Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие внимания младшего школьника в процессе учебной деятельности (на примере Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Видновская средняя образовательная школа № 7»)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 8
1.1 Характеристика особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте 8
1.2 Учебная деятельность как средство развития внимания младших школьников 12
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ НА УРОКАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В МУНИЦИПАЛЬНОМ БЮДЖЕТНОМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7 17
2.1 Констатирующий эксперимент. Диагностика методик исследования уровня развития внимания младших школьников 17
2.2. Формирующий эксперимент. Формирование внимания на уроках у детей младшего школьного возраста 25
Задание: #
2.3. Контрольный эксперимент. Анализ и интерпретация полученных результатов #
ГЛАВА 3. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ УЧАСТНИКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ »ВИДНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 7″ #
3.1. Практические рекомендации педагогам по развитию внимания детей младшего школьного возраста #
3.2. Психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию внимания младших школьников #
ЗАКЛЮЧЕНИЕ #
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ #
Введение:
Актуальность исследования, во-первых, заключается в том, что на сегодняшний день современная школа предъявляет достаточно высокие требования к уровню детского внимания. Такие требования проявляются в наличии умения обучающихся работать, не отвлекаясь на внешние раздражители, контролировать свои результаты, а также тщательно следовать заданной установке. При этом, именно способность контролировать свое внимание является одним из важных условий успешного обучения ребенка. 
Во-вторых, внимание, в отличие от других познавательных процессов, таких как восприятие, мышление, память, не имеет своего особого содержания, а проявляется внутри остальных познавательных процессов, оно неразрывно связано с ними. Кроме того, внимание показывает динамику работы психических процессов. Таким образом, высокий уровень внимания характеризуется гарантом качественного выполнения деятельности. 
Согласно представлениям П.Я. Гальперина, внимание представляет собой идеальное, свернутое и автоматизированное действие контроля. Другими словами, внимание является психологическим феноменом, который выступает основной функции контроля. По мнению другого ученого, С.Л. Рубинштейна, внимание является избирательной направленностью на какой-либо объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность.
Спецификой развития внимания в младшем школьном возрасте согласно исследованиям группы психологов А.К. Марковой, А.Г. Лидере, Е.Л. Яковлевой является небольшая его устойчивость, которая связана с возрастными психологическим особенностям. Помимо этого, преобладающим видом внимания ребенка в младшем школьном возрасте является непроизвольное внимание, которое основывается на ориентировочном рефлексе.
Исходя из опыта учителей, можно сказать, что даже у способных учеников могут возникать трудности в обучении, если уровень их волевого внимания будет недостаточно развит. Когда ребенок невнимательно относится к преподносимому учебному материалу, он не может в полном объеме понять и прочно его запомнить, а, соответственно, не сможет осмыслить изученное. По этой причине могут возникнуть ошибки «по невниманию», и, как результат, снизится успеваемость. 
Исправить эту ситуацию возможно. Этому может способствовать применение методик, необходимых для развития внимания у детей младшего школьного возраста. Вот почему проблема развития внимания детей младшего школьного возраста актуальна и своевременна.
Цель исследования: разработать психолого-педагогические рекомендации участникам образовательного процесса по развитию внимания младших школьников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Видновская средняя образовательная школа № 7. 
Объект исследования: учебный процесс, направленный на развитие внимания у младших школьников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Видновской средней образовательной школы № 7.
Предмет исследования: педагогические условия развития устойчивости внимания младших школьников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Видновской средней образовательной школы № 7.
Гипотеза исследования: развитие внимания у школьников на уроках в начальных классах будет проходить более эффективно, если: 
· учитывать возрастные и индивидуальные особенности сформированности устойчивого внимания младших школьников; 
целенаправленную работу проводить в индивидуальной и групповой форме;
· использовать наглядные традиционные и современные средства обучения, направленные на развитие устойчивого внимания.
Задачи исследования:
1. Охарактеризовать особенности развития внимания в младшем школьном возрасте.
2. Изучить учебную деятельность как средство развития внимания младших школьников.
3. Провести диагностику развития внимания младших школьников на констатирующем этапе.
4. Составить и апробировать программу по формированию внимания на уроках у детей младшего школьного возраста.
5. Выполнить анализ и сопоставление данных исследования.
6. Разработать практические рекомендации педагогам по развитию внимания детей младшего школьного возраста.
7. Составить психолого-педагогические рекомендации родителям по развитию внимания младших школьников.
Для достижения поставленной цели и решения намеченных задач были проведены определенные мероприятия: 
1. Взаимодействие с психологом школы для решения вопросов по изучению динамики развития устойчивости внимания детей младшего школьного возраста. 
2. Применение специальных упражнений, которые будут способствовать расширению объема, возрастанию устойчивости и формированию произвольности внимания детей младшего школьного возраста 
3. Организация индивидуальный и групповых занятий, выполнения упражнений по развитию устойчивости внимания.
В соответствии с индивидуальным заданием преддипломной практики, необходимо выполнить мероприятия, удовлетворяющие компетенции ВКР:
Общее знакомство со школой, педагогическим и ученическим коллективами.
Изучение школьной документации: Устава и учебных планов школы, образовательных и учебных программ, учебников и учебных пособий по истории.
Изучение контингента обучающихся.
Составление индивидуальных программ социального сопровождения и поддержки младших школьников.
Выбор методов психолого-педагогической диагностики по развитию вниманию младших школьников
Подготовка к использованию методов диагностики развития детей разных возрастов.
Составление планов, организация и проведения мероприятия для улучшения внимания младших школьников в игровой и учебной деятельности.
Изучение особенностей состава учеников в классе для проведения 
диагностики, выявление их интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении.
Выстроить диагностическую деятельность на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства.
Проведение воспитательной работы с учащимися в соответствии с планом классного руководителя.
Осуществить сбор и первичную обработку информации, результатов психологических наблюдений и диагностики
Проведение индивидуальной работы с учащимися с целью сбора фактических данных для выполнения психолого-педагогической характеристики на ученика.
Сформировать основные выводы
Методы исследования: 
1. Теоретические: анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования. 
2. Эмпирические: опытно-экспериментальная работа. 
3. Количественный и качественный анализ полученных результатов.
В качестве диагностических методик использовали методику Пьерона-Рузера для определения продуктивности и устойчивости внимания; корректурную пробу Бурдона и методику «Таблицы Шульте» с целью определения объема внимания младших школьников.
Теоретическая значимость исследования: обобщили, систематизировали представление отечественных исследователей о категории внимания в психологии о развитии внимания в младшем школьном возрасте.
Практическая значимость исследования: полученные результаты в ходе эмпирического исследования можно применять при планировании содержания учебно-воспитательного процесса Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Видновской средней образовательной школы № 7. 
База исследования: исследование проводили на базе МБОУ Видновская средняя общеобразовательная школа №7. В исследовании приняли участия младшие школьники в количестве 25 человек. 
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав (теоретической, практической и методической), заключения, списка литературы и приложений 
Заключение:
Таким образом, цель исследования заключалась в разработке психолого-педагогических рекомендаций участникам образовательного процесса по развитию внимания младших школьников Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Видновская средняя образовательная школа № 7.  
Гипотеза исследования состояла из предположения, что развитие внимания у школьников на уроках в начальных классах будет проходить более эффективно, если учитывать возрастные и индивидуальные особенности сформированности устойчивого внимания младших школьников, проводить целенаправленную работу проводить в индивидуальной и групповой форме, а также использовать наглядные традиционные и современные средства обучения, направленные на развитие устойчивого внимания.
Для достижения поставленной цели и подтверждения гипотезы были решены задачи, в ходе которых были получены следующие выводы:
1. Преобладающим видом внимания младшего школьника является непроизвольное, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этом возрасте все еще сильная реакция на все новое, яркое, необычное. Ребенок не может еще в достаточной степени управлять своим вниманием. Это можно объяснить и преобладанием наглядно-образного характера мыслительной деятельности. Изучая особенности внимания младших школьников, мы определили, что внимание является таким психическим процессом, который обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека наиболее сильный очаг нервного напряжения - доминанту.
2. Изучая учебную деятельность как средство развития внимания, было определено, что ребенок младшего школьного возраста проявляет способность к концентрированному и устойчивому вниманию только при организации определенных условий протекания учебной деятельности. В связи с этим к педагогам начальных классов предъявляются повышенные требования к построению учебного процесса, который будет способствовать развитию внимания детей младшего школьного возраста.
3. Была проведена экспериментально-исследовательская работа по изучению внимания, индивидуальных его особенностей (устойчивость и продуктивность). Факты, приведенные в работе, показывают, что действительно существуют индивидуальные различия во внимании и мы в состоянии их зарегистрировать. Так, высокий уровень развития способности концентрироваться и удерживать внимание, обнаружен только у 10% младших школьников, 30% детей показывают средний уровень, 45% - низкий уровень, 15% - очень низкий. Далее, 55% младших школьников показывают норму уровня скорости и объема внимания, однако у 45% человек он ниже нормы. Показатели развития активного внимания ниже нормы зафиксированы у 70% младших школьников, и только у 30% испытуемых уровень активного внимания нормально развит.
4. Проведение работы с детьми младшего школьного возраста позволит более эффективно развивать категорию внимания обучающихся, его устойчивость и продуктивность, произвольность и объем. Для этого мы предлагаем использовать ряд упражнений и занятий с детьми в ходе уроков и внеурочной деятельности, который будут направлены на формирование устойчивости внимания младших школьников. 
5. Повторное исследование подтверждает данное предположение, поскольку обучающиеся имеют более высокие показатели развития устойчивости внимания. Полученные результаты на контрольном этапе показывают, что 40% младших школьников имеют высокие показатели концентрации и устойчивости внимания, 44% обучающихся – средние и только 16% младших школьников низкие. Динамика развития уровня, скорости и объема внимания на контрольном этапе показывает 100% положительный результат. Также на контрольном этапе только у 20% детей младшего школьного возраста выявлены показатели уровня активного внимания ниже нормы, остальные 80% обучающихся – в пределах нормы.
6. На основании индивидуального задания, выполнены мероприятия, удовлетворяющие компетенции ВКР:
- Вначале прошло ознакомление со школой, педагогическим и ученическим коллективами.
- Изучена школьная документация.
- Проанализирован контингент обучающихся.
- Составлены индивидуальные программы социального сопровождения и поддержки младших школьников с низким показателем внимания.
- Выбраны методы психолого-педагогической диагностики по развитию вниманию младших школьников это:
Теоретический метод;
Метод эмпирического исследования;
Метод количественного и качественного анализа.
- Были подготовлены к использованию методы диагностики развития детей разных возрастов.
- Изучены особенности состава учеников в 1 «А» классе для проведения диагностики, выявление их интересов, трудностей, проблем, конфликтных ситуаций и отклонений в поведении.
- Составлен план для организации и проведения мероприятий для улучшения внимания младших школьников в игровой и учебной деятельности и
- Диагностическая деятельность выстраивалась на основе знаний об устройстве системы социальной защиты детства.
- Проведена воспитательная работа с учащимися в соответствии с планом классного руководителя.
- Осуществлен сбор и первичная обработка информации, результатов психологических наблюдений и диагностики в 1 «А» классе.
- Проведена индивидуальная работа с учащимися с целью сбора фактических данных для выполнения психолого-педагогической характеристики на ученика.
- Оформлена отчетная документация.
Тем самым цель работы достигнута, а задачи решены.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИЗУЧЕНИЕ ОСНОВ РАЗВИТИЯ ВНИМАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Характеристика особенностей развития внимания в младшем школьном возрасте
Психолого-педагогическая литература предлагает большое количество определений внимания, которые сегодня считаются более-менее устойчивыми и общепризнанными. Так, по мнению многих исследователей, внимание представляет собой категорию направленности и сосредоточенности психической деятельности на том или ином объекте при отвлечении от всех остальных объектов.
Такой исследователь как Н.Ф. Добрынин указывает, что внимание выступает как направленность и сосредоточенность психической деятельности индивида. При этом, отмечает, что направленность характеризуется избирательностью деятельности, а также ее сохранностью. Что касается сосредоточенности, то автор предлагает под ней понимать углубление в деятельность и не обращение внимания на все остальное [22]. 
Опираясь на исследования автором можно увидеть, что трудности трактовки данного понятия заключаются в том, что внимание является психическим инструментом активности индивида, а также в том, что внимание развивается во взаимосвязи с другими психическими процессами (мышление, память, речь, мотивация, произвольность и т.п.) [36; 41; 51].
Впервые проблемой внимания занималась психология сознания. Главная задача данного направления заключалась в изучении внутреннего опыта человека. Так, В. Вундт, опираясь на проведение экспериментальных исследований, пришел к выводу, что простые реакции индивида на зрительные или слуховой стимул обусловлены отношением этого индивида к восприятия данного стимула. Простое вхождение какого-либо содержания в сознании он читал перцепцией, то есть восприятием, тогда как внимание называл фокусировкой ясного сознания на отдельные содержания, то есть апперцепцией [14].
Последователь В. Вундта, Э. Титченер, занимался разработкой положений генетической теории внимания. Его исследования опираются на то, что две формы внимания (произвольное и непроизвольное) характерны для разных стадий развития индивида. Их главное отличие заключается в их сложности, когда непроизвольное внимание более ранняя форма, а произвольное – поздняя. Однако обе эти формы показывают один тип сознания в разный период развития индивида [46].
Младшим школьным возрастом на сегодняшний день является возраст от 7 до 10 лет, совпадающий с моментом обучения в начальной школе. 
Как отмечает Б.С. Волков, в данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [13].
Ю.З. Гильбух говорит о том, что основным видом деятельности в этот период времени становится учение. Именно такая деятельность приносит существенные изменения в протекание психических процессов ребенка. В связи с этим наблюдаются изменения внимания детей, при том, что к вниманию учебная деятельность предъявляет достаточно высокие требования [18].
В.А. Аверин в своих трудах говорит о том, что выделяются некоторые возрастные особенности, которые относятся ко вниманию учащихся младшего школьного возраста. Рассмотрим более подробно некоторые из них:
Слабость произвольного внимания. Эту особенность можно назвать самой основной для ребенка младшего школьного возраста. Волевое регулирование внимания и управление им в этот период ограничено. Произвольное внимание школьника требует «близкой» мотивации, другими словами, перспектива получить хорошую оценку, заслужить похвалу учителя, либо справится с поставленным заданием лучше всех.
Непроизвольное внимание является значительно развитым в младшем школьном возрасте, учитывая то, что все новое, неожиданное и яркое, а также интересное само по себе, уже привлекает внимание учащихся, без дополнительных мотиваций и усилии со стороны [3].
Память. Возрастные особенности памяти в этот период развиваются под влиянием обучения. Так, усиливается роль словесно-логического и смыслового запоминания, а также развивается возможность сознательного управления своей памятью и регулирование ее проявления. При этом, наглядно-образная память наиболее развита у детей младшего школьного возраста, чем память словесно-логическая. Лучше и быстрее запоминаются в памяти конкретные сведения, события, лица и предметы, чем определения, описания и объяснения. Следует учитывать, что младшие школьники склонны к механическому запоминанию, без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала [14].
Воображение. Основной тенденцией в развитии воображения в данный период можно назвать совершенствование воссоздающего воображения. Это связано с представлением ранее воспринятого либо созданием образов в соответствии с каким-либо описанием и рисунком. Воссоздающее воображение совершенствуется за счет все более полного и правильного отражения действительности. При этом, развивается и творческое воображение, как создание новых образов, которое связано и преобразованием, и переработкой впечатлений из прошлого опыта, и соединением его в новые сочетания и комбинации [20].
Как отмечает И.К. Григорьева, преобладающий вид внимания при поступлении в школу и на протяжении младшего школьного возраста представляется непроизвольным вниманием, физиологической основой которого является ориентировочный рефлекс. В этот возрастной период у ребенка по-прежнему проявляется сильная реакция на новое, яркое и необычное. Дети младшего школьного возраста не имеют способности в необходимой степени управлять своим вниманием. Такое положение объясняется тем, что преобладает наглядно-образный характер мыслительной деятельности [19]. Учащиеся младших классов практически все свое внимание могут направлять на отдельные предметы, которые бросаются в глаза. Однако в процессе обучения детей непроизвольное внимание развивается наряду с развитием мотивов учения [48]. По мнению Е.И. Кикиона, важным моментом является то, что возможности волевого регулирования внимания в период младшего школьного возраста остаются ограниченными, так дети зачастую могут сосредоточенно работать только при наличии близкой мотивации. Такой мотивацией может выступать похвала со стороны педагога или получение высоких отметок [23].
А.К. Маркова говорит о том, что еще одной важной особенностью внимания в младшем школьном возрасте является его объем. Он является значительно меньше, чем у взрослого человека, а распределение внимание – слабее. Среди нормативов внимания младших школьников выделяются следующие: 8-9 лет – объем внимания составляет 2-5 единиц; 10-11 лет – объем внимания возрастает до 3-6 единиц; 12-13 лет – объем внимания около 3-7 единиц [28]. А.А. Люблинская подтверждает, что учащиеся начальной школы характеризуются небольшой устойчивостью внимания, что объясняется возрастной слабостью процесса торможения. В первом классе дети зачастую имеют рассеянное и неразвитое внимание, во втором-четвертом классе оно становится более развитым, однако по-прежнему сохраняется низкий уровень произвольного внимания [27]. 
Н.А. Менчинская отмечает, понимая такую особенность непроизвольного внимания детей младшего школьного возраста, а также учитывая трудности сосредоточения на восприятии не интересного учебного материала, педагогам важно применять разные педагогические средства, делая процесс обучения более интересным, тем самым развивая внимание детей [29].
Таким образом, несмотря на то, что дети в младшем школьном возрасте способны к произвольному регулированию своего поведения, непроизвольное внимание остается преобладающим. Ребенку достаточно трудно сосредотачиваться на однообразной и малопривлекательной деятельности, либо же на деятельности, которая требует от него сильного умственного напряжения. Указанные особенности внимания необходимо учитывать при построении учебного процесса и других видов деятельности детей младшего школьного возраста.