Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ 6
1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Педагогические условия развития познавательного интереса у дошкольников 11
ВЫВОДЫ: 16
ГЛАВА 2 ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ 18
2.1. Исследование познавательного интереса у детей дошкольного возраста 18
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у дошкольников 32
ВЫВОДЫ: 38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 40
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
ПРИЛОЖЕНИЯ 47

  

Введение:

 

Актуальность темы. Основной целью современного дошкольного образования становится не передача знаний и социального опыта, а полноценное развитие личности старшего дошкольника. Решение этой задачи невозможно без сформированных познавательных интересов. Без развитых познавательных интересов старшего дошкольника его дальнейшая учебная деятельность не только будет трудна, но практически и невозможна. Познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста – не только ценнейший мотив будущего процесса учения и стойкая черта личности, но и актуальное средство воспитания и обучения, постепенное повышение качества и уровня. Следовательно, следует работать над систематическим возбуждением, развитием и укреплением познавательных интересов старших дошкольников.
Проблемой развития познавательных интересов занимались педагоги-классики, в частности, И. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и другие. В современной педагогической науке акцент делается на то, что успеха в работе добиваются воспитатели, которые владеют современными методичками развития и поддержки познавательных интересов детей [1, 2], 3], 5], 8].
Наличие устойчиво сформированных познавательных интересов способствует более глубокому развитию личности дошкольника и обеспечивает успешную реализацию требований Федерального Государственного образовательного стандарта.
Большие возможности для развития познавательных интересов дошкольников предоставляют такие формы деятельности, как экскурсии, кружки, секции, диспуты, КВНы, соревнования, поисковые и научные исследования и др. Организация занятий по направлениям деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса.
Организация воспитательной деятельности детей – важная сфера деятельности педагога. Занятия с детьми, организация общения в свободной и непринужденной обстановке имеют существенную, а нередко и решающую значительность для результативного развития и воспитания старших дошкольников. Они не менее важны и для самого воспитателя, так как способствуют сближению с детьми, предоставляют возможность лучше их узнать, сформировать хорошие и доверительные отношения, открывают непредвиденные и увлекательные для старших дошкольников стороны личности самого воспитателя, наконец, позволяют пережить совместные счастливые минуты, переживания, человеческую близость, что часто делает воспитателя и старшего дошкольника друзьями на всю жизнь.
Особое место в реализации идеи интеграции учебного и воспитательного элементов деятельности, разработке её технологии, отводится феномену познавательных интересов.
Объект исследования – познавательный интерес детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования – развитие познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста посредством организации воспитательной деятельности.
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий по развитию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательной деятельности.
Задачи исследования:
 представить понятие «познавательный интерес», в современной науке;
 показать развитие познавательного интереса дошкольников как психолого-педагогическую проблему;
 описать педагогические условия развития познавательного интереса у дошкольников;
 назвать критерии уровней сформированности познавательного интереса у дошкольников;
 представить методику реализации педагогических условий по развитию познавательного интереса у дошкольников;
 провести анализ результатов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательного интереса у дошкольников.
Гипотеза: развитие познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательной деятельности будет эффективным, если:
 разработать тематику, содержание и методику проведения занятий познавательного характера;
 стимулировать развитие познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста и поощрять их стремление к поиску информации;
 строить работу в обстановке создания комфортного общения на основе добровольности, активности, учета индивидуальности дошкольников.
Методы исследования: изучение первоисточников психолого-педагогической литературы, беседа, наблюдение, тестирование, эксперимент.
Практическая значимость исследования: результаты исследования могут представлять ценность для воспитателей ценность в процессе развития познавательного интереса воспитанников.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе анализа психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.
В результате работы нами было рассмотрены понятия «познавательный интерес» и «воспитательная деятельность» в психолого-педагогической литературе, определены особенности развития познавательных интересов старших дошкольников и особенности воспитательной деятельности старших дошкольников; теоретически обосновали педагогические условия развития познавательных интересов в процессе воспитательной деятельности; организовали и провели опытно-экспериментальную работу по развитию познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательной деятельности и разработали методические рекомендации по развитию познавательных интересов у старших дошкольников в процессе воспитательной деятельности.
Без развитых познавательных интересов старшего дошкольника его учебная деятельность не только трудна, но практически и невозможна. Познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста – стойкая черта личности.
В настоящее время проблема развития познавательных интересов у старших дошкольников является актуальной, так как результат воспитания в значительной мере определяется теми действиями, теми усилиями, которые прилагает сам ребенок в ходе своего развития и воспитания.
Только после возникновения познавательных интересов формируется у старших дошкольников интерес к учебной деятельности, потребность приобретать знания. На этой основе и могут сформироваться мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.
Исследования данных авторов доказывают возможность практической организации эффективных форм воспитательной работы в формировании основ самовоспитания.
После теоретической основы проблемы развития познавательных интересов старших дошкольников в процессе воспитательной деятельности, мы перешли к организации опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательной деятельности.
Главной задачей данной опытно-экспериментальной работы являлось описание этапов опытно-экспериментальной работы по развитию познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательной деятельности, анализ ее результатов и оценка эффективности избранного комплекса методик.
Исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный эксперимент. В исследовании принимали участие 26 детей.
Следуя вышеназванным педагогическим условиям, воспитатель может успешно решить задачу развития познавательных интересов у старших дошкольников в процессе воспитательной деятельности.
Для нашего исследования представляют интерес методики на выявление уровня сформированности познавательной активности, самостоятельной деятельности, умение преодолевать трудности – «Методика с конвертами по Г.И. Щукиной»; анкетирование – «Методика по Г.И. Щукиной» уровня сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста.
Результаты опытно-экспериментальной работы подтвердили правильность выбранных методов исследования и комплекса психолого-педагогических условий по развитию познавательных интересов в процессе воспитательной деятельности, реализация которых привела к повышению уровня познавательной активности, к значительным изменениям в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста, увеличение количества детей старшего дошкольного возраста в умении преодолевать трудности.
Проанализировав все полученные данные, видим, что на контрольном этапе уровень познавательной активности 42 %, что составляет 10 детей старшего дошкольного возраста; уровень самостоятельной деятельности у детей старшего дошкольного возраста 25 %, что составляет 6 детей старшего дошкольного возраста, а умение преодолевать трудности 29 %, что составляет 7 детей старшего дошкольного возраста.
Таким образом, при сравнении результатов констатирующего и контрольного экспериментов, наблюдается положительная динамика развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста. Следовательно, проделанная нами работа по развитию сформированности познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста в процессе воспитательной деятельности дала положительные результаты, что позволяет сделать вывод о том, цель работы достигнута и корректность выдвинутой нами гипотезы подтверждается.
Данное исследование может представлять ценность для воспитателей дошкольных образовательных учреждений.

   

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ДОШКОЛЬНИКОВ

1.1. Понятие «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе

Развитие познавательных интересов дошкольников – не только условие формирования личности старших дошкольников, но и решающий фактор повышения качества воспитательно — образовательного процесса.
Познавательный интерес – это один из важнейших мотивов учения дошкольников, учебная работа даже у слабых детей протекает более продуктивно [3], [17].
Остановимся на раскрытии основного понятия нашего исследования «интерес».
Интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке, ознакомлению с новыми фактами, более полному и глубокому отражению действительности [14, с.53].
По мнению И.Канта, интерес — реальная причина деятельности социальных субъектов, лежащая в основе непосредственных побуждений, идей, действий, определяющаяся положением и ролью этих субъектов (индивидов, социальных групп) в системе общественных отношений [15].
Интерес, как явление, интенсивно изучается в психологии. По выражению известного психолога Л.С. Выготского, интересы лежат в основе всего культурного и психического развития ребенка, а именно:
 интерес отвечает за личностный способ включения субъекта в деятельность, формируя его отношение к этой деятельности и социальную позицию;
 интерес обусловливает такой характер отражения объективной деятельности, который ориентирует ребенка на определенное, избирательное отношение к существующим обстоятельствам;
 интерес направляет познавательную деятельность детей [9].
Достичь активизации процесса познавательной деятельности старшего дошкольника без учета развития его познавательных интересов практически невозможна. Таким образом, следует систематически стимулировать, развивать и укреплять познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста и как важный мотив будущего процесса учения, и как стойкую черту личности, и как существенное средство воспитания. Задача познавательных интересов — задать направление не только на процесс познания, но и на результат, что всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудных моментов, волевым напряжением и усилиям. Познавательный интерес выступает верным союзником волевых усилий.
Таким образом, интерес включает и волевые процессы, которые способствуют организации, протеканию и завершению деятельности. Следовательно, в структуре познавательного интереса взаимодействуют все ведущие проявления личности старшего школьника.
Однако познавательный интерес является глубоко личностным образованием, что не сводится к отдельным свойствам и проявлениям [12]. Психологическая природа познавательного интереса составляет единый комплекс жизненно важных для личности процессов, которые охватывают интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферу. Опираясь на познавательный интерес, воспитатель может рассчитывать на одновременное содействие интеллектуальной активности, эмоциональный подъем, волевые устремления старшего дошкольника. Именно познавательный интерес образует внутреннюю среду старшего дошкольника, необходимую для полноценного будущего учения.
Специфика познавательного интереса в отражении единства объективного и субъективного. Таким образом, целенаправленное воспитание интереса может опираться на объективные свойства явлений, процессов действительности, привлекающих детей старшего дошкольного возраста. С упором на интерес и его субъективную значимость для старшего дошкольника можно строить учебный процесс, чтобы вызывать, укреплять и совершенствовать познавательные интересы детей старшего дошкольного возраста. Создание внутренней среды при наличии в ней познавательного интереса всегда продуктивно для протекания деятельности, вызывает подъем сил детей старшего дошкольного возраста.
Познавательный интерес выступает особой избирательной направленностью личности на процесс познания; ее избирательный характер и выражается в той или иной предметной области знаний [19]. Это направление характеризуется постоянным стремлением к познанию, к приобретению новых, более полных и глубоких знаний.
Одним из самых значительных областей общего феномена “интерес” выступает познавательный интерес, который имеет особое значение в дошкольном возрасте. Постепенно основной деятельностью становится познавательная, направленная на изучение системы знаний.
По мнению Ф.Н. Гоноболина, познавательный интерес – это стремление человека обращать на что-то внимание, познавать какие-либо предметы и явления [25].
Познавательный интерес представляет собой уникальное избирательное, наполненное активным замыслом, сильными эмоциями, устремлениями отношение личности к окружающему миру, к его объектам, явлениям, процессам.
И.Ф. Харламов определяет познавательный интерес как эмоционально окрашенную потребность, прошедшую стадию мотивации и придающую деятельности человека увлекательный характер [32, с.8].
Познавательному интересу характерно взаимодействие с такими личностными свойствами человека, как активность, самостоятельность, под влиянием которых он сам развивается и способствует развитию этих свойств.
Развитие познавательного интереса дошкольников включает несколько этапов:
1. Первоначальное проявление в виде любопытства – естественная реакция дошкольника на все неожиданное, интригующее.
2. Любопытство, которое вызвано неожиданным результатом опыта, интересным фактом, притягивает внимание дошкольника к материалу занятия, но не переносится на последующие занятия. Это не устойчивый ситуативный интерес.
3. Более высокая стадия познавательного интереса — любознательность, когда старший дошкольник проявляет желание глубоко разобраться, вникнуть в изучаемое явление. В этом случае старший дошкольник обычно гиперактивен на занятии, задает много вопросов, принимает участие в обсуждении результатов демонстраций, приводит личные примеры, конструирует приборы, самостоятельно проводит простые опыты и т.д. Однако пытливость старшего дошкольника обычно не распространяется на изучение всего нового. Материал по другой теме, следующий раздел может оказаться скучным и интерес пропадает. Поэтому ключевая задача состоит в поддержании любознательности и стремлении сформировать у детей старшего дошкольного возраста стойкий интерес, при котором старший дошкольник понимает структуру, логику, используемые методы поиска и доказательства новых знаний, в процессе обучения его должен захватывать сам процесс постижения новых знаний, самостоятельное решение проблемных и нестандартных задач доставляет удовольствие.
Следовательно, познавательный интерес старших дошкольников представляет собой важный жизненно-необходимый фактор становления личности.
Дошкольный возраст – это период детства с ведущей игровой деятельностью.
В процессе перехода от игры происходит формирование основных психических новообразований дошкольника, изменениям подвергается эмоциональная сфера. С одной стороны, дети еще способны бурно реагировать на ситуации и воспринимать события или предметы, несущие яркий эмоциональный отклик. Но, с другой стороны, постепенно изменяется жизненный уклад ребенка. Его готовят к подчинению определенных правил и норм поведения, формируют чувство ответственности, организованности и дисциплинированности. Возникает противоречие между желаниями ребенка («хочу») и необходимостью выполнять какие-либо действия, иногда идущие вразрез его желаниям («надо»). В таких ситуациях неспособность соответствовать новым нормам и требованиям взрослых приводит к сомнению и переживаниям.
Старший дошкольник принимает новые для него условия — включается в общественно значимую деятельность, результаты которой по-разному оцениваются взрослыми. От успеваемости старшего дошкольника непосредственно зависит в этот период развитие его личности [33].
Яркие различия у старших дошкольников наблюдаются в области познавательных интересов. Глубокий интерес в старшем дошкольном возрасте наблюдается редко, обычно он сочетается с ранним развитием специальных способностей. Таких детей считают одаренными, но их единицы. Большинству старших дошкольников присущи познавательные интересы не слишком высокого уровня. Но хорошо успевающих детей привлекают разные, в том числе самые сложные темы и проблемы. Они ситуативно, на разных занятиях, при изучении разного учебного материала дают всплески интереса, подъемы интеллектуальной активности.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательной деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – овладевает основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно-следственными, родовидовыми, пространственными и временными отношениями, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира [23, с.86].
Формирование познавательных интересов у старших дошкольников происходит в форме любопытства, любознательности с включением механизмов внимания (поэтому некоторые авторы, как уже говорилось, принимают внимание за интерес; но внимание — это только механизм проявления ситуативного интереса). Переход интереса с одной стадии своего развития на другую не означает исчезновения предыдущих. Они остаются и функционируют наравне с вновь появившимися формами.
К развитию интереса можно отнести и случаи преобразования познавательного интереса в учебный интерес. Формирование познавательных интересов у старших дошкольников начинается с самого начала обучения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется у старших дошкольников интерес к содержанию учебной деятельности, потребность приобретать знания.
Воспитатель должен воспитывать именно такие мотивы учения, добиваться осознания детьми общественного значения учебного труда. Формирование познавательного интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием старшим дошкольником чувства удовлетворения от своих достижений.
Следовательно, познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающие действительность, которая характеризуется постоянным стремлением к познанию, к новым полным и глубоким знаниям.
Познавательный интерес положительно влияет не только на процесс и результат деятельности, но и на протекание психических процессов – мышления, памяти, внимания, которые под влиянием познавательного интереса приобретают особую активность и направленность.
По утверждению А.Вербенец, углублению познавательных интересов способствует:
 коллекционирование разнообразных объектов (камней, природных объектов (ракушек, семян), сортов древесины) (с обсуждением значения и правил собирательства и организацией разнообразной детской деятельности на основе использования коллекции);
 создание мини-музея определенной направленности (эстетической, естественно-научной, краеведческой) и организация разнообразной детской деятельности в данной среде (ролевых игр в «Музей», исследовательской деятельности, досугов);
 организация проектной деятельности. За основу могут быть взяты интересные темы, предусмотренные образовательной программой («История алфавита», «Как научились люди писать», «Математика, спрятанная в ванной», «Почему самолет летает?», »Загадки и тайны воды», «Почему предмет меняет свойства?», «Как построено метро?», «Как двигается машина?») [7].
Таким образом, старший дошкольный возраст – это самый благоприятный возраст для формирования у дошкольника познавательных интересов. Только после возникновения познавательного интереса формируется у старших дошкольников интерес, потребность приобретать знания. На этой основе и могут сформироваться у старшего дошкольника мотивы учения высокого общественного порядка, связанные с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы