Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие учреждений музыкального образования в СССР во второй половине XX века (на примере Ставрополя-Тольятти)
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Становление и развитие учреждений музыкального образования в СССР в период 50-90-х годов 6
1.1 Реформирование системы музыкального образования 6
1.2 Профессиональное музыкальное образование 6
Глава 2. Деятельность учреждений музыкального образования города Ставрополь-Тольятти в период 50-90-х годов 9
2.1. Становление деятельности учреждений музыкального образования города Ставрополь-Тольятти. 30
2.2. Системы музыкального образования детей города Ставрополь-Тольятти в советский период. 30
2.3. Обучение особо одаренных детей. Подготовкой педагогических кадров для общего музыкального образования города Ставрополь-Тольятти. 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 57
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 60
Введение:
Актуальность темы исследования обусловлена тем фактом, что в России становление и развитие музыкальной культуры детей проходило в условиях постоянно меняющейся политической, социальной, экономической и культурной обстановки. Вопрос изучения системы российского музыкального и художественного образования детей остается особенно актуальным на сегодняшний день.
В 1953 г. Министерство просвещения РСФСР утверждает единые Положения о внешкольных учреждениях в системе воспитания подрастающего поколения, меняются содержание, формы и методы обучения. Таким образом, постепенно совершенствуется структура музыкального образования: 4-летние музыкальные школы преобразуются в 7-летние. Внешкольное образование полностью отвечает идеологии партии, становится ориентированным на искусство соцреализма.
В 70–80-е гг. создается широкая сеть специализированных внешкольных детских учреждений с учетом интересов детей. В эти годы много внимания уделялось развитию массового музыкального и художественного образования детей. Создавались разные кружки (обучали игре на различных музыкальных инструментах, хоровые коллективы, кружки рисования и лепки) при дворцах и домах Пионеров, где занятия в кружках были бесплатными.
Профессор Б. М. Неменский вспоминал: «Основой содержания образования во внешкольной системе всегда были профессиональные, языковые особенности самого искусства, а целью – выявление одарённых детей, талантов и их подготовка к профессиональному развитию».
Все это вносило свой вклад в становление музыкальной и художественной культуры у детей и юношества, развивало творческое начало и художественный вкус, влияло на формирование гуманистических идеалов.
Согласно статистике, проводимой в СССР, мы наблюдаем положительную динамику в развитии музыкального и художественного образования. Так, в 1970 г. в РСФСР насчитывалось 4510 детских школ искусств, музыкальных, художественных и хореографических школ. Спустя десять лет их число увеличилось на 3181 (1980 г. – 7691), а по прошествии еще восьми лет, на 1519 (1988 г. – 9210 школы).
Рассмотрим пути становления системы музыкального и художественного образования детей в советский период на примере города Ставрополя-Тольятти.
Объектом исследования являются этапы становления системы музыкального и художественного образования детей в советский период на примере города Ставрополя-Тольятти.
Предмет исследования – развитие учреждений музыкального образования в СССР во второй половине XX века на примере города Ставрополя-Тольятти.
Целью исследования является выявление условий, необходимых для развития учреждений музыкального образования в СССР во второй половине XX века на примере города Ставрополя-Тольятти.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
— выявить этапы реформирования системы музыкального образования ;
— рассмотреть особенности профессионального музыкального образования;
— охарактеризовать особенности становления деятельности учреждений музыкального образования города Ставрополь-Тольятти;
— выявить системы музыкального образования детей города Ставрополь-Тольятти в советский период;
— рассмотреть особенности обучения особо одаренных детей и подготовки педагогических кадров для общего музыкального образования города Ставрополь-Тольятти.
Методологическая основа исследования. Для того чтобы максимально грамотно и эффективно решить поставленные задачи, в работе активно применялись общенаучные методы исследования. В частности, речь идет о диалектическом способе как основном способе объективного и, что немаловажно, всестороннего познания действительности, аналогии, обобщения, а также о ряде частно-научных методов: историческом, системно-структурном, сравнительно-правовом, формально-юридическом, статистическом и других. Использование этих методов позволило обеспечить наиболее глубокое исследование всего комплекса проблем во взаимосвязи и целостности.
Особенности структуры работы. Выбор структуры дипломной работы обусловлен логикой изложения материала в соответствии с главной целью исследования и, соответственно, вытекающими из нее вышеназванными задачами. Дипломная работа состоит из следующих частей: введение, три главы, включающие десять параграфов, заключение, список использованных источников и литературы.
Заключение:
Таким образом, в СССР к середине 70-х годов сложилась следующая система музыкального образования, которая сохраняется по сегодняшний день.
Низшая ступень – 7-летние музыкальные школы, дающие общее музыкальное образование. В них изучались следующие дисциплины: игра на инструменте, сольфеджио, музыкальная грамота и теория, хоровое пение и ансамбли.
К средней ступени относятся 4-летние учебные заведения – музыкальные училища, которые готовят музыкантов-профессионалов средней квалификации (инструменталистов, певцов, хормейстеров и теоретиков) для работы в оркестрах, хорах и преподавания в детских музыкальных школах.
Во второй половине XX столетия музыкальные школы-семилетки работали в каждом районном центре России, а сложившаяся многоступенчатая система (ШУВы – школы, училища, вузы) осуществляла процесс непрерывного музыкального профессионального образования. «Положение о детской музыкальной школе и школе искусств системы Министерства культуры СССР» 1980 года утверждало программы музыкальных школ как начальное звено профессионального музыкального образования.
Популярность и престижность получения образования в музыкальной школе в это время позволяли осуществлять конкурсный отбор детей на основании выявления музыкальных способностей. Профессиональное музыкальное образование на всем протяжении советского периода интенсивно развивалось, росло количество учебных заведений.
К началу 90- х годов в СССР насчитывалось около 6000 музыкальных школ, более 200 средних и 50 высших музыкальных учебных заведений, в том числе 15 консерваторий. Такой масштабной сети государственных музыкальных образовательных учреждений не имела ни одна страна в мире.
Музыкально-педагогические училища, выпускающие учителей музыки для работы в музыкальных школах, детских садах. При некоторых консерваториях и институтах были организованы 11-летние специальные музыкальные школы, которые готовили учащихся непосредственно к поступлению в вузы. Здесь учащиеся проходили курс общеобразовательных предметов, получали начальное и среднее музыкальное образование.
Высшая ступень включает консерватории, музыкально-педагогические институты и институты искусств. Здесь обучаются будущие учителя музыки высшей квалификации. В большинстве училищ и вузов есть вечернее и заочное отделения.
В г.Ставрополь-Тольятти наравне с развитием города и строительством промышленных предприятий возникает сеть детских музыкальных школ (№1-№4), строятся новые здания, создается сеть педагогических заведений для подготовки музыкантов-педагогов.
Тольяттинская филармония была открыта 15 апреля 1980 года как отделение (филиал) Куйбышевской государственной филармонии. Первый директор филиала – заслуженный работник культуры РФ Г. А. Сапожинский.
При филармонии создан архив фонозаписей и расшифровок образцов музыкального фольклора народов Поволжья, составлена коллекция предметов уральского народно-прикладного искусства, укомплектована библиотека, включающая труды по фольклору народов мира. Фонды кабинета народной музыки используются на занятиях по фольклорной практике у студентов-музыковедов, композиторов и этномузыкологов (организация фольклорных экспедиций, расшифровка фономатериалов, научное редактирование и комментирование нотаций, составление каталогов фонозаписей и нотировок), на их основе пишутся дипломные работы, научные статьи, диссертации, произведения уральских композиторов, готовятся концертные программы.
Однако, сложившаяся система музыкального воспитания и образования в СССР имела ряд недостатков. При внешней сбалансированности и упорядоченности всей структуры между учебными заведениями различных уровней не было слитности и единства. Детские музыкальные школы, училища, высшие музыкальные заведения существовали сами по себе, вне какой-либо взаимосвязи между собой. Поэтому не всегда самым лучшим образом отбирались кадры при переходе учащихся музыкантов с одной ступени на другую, более высокую.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Становление и развитие учреждений музыкального образования в СССР в период 50-90-х годов
1.1 Реформирование системы музыкального образования
В первые годы власти Советов, государство все-таки старалось сохранить выдающееся музыкальное наследие и провести реорганизацию профессионального музыкального образования. Первостепенными задачами, вставшими на пути реформаторов, стали:
1. организация доктрины общего музыкального образования;
2. регламентация концепции профессионального музыкального образования.
В сложной обстановке продолжали действовать консерватории в Петрограде и Москве. Невзирая на огромные утраты в связи с эмиграцией многих ведущих педагогов, образование в них продолжалось осуществляться на высочайшем уровне. В консерватории Петрограда преподавали именитые музыкальные педагоги, такие как: А. К. Глазунов (до 1928 г. руководил консерваторией), С. М. Ляпунов, Б. В. Асафьев, В. В. Щербачев, Н. Н. Черепнин, Л. В. Николаев и многие другие. В Москве преподавали К. Н. Игумнов, А. Б. Гольденвейзер, А. Ф. Гедике, С. Е. Фейнберг, Л. М. Цейтлин, К. Г. Мострас, И. В. Способин, Ф. М. Блуменфельд, Г. Г. Нейгауз, А. Д. Чесноков, ряд прославленных именитых педагогов.
В данный промежуток времени активно совершенствовалось профессиональное образование в Одессе, особенно в обучении пианистов и скрипачей. Воспитанниками одесской школы в разные годы были Д. Ойстрах, Э. Гилельс, С. Рихтер, Я. Зак и другие.
Реформация музыкального образования состоялась в 1919 году по прошествии Московской педагогической конференции. В результате долгих обсуждений и согласований принята резолюция о разделении всех специальных музыкально-учебных заведений на три субъекта: школа – первая ступень, школа-училище – две ступени, школа-училище-вуз, высшая категория – три ступени.
Последующим этапом реформы в 1921 году стало решение проблем о модификации организационного строения консерватории и реализации разделения трехступенчатого профессионального музыкального образования, озвученные Б. Л. Яворским. Обсуждение данной проблемы длилось до 1925 года, после чего консерватории превратились в высшие учебные заведения с пятилетним обучением, в среднем звене обучались четыре года. В музыкальной школе обучение продлилось до семи лет. В результате, сформировалась концепция трехступенчатого музыкального образования «школа-училище-вуз», которая существует более 70 лет.
Со временем сформировался профессиональная совокупность, ставшая фундаментом специализации учителей музыки: историческо-стилевая, вокально-хоровая, инструментальная и методическая. На базе бывшего Синодального училища в Московской консерватории был открыт инструкторско-педагогический факультет, который разделился на отделы профессионального образования (на базе которого в 1932 года создана кафедра хорового дирижирования) и общего музыкального воспитания (для обучения педагогического аппарата для общеобразовательных школ). Уникальные выпускники – О. А. Апраксина, Н. Л. Гродзенская, В. А. Румер и другие.
В 1930–1970-е годы широкая сеть ДМШ и училищ стала густо покрывать обширную территорию, как всей России, так и Сибири. Период конца 40-х до 70-х годов ХХ века условно можно подразделить по десятилетиям. После войны в Красноярске стремительно «стартует» процесс образования музыкальных школ.
Каждое десятилетие в городе открывается от 3 до 5 учебных заведений: в 1950-е годы – пять (ДМШ №№ 2, 3, 4, 5, а так же одна ведомственная при детском интернате на ул. Вавилова), в 1960-е – три (ДМШ №№ 7, 9 и ДМШ №8 (относилась к ведомству химической промышленности – заводу ХМЗ)), в 1970-е – три (ДМШ №№ 10, 11, 12).
Повышенный интерес к проблемам музыкального воспитания проявился в 60-е годы XX столетия. Преобразование общего музыкального образования было связано с возрождением идеи о необходимости формирования всесторонне развитой личности с высоким художественным вкусом, в том числе и музыкальным. К этому моменту значение школьного урока «Пение» заключалось в том, чтобы оно средствами музыки способствовало формированию мировоззрения и воспитанию морального облика советского школьника в соответствии с задачами коммунистического воспитания.
Новая концепция Дмитрия Борисовича Кабалевского подразумевала создание принципиально новой системы подхода к обучению музыки в школе. Переименование урока пения в урок музыки способствовало более глубокому отношению к предмету.
В основу концепции Д. Б. Кабалевский положил научные идеи своего учителя – выдающегося музыковеда, композитора и педагога – академика Б. В. Асафьева. Мысли Б. В. Асафьева указывают на то, что с появлением и утверждением концепции должны были постепенно отойти в прошлое подходы к музыке как к воспитательному предмету, как к сопутствующему средству и уступить место подходу к музыке как искусству.