можно получить существенную экономию природоохранных издержек при заданном качестве окружающей среды. Правило «пузыря» определяет внешние рамки для торговли правами на загрязнение на уровне регионов.
2. Разрешение на выброс распределяется между отдельными предприятиями. От предприятии требуются реализация стандартов либо через инвестиции в очистные технологии, либо через приобретение разрешения у тех предприятий, которые достигли большего сокращения выбросов, чем было планировано при начальном распределении разрешений.
3. Банки прав на загрязнение развивают предыдущий подход. Предприятия, избыточно сокращая выбросы, экономят права на загрязнение. Они могут вкладывать их в специальный банк для последующего использования или продажи. Банк становится посредником, которые имеют «запас» прав, продающим и покупающим их, и выполняет учетную функцию, обеспечивая процесс погашения израсходованных прав и не допуская их повторного использования. Банк может также давать предприятиям-загрязнителям эмиссионные кредиты, т.е. временные права на увеличение выбросов.
4. Биржи прав на загрязнение появятся при расширении рынка прав на загрязнение, при возникновении необходимости в посреднических организациях, где реализуются сделки по купле-продаже прав на выбросы.
Также система налогов, отчислений и субсидий должна быть более гибкой, то есть непрерывно пересматриваться в соответствии с уровнем технического прогресса, экономической ситуацией в стране, регионе, уровнем инфляции и т.п.
Разница административной и экономической систем регулирования в том, что рыночные методы предоставляют предпринимателям полную свободу перераспределять и перепродавать лицензии. Органы управления лишь следят за тем, чтобы общее воздействие на природу не увеличилось.
Рыночные методы являются наиболее перспективными направлениями развития механизма управления природоохранной деятельностью, но они не могут заменить другие методы полностью. Каждый метод имеет свои положительные и отрицательные стороны, а значит, каждый метод имеет свою сферу применения. На территории регионов, так же, необходимо принять Закон «Об областном экологическом мониторинге». Такой нормативный документ позволил бы обеспечивать функционирование полноценного экологического мониторинга на территории регионов.
Таким образом, можно говорить о том, что глобальные проблемы, существующие и признанные обществом, находятся на актуальных позициях во всем мире. В России также существует определенная экологическая политика, направленная на решение многих задач, решающая вопрос по качественному улучшению экологического состояния страны.
Разнообразие экологических проблем, существующих в России не позволяет пока найти комплексного пути их решения, но несмотря на это с ними работают множество организаций и осуществляется огромный пласт деятельности как со стороны государства, так и со стороны населения.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ И ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Государственная экологическая политика: правовые и теоретические подходы к содержанию

Природа и общества, два понятия, в которых отражается действительность жизнедеятельности людей во всем мировом пространстве, содержащие в себе сущность процессов человечества, но в то же время кардинально отличающиеся по содержанию установок макро и микромира.
На всем протяжении существования людей, природа и общества находились на разных условиях сосуществования между собой. Первоначально, природа занимала лидирующие позиции над обществом, однако, процесс инновационного развития не стоял на месте, а эволюционирую и развиваясь шаг за шагом подавлял природную составляющую и становился значимым компонентов в жизни человека.
В настоящее время, человечество, в результате промышленного, технического и социального прогресса, настолько подавило природный компонент, что возникли проблемы с окружающей средой, которые требуют незамедлительного вмешательства государства, для урегулирования сложившейся ситуации и восстановления баланса, связанного с ситуацией в области экологической защиты.
Деятельность государства, уполномоченных государственных органов в области экологической безопасности определяет государственная экологическая политика, а в соответствии с принципами международного права и Уставом Организации Объединенных Наций государства имеют суверенное право разрабатывать собственные природные ресурсы согласно своей политике в области окружающей среды и несут ответственность за то, чтобы эта деятельность не наносила ущерба окружающей среде, не только на территории своей страны, но и других государств. Необходимо учитывать, что политика обладает большой степенью самостоятельности и оказывает сильное влияние на экономику и другие сферы общества. Стратегической целью государственной политики в области экологии является сохранение природных систем, поддержание их целостности и жизнеобеспечивающих функций для устойчивого развития общества, повышения качества жизни. Экологическая политика государства направлена на охрану и оздоровление окружающей среды, рациональное использование и возобновление природных ресурсов, сохранение и развитие биосферы, что призвано обеспечить безопасную жизнедеятельность человека [14, c.245].
Экологические проблемы стали объектом исследования многих общественных наук в 60-х -70 гг. ХХ в. В этот же период в США зародился такой термин, как «экологическая политика». Впервые его ввёл в научный оборот американский политолог Линтон К. Колдуэлл, который также является автором первого закона, касающегося экологической политики: «Национальный закон об экологической политике».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы