Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией 6
1.1. Формирование зрительно-пространственного восприятия в онтогенезе. 6
1.2. Современные научные представления о нарушении письма у учащихся младших классов 14
1.3. Направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников 24
Выводы по 1 главе 30
Глава 2. Экспериментальное исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией… 31
2.1. Организация и методика проведения констатирующего эксперимента. 31
2.2. Анализ данных констатирующего этапа исследования 40
Выводы по 2 главе 43
Глава 3. Коррекционно-логопедическая работа по развитию зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией 45
3.1. Программа и организация формирующего эксперимента 45
3.2. Результаты контрольного эксперимента 60
Выводы по 3 главе 64
Заключение 65
Список литературы 67
Приложения……………………………………………..………………..…….72
Введение:
Актуальность исследования. Рост числа младших школьников, имеющих нарушения письма, обусловил востребованность изучения проблемы дисграфии, ее причин и путей коррекции в современной логопедии.
Под дисграфией в науке понимается такое состояние, при котором дети с достаточным интеллектуальным и речевым развитием, отличаются нарушениями формирования навыков графической символизации речи, т.е. совершают стойкие, повторяющиеся ошибки при письме.
К наиболее распространенным ошибкам при письме, выдающим дисграфию, относят: искажения начертания букв, замены букв на основании оптического и акустического сходства соответствующих им звуков, искажения звуко-слоговой структуры слова, нарушения слитности при написании, аграмматизмы и пр.
По данным Е.Ф. Архиповой, процент детей с дисгафическими нарушениями в общеобразовательных российских школах в 1960-е гг. не превышал 10%, в то время как на текущий момент процент детей с признаками дисграфии нередко достигает 40-50%.
Впервые проблему дисграфии выделили и стали изучать еще в XIX веке. Учеными-первопроходцами в этой теме были О. Беркан, Ф. Варбург, Л. Гинельвунд, А. Куссмауль, В. Морган, П. Рашбург и др.
В отечественной науке проработкой проблемы дисграфии у детей занимались А.Н. Корнев, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, С.С. Мухин, Р.А. Ткачев, М.Е. Хватцев и др.
Причиной возникновения дисграфии называют зрительные нарушения, неспособность оперативно перерабатывать визуальную информацию, трудности овладения звуковым составом письма и обработки звуковой стороны речи, неврологические нарушения и пр.
В связи с тем, что, несмотря на то, что в научно-методическом отношении проблема дисграфии у детей достаточно разработана, число детей, страдающих от дисграфии, не только не уменьшается, но растет, мы полагаем, что обращение к проблеме изучения развития зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией актуально.
Объект исследования: развитие зрительно-пространственного восприятия в младшем школьном возрасте.
Предмет исследования: особенности зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией.
Цель исследования: теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике программу коррекционно-логопедической работы по развитию зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией.
Гипотеза исследования: младшие школьники с дисграфией обладают недостатками в развитии зрительно-пространственного восприятия; внедрение программы коррекционно-логопедической работы по преодолению этих недостатков позволит развить зрительно-пространственные функции и их регуляцию.
Объект, предмет, цель и гипотеза исследования обусловили необходимость решения следующего перечня задач:
1. Рассмотреть формирование зрительно-пространственного восприятия в онтогенезе.
2. Обобщить современные научные представления о нарушении письма у учащихся младших классов.
3. Изучить направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.
4. Организовать и провести экспериментальное исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией.
5. Составить программу коррекционно-логопедической работы по развитию зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией.
6. Проверить результативность внедренной программы коррекционно-логопедической работы посредством анализа результатов контрольного эксперимента.
Методы исследования:
— анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;
— проведение диагностики путем проб;
— педагогический эксперимент: констатирующий, формирующий, контрольный;
— качественный и количественный анализ данных.
Методики исследования:
— проба 1 – проба Бентона;
— проба 2 –тесты Тейлора и Рея-Остеррица;
— проба 3 – конструктивный праксис (копирование с поворотом на 180°).
Выборка испытуемых: в исследовании приняли участие 20 младших школьников с дисграфией в возрасте от 7 до 8 лет (12 мальчиков и 8 девочек). Вся выборка была разделена намина две равных группы: в экспериментальную группу вошло 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки), группу сопоставительного анализа также составили 10 детей (6 мальчиков и 4 девочки).
Структура работы. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, структурированных на параграфы, заключения, списка литературы и приложения.
Заключение:
В настоящее время проблема изучения специфических нарушений письменной речи у детей младшего школьного возраста является одной из самых актуальных задач педагогики в целом и логопедии в частности. Статистика свидетельствует о том, что с каждым годом в начальной школе увеличивается количество детей с различными видами дисграфии. В связи с этим изучение особенностей развития детей данной категории, в частности своеобразия их зрительно-пространственного восприятия, востребовано, поскольку позволит предлагать более индивидуализированные и дифференцированные программы коррекционно-логопедической работы.
По итогам выполнения выпускной квалификационной работы удалось достичь поставленной во введении цели работы, что позволило теоретически обосновать, разработать и реализовать на практике программу коррекционно-логопедической работы по развитию зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией.
Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:
— было рассмотрено формирование зрительно-пространственного восприятия в онтогенезе;
— были обобщены современные научные представления о нарушении письма у учащихся младших классов;
— были изучены направления логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников;
— было организовано и проведено экспериментальное исследование особенностей зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией;
— была составлена программа коррекционно-логопедической работы по развитию зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией;
— была проверена результативность внедренной программы коррекционно-логопедической работы посредством анализа результатов контрольного эксперимента.
Качественный и количественный анализ эмпирических данных позволил доказать истинность выдвинутой гипотезы исследования о том, что младшие школьники с дисграфией обладают недостатками в развитии зрительно-пространственного восприятия; внедрение программы коррекционно-логопедической работы по преодолению этих недостатков позволит развить зрительно-пространственные функции и их регуляцию.
Таким образом, цель работы была достигнута, задачи реализованы, а гипотеза доказана в полном объеме.
В заключение отметим, что выполненная работа имеет как теоретическую, так и практическую значимость.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении специфики формирования зрительно-пространственного восприятия в онтогенезе; в обобщении современных научных представлений о нарушении письма у учащихся младших классов; в перечислении направлений логопедической работы по коррекции дисграфии у младших школьников.
Практическая значимость исследования заключается в возможности использования материалов работы следующими категориями лиц:
— логопедами с целью оптимизации своей деятельности по преодолению дисграфии у младших школьников общеобразовательной школы;
— студентами, обучающимися по логопедическому направлению, с целью самоподготовки к практическим и семинарским занятиям;
— учеными, занимающимися разработкой схожей научной проблематики, с целью систематизации и обобщения эмпирических данных.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретическое исследование проблемы развития зрительно-пространственного восприятия у младших школьников с дисграфией
1.1. Формирование зрительно-пространственного восприятия в онтогенезе
Процесс восприятия – это процесс, формирующий субъективную картину мира.
Восприятие – процесс формирования при помощи активных действий субъективного образа целостного предмета, непосредственно воздействующего на анализаторы.
В отличие от ощущений, отражающих лишь отдельные свойства предметов, в образе восприятия в качестве единицы взаимодействия представлен весь предмет, в совокупности его инвариантных свойств.
Образ восприятия выступает как результат синтеза ощущений, возможность которого, по мнению А.Н. Леонтьева [28], возникла в филогенезе в связи с переходом живых существ от гомогенной, предметно неоформленной среды к среде, предметно оформленной. В зависимости от биологической значимости в воспринимаемом предмете ведущим может оказаться либо одно, либо другое качество, от чего зависит, информация от какого анализатора будет признана приоритетной.
Основные виды восприятия классифицируются по двум ведущим признакам: по основной модальности и по форме существования материи.
Так, по основной модальности выделяют зрительное, слуховое, осязательное, обонятельное и вкусовое восприятие.
В соответствии с формой существования материи выделяют восприятие пространства, восприятие времени, восприятие движения.
На рисунке 1 наглядно представлена классификация основных видов восприятия.
Рисунок 1
Классификация основных видов восприятия
При этом особенно важную роль во всех видах восприятия, играют двигательные, или кинестетические ощущения, которые регулируют по принципу обратной связи реальные взаимоотношения субъекта с предметом.
В частности, в зрительно-пространственном восприятии вместе с собственно зрительными ощущениями (цвета, света) интегрируются также и кинестетические ощущения, сопровождающие движения глаза (аккомодация, конвергенция и дивергенция, слежение) [39].
Онтогенез зрительно-пространственного восприятия достаточно сложен. Особенно интенсивное развитие зрительно-пространственное восприятие переживает в первые годы жизни ребенка. При этом в качестве основы развития зрительно-пространственного восприятия у ребенка выступает не столько становление врожденных механизмов, сколько успешность усвоения сенсорных эталонов. Позитивной динамике зрительно-пространственного восприятия способствуют изменения деятельности ребенка, представляющей к развитию восприятия все более высокие требования. Взаимосвязь изменения деятельности и динамики зрительно-пространственного восприятия выступала предметом исследования таких ученых как А.В. Запорожец [22] и Д.Б. Эльконин [48].
Онтогенетическое развитие зрительно-пространственного восприятия происходит согласно двум взаимосвязанным между собой направлениям:
— первое направление заключается в становлении системы моторных компонентов перцепции;