Методика обучения иностранному языку Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие умений подготовленной иноязычной монологической речи на средней ступени обучения

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития умений подготовленной иноязычной речи 8
1.1. Общая характеристика иноязычной монологической речи 8
1.2. Требования к обучению монологической речи 18
Выводы по главе 1 31
Глава 2. Методические основы развития умений подготовленной иноязычной монологической речи 31
2.1. Анализ УМК 32
2.2. Приемы развития умений монологической речи на средней ступени обучения 42
Выводы по главе 2 53
Заключение 54
Список литературы 55
Приложение 62

 

  

Введение:

 

Сегодня образовательными программами определяется цель обучения иностранным языкам в средней школе: развитие личности школьника, его способностей и желаний участвовать в межкультурной коммуникации на иностранном языке и самостоятельно совершенствоваться в иноязычно-речевой деятельности на соответствующем языке. В настоящее время уделяется большое внимание развитию умений подготовленной иноязычной монологической речи. В методике обучения говорению принято различать подготовленную и неподготовленную речь, репродуктивную и продуктивную речь, которая может выступать в монологической и диалогической формах. Подготовленный уровень речи предполагает предварительное обеспечение ее языковым материалом, выделение времени на подготовку.
Развитие монологических умений у учащихся среднего звена – это один из наиболее важных аспектов при изучении иностранного языка, поскольку умение логично выстроить свое высказывание по какой-либо теме, а также грамматически правильно выразить свои мысли особенно ценно. Средства развития монологических умений должны быть не просто эффективными, но и способными замотивировать и настроить учащихся на работу. Многие ученые изучали проблему развития монологических умений, искали решения для устранения данной проблемы. Но, тем не менее, большинству учащихся до сих пор трудно дается умение грамотно и логично выстраивать свою речь. Далеко не все школьники способны говорить свободно, в хорошем темпе, не опираясь при этом на текст.
В естественном акте коммуникации любой человек высказывается лишь в том случае, когда у него появляется потребность, обусловленная какими-либо обстоятельствами действительности и отношениями учащихся. В учебных условиях мотив не появляется сам собой и зачастую речь вызывается диктатом учителя. В результате чего возникает фиктивная речь, которая является речью только по форме. Монологическая речь современных школьников на сегодняшний день носит лишь репродуктивный, а не продуктивный характер. В практике обучения иностранному языку педагогам приходится сталкиваться с таким явлением, когда ребенок не может сделать самостоятельное подготовленное сообщение, состоящее из нескольких связанных между собой, последовательных фраз. Очень часто высказывания школьников представляют собой или односложные ответы на вопросы педагога, или чисто формальное, хронологическое перечисление тех или иных действий. Обучение говорению как продуктивному процессу требует от обучающихся построения высказывания, обусловленного ситуацией общения, и представляет собой сложную методическую задачу, так как овладение им связано с наибольшими трудностями, прежде всего, для учащихся и требует больших временных затрат и усилий со стороны учителя и самих учащихся. На средней ступени обучения совершенствование навыков общения позволяет учащимся самостоятельно решать коммуникативно-познавательные задачи, включая языковую догадку и умение выражать личностное отношение к конкретной воспринимаемой информации.
Таким образом, актуальность темы исследования объясняется тем, что на сегодняшний день обучение подготовленной иноязычной монологической речи на средней ступени вызывает ряд трудностей, поэтому необходимо предложить учащимся новые формы работы, направленные на развитие у них умений подготовленной монологической речи.
Объект исследования: подготовленная иноязычная монологическая речь
Предмет исследования: методика развития умений подготовленной иноязычной монологической речи на средней ступени обучения.
Цель исследования: рассмотреть особенности развития умений подготовленной иноязычной монологической речи.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Выявить особенности понятия «монологическая речь»;
2. Изучить требования к обучению монологической речи;
3. Провести анализ современных УМК;
4. Разработать приемы развития умений монологической речи на средней ступени обучения.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:
— теоретический анализ методической, педагогической, психологической литературы по проблеме исследования;
— анализ, наблюдение, обобщение педагогического опыта школьных учителей.
Теоретико-методологическую основу исследования составляют работы:
• в области психологии (Н.Ф. Талызина, И.А. Зимняя, В.А. Якунин, В.Г. Казанская и другие)
• в области методики (Е.И. Пассов, Е.А. Маслыко, Н.Д. Гальскова, Д.Б. Гудков, Е.Н. Соловова, И.Л. Бим и другие).
Зарубежные и отечественные исследования, посвященные структуре обучения говорению (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя), общетеоретическим вопросам обучения монологической речи, таким как лингвистическая характеристика монологического высказывания (А.А. Алхазишвили и другие), функциональные типы монологических высказываний (Н.В. Долгалова, А.К. Артыкбаева, М.Н. Калнинь, Л.И.Новожилова, О.А.Нечаева, О.Г. Резель и другие), а также различным аспектам методики обучения подготовленной монологической речи в средней школе на иностранном языке (Л.И. Лазаркевич, А.А. Вейзе и другие) и вопросам создания системы упражнений для обучения подготовленной монологической речи в общеобразовательной школе (Д.Б. Гудков, Е.А. Маслыко, Н.Ф. Талызина, Н.В. Якунина).
Практическая значимость заключается в том, что в исследовании рассматривается структура процесса говорения, уточняется сущность монологической речи, построена теоретическая модель обучения монологической речи на уроках иностранного языка. В рамках исследования был разработан комплекс заданий, направленных на развитие умений подготовленной монологической речи у учащихся в процессе обучения английскому языку на среднем этапе обучения. Все материалы могут быть полезными учителям иностранного языка и использованы в методике преподавания английскому языку.
Структура работы определяется целью и задачами исследования. Данная выпускная квалификационная работа состоит из введения, две главы, заключение, список литературы.
В первой главе «Теоретические основы развития умений подготовленной иноязычной речи» рассматриваются особенности монологической речи, требования к обучению монологической речи, а также дается определение понятию подготовленная речь. Уточняются понятия говорение, продукт говорения, монологическая речь, цели монолога, подготовленная речь и ее характеристика; даются примеры подготовленной речи (пересказ прочитанного, выступление по конспектам (частично подготовленная речь), по кратким пометкам, заранее продуманным, устное воспроизведение заученного (отрывки, стихотворения и др.) или хорошо продуманного и мысленно проговоренного).
Во второй главе «Методические основы развития умений подготовленной иноязычной монологической речи» содержится два параграфа: «Анализ УМК» и «Приемы развития умений монологической речи на средней ступени обучения». В первом параграфе проводится анализ современных УМК «Forward» и «Spotlight». В процессе анализа рассматривается содержание учебников, рабочих тетрадей, книг для учителя. Также анализируются виды упражнений, направленных на развитие умений подготовленной монологической речи учащихся. В процессе анализа сделан вывод о том, что при правильной работе с УМК «Spotlight» можно достигнуть действительно высоких результатов при обучении подготовленной монологической речи, так как в нем содержится достаточное количество необходимых упражнений для тренировки. В УМК «Forward» в основном упражнения направлены на развитие навыков диалогической речи. Таким образом, в сравнении с УМК «Spotlight», в УМК «Forward» монологической речи уделяется меньше внимания.
Во втором параграфе представляется система упражнений, направленных на развитие умений монологической речи учащихся. Предлагаются к использованию следующие виды упражнений: соедини простые предложения рассказа в сложные; закончи высказывания, (используя предложенные варианты); подбери к данным тезисам соответствующие аргументы (тезисы приведены ниже); объясни причину…; докажи, что …; выбери картинку, которая вызывает ассоциации с учебой (отдыхом, работой и т.п.), аргументируй свой выбор; послушай звуковую ситуацию (цепочку звуков, музыкальное произведение и т.п.) и выскажи свое мнение о месте событий и т.п.; создание ситуаций на уроке; игровые приёмы; цикл заданий на основе текстов.
В заключении подводятся итоги исследования, освещаются перспективы дальнейшей работы.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Таким образом, необходимо отметить, что мысль учащегося не подчиняется еще целиком логическому плану ее изложения. Высказывания, особенно развернутые, часто бывают недостаточно логичны. В том же случае, когда его целенаправленно учат пунктуации, орфографии, построению текстов, общению и т.д., он выявляет более высокий уровень развития во всех видах речевой деятельности.
В первой главе, в результате анализа теоретических исследований, нами были сформулированы следующие выводы:
1) Говорение представляет собой вид речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение. Обучение говорению включает развитие умения диалогической и монологической речи. Каждый вид имеет свои психологические и лингвистические особенности, соблюдение которых способствует успешному овладению той или иной устно-речевой формой общения.
2) Монологическая речь – это речь одного лица, выражающего в более или менее развернутой форме свои мысли, намерения, оценку событий и т. д. Она характеризуется последовательностью и логичностью, полнотой, содержательностью, завершенностью и ясностью мысли, что делает ее в большей степени независимой от ситуации. Подготовленная речь – это предварительно подготовленные по содержанию и по форме высказывания учащегося, направленные на решение коммуникативной задачи с помощью усвоенных ранее речевых единиц и их комбинирования.
3) Нами было выявлено, что ФГОС основного общего образования в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации, включает определённые требования к устной речи учащихся. Также существуют характерные возрастные особенности учащихся среднего звена, которые необходимо учитывать в процессе обучения.
4) Выделяют следующие этапы развития подготовленной речи: Видоизменение текста-образца; Порождение самостоятельного высказывания: а) при помощи вербальных опор (план, тезисы, ключевые слова и заголовки); б) с опорой на источники информации (кинофильм, телепередача, картина); в) с опорой на изученную тему.
5) На средней ступени обучения иностранному языку учащиеся способны самостоятельно рассуждать, управлять своими мыслительными операциями, осознавать существенные связи в высказывании.
6) Формирование этого сложного умения должно протекать с помощью опор: печатных текстов, аудитивных текстов, речевых опор, плана высказывания, наглядности. Упражнения должны отвечать следующим требованиям: быть посильными по объему, апеллировать к разным видам памяти, восприятия, мышления, активировать умственную деятельность учащихся, содержать жизненные и типичные примеры и ситуации.
Исследование достаточно полно раскрывает проблему развития умений подготовленной иноязычной монологической речи на средней ступени обучения. Были рассмотрены все составляющие данного процесса, описано содержание и требования к работе, направленной на обучение учащихся среднего звена.
В практической части нашего исследования было выявлено, что далеко не все УМК акцентируют процесс обучения на развитии навыков монологической речи. Были проанализированы УМК «Forward» и «Spotlight». Мы выявили, что в УМК «Spotlight» встречается больше упражнений на развитие навыков монологической речи. Нами было проанализировано 19 упражнений из УМК «Spotlight» и 10 упражнений из УМК «Forward». Такие задания содержатся, но не в той степени, которая необходима для успешного овладения этими умениями, что, прежде всего, в дальнейшем пригодится ученикам при сдаче выпускных экзаменов.
Обучение подготовленной и неподготовленной иноязычной монологической речи имеет свои особенности. Немаловажно помнить также о том, что процесс обучения на основе текстов взаимосвязано влияет на чтение и говорение учащихся, а, следовательно, и на формирование у них навыков построения монологического высказывания.
Нами были предложены следующие приемы и методы работы на уроках иностранного языка для формирования навыков построения подготовленного монологического высказывания: создание ситуаций на уроке, придумывание рассказов, участие в игровой деятельности, использование наглядности (описать картину, составить текст, ответив на вопросы и т.д.). Данные приемы имеют различный уровень сложности и структуру. Такие задания могут быть интересны обучающимся, прежде всего, своей необычностью и неординарностью. Такие задания мотивируют учащихся на сам процесс говорения, непосредственно активизируют их деятельность на уроках, что способствует обучению монологической речи.
Целью нашего исследования было изучение методики обучения подготовленной монологической речи и развитие умений на средней ступени обучения иностранного языка.
Для достижения поставленной цели мы решили следующие задачи:
1. Выявили особенности понятия «монологическая речь»;
2. Изучили требования к обучению монологической речи;
3. Провели анализ современных УМК;
4. Разработали приемы развития умений монологической речи на средней ступени обучения.
Таким образом, цель и задачи исследования выполнены.

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретические основы развития умений подготовленной иноязычной монологической речи
1.1. Общая характеристика иноязычной монологической речи
Монологическая речь представляет собой одну из форм общения, которая реализуется не только в устной, но и в письменной форме. Но, прежде чем перейти к рассмотрению иноязычной монологической речи, нам представляется логичным рассмотреть его в общем, как акт устной речи, как процесс говорения.
Устная речь – это речь в устной форме, состоящая из умения воспринимать звучащую речь (слушание) и умения производить речь в звуковой форме (говорение). Устная речь осуществляется при непосредственном контакте собеседников (контактное общение) или может быть посредником технических средств (телефон, компьютер и т.д.), если общение происходит на большом расстоянии (дистантная речь). Устная речь имеет свою специфику. Она выражается в стиле и языковом оформлении речи, а также в типах и характеристиках речевых продуктов. Устная речь характеризуется избыточностью (наличием повторов, уточнений, пояснений) и использованием невербальных средств общения. Устная речь всегда определяется речевой ситуацией. Конечной целью обучения устной речи является развитие навыков учащихся в неподготовленной спонтанной речи в рамках ситуаций и тем, предложенных в стандартах и примерных программах.
Говорение – вид речевой деятельности, посредством которого (совместно со слушанием) осуществляется устная форма общения. Одной из основных задач современного обучения говорению является формирование вторичной языковой личности, способной осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры [43, с.20]. Цель обучения говорению – формирование речевых навыков и умений выражать свои мысли в условиях естественной коммуникации. Обучение говорению начинают обычно со становления произносительных навыков, формирования лексических и грамматических навыков, навыков аудирования [43, с.11]. В дальнейшем активное владение языком базируется на интуитивном использовании языковых средств «по чувству». Такую речь иногда называют неподготовленной. Говорение может обладать различной сложностью, начиная с вербализации эмоциональных состояний с помощью простых восклицаний, называния предметов, ответов на вопросы и пр., заканчивая самостоятельным развернутым высказыванием. Продуктом говорения является речь, а речевое действие выделяется как единица языка. Выделяют следующие формы говорения: диалог, полилог, монолог. Благодаря общению с помощью говорения, отображения мира в представлении отдельного человека постоянно пополняется тем, что отражается или отражалось в мозгу других людей – передачей информации, обменом мнениями [28, с. 48].
Отношение к определению монологической речи психологами и лингвистами очень неоднозначное. Так, по словам Е.И. Пассова: «Нет монологической или диалогической речи, но есть утверждения разного уровня – на уровне слова, фразы, предложения, на уровне единства и текста (две последние считаются так называемой монологической речью), с одной стороны, а с другой – общение, то есть взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм коллективной жизни» [33, с.23]. А.А. Алхазишвили считает, что «монолог является в большей или меньшей степени частью диалога с привлечением собеседника» [2, с. 56].
По словам Г.В. Роговой, монолог состоит из серии логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно разработанных и объединенных единым содержанием или предметом выражения» [40, с. 21]. Монологическая речь, как известно, это речь одного человека, который выражает свои мысли, намерения, оценку событий в более или менее подробной форме. Действительно, прежде чем начинать озвучивать монолог в реальной жизни, человек размышляет, почему это делает, и произносит это только в том случае, если он действительно хочет высказаться или считает это нужным.
Цель монолога определяется речевой ситуацией, которая, в свою очередь, определяется местом, временем, аудиторией и конкретной языковой задачей. Предметом монолога является мнение говорящего. Из психологических механизмов важнейшими являются предчувствие, умение слышать и правильно оценивать свою речь. Продуктом монолога является текст. Результатом выступает его влияние на слушателей. Единицей монологической речи можно считать сверхфразовое единство. Это группа фраз, которые выполняют конкретную коммуникативную функцию. Например, это может быть описание способа действия, характеристика отношений, характеристика человека или предмета.
Монолог часто реализует функцию оценки. Группа взаимосвязанных фраз, входящих в высказывание, выражает относительно полное мнение.
Монолог имеет следующие коммуникативные функции:
1. информативная – передача новой информации в виде знаний о предметах и явлениях окружающей действительности, описание событий, условий, действий;
2. воздействующая – убеждение кого-либо в правильности определенных взглядов, мнений, действий; побуждение к действию или предотвращение действия;
3. эмоционально-оценочная – предусматривает оценку событий, предметов, действий, явлений;
4. экспрессивная – своеобразный регулятор снятия эмоционального напряжения, для описания состояния, в котором находится оратор и т.д. [39, с. 33].
В методике обучения говорению принято различать подготовленную и неподготовленную монологическую речь. Неподготовленная речь – конечная цель обучения иностранных учащихся – характеризуется таким уровнем развития навыков и умений, при котором обучаемые практически безошибочно употребляют языковые средства в спонтанной речи на русском языке. Однако такая неподготовленная речь – результат специальной подготовки. Она может возникнуть только на базе хорошо усвоенных элементов иноязычной речи, комбинируемых говорящим в соответствии с целями коммуникации и с учётом ситуации общения.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы