Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические аспекты изучения развития вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста 7
1.1 Развитие вокально-хоровых навыков как психолого-педагогическая проблема 7
1.2 Особенности вокально-хоровой работы с детьми младшего школьного возраста 15
ГЛАВА 2. Опытно-экспериментальная работа по развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста 21
2.1 Диагностика уровней развития вокально-хоровых навыков у младших школьников 21
2.2 Методические подходы развитию вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 43
Приложение 48
Введение:
Актуальность исследования. Проблема совершенствования теории и методов обучения не теряет своей актуальности и поэтому постоянно находится в центре внимания исследователей и педагогов-практиков. К этой проблеме относятся и поиски новых путей эстетического воспитания детей средствами музыки, приобщения их к музыкальному искусству через пение, которое является самым доступным и активным видом музыкальной деятельности для учащихся всех возрастных категорий.
Процесс обучения пению состоит не только в приобретении определенных навыков и развитии детского голоса, но и в решении воспитательных задач, связанных с формированием личности ребенка.
Проблема приобщения детей к коллективным формам пения на протяжении многих лет остается актуальной, привлекающей внимание большого круга музыкантов и педагогов. Связано это, прежде всего, с тем, что коллективная форма певческого исполнительства обладает не только огромными возможностями в области развития музыкальных способностей и певческих навыков, но и в подготовке ценителей музыки, воспитании лучших
Вокально-хоровое обучение всегда находилось в поле зрения отечественных педагогов-практиков. Достаточно детально рассмотрены вопросы истории становления вокально-хоровой методики (О.А. Апраксина, В.А. Багадуров, Ю.А. Барсов, В.Д. Ильин, И. К. Назаренко). Важное место в музыковедческой и педагогический литературе занимает проблема музыкального развития в вокально-хоровом обучении на разных возрастных этапах (Ю.Б. Алиев, Т.Л. Беркман, Н.А. Ветлугина, А.Н. Зимина и др.).
Содержанию вокально-хорового обучения, а также формированию вокально-хоровых навыков большое внимание уделяется в научных исследованиях и методических работах С.Н. Гладкой, Л.Б. Дмитриева, Н.Н. Добровольской, Л.Ж. Жаровой, А.П. Зданович, Т.Н. Овчинниковой, К.Ф. Никольской-Береговской, Д.Е. Огороднова, В.С. Попова, В.И. Сафоновой, В.X. Тевлиной, П.В. Халабузарь, Д.Е. Огороднова, Г.П. Стуловой и др.
Несмотря на то, что область вокальной педагогики давно и разносторонне изучается, все же, остается много вопросов, недостаточно исследованных и актуальных до настоящего времени. К их числу относится и проблема формирования комплекса вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста в условиях не только специальных хоровых занятий, но и урока музыки, где вокально-хоровая деятельность является одним из видов активного музыкального исполнительства. Причиной этого, на наш взгляд, является: использование методик вокально-хорового обучения, не соответствующих психофизиологическим особенностям учащихся, специфике развития их голосового аппарата; расхождение с требованиями, предъявляемыми к организации процесса обучения, таким как преемственность, последовательность и систематичность; неправильное отношение к репертуару, предлагаемому ученикам младших классов для хорового пения.
Здесь наблюдается противоречие между объективно существующей потребностью в целенаправленном развитии комплекса вокально-хоровых навыков у младших школьников и недостаточным внедрением в образовательных процесс эффективных методик вокально-хоровой работы.
Учитывая вышесказанное, мы определили тему исследования: «Развитие вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста».
Цель исследования: определить эффективные приемы и методы развития вокально-хоровых навыков у младших школьников, с учетом особенностей их интеллектуального, эмоционального, физиологического и специального музыкального и вокального развития.
Объектом исследования является процесс хорового младших школьников.
Предметом исследования: условия и методы развития вокально-хоровых навыков у детей младшего школьного возраста.
Рабочей гипотезой нашего исследования явились предположения о том, что эффективность процесса развития вокально-хоровых навыков у младших школьников будет обеспечена, если:
он будет происходить в условиях работы над педагогически целесообразным, разнообразным, доступным, интересным для младших школьников хоровым репертуаром;
в основе процесса будет лежать работа над навыками хорового ансамбля с учетом возрастных особенностей психофизиологического, эмоционального, интеллектуального развития младших школьников, а также развития их голосового аппарата;
будет осуществляться взаимосвязь с развитием основных музыкальных способностей младших школьников.
В соответствии с целью исследования и для проверки гипотезы были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать проблему развития вокально-хоровых навыков с учетом современных музыкально-педагогических технологий и педагогического опыта по данной проблеме.
2. Выявить пути эффективного развития вокально-хоровых навыков в младшем школьном возрасте.
3. Провести диагностику уровней развития вокально-хоровых навыков у учащихся младшего школьного возраста.
4. Составить комплекс приемов и методов работы над детским хоровым репертуаром, обеспечивающих успешное развитие вокально-хоровых навыков у младших школьников.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: теоретико-методический анализ педагогической, психологической, музыковедческой, музыкально-методической литературы по проблеме; индивидуальное диагностическое обследование, наблюдение, анализ продуктов творческой деятельности младших школьников, опытно-экспериментальная работа.
Структура исследования включает: введение, две главы, заключение, приложение.
Заключение:
Развитие вокально-хоровых навыков – это целостный педагогический процесс, в котором они формируются относительно одновременно, обусловливая и взаимно дополняя друг друга. Существенными признаками этого процесса являются как качественные изменения основных свойств певческого голоса учащихся, так и рост качества хорового звучания, невозможный без целенаправленного развития навыков хорового ансамбля. Процесс развития вокально-хоровых навыков во многом зависит от индивидуальных особенностей детей, от их певческой подготовки, что влияет на длительность формирования, на характер становления навыков и на качество результатов обучения.
Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй исполнителей, несет огромное воспитательное значение, поэтому оно является признанной формой обучения и воспитания младших школьников.
В результате проведенного исследования, мы сделали вывод о том, что вокально-хоровая деятельность предусматривает овладение вокально-хорового ансамбля, среди которых интегрирующую роль играют навыки хорового ансамбля.
Развитие навыка – сложный и длительный процесс, в котором активно принимают участие как внешние (обучение), так и внутренние факторы (музыкальное развитие). От их взаимодействия зависит темп и характер образования навыков. Через обучение, являющееся целенаправленным и организованным процессом, происходит необходимое воздействие на музыкальное развитие, которое, в свою очередь, стимулирует успешность освоения музыкального материала.
Одним из ярких выразительных средств хоровой музыки является ее многоголосие, которое с наибольшей активностью развивает гармонический слух и ладовое чувство, совершенствует чистоту интонации, формирует навыки разнообразного ансамблевого пения.
Проводя опытно-экспериментальную работу с младшими школьниками, мы опирались на теоретические сведения о музыке, о средствах музыкальной выразительности, об особенностях и правилах хорового пения. Использование в хоровом репертуаре для младших школьников разнообразных, интересных и доступных детям народных и авторских песен, стимулирует слуховое внимание учащихся, повышает их творческую активность, интерес к занятиям, ускоряет развитие навыков интонационного, ритмического и тембрового ансамбля.
Естественная речевая манера интонирования, регистровое и тембровое выравнивание, опора на естественную, детскую манеру интонирования благотворно воздействуют на развитие певческого аппарата учащихся, помогают не только приобрести необходимые вокально-хоровые навыки, но и создают для дальнейшего совершенствования. Выявление комплекса методических приемов для развития вокально-хоровых навыков показало продуктивность направленности на осознанную, самостоятельную творческую деятельность младших школьников, широкое использование в вокально-хоровой работе игровых методов и творческих заданий.
Таким образом, теоретико-методический анализ проблемы исследования и опытно-экспериментальная работа показали, что использование педагогически целесообразного, разнообразного, доступного, интересного для младших школьников хорового репертуара, учет возрастных особенностей психофизиологического, эмоционального, интеллектуального, певческого развития детей, взаимосвязь развития вокально-хоровых навыков с развитием основных музыкальных способностей может обеспечить продуктивность исследуемого процесса. Это в целом подтверждает положения гипотезы нашей работы.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
Многовековые традиции, глубокое духовное содержание, огромное воздействие на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей делает хоровое пение важным средством музыкального воспитания. Хоровое пение как исполнительское искусство – это наиболее доступный и любимый вид творчества, так как человеческий голос универсален и общедоступен. Исполняя музыкальное произведение, человек не только приобщается к музыкальной культуре, но и сам создает музыкальную культуру, художественные ценности. Различные вопросы, связанные с вокально-хоровым обучением разрабатывались рядом ученых. Развитию музыкальности в процессе обучения хоровому пению посвящены работы Ю.Б. Алиева, Д.Е. Огороднова; воспитанию и охране детского голоса – В.А. Багадурова, Е.М. Малининой, В.В. Емельянова; формированию певческих навыков – Л.А. Венгруса, А.Г. Менабени, Г.П. Стуловой.
Правильно организованный процесс вокально-хорового исполнительства задействует и стимулирует развитие комплекса специальных и личностных качеств исполнителей: музыкальных способностей, креативности, музыкальной памяти, воли и целеустремленности и др. То есть, вокально-хоровое исполнительство может создать благоприятные условия для формирования и развития музыканта, для его творческой самореализации.
Решение задач вокально-хорового обучения возможно только при условии достижения обучающимися художественного исполнения музыкального произведения. В свою очередь, выразительное исполнение требует единства овладения вокально-хоровыми навыками и умениями в единстве с навыками эффективного запоминания и адекватного воспроизведения музыкального произведения.
Хоровой коллектив представляет собой общность, объединенную едиными ценностными ориентациями. Художественно-эстетическая ценность изначально задает данной группе благоприятный психологический климат, а общая цель высокого творческого уровня служит основой единения и формирующихся в ходе совместной, а далее коллективной деятельности отношений ответственной зависимости между членами группы [47].
Вокально-хоровая деятельности, по своей сути, являясь одним из видов музыкальной деятельности, занимает одно из ведущих мест в общем музыкальном и творческом развитии личности, формировании музыкального вкуса, творческих и музыкальных способностей. Благодаря своей доступности, (ведь певческий голос может быть воспитан практически у всех людей, исключая патологические случаи), хоровое пение претендует на творческое развитие наиболее широкого круга исполнителей.
Хоровое пение детей – одно из главных средств школьного музыкального воспитания, хоровому пению всегда уделялось достойное внимание в музыкально-эстетическом воспитании младших школьников, свидетельством чего является история музыкального воспитания в России, в частности, труды С. И. Миропольского, А.Н. Карасева, Д. Н. Зарина и другие.
Коллективный характер хорового музицирования корректирует вокальную технику певцов и предопределяет использование специфических приемов пения и воспитания голоса.
Вокально-хоровая работа предполагает выработку множества специальных певческих навыков: ансамбля, строя, голосоведения, нюансов, дикции, тембра, а также устранение певческих недостатков хористов и привитие им навыков правильного пения. Специальные методы и приемы обучения способствуют выработке этого комплекса. Чем чаще повторяется верно осуществляемое действие, тем совершеннее вырабатывается навык, приобретая новые качества. Поскольку певческая деятельность в хоре представляет собой совокупность навыков, важно знать, как и в какой последовательности они формируются и в чем проявляются специфические особенности развития этих навыков у начинающих певцов с формирующимися голосами.
Развитие певческого голоса детей в хоре тесно связано с формированием определенных навыков, лежащих в основе слухового восприятия, умственных операций и вокального воспроизведения.
Навыки в научной литературе понимаются как «действия, отдельные компоненты которых в результате повторения стали автоматизированными» [21]. Согласно исследованиям А.В. Запорожца, А.А. Люблинской, А.В. Петровского, можно выделить три основных этапа формирования навыка:
1. Аналитический – овладение элементами действия.
2. Синтетический – образование целостной структуры действия.
3. Автоматизация – закрепление и совершенствование целостной структуры.
Формирование навыка, в том числе и в пении, сопряжено с протеканием целого ряда умственных операций. Физиологический механизм его – сложные условные рефлексы, образующие в коре больших полушарий головного мозга прочно сложившуюся систему временных нервных связей (динамический стереотип по И.П. Павлову). Эти нервные связи могут образовываться и закрепляться в процессе как правильных, так и неправильных вокальных движений.
Очевидно, что развитие певческого голоса детей может быть эффективным только на основе правильного пения, в процессе которого должны формироваться и правильные певческие навыки.
В.И. Сафонова в процессе акустических исследований звука в хоре и педагогического эксперимента по обучению певцов с применением метода самоконтроля подтвердила появление в хоровом звучании тембровых изменений, позволяющих зафиксировать фазовый характер развития вокально-хоровых навыков. Результат исследования позволил автору сделать срезы по тембру и качеству звука [42].
Первый срез (начало обучения пению в хоре) зафиксировал фальшивое, «пестрое» звучание, а при усилении динамики звука появлялся горловой призвук. В ансамблевом пении вокальное интонирование было фальшивым и нестройным.