Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческой деятельности у старших дошкольников в процессе художественного конструирования из бумаги
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Научно-теоретические аспекты развития творческой деятельности у старших дошкольников на занятиях в кружке по оригами ……………………..7
1.1. Психолого-педагогические основы развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста 7
1.2. Потенциал кружковых занятий по оригами в развитии творческой деятельности старших дошкольников 14
Глава 2. Экспериментальное исследование уровня развития творческой деятельности у детей 6-7 лет в процессе занятий в кружке по оригами 27
2.1. Анализ уровня развития художественно-творческой деятельности
старших дошкольников в конструировании из бумаги на констатирующем этапе эксперимента 27
2.2. Организация и содержание эксперементной работы по развитию творческой деятельности у детей 6-7 лет на занятиях в кружке по оригами………………………………………………………………………….…33
Заключение 46
Список литературы 48
Приложение…………………………………………………………………………53
Введение:
Художественный труд является любимым видом художественно-практической деятельности детей. Она позволяет формировать у детей основы конструктивных умений и навыков, способствует их творческому развитию. В современном дошкольном учебном заведении занятия детей художественной работой является одной из форм обучения их трудовым действиям, служит средством их художественно-эстетического развития, а также воспитание у детей эстетики и культуры труда. Занятия художественным трудом воспитывают у детей трудолюбие, смекалку, инициативу и тому подобное.
Ведущая роль в привлечении детей к занятиям художественным трудом принадлежит воспитателю детского сада. Его профессиональное мастерство должна обеспечивать решение задач современного дошкольного образования по реализации компетентностной парадигмы, которая направлена на формирование гибкого, сознательного, творческого человека.
В современной педагогической науке проблема становления творческой личности является на протяжении длительного времени одной из самых важных. Понятие, структуру и особенности проявления творческой деятельности рассматривают в своих работах философы, педагоги и психологи.
Для нашей работы представляют интерес исследования представителей, которые подчеркивают, что творчество — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и формируется постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются художественно-творческие способности человека, черты творческой личности. (О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, С.Я. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина, Т.Я. Шпикалова. Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.
Художественное конструирование из бумаги является не только увлекательным способом проведения досуга с детьми, но и средством решения многих педагогических задач: развития мелкой моторики, внимания, памяти, воображения и др. Организация занятий по художественному конструированию со старшими дошкольниками оказывает большое влияние на развитие у детей нестандартного мышления, творческой индивидуальности.
Проблема развития творчества детей дошкольного возраста рассматривалась педагогами в различных видах деятельности: изобразительной (Е.А. Флериной, Н.П. Сакулиной, Е.И. Игнатьевым, Т.Г. Казаковой, Т.С. Комаровой, Р.М. Чумичевой и др.), в процессе ознакомления с предметным миром (Дыбиной О.В., Кожохарь СВ., Базик И.Я., Гульянц Э.К., Ждан В.Ф.).
Изучением методов и приемов обучения, форм и способов организации в создании аппликационных работ из бумаги занимались исследователи — З.А. Богатеева, Г.В. Груба, И.Л. Гусарова; объемных поделок из бумаги — А.Н. Давидчук, З.В. Лиштван, В.Г. Нечаева, А.И. Савенков; из природного материала — И.Я. Базик, Э.К. Гульянц, В.Ф. Ждан и др.
Несмотря на богатый опыт в области организации занятий в, работе с бумагой, тканью, природным и бросовым материалом исследования подчас носят локальный характер. Нет комплексной системы занятий, учитывающих взаимосвязь и особенности разных материалов. Исследователи зачастую не используют возможности взаимодействия материалов и техник для создания выразительной композиции и формирования творческих способностей у детей, начиная с дошкольного возраста.
Цель исследования – определить оптимальные педагогические условия развития творческой деятельности у старших дошкольников занятий в кружке по оригами.
Объект исследования – процесс развития творческой деятельности у детей старших дошкольников.
Предмет исследования – организация и содержание кружковой работы по оригами как средство развития творческой деятельности у детей 6-7 лет.
Гипотеза исследования: занятия в кружке по оригами выступают эффективности средством развития творческой деятельности у старших дошкольников если осуществляется:
– направленность занятий на развитие творческой деятельности;
– формирование обобщенных способов конструирования в процессе усложнения задач по овладению техническими приемами работы с бумагой (оригами, киригами, объемная скульптура и др.);
– целенаправленное, комплексное включение оригами в структуру занятий способствует развитию творческой деятельности у детей старшего дошкольного возраста;
— включение в содержание занятий проблемно-игровые ситуаций, творческих заданий и упражнений.
Задачи исследования:
1. Раскрыть психолого-педагогические основы развития творческой деятельности у детей дошкольного возраста.
2. Выявить потенциал кружка по оригами занятий из бумаги в развитии творческой деятельности старших дошкольников.
3. Проанализировать уровень развития творческой деятельности старших дошкольников в кружках по оригами на констатирующем этапе эксперимента.
4. Проверить в ходе формирующего этапа эксперимента эффективность организации и содержание работы по развитию творческой деятельности у детей 6-7 лет в процессе занятий в кружке по оригами
Методы исследования: анализ научной литературы по проблеме исследования, анкетирование, наблюдение, беседа, анализ продуктов творческой деятельности старших дошкольников, экспериментальная работа, статистические методы обработки результатов.
Методологическую основу исследования составляют научные положения о развитии творческой деятельности у детей дошкольного возраста (Л. С. Выготский, Н.Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова, методические подходы к развитию творческой деятельности ребенка в продуктивных видах деятельности (А. В. Запорожец, В. В. Давыдов).
Практическая значимость исследования состоит в том, что выделены критерии и показатели уровня развития творческой деятельности у старших дошкольников в кружках по оригами; выявлены необходимые педагогические условия, направленные на развитие творческой деятельности у детей 6-7 лет в конструировании из бумаги; составлен комплекс занятий по художественному конструированию из бумаги со старшими дошкольниками. Данные материалы могут быть использованы в работе педагогов по развитию художественно-творческой деятельности у старших дошкольников в процессе обучения конструированию из бумаги.
База исследования: МБДОУ «Верхне-Талецкий детский сад «Колокольчик» с. Верхние-Тальцы, Хоринский район, Республики Бурятия.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложений.
Заключение:
В старшем дошкольном возрасте устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общечеловеческим ценностям. Развивается любознательность, формируется интерес к творчеству.
В процессе экспериментальной работы была проведена диагностика по выявлению уровня развития творческих способностей у старших дошкольников. Она показала, что у детей экспериментальной и контрольной групп творческие способности оказались схожими. Творческие способности детей старшего возраста недостаточно развиты и требуется дальнейшая работа по совершенствованию процесса обучения детей посредством конструирования из природного матерсиала.
После проведения серии занятий по развитию творческих способностей посредством занятий по оригами на формирующем этапе эксперимента была проведена повторная диагностика, которая показала положительные результаты в экспериментальной группе. Уровень сформированности творческих способностей у детей этой группы значительно повысился. По сравнению с констатирующем этапом уменьшился низкий уровень на 25%, а высокий уровень повысился на 25%.
В контрольной группе не уделялось особое внимание развитию творческих способностей посредством занятий по оригами и потому показатели остались почти неизменными.
Можно сделать вывод, что осуществляемая работа дала положительные результаты.
В результате проведенной работы у детей сформировались следующие качества:
— активность, инициатива, самостоятельность и любознательность (дети задают вопросы, предлагают новые способы изготовления, экспериментируют с природным материалом, самостоятельно действуют в процессе изготовления поделок);
— предпосылки учебной деятельности (дети «принимают» и выполняют задание, работают по образцу, схеме, алгоритму, планируют работу, осуществляют самоконтроль деятельности);
— творческие способности (при создании поделок дети не только отображают их структуру, но и выражают свое отношение к ним, передавая их характер через цвет, фактуру, форму);
— эмоциональная отзывчивость при воплощении замысла и рассматривании поделок.
При изготовлении оригами у старших дошкольников развивается фантазия, воображение, моторика рук, пространственное мышление, воспитывается эстетический вкус, воля, аккуратность, трудолюбие.
Фрагмент текста работы:
Деятельность конструирования, конструкторская деятельность, предпринимаемые нами как синонимичные понятия, является специфическим видом детской деятельности, обогащает развитие ребенка и играет важную роль в формировании творчества. Наряду с манипулятивной деятельностью конструирования развивается в дошкольном возрасте одним из первых. Дошкольник, что является субъектом деятельности и конструктором по своей сути, конструирует все, начиная со слов, заканчивая сложными конструкциями, используя в качестве деталей конструктора как предметные, так и образные материалы.
Заметим, что спецификой конструкторско-технического творчества взрослого есть ее направленность на удовлетворение жизненных потребностей общества, в детском творчестве ценным является не продукт, а процесс творческого поиска, продолжается в течение всей конструкторской деятельности. В процессе творческого конструирования у детей формируются обобщенные средства построения деятельности (Н. Н. Поддьяков, Л. А. Парамонова), аналогичные тем, которые наблюдаются в детском словотворчестве (К. И. Чуковский, Дж. Родари и др.). Это положение подкрепляется и широким пониманием самого термина «конструирование», который ушел от латинского слова «Construere» и означает построение, приведение в порядок, в определенное взаимоотношение отдельных предметов, частей и элементов (Григорьева, 2016). Все это позволяет нам рассматривать конструирование не только как средство создания конкретных изделий, но и как процесс решения творческих задач (Л. Ф. Вержиковская, Л. Л. Гурова, А. Ф. Есаулов, Г. С. Костюк, Т. В. Кудрявцев, А. В. Матюшкин, Е. А. Милерян, А. Моляко, И. С. Якиманская), что делает возможным педагогическое руководство творческой деятельностью дошкольников, путем постановки перед ними серии творческих заданий на конструирование (Кузнецов, 1958).
Согласно системно-стратегиального подхода, процесс конструирования рассматривается как одна из важных подсистем творческого процесса, предусматривающего взаимосвязь таких основных составляющих, как личность того, кто выполняет деятельность, продукт и условия, в которых протекает данная деятельность. При этом важным, является вопрос о сущности организации и регулировании деятельности со стороны ребенка. Данный подход позволяет определить пути активизации творческих тенденций дошкольников через развитие личностных и процессуальных регуляторов их конструкторского творчества.
В этом контексте фундаментальное значение имеет научное положение о ведущей роли обучения в развитии ребенка, в формировании его творчества (Л. С. Выготский, А. В. Запорожец, В. В. Давыдов и др.). Так, А. В. Запорожец, касаясь проблемы творчества детей дошкольного возраста, отмечал: «С одной стороны, очевидно, необходима определенная основа для того, чтобы у ребенка развивалось творчество, и в этом смысле обучение является предпосылкой творчества. С другой, ни глубокое усвоение, овладение человеческим опытом без творческой активности ребенка является невозможным, и в этом отношении творчество является условием полноценного, развивающего обучения» [Запорожец, 2017, с.59].
Обучение и творчество, специфические по своим мотивам, результатам и методам руководства. Но вместе с тем только тогда, когда обучение имеет воспитательный и развивающий характер, возможно развитие творчества. Активное усвоение детьми знаний, навыков восприятия и практической деятельности — это тот необходимый опыт, при наличии которого их творческое самовыражение получит полное развитие, будет содержательным и насыщенным.
Стоит отметить, что целью дошкольного обучения должна быть не акселерация, а амплификация детского развития (А. В. Запорожец), то есть его обогащения, максимальное развертывание ценных качеств, в наибольшей степени присущих этому возрасту. При этом обучение может быть самым разнообразным. Одни ученые считают наиболее эффективной организацию ориентировочной, исследовательской деятельности детей и активизацию их речи (П. Я. Гальперин, Д.Б. Эльконин, Г. И. Минская) другие подчеркивают значение в обучении ребенка системы последовательно осуществляемых умственных действий, то есть работы над алгоритмами (Л. Н. Ланда, Ф. И. Фрадкина и др.) (Парамонова, 2015).
Парамонова Л.А. отмечает, что «наиболее эффективным способом развития у дошкольников интереса к техническому творчеству, зарождения творческой личности в технической сфере является самостоятельное создание детьми технических объектов, обладающих признаками полезности или субъективной новизны». По мнению ученого, детское конструирование имеет созидательный, творческий характер, соответствует интересам и потребностям ребенка-дошкольника [31]. По мнению А. Н. Давидчук «конструирование способствует воспитанию у детей таких ценных качеств личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования у дошкольников формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус» [9].
Особое внимание некоторые ученые обращают на построение всей мыслительной деятельности детей (Н. А. Менчинская, Г. С. Костюк, А. А. Люблинская). По их мнению, усвоение дошкольниками сенсорных эталонов, развитие их перцептивных, мыслительных действий, создание наглядных моделей, образов воображения — все это является основой для развития способности к творчеству, творческой деятельности. От того, как сформированы мыслительные приемы, стратегии, во многом зависит, будет ли ребенок руководствоваться при восприятии и оценке событий и явлений внешнего мира стереотипами, сможет ли производить собственные средства постановки и решения проблем, которые возникают.