Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Дошкольная педагогика

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие внимания у детей старшей дошкольной группы ДОУ

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 8
1.1. Феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов 8
1.2. Особенности развития, приемы и методы развития внимания у детей старшего дошкольного возраста 25
Выводы по первой главе 42
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 44
2.1. Выявление уровня развития внимания детей старшего дошкольного возраста 44
2.2. Организация работы по развитию внимания у детей старшего дошкольного возраста в условиях ДОО 59
2.3. Анализ и обобщение полученных результатов исследования 75
Выводы по второй главе 94
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 96
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 99
ПРИЛОЖЕНИЕ 107

  

Введение:

 

Актуальность исследования. На сегодняшний день с учетом введения федеральных государственных требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения и введению ФГОС в общеобразовательные учреждения, существенно изменились требования к личности выпускника детского сада.
В характеристике выпускника дошкольного образовательного учреждения, немаловажное значение отдается непосредственно оценке умений вести поиск новой информации, сосредотачивать внимание, придерживаться инструкции и поддерживать высокую активность в процессе выполнения регламентированных заданий.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает требования и к уровню развития внимания старшего дошкольника в плане умения работать не отвлекаясь, следовать инструкциям и осуществлять контроль результатов.
Дошкольное учреждение призвано создать условия для интеллектуально-творческого, эмоционального, физического развития ребенка- дошкольника и вести работу по подготовке его к обучению в школе.
Одним из главнейших условий продуктивности познавательной деятельности дошкольников непосредственно выступает хорошо развитое внимание. Мыслительные процессы протекают быстрее и вернее, движения выполняются более аккуратно и четко лишь при сформированном внимании. На качественные характеристики памяти так же оказывает влияние развитие свойств внимания. Внимание играет важную роль в познании старшим дошкольником окружающей действительности, во всей его практической деятельности, а также регулирует непосредственно умственную активность.
В любой предметной деятельности ребенка внимание выступает одним из главнейших психологических условий его успешности. Установлено, что и процесс обучения в школе не может благоприятно протекать без хорошо развитого внимания обучающихся. В связи с этим усилия педагогов всегда нацелены на развитие и сохранение устойчивого внимания у детей старшего дошкольного возраста, как одной из составляющей подготовки к обучению в школе. Но, бесспорно, воспитание внимания является одной из затруднительных задач, потому что средства управления вниманием старших дошкольников, которыми располагает педагог, зачастую оказываются малоэффективными. Даже педагоги со стажем испытывают значительные трудности непосредственно в связи с необходимостью развивать внимание детей старшего дошкольного возоаста.
Одной из причин данных затруднений выступает нехватка теоретических знаний, на которые опираются используемые в работе методы воспитания внимания. Внимание представляется наименее содержательным, а поэтому и более трудно изучаемым и управляемым психологическим явлением.
Проблема внимания традиционно является одной из важнейших и сложнейших проблем психологической науки. В ряде теоретических подходов внимание рассматривается как побочный продукт или характеристика других процессов. Но тот факт, что внимание неразрывно связано с другими психологическими процессами или деятельностью индивида, нельзя считать доказательством его «несуществования».
Изучению внимания посвящены работы многих отечественных и зарубежных психологов. Среди них Л.С. Выготский [12], Н.Ф. Добрынин [19], Т. Рибо [54], С.Л. Рубинштейн [57], П.Я. Гальперин [13] и многие другие.
Великий русский педагог К.Д. Ушинский [цит. по 51] считал, что внимание является единственная дверь, через которую внешние воздействия проходят в наше сознание. От того, какое у человека внимание, в большинстве своем зависит его успешность в учёбе и в работе. Данные мысли актуальны и в настоящее время, когда проблема внимания вновь попала в фокус активного изучения специалистов.
Актуальность исследования обусловлена наличием противоречия между тем, что хорошо развитые свойства внимания и его организованность являются факторами, определяющими успешность всего обучения и развития: у высокоуспешных старших дошкольников наблюдаются более высокие показатели развития свойств внимания: повышенная степень концентрированности и сосредоточенности, переключения и распределения, увеличенный объем, стабильная работоспособность и тем, что в настоящее время, в эпоху информатизации, внимание старших дошкольников существенно ухудшается, о чем свидетельствуют многочисленные проблемы, связанные с развитием внимания у детей, вызывающие беспокойство и у педагогов, и у родителей, и у психологов, работающих с детьми. Многие исследователи констатируют наличие невнимательности детей, неумения сосредоточиться, долго удерживать внимание при решении познавательных задач. В связи с этим, остро встала проблема необходимости развития внимания у детей старшего дошкольного возраста при недостаточной разработке психологических средств его развития.
Данная проблема позволила сформулировать цель исследования: изучить особенности развития произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: внимание детей старшего дошкольного возраста.
Предмет исследования: особенности развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Гипотеза: процесс развития внимания у детей старшего дошкольного возраста возможна, если созданы следующие психолого-педагогические условия:
– составление и реализация комплекса психолого-педагогических занятий с целью развития концентрации, переключаемости, распределения и произвольности внимания у детей старшего дошкольного возраста;
– организация игр, способствующих увеличению объема внимания детей старшего дошкольного возраста;
– создание эмоционально благоприятного фона и ситуации принятия каждого ребенка в процессе работы с помощью специальных упражнений;
– учет индивидуальных особенностей детей 6старшего дошкольного возраста.
Задачи исследования:
1. Теоретически обосновать проблему развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
2. Разработать и внедрить программу развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
3. Изучить сформированность свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста на констатирующем и контрольном этапах исследования.
4. Обобщить результаты исследования, сформулировать выводы.
Теоретико-методологической основой исследования являются: теории развития внимания (К.Д. Ушинский, Л.И. Тикунова, В.А. Артемов, З.М. Истомина, П.П. Блонский и другие); психолого-педагогические исследования особенностей внимания (Б.М. Теплов, Р.С. Немов, Л.С. Выготский, Н.Ф. Добрынина, Т. Рибо, С.Я. Рубинштейна, П.Я. Гальперина и другие).
Методы исследования: теоретические: анализ научной психолого-педагогической литературы, информационных ресурсов сети Интернет по исследуемой проблеме, обобщение; практические: психолого-педагогический эксперимент; методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования: исследование проводилось на базе ГБОУ ЦОиС «Москва-98» Москомспорта ДО №1. В нем приняли участие старшие дошкольники в количестве 18 человек.
Новизна исследования заключается в том, что в работе определены психолого-педагогические условия развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Теоретическая значимость исследования состоит в описании уровней развития внимания у детей старшего дошкольного возраста, в обосновании психолого-педагогических условий развития внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Практическая значимость данного исследования заключается в том, что предлагаемые диагностические методики и программа по развитию внимания могут применяться в дошкольных образовательных учреждениях, способствуя исследованию и развитию произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста. Результаты исследования возможно использовать в практической деятельности педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений.
Положение, выносимое на защиту: разработанный и внедренный нами в образовательный процесс программу по развитию внимания, эффективно влияет на развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Структура работы: выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

 

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Основное изменение внимания в дошкольном возрасте состоит в том, что дети впервые начинают управлять своим вниманием, сознательно направлять его на определенные предметы, явления, удерживаться на них, применяя для этого некоторые способы. Истоки произвольного внимания лежат вне личности ребенка. Это значит, что само по себе развитие непроизвольного внимания не приводит к возникновению произвольного внимания. Последнее формируется благодаря тому, что взрослые включают ребенка в новые виды деятельности и при помощи определенных средств направляют и организуют его внимание.
Для руководства вниманием ребенка, взрослый применяет те средства, с помощью которых ребенок впоследствии начинает и сам управлять своим вниманием. Развивать внимание дошкольников можно разными средствами, однако игра выступает как самое эффективное средство развития внимания. Принимая участие в дидактической игре, дети обязательно должны внимательно следить за своими действиями, соблюдать правила. Ребенку трудно участвовать в игровой деятельности, если его внимание плохо развито. Интерес, который проявляет ребенок к дидактической игре, развивает все основные свойства внимания дошкольника.
Цель нашего исследования заключалась в изучении влияния дидактических игр на развитие внимания детей старшего дошкольного возраста.
В соответствии с целью, задачами и гипотезой исследования была проведена работа, состоящая из констатирующего, формирующего и контрольного этапов эксперимента.
В теоретической части нашего исследования анализировались такие аспекты как: понятие внимания, его свойства (устойчивость, сосредоточенность, переключаемость, распределение, объем), виды внимания (природное, социально-обусловленное, непосредственное, опосредованное, непроизвольное, произвольное, чувственное, интеллектуальное), раскрыли особенности развития внимания ребенка дошкольного возраста, изучили дидактические игры, их виды и методику проведения дидактической игры.
Диагностика внимания детей дошкольного возраста показало, что у 67% детей; средний уровень развития внимания у 33% детей, высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка. Среди старших дошкольников экспериментальной группы низкий уровень развития внимания выявлен у 78% детей; средний уровень развития внимания у 22% детей, высокий уровень не выявлен ни у одного ребенка. При низком уровне внимания респонденту трудно сконцентрироваться на задании, при этом, не отвлекаясь на посторонние помехи. Также низкая переключаемость создает трудности при смене одного вида деятельности на другой, а при плохом распределении внимания ребенок не может эффективно и безошибочно выполнять одновременно несколько разных заданий.
Так как в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, то развивать внимание необходимо с помощью игровых приемов. Нами были подобраны специальные игры на развитие переключения и распределения внимания, на развитие устойчивости и концентрации внимания, игры на развитие слухового внимания. С помощью игровых приемов мы развивали все свойства внимания у старших дошкольников. Эффективность данной программы была доказана в результате вторичной диагностики внимания детей контрольной и экспериментальной группы.
На контрольном этапе у большинства детей контрольной группы низкий уровень развития внимания выявлен у 56% детей, это на 9% меньше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Средний уровень развития внимания в сравнении с констатирующим этапом увеличился на 10% и определен у 44% детей; высокий уровень развития внимания не выявлен. Наблюдается небольшая динамика развития внимания. У детей экспериментальной группы на конец эксперимента низкий уровень развития внимания не выявлен. Средний уровень развития внимания отмечен у 89% детей, это на 67% больше, чем на констатирующем этапе эксперимента. Высокий уровень развития внимания у 11% детей.
Результаты исследования подтверждают выдвинутую нами гипотезу о том, что развитие внимание детей старшего дошкольного возраста посредствам дидактических игр будет проходить эффективнее при соблюдении следующих условий:
— если главным условием игровых действий будет развитие определенных качеств внимания (целенаправленность, устойчивость, сосредоточенность);
— дидактические игры (игры – головоломки, задания учебного типа, загадки) будут подобраны в соответствии с учетом закономерностей развития внимания именно в старшем дошкольном возрасте.

  

 

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

1.1. Феномен внимания в трудах отечественных и зарубежных психологов и педагогов
Главной особенностью протекания познавательных процессов является их выборочный и направленный характер. Человек на протяжении всей своей жизни воспринимает информацию из окружающего мира, думает о чем-то, что-то представляет или воображает. Эту особенность сознания связывают с таким его свойством, как внимание. От проявления внимания в сознательной деятельности людей действия, совершаемые человеком, становятся организованными и продуктивными [45].
В психологии до сих пор нет единого мнения по поводу самостоятельности и независимости психического феномена внимания. Одни ученые утверждают, что внимание является стороной всех познавательных процессов сознания, где они рассматриваются как деятельность, которая направлена на объект. Другие говорят о том, что внимание можно считать независимым психическим состоянием, которое имеет собственные особенности.
Конечно, внимание затруднительно изучить в «чистом» виде, так как, в основном, оно рассматривается через динамику познавательных процессов и особенности психических состояний человека. Поэтому, можно считать, что внимание включено во все психические процессы. Но и нельзя не отметить особенностей внимания и его таких характеристик, как концентрация, объем, переключаемость и др. [21].
Исследования внимания зародились на этапе образования научной психологии. Большинство английских представителей ассоционной психологии не затрагивали вопрос о внимании. Они сводили все феномены сознательной психической жизни к механике идей и ощущений, следовательно, и не включали внимание в систему психологии. В. Вундт же, ассистент Г. Гельмгольца [цит. по 50], отрицая эту мысль, показал уникальность и важность внимания через свое учение об апперцепции. Поэтому, его можно считать основателем психологии внимания. Благодаря В. Вундту и его ученикам исследование внимания долгое время находилось в центре экспериментальной и теоретической психологии. Э. Титченер [61] считал точную формулировку проблемы внимания, принятие ее статуса и важности одними из важнейших достижений научной психологии, но и понимал, что данное открытие не вызвало мгновенного успеха экспериментального метода. Г. Эббингауз [цит. по 21] писал о том, что изучение внимания затруднено недостаточным рассмотрением его сущности, также почти все определения внимания слишком узки, на основе чего возникло значительное разногласие во мнениях. Будущее же развитие экспериментальной психологии показало, что изучение внимания сдерживала узость и односторонность общепсихологических концепций, которые были в основе его исследований. В конце XIX и начале XX века экспериментальная психология начала увеличивать количество вероятных трактовок внимания, их стало огромное множество, отчего исследователи с трудом понимали друг друга. Понятие внимания в это время используется для выражения активности сознания, как корректив к ассоциативной психологии. Но при этом внимание в основном представляется как внешняя по отношению ко всему содержанию сила, которая со стороны формирует данный сознанию материал. Такое идеалистическое понимание внимания приводит к следующей реакции. Ряд психологов, такие, как Делёвр, Фуко [цит. по 57] и многие другие, отвергают правомерность данного понятия. Наиболее радикальные попытки, предполагающие устранение внимания из психологии, сделали сторонники поведенческой психологии и гештальтпсихологии. Долгое время психология внимания открыто развивалась в области исключительно эмпирических исследований с заметно выраженной прикладной направленностью. Именно в середине 50-х годов случился подъем теоретической мысли и поворот к фундаментальному изучению природы внимания, это произошло благодаря прямому запросу со стороны практики. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента [цит. по 30] возвратили внимание в центр психологической науки, с их работ начинается современный этап развития психологии внимания. Довольно непростая структура физиологических механизмов внимания и различные взгляды исследователей на его природу повлияли на возникновение множества психологических теорий внимания. Наиболее широкую известность приобрела теория Т. Рибо [54], который считал, что внимание абсолютно всегда связано с эмоциями, а также вызывается ими. К тому же, внимание сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма, что связано с тем, что внимание включает в себя комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных и непроизвольных реакций. Также при объяснении природы внимания Т. Рибо [54] делал акцент на движениях. Он считал, что состояние сосредоточенности внимания сопровождается движениями всех частей тела, которые вместе с органическими реакциями являются необходимым условием сохранения внимания на этом уровне. Так, для органов зрения и слуха внимание означает сосредоточение и задержку движений. Усилие, прилагаемое для сосредоточения и удержания внимания на каком-либо объекте, всегда имеет физиологическую основу. Как считал Т. Рибо [54], данному состоянию соответствует мышечное напряжение, а отвлечения внимания он связывал с мышечной усталостью. Впоследствии эта теория приобрела название моторной теории внимания. Также имеются и другие подходы к исследованию внимания. Например, Д. Н. Узнадзе [цит. по 51] разработал общепсихологическую теорию установки. Он считал, что установка внутренне выражает состояние внимания, и под ее влиянием происходит выделение определенного образа, который был получен при восприятии окружающей действительности. Именно этот образ становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективизацией. П. Я. Гальперин [13] охарактеризовал внимание как идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля, а также представил свою концепцию внимания, которая состоит из следующих основных положений:
1) Внимание – это момент ориентировочно-исследовательской деятельности, представляющий собой психологическое действие, которое направлено на содержание образа, мысли, иного явления, находящийся в настоящее время в психике человека.
2) Главной функцией внимания является контроль над содержанием действия, психического образа и др.
3) В отличие от действий, которые направлены на производство конкретного продукта, деятельность контроля или внимание не имеет отдельного результата.
4) Внимание рассматривается как самостоятельный акт, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. В то же время не любой контроль можно рассматривать как внимание, так как контроль лишь оценивает действие, а внимание же при этом способствует его улучшению.
5) Если воспринимать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты произвольного и непроизвольного внимания – это итог формирования новых умственных действий.
6) Произвольное внимание является упорядоченно осуществляемым вниманием, т. е. видом контроля, который осуществляется по заранее созданному плану или образцу.
Н. Н. Ланге [40] в своей работе под названием «Теория волевого внимания» приводит обзор теорий внимания от Августина до конца XIX, в которой разбивает данные теории на восемь групп.
Первую группу составляют моторные теории внимания. К ним Н. Н. Ланге [40] относит теории такого исследователя, как Т. Рибо [54], а также и свою теорию. В данных теориях внимание выступает как результат двигательного приспособления, максимально быстро улучшающее восприятие предмета или умственное рассмотрение идеи.
Ко второй группе относятся теории В. Гамильтона и И. Гербарта [цит. по 46], которые в своих работах рассматривали внимание как результат ограничения объема сознания и говорили о том, что объем сознания ограничен и наиболее сильные представления вытесняют из него слабые.
К третьей группе принадлежат теории классического английского ассоцианистического эмпиризма. Согласно их теориям явления внимания – это результат эмоций, и внимания как индивидуального процесса не существует. По их мнению, объект или явление, привлекающее внимание, в основном связано с интересом, а интерес – это и есть эмоция. Именно эмоция и показывает объекту восприятия или представления дополнительную интенсивность, а с ней ясность, отчетливость и устойчивость в смене ассоциаций.
К четвертой группе Н. Н. Ланге [40] относит теории, в которых внимание считается проявлением апперцепции как первичной духовной способности или проявлением внутренней воли, автономной, первичной духовной силы. Данные теории выделяют активный характер внимания, но называют его фактором, призванным всё объяснить, но сам уже не подлежит объяснению, является чем-то первичным, сверхприродным и поэтому ненаучным.
Пятую группу составляют теории внимания, рассматривающие его как результат дополнительного нервного возбуждения, который исходит от высших нервных центров и ведущих к усилению образа или понятия. Данная теория представляют процесс так, что навстречу возбуждению, который поступает из органов чувств, центральные нервные инстанции посылают нервный импульс, сосредотачивающийся по выбору на тех или иных сторонах внешнего раздражения, выделяя их и придавая им повышенную ясность и четкость [39].
К седьмой группе Н. Н. Ланге [40] причислил теории, в которых внимание рассматривается как деятельность различения. Авторами являются Г. Лотце и Г. Ульрици, и, по мнению Ланге [40], они не смогли достаточно полно раскрыть суть процесса различения.
Восьмую группу составляют теории, объясняющие внимание антагонистическим взаимодействием нервных процессов. Процесс, составляющий физиологическую основу объекта внимания, тормозит другие нервные процессы, которые составляют основу иных представлений, и именно тем, обеспечивают «своему представлению» господство и устойчивость в поле ясного сознания (Т. Рибо) [54].
Часть советских психологов 20-ых годов соединяли внимание с установкой. Так, например, К. Н. Корнилов [цит. по 50] писал в своих работах, что выделение одного объекта из ряда других представляет собой субъективное переживание внимания, и сопоставлял его с объективными явлениями, то есть с установкой органов чувств, а также с рабочей позой.
В дальнейшем значительно меняется подход психологов к изучению внимания под влиянием идей И. П. Павлова [цит. по 58], которые основывались на ориентировочном рефлексе и ориентировочно-исследовательской деятельности. В системе ориентировочно-исследовательских реакций существует две фазы: первая фаза возникает при появлении нового раздражителя, то есть является безусловной реакцией на новизну, вторая же фаза – собственно-исследовательская деятельность образовывается как система условных рефлексов на основе безусловного ориентировочного рефлекса. Именно это изучение оказало большое влияние на развитие психологических теорий внимания.
В настоящее время в психологии до сих пор нет единого мнения относительно внимания как феномена психики. Имеется множество определений внимания, в которых единым и связывающим началом является понимание его как одного из самых важных факторов в организации деятельности человека. Учеными, которые занимались исследованием сути внимания, были даны следующие определения.
Так, по Э. Трейсману [60], внимание является механизмом объединения частных признаков в виде полноценного объекта.
По мнению В. Вундта [цит. по 51], внимание является восприятием, результат которого это отчетливость соответствующих частей сознания.
Исходя из определения Т. Рибо [54], внимание – это умственное доминирование какой-либо идеи, сопровождаемое непроизвольным или искусственным привыканием человека.
Ю. Б. Гиппенрейтер указывает, что внимание является поразительным и продуктивным выражением главенствующего уровня создания деятельности [цит. по 16].
Н. Н. Ланге [40] приходит к выводу, что внимание – это разумная реакция организма, которая мгновенно повышает условия восприятия.
По У. Джеймсу [17], внимание является итогом узости объёма сознания, а также производит отбор содержания сознания. Суть внимания находится в сосредоточении и концентрации сознания, что означает абстрагирование от одних объектов ради продуктивной работы с другими.
По мнению Г. Эббингауза [цит. по 50], внимание – это выделение раздражителя, которое производится в результате сохранения одного нервного возбуждения и торможения других.
Г. Мюллер [46] пишет о том, что внимание является сенсорной опорой ощущения, его дополнительным механизмом, а также кратковременный увеличение чувствительности частей головного мозга, к которым относится данное впечатление; психологически это связано с ожиданием этого впечатления, т.е. предварительное нахождение в сознании соответствующего впечатления.
С точки зрения Э. Титченера [61] внимание является свойством ощущений. Внимание – «сенсорная ясность», качество ощущения, которое обеспечивает его главенствующее положение в сознании.
Из современной психологической литературы можно выделить следующие определения внимания.
У. Найсер [44] считает, что внимание есть расположение механизмов, которые совершают анализ, на область поля, имеющую определенные границы.
Дж. Р. Андерсон [цит. по 51] пишет, что внимание является распределением когнитивных ресурсов между проходящими процессами».
По мнению А. Ауэрбаха и Р. Корсини [19], внимание – это намерение организма воспринимать окружающие его стимулы.
Д. Канеман [50] описывает внимание как результат сдерживания интеллектуальной работоспособности человека, внимание выполняет функцию привлечены усилий на обработку информации, что отмечается внутренним умственным усилием.
Д. Бродбент [50] считает внимание процессом начального отбора, её переработки в процессе перцептивного анализа или перед ним.
По А. Дейчу [51], внимание является, наоборот, поздним отбором информации с выбором реакции или перед этим выбором.
Таким образом, зарубежная литература обладает огромным множеством определений сущности внимания, которые и в нынешнее время объясняются разными способами и во многих аспектах имеют различия.
Также следует рассмотреть определения внимания, предложенные отечественными исследователями.
Так, Л. С. Выготский [12] говорит о том, что внимание в абсолютно чистом виде не наблюдается, а также, что внимание является субъективным переживанием, которое связано с вычленением одного объекта из других; оно связано с сенсорной установкой, которая устраивает лучшее восприятие, и с моторной, способствующей лучшему ответу.
А. В. Петровский [50] же описывает внимание как определённую установку и сосредоточенность сознания, которые подразумевают увеличение уровня сенсорной, интеллектуальной или двигательной активности человека.
С. Л. Рубинштейн [57] характеризует внимание как выборочную ориентацию на какой-либо объект и сосредоточенность на нем, погруженность в направленную на объект познавательную деятельность.
Ф. Н. Гоноболин [15] говорит, что внимание является отличительной чертой психической деятельности человека, которая создает наиболее лучшее отражение одних предметов и явлений действительности при одновременном отвлечении от других.
По мнению Р. С. Немова [46], внимание является процессом осознанного выбора одной информации, которая следует через органы чувств, и игнорирование другой.
Н. Ф. Добрынин [20] считает, что внимание является избирательностью и сохранением психической деятельности личности, а также погружением в данную деятельность и сосредоточение на важном для человека объекте.
По А. Г. Маклакову [22], внимание – это направленность и сосредоточенность психической деятельности на каком-либо поставленном объекте.
М.И. Власова [11] отмечает, что внимание вторично от свойств личности и при этом является опорным свойством, который способствует развитию других свойств личности, выражающееся в деятельности и взаимоотношениях людей, исходя из этого определения, можно сказать, что внимание и есть свойство личности.
Таким образом, такие отечественные исследователи, как Н. Ф. Добрынин, А. Г. Маклаков [22], Р. С. Немов [46], А. В. Петровский [50], С. Л. Рубинштейн [57] и М.И. Власова [11], пришли к следующему выводу, что внимание есть сосредоточенность и направленность активности человека на какой-либо объект, имеющий определенное значение для него, также оно является обязательной стороной или характеристикой других психических процессов.
Существует и другая часть определений внимания советских исследователей, которые стоит рассмотреть. П. Я. Гальперин [13] характеризует внимание как функцию умственного управления.
Так, А. Н. Леонтьев [42] связывает внимание с ориентировочным рефлексом. В своих работах он говорит о том, что внимание является самостоятельной реакцией на перемены в окружающей среде. Эта реакция может быть и кратковременной, и длительной; в последнем же случае она превращается в ориентировочно-исследовательскую деятельность. Таким образом, А. Н. Леонтьев [42] характеризует внимание как самостоятельный процесс, отождествляя его с ориентировочным рефлексом и с ориентировочно-исследовательской деятельностью.
Подобного же мнения придерживается и А. В. Запорожец [27], считающий внимание психической деятельностью, что находится в ориентировке на окружающие предметы и явления и доставляет к наиболее полному и отчетливому их отражению в мозгу человека.
Также Л.М. Кутнеева [39] в процессе рассмотрения вопросов теории внимания приходит к выводу, что внимание является формой организации психической деятельности человека, в основе которой лежит соответствие основных нервных процессов мозга в виде очагов оптимальной возбудимости или доминанты.
Н.А. Рубанова [56] соотносит внимание с реакцией на опасность, тем самым рассматривая его как средство выявить опасность. Поэтому он говорит о том, что внимание является определенным психическим процессом, направленным на внешний мир и ознакомлением с ним.
Таким образом, П. Я. Гальперин [13], А. В. Запорожец [27], А. Н. Леонтьев [42], Л.М. Кутнеева [39] и Н.А. Рубанова [56] рассматривают внимание уже как самостоятельный психический процесс.
Н. И. Чуприкова же пишет, что внимание является обязательным физиологическим условием осуществления психической отражательной деятельности мозга. Н. И. Чуприкова [67] также говорит об отсутствии индивидуального психологического продукта у внимания, как, например, их имеют процессы ощущения, восприятия, памяти, речи, мышления. Оно является лишь необходимым условием получения этих продуктов в когнитивных подсистемах психики.
Таким образом, мы приходим к выводу, что общепринятого определения внимания и его характерных признаков так и не выявлено. Исходя из исследований многих ученых, можно сказать, что внимание можно рассмотреть с различных сторон: как психический процесс, как свойство личности и как психическое состояние.
Существует несколько видов и основных свойства внимания, необходимые к рассмотрению. Так, в современной психологической науке выделяют следующие классификации видов внимания.
1) По характеру образования и по приемам выполнения выделяют два основных вида внимания:
• непроизвольное (пассивное, рефлекторное, вынужденное) внимание.
Появление и сохранение непроизвольного внимания не зависит от осознанных намерений и целей человека, оно связано с рефлекторными установками. Возникновение такого внимания связано с физическими, психофизиологическими и психическими факторами [40]. Основными причинами его возникновения являются:
а) Качества раздражителей и их новизна для субъекта.
Новизной может служить появление когда-то отсутствовавшего раздражителя, изменение физических свойств действующих раздражителей, уменьшение и остановка их действий, а также перемещение раздражителей в пространстве.
б) Как правило, все самое оригинальное, новое и вызывает внимание. Именно те раздражители, которые имеют одно объединяющее их свойство – новизну способны привлечь внимание, так как реакция на них не снижена за счет привыкания.
в) Также внимание привлекают такие сильные раздражители, как, например, громкие звуки, яркий свет и едкий запах. При этом немаловажное значение имеет соотношение раздражителя по силе с другими активными в этот момент раздражителями. Многое зависит и от имеющегося между ними контраста.
г) Непроизвольное внимание вызывают также раздражители, которые соответствуют особым и значимым потребностям человека. Значительное место приобретает и интерес в возникновении непроизвольного внимания, ведь именно то, что особенное увлекательно, интересно и эмоционально насыщенно способно вызвать долгое и сильное сосредоточение.
д) Также непроизвольное внимание связано с общей направленностью индивида. Например, человек, который интересуется театром, быстрее обратит свое внимание на театральную афишу, нежели чем на объявление о предстоящей баскетбольной игре.
Непроизвольное внимание возникает без особых волевых усилий со стороны субъекта, а также не требует определенных усилий для удержания и сосредоточивания внимания на каком-либо объекте.
Таким образом, непроизвольное внимание является наипростейшим видом внимания, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. П. Я. Гальперин [13] в своих работах утверждает, что «непроизвольное внимание – это тоже контроль, но контроль, который следует не объективированной схеме осуществления, а который следует или ярким, бросающимся в глаза, свойствам самого объекта, или личному опыту субъекта, что может и не соответствовать объективным задачам в данном случае».
Следующим, вторым, видом внимания в данной классификации является:
• произвольное (активное, волевое, преднамеренное) внимание.
При произвольном внимании сосредоточение происходит на самом слабом раздражители, в этом случае человек вынужден бороться с различного рода отвлечениями, то есть с наиболее сильными раздражителями, чтобы в центре сознания было то, на чем нужно сосредоточиться [66].
На формирование произвольного внимания оказывает влияние сознательная цель, оно возникает в том случае, когда человек ставит перед собой определенную задачу и вырабатывает программу по ее достижению. Таким образом, данный вид внимания тесно связан с волей человека и был сформирован при использовании трудовых усилий. Также произвольное внимание может требовать огромных волевых усилий, например, в таких ситуациях, когда необходимо сосредоточиться на тяжелой и малоинтересной работе и отвлечься от других раздражителей, и при этом сопровождаться сильным чувством напряженности. В других же случаях, когда задачей, которую нужно выполнить человеку является сильный стимул для сосредоточенности или же у него уже сформировалась привычка быть внимательным, произвольное внимание, наоборот, требует небольших усилий [59].
Причины произвольного внимания можно назвать по своему происхождению социальными, так как оно возникает у ребенка в процессе его общения с взрослыми. Также вопреки своему качественному отличию от непроизвольного внимания, оно тоже связано с чувствами, увлечениями и предыдущим опытом человека, только влияние данных факторов при произвольном внимании косвенное. Произвольное внимание опосредуется осознанно установленными целями, поэтому в данной ситуации интересы выступают как интересы цели, интересы результата деятельности [70].
Главной же функцией произвольного внимания является активное управление развитием психических процессов. При наличии произвольного внимания индивид в состоянии активно и избирательно «извлекать» из памяти необходимые ему сведения, а также выделять основное, принимать правильные решения и выполнять задачи, которые возникают в процессе деятельности [63].
Таким образом, произвольное и непроизвольное внимание не стоит противопоставлять, а также отделять их друг от друга, ведь между ними довольно проблематично провести четкую границу. Произвольное и непроизвольное виды внимания непосредственно связаны между собой, произвольное может сменяться непроизвольным, а непроизвольное – произвольным.
Существует еще один вид внимания – послепроизвольное. Данное понятие ввел Н. Ф. Добрыниным [20]. Послепроизвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что сохраняет связь с осознанными целями, а также его поддержкой служат сознательные интересы. При этом от произвольного его отличает почти полное отсутствие волевых усилий. Внимание, изначально поддерживаемое волевыми усилиями, постепенно переходит в послепроизвольное, которое характеризуется более долгой и лучшей сосредоточенностью, с таким вниманием связывают наиболее интенсивную и плодотворную умственную деятельность, а также высокую производительность всех видов труда. С физиологической точки зрения данный вид внимания можно объяснить тем, что в коре полушарий имеется два или более очага с интенсивным возбуждением, между которыми идет сопротивление с целью достижения лидерства. При этом в одном из них возбуждение оптимизируется, а в другом происходит торможение, но в дальнейшем первый вполне снова может стать заторможенным, а второй возбужденным, пока один из них не будет доминирующим более долгое время. Такой переход может совершаться довольно часто.
Таким образом, послепроизвольным внимание можно назвать тогда, когда для человека наиболее интересными и значительными в процессе целенаправленной деятельности оказываются сам процесс деятельности и его содержание, а не только конечный результат.
2) Основываясь на размещении объекта внимания, выделяют внешнее и внутреннее внимание.
Внешнее внимание проявляется в наблюдении за предметами и явлениями окружающей действительности, а также их воспроизведении в сознании индивида. Это может выражаться в направлении органов чувств на определенный объект наблюдения, в сосредоточении на рабочих органах тела, например, руках и ногах, на их напряжении. Также внешнее внимание отражается в специфических движениях глаз и головы, мимических и пантомимических средствах выражения, в особой готовности выполнять трудовые, образовательные и др. задачи [51].
Внутреннее (интеллектуальное) внимание направлено на анализ деятельности таких психических процессов, как восприятие, память, воображение и мышление, а также переживаний. Оно выражается, например, в мысленном решении каких-либо проблем, соображении и воспоминании чего-то. Способность сосредоточиваться на внутренней, психической деятельности имеет практическое значение, это связано с умением воображать предметы и процесс действия, а также мысленно производить их анализ. Вместе с тем значительную роль исполняет внутреннее вещание, ведь самосознание невозможно без концентрации на внутренних, субъективных состояниях и индивидуальных особенностях психической деятельности человека [66].
Во время внутреннего внимания органы чувств менее чувствительны, человек может не воспринимать обращения к нему из окружающей действительности, так как это приведет к отвлечению от осуществляемой деятельности. Поэтому в любой деятельности не рекомендуется вместе занимать и внешнее и внутреннее внимание, например, давать обучающемуся задание мысленно решить что-то и вместе с тем наблюдать за каким-то другим объектом. Так как для этого необходима более развитая способность распределять внимание между наружной и внутренней направленной деятельностью [57].
3) У. Джеймс [17] и Р. С. Немов [46] выдвигают классификацию, основанную на характере управления вниманием:
• непосредственное, управляемое прямым способом с объектом внимания;
• опосредованное, которое управляется с помощью таких посредников, как слов, жестов и т.п.
4) По характеру объекта внимания У. Джеймс [17] описывает следующие его виды:
• сенсорное (чувственное и перцептивное), объектами которого служат ощущения и восприятия;
• интеллектуальное, где объектами внимания являются содержательно-процессуальные характеристики мышления;
• двигательное, объектами внимания выступают действия и операции выполняемой деятельности;
• аффективное внимание, объектами которого являются эмоции и чувства человека.
Таким образом, внимание может проявляться в сенсорных, мнестических, мыслительных и двигательных процессах [33].
5) По критерию происхождения Р. С. Немов [46] выделяет:
• природное обусловленное внимание, которое изображает собой определенную способность от рождения к избирательности реагирования на внешние и внутренние раздражители на основе безусловного ориентировочного рефлекса в силу их новизны;
• социально обусловленное внимание, формирующееся в зависимости от обучения и воспитания, оно связано с сознательной избирательностью и волевой регуляцией реагирования.
Таким образом, можно сказать, что такое различие видов внимания напрямую зависит от множества имеющихся его форм. Основными мерами для произведения классификаций на виды являются наличие или отсутствие цели и волевого усилия, объект внимания, а также опосредованность процесса внимания.
Как отмечают многие ученые, например, такие, как Н. Ф. Гоноболин [15], А. В. Запорожец [27], А. Н. Леонтьев [42], Р. С. Немов [46], А. В. Петровский [50], С. Л. Рубинштейн [57] и др., внимание человека обладает следующими свойствами: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, избирательность и объем внимания.
Устойчивость проявляется в способности в течение долгого времени удерживать состояние внимания на определенном объекте или предмете деятельности. Устойчивость внимания может определяться различными причинами: индивидуальными физиологическими особенностями человека, а именно свойствами его нервной системы, общим состоянием организма в заданный период; психическим состоянием (возбудимость, заторможенность); наличием мотивации (присутствием или отсутствием интереса к предмету деятельности, а также его значимости); внешним обстоятельством осуществления деятельности. Именно вышеперечисленными причинами и определяется характеристика устойчивости внимания [10, 40, 41].
Под концентрацией внимания понимается степень или интенсивность сосредоточенности внимания. Так, А.А, Смирнов [60] полагает, что концентрация внимания непосредственно связана с особенностями работы главенствующего очага возбуждения в коре, а именно с тем, что концентрация есть результат возбуждения в подавляющем очаге при одновременном торможении других зон коры головного мозга.
Распределение внимания – это способность человека рассредоточить свое внимание на большом расстоянии, при этом выполнять несколько видов деятельности параллельно друг другу. Распределение внимания достигается путем достаточно быстрого переключения с одного вида деятельности на другой. Также В. Вундт в своих исследованиях доказал, что человек не способен сосредоточиваться на двух одновременно предъявляемых раздражителях, если только один из видов деятельности не доведен до автоматического выполнения [27, 60].
Значительное количество исследователей считают распределение внимания обратной стороной его другого свойства – переключаемости. Переключение является осознанным переводом внимания с одного объекта на другой. Эта характеристика внимания проявляется именно в скорости, с помощью которой индивид осуществляет данный перевод внимания. Также это связано с такими свойствами нервной системы, как лабильность, возбудимость, торможение. Стоит отметить и степень интересности деятельности, которую выполняет человек, ведь чем она более привлекательна, тем легче на нее переключиться [38, 40].
Следующим свойством является объем внимания, под которым понимается количество информации, которую человек способен охватить с достаточной сознательностью. Объем внимания можно увеличить за счет постепенного увеличения и усложнения определенных задач, предназначенных для выполнения человеком [43].
Избирательность внимания – это способность выбирать наиболее важные для человека предметы и явления из окружающей среды, а также игнорировать второстепенные [48].
Таким образом, при рассмотрении свойств внимания, можно сказать, что внимание – это сложная функциональная структура, которая образована их взаимосвязью. Несмотря на то, что свойства зависят друг от друга не в полной мере, так как внимание может быть лучше в одном отношении, но при этом хуже в другом, воздействовать стоит на развитие каждого свойства внимания дли формирования интенсивного познавательного процесса в целом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы