Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие устного счета у младших школьников с ОВЗ (ЗПР) используя жестовую речь.
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты устного счёта у младших школьников с задержкой психического развития 6
1.1 Понятие устного счёта в психолого-педагогической литературе 6
1.2. Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ограниченными возможностями здоровья (задержкой психического развития) 13
1.3.Использование жестовой речи в современной системе образования 22
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа выявления особенностей устного счёта учащихся младших классов с ОВЗ (ЗПР) 34
2.1. Методики выявления особенностей развития навыков устного счёта у младших школьников с задержкой психического развития 34
2.2. Анализ результатов обследования констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы 38
2.3. Анализ результатов формирующего этапа опытно-экспериментальной работы по использованию жестовой речи для развития устного счёта младших школьников с ОВЗ (ЗПР) 48
Заключение 55
Список литературы 58
Приложение 62
Введение:
Актуальность темы обусловлена тем, что в настоящее время проблема обучения и воспитания младших школьников с задержкой психического развития становится как никогда острой. Инклюзивное образование привело к тому, что в одном классе учатся одновременно и абсолютно здоровые дети, и дети с отграниченными возможностями, в том числе с задержкой психического развития, причём количество детей с ЗПР неуклонно растёт. Дети с ЗПР и здоровые дети существенно отличаются друг от друга как психически, так и эмоционально. Они по-разному интерпретируют информацию, полученную от учителя, и имеют разные способности и возможности по отношению к учебной деятельности. При этом требования к навыкам, компетенциям и умениям этих детей по окончанию школы предъявляются одинаковые. Именно поэтому необходимо искать новые способы и методы обучения детей с ЗПР.
Вопросами психолого-педагогических особенностей младших школьников с ЗПР занимались такие учёные как Л.К. Гайфуллина, Ю.В. Иванова, Д.В. Капитонова, И.В. Тихонова, Е.В. Перевозчикова.
В начальной школе одним из основных предметов является математика. На математике дети учатся не только считать, делать вычисления, но и учатся логически мыслить. Математика необходима как для практической жизни, так и для освоения более сложных наук: физика, химия. Большое внимание в младшем школьном возрасте уделяется вопросу обучения навыкам устного счёта. То есть счёта без использования каких-либо электронных или механических приборов.
Вопросами развития устного счёта у младших школьников занимались такие учёные как: Л.Н. Алиева, Н.Н. Васильева, С.Н. Крючкова, А.В. Пищеева, В.И. Цубер, С.О. Черкунова.
По мнению ряда учёных-педагогов жестовая речь может стать альтернативной коммуникацией на уроках в школе. Она может помочь объяснить и донести сложную информацию до детей, страдающих задержкой психического развития, помочь им донести информацию до окружающих. Проблемой использования жестовой речи в образовании занимались М.А. Николаенко, Л.В. Руднева, Т.А. Соловьёва, М.И. Филиппова, А.Е. Харламенко.
Однако ни в отечественной, ни в зарубежной педагогике вопросам использования жестовой речи для развития устного счёта у младших школьников не было посвящено исследований. В связи с этим возникает противоречие между необходимостью нахождения новых методов обучения детей с ЗПР, в том числе обучения устному счёту, и недостаточной разработанностью данного вопроса в науке.
Данное противоречие позволило сформулировать проблему: эффективно ли применение жестовой речи для развития устного счёта младших школьников с ЗПР.
Объект исследования – развитие устного счёта у младших школьников с ЗПР.
Предмет исследования – жестовая речь, используемая для развития устного счёта у младших школьников с ЗПР.
Цель исследования: выявить эффективность использования жестовой речи для развития устного счёта у младших школьников, страдающих задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности и роль устного счёта для развития младших школьников.
2. Рассмотреть возможности применения жестовой речи для развития навыков устного счёта.
3. Разработать программу дополнительного образования для детей с ЗПР по обучению устному счёту с использованием жестовой речи.
4. Внедрить программу дополнительного образования «Устный счёт» и проанализировать её результаты.
Гипотеза исследования: если для развития устного счёта младших школьников с ЗПР использовать жестовую речь, то развитость данного навыка значительно улучшится.
При решении поставленных задач применялись следующие методы исследования:
1. Теоретические: анализ, синтез, сравнение и обобщение психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
2. Эмпирические: проективный метод, опрос.
База исследования: МКОУ «Школа 101 для обучающихся, воспитанников с нарушениями опорно-двигательного аппарата» г. Ижевск.
Практическая значимость исследования заключаются в том, что полученные результаты могут быть использованы при составлении плана проведения уроков математики в начальной школе.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка литературы и источников (32 источника).
Заключение:
Проблема методов развития навыков устного счёта детей с ЗПР в условиях инклюзивного образования младших школьников в современной литературе отражена не достаточно полно. Это позволило нам провести тщательный анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме и сделать выводы. Выбор темы был вызван важностью и актуальностью вопроса развития устного счёта для младших школьников. Такой навык способствует не только общему развитию ребёнка, но и широко применяется как в изучении дальнейших более сложные предметов, так и в повседневной жизни.
Целями устного счета на уроке математики являются:
1) достижение поставленных целей урока;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания.
Устного счет может быть организован на уроке в нескольких формах:
– беглый слуховой;
– зрительный;
– комбинированный устный счёт.
Для детей с ЗПР беглый слуховой устный счёт является наиболее сложным, так как он требует от детей большого внимания, запоминания.
Эмоционально — волевая незрелость таких детей представлена органическим инфантилизмом. У детей с ОВЗ отсутствует типичная для здорового ребенка живость и яркость эмоций, характерны слабая воля и слабая заинтересованность в оценке их деятельности. Игра отличается бедностью воображения и творчества, монотонностью, однообразием. У этих детей низкая работоспособность в результате повышенной истощаемости.
В познавательной деятельности наблюдаются: слабая память, неустойчивость внимания, медлительность психических процессов и их пониженная переключаемость. Для ребенка с ЗПР необходим более длительный период для приёма и переработки зрительных, слуховых и прочих впечатлений.
Для детей с ОВЗ характерны ограниченный (гораздо беднее, чем у нормально развивающихся детей того же возраста) запас общих сведений об окружающем, недостаточно сформированные пространственные и временные представления, бедный словарный запас, несформированность навыков интеллектуальной деятельности.
При организации обучения детей с ЗПР могут использоваться следующие системы:
па основе билингвистического подхода (равноправными и равноценными средствами специального образовательного процесса являются как словесная, так и жестовая речь — способ межличностного общения людей посредством системы жестов);
на основе словесной речи.
Таким образом, нами была выдвинута следующая гипотеза: использование жестовой речи для развития устного счёта младших школьников с ОВЗ позволит значительно улучшить развитость данного навыка.
Данные факты нашли свое доказательство в эмпирическом исследовании, в котором принимали участие учащиеся младшего школьного возраста в количестве 20 человек. Все учащиеся были разделены на 2 группы: контрольную и экспериментальную. В контрольной группе обучение происходило с использованием только словесной речи. В контрольной группе использовался билингвистический подход для обучения устному счёту.
В результате исследования было выявлено, что изначально две группы имели одинаковый уровень развития навыков устного счёта. Через 2 месяца после начала проведения эксперимента в контрольной группе показатели развитости данного навыка улучшились на 4 %. В экспериментальной же группе навык устного счёта улучшился на 40 %. До эксперимента в группе не было ни одного учащегося, который имел бы высокий уровень развитости показателя устного счёта. После эксперимента – 3 учащихся показали высокий уровень устного счёта. Эти дети без труда складывали, вычитали, делили, умножали числа до 100.
Таким образом, цель нашего исследования по изучению взаимосвязи эмоционального развития и социометрического статуса младших школьников в группе сверстников достигнута. Все поставленные задачи решены.
Основные положения гипотезы, выдвинутые нами в начале исследования, нашли свое подтверждение.
С нашей точки зрения данная тема перспективна, как в плане теоретического, так и эмпирического изучения. А также в плане использования полученных результатов в практике начальной школы, в качестве основы для создания условий по гармонизации развития детей с задержкой психического развития.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические аспекты устного счёта у младших школьников с задержкой психического развития
1.1 Понятие устного счёта в психолого-педагогической литературе
Счётная деятельность – это деятельность с конкретными элементами множеств, при которой устанавливается взаимосвязь между числительным и предметами [31, с. 100].
Способность осуществлять счётную деятельность развивается постепенно и проходит ряд этапов, выделенных А.М. Леушиной:
1. Первый этап (возраст ребёнка 2-3 года) – дочисловой этап. Ребёнок учится сравнивать множества: много-мало, больше-меньше.
2. Второй этап (возраст 3-4 года) – дочисловой этап. Дети учатся сравнивать схожие множества (которые отличаются на 1-2), учатся приводить множества к равенству. На этом этапе необходимо с ребёнком заниматься математикой.
3. Третий этап (возраст 5 лет) – дети начинают использовать числа: один, два, три… Приходит понимание того, как формируются числа. Дети считают предметы. Числа начинают постепенно абстрагироваться от предметов.
4. Четвёртый этап (возраст 6 лет) – понимание натурального ряда. Дети осознают, что следующее число получается путём прибавления к предыдущему единицы.
5. Пятый этап (возраст 7 лет) – понимание десятичной системы исчисления. Дети учатся считать не только отдельные предметы, но и группы.
6. Шестой этап (возраст 7-8 лет) – счёт десятками. Этот этап совпадает с приходом в начальную школу. Дети начинают не только считать, но и вычислять, а также измерять количество, вес, длину [31, с. 109].
Счётную деятельность следует отличать от вычислительной деятельности.
Вычислительная деятельность – это сложение, вычитание, деление, умножение, сравнение и другие операции, осуществляемые с числами в ходе решения задач и примеров [31, с. 115].
Вычислительная деятельность может осуществиться устно, а может и письменно.
Устный счёт – математические вычисления (сложение, вычитание, умножение, деление, сравнение), осуществляемые человеком без помощи дополнительных устройств (компьютер, калькулятор, счёты и т. п.) и приспособлений (ручка, карандаш, бумага и т. п.). То есть устный счёт осуществятся только за счёт мыслительной деятельности человека [1, с. 112].
Устные вычисления полезны для развития интеллектуальных способностей младших школьников. Они развивают:
1. логическое мышление учащихся – запоминание точного алгоритма действий, нахождение связей, аналогий, построение логических цепочек;
2. остроту внимания – для правильного решения устных упражнений необходимо сконцентрироваться на задании, выслушать учителя;
3. память – необходимо запомнить задание и цифры;
4. творческие качества – многие устные задания имеют вариативные способы решения;
5. волевые качества – учащиеся должны научиться решать даже сложные примеры, не сдаваться при первой неудаче;
6. математическую зоркость – умение находить и реализовывать рациональные пути решения;
7. скорость мышления – ответ на вопрос нужно давать достаточно быстро;
8. речь – способность обосновывать свои ответы, описывать од рассуждений [19, с. 199].
В методике математики различают устные и письменные приемы вычисления.
К устным вычислениям относят все приемы для вычислений в пределах 100 и сводящихся к ним приемы вычислений для случаев за пределами 100 (например, прием для случая 900 умножить на 7 будет устным, так как он сводится к приему для случая 9 умножить на 7). К письменным вычислениям относятся приемы для всех других случаев вычислений над числами больше 100 [16, с. 180].
Согласно ФГОС устный счет не сводится только к математическим вычислениям. Дети должны научиться устно выполнять алгебраические и геометрические задания.
Необходимость введения устного счёта в обязательную программу обучения математики обусловлена тем, что он играет несколько значений:
образовательное значение: устный счёт помогает понять, запомнить и применять на практике многие вопросы теории арифметических действий, сформировать основные математические понятия, твёрдо усвоить законы арифметических действий;
воспитательное значение: устные вычисления способствуют развитию мышления, памяти, внимания, речи, математической зоркости, наблюдательности и сообразительности;
практическое значение: быстрота и правильность вычислений необходимы в жизни, особенно когда письменно выполнить действия не представляется возможным (например, при покупке товаров в магазине) [29, с. 236].
В связи с этим устный счёт используют на уроках математики для достижения следующих целей:
1) раскрытие темы урока и достижения поставленных целей и задач;
2) развитие вычислительных навыков;
3) развитие математической культуры, речи;
4) умение обобщать и систематизировать, переносить полученные знания на новые задания [6, с. 39].
Согласно ФГОС начального образования устным вычислениям должно отводиться значительное количество времени на уроке. Устные вычисления не могут быть случайным этапом урока, не могут носить эпизодический характер. Для достижения необходимых навыков устных вычислений на каждом уроке математики необходимо выделять 5 — 10 минут для проведения упражнений в устных вычислениях, предусмотренных программой каждого класса. При этом применение устного счёта должно носить проблемный характер [1, с. 114].
Чтобы навыки устных вычислений постоянно совершенствовались, необходимо установить, правильное соотношение в применении устных и письменных приемов вычислений, а именно: вычислять письменно только тогда, когда устно вычислять трудно. Либо прибегать к устному вычислению в случае необходимости быстрого нахождения ответа.
Упражнениям в устных вычислениях можно посвятить отдельную часть урока, а можно перемежать устные и письменные вычисления друг с другом. Также устные вычисления можно соединить с проверкой домашних заданий, закреплением изученного материала, предлагать при опросе. Материал для устного счёта должен подбираться согласно возрасту детей и быть не слишком сложным, но и не совсем простым [30, с. 199].
Хорошо, когда устные упражнения соотносятся с темой и целями урока и помогают усвоению изучаемого на данном уроке или ранее пройденного материала. Таким образом, если устные упражнения предназначаются для повторения уже ранее изученного материала, формированию автоматических вычислительных навыков, то лучше их провести в начале урока до изучения нового материала. Если устные упражнения имеют цель закрепить изученное на данном уроке, то надо провести устный счет после изучения нового материала.
Проведение упражнений по устному счёту в конце урока является неэффективным. Дети уже утомлены, а устный счет требует большего внимания, памяти и мышления. Поэтому оптимальным для устного счёта является начало и середина урока.
Количество упражнений для устных вычислений должно быть таким, чтобы их выполнение не переутомляло детей и не превышало отведенного на это времени урока [13, с. 125].
При подборе упражнений для урока следует учитывать, что подготовительные упражнения и первые упражнения должны быть проще. Для их решения необходимо использовать ранее изученный алгоритм. После того как дети будут вовлечены в процесс, можно усложнять задания, использовать различные формулировки, приёмы работы.
Если дети изучили какой-либо алгоритм вычислений и его необходимо закрепить на практике, то упражнения должны быть как можно более однообразные, но по мере закрепления навыка они могут усложняться.
Особое внимание следует уделять формулировкам заданий. Они должны быть рассчитаны на то, что их будут воспринимать на слух. А это предполагает: чёткость, лаконичность, единое толкование, отсутствие подтекста [19, с. 400].
Основным методом формирования устного счёта являются упражнения, которые представляют собой не простое механическое повторение действий, а их совершенствование. При отборе упражнений следует реализовать ряд принципов: от простых упражнений к сложным, проведение достаточного количества упражнений для отработки навыков.
Перед выполнением упражнений учитель может не только рассказать, как именно необходимо производить вычисления, но и какие существуют наиболее распространённые ошибки.
При построении методики обучения устному счету важно четко определить, какие вычислительные операции должны быть доведены до уровня навыка, а какие – до уровня вычислительного умения [6, с. 39].
Вычислительный навык – это стереотипны мыслительные действия, которые необходимо выполнить для решения поставленной задачи.
Вычислительные умения – это способность выполнять какую-либо сложную нетривиальную работу, используя при этом теоретические знания и навыки. Умение – это более сложное понятие [6, с. 40].
В соответствии с действующей программой по математике для начальных классов обучения детей с ограничениями физического здоровья, до уровня навыка доводятся таблица сложения и соответствующие случаи вычитания в пределах 20; табличное умножение и соответствующие случаи деления.
На уровне умения должны быть усвоены сложение и вычитание чисел в пределах 100, деление и умножение двузначных чисел на однозначное, деление двузначного числа на двузначное, деление с остатком, письменные алгоритмы четырех арифметических действий, где операции, составляющие структуру алгоритма, должны быть доведены до уровня навыка [16, с. 180].
Формирование вычислительных умений и навыков представляет собой единый, сложный и длительный процесс, требующий соблюдение определенной последовательности действий:
1. Актуализация уже изученных знаний.
2. Передача детям знаний, необходимых для формирования навыка устного счёта.
3. Точный и подробный алгоритм выполнения навыка.
4. Выполнение стандартных устных упражнений под руководством и с подсказками учителя.
5. Выполнение стандартных устных упражнений самостоятельно. Комментарии и оценки учителя.
6. Выполнение нестандартных упражнений под руководством учителя.
7. Самостоятельное выполнение упражнений в нестандартных условиях.
8. Многократное применение полученных знаний для решения задач [25, с. 22].
Важным психологическим условием успешного формирования умений и навыков выступает психологически грамотное использование учителем похвалы в процессе контроля и оценки уровня их сформированности. Эффективная похвала осуществляется обоснованно, учитель конкретизирует действие, за которое хвалит, акцентирует внимание на конкретных результатах учеников, на их поведении во время работы, поощряет их старательность, учитывает усердие и успех в трудных заданиях. Приписывая успех усердию и способностям, учитель подчеркивает, что успешное овладение новыми действиями возможно и в будущем [13, с. 125].
Устные упражнения проводятся, как правило, в вопросно — ответной форме, когда все учащиеся класса выполняют одновременно одни и те же упражнения. Хотя возможно применение и других методов устного счёта:
1. беглый слуховой метод – задание читается учителем, учеником, либо включается аудиозапись. Таким образом, ученикам необходимо не только правильно решить задание, но и запомнить его условия;
2. зрительный – таблицы, плакаты, записи на доске, счеты, диапозитивы. При использовании данного метода вычисления облегчаются засчёт отсутствия необходимости запоминать числа и большей возможности применения зрительного (образного) мышления.
3. комбинированный устный счёт может проводиться по-разному: учащиеся показывают ответы на карточках;
проводится взаимопроверка, проверка с помощью компьютерной программы;
происходит расшифровка ключевых слов;
проводятся упражнения в форме игры (магические квадраты, викторины, лото, кодированные упражнения, математическая эстафета, лабиринты, числовой фейерверк и т.д.) [30, с. 201].
Таким образом, устный счет у младших школьников является основой для дальнейших более сложных вычислений. Также устный счёт способствует развитию внимания, памяти, скорости мышления, речи.