Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 7
1.1. Понятие и сущность творческого воображения у дошкольников 7
1.2. Анализ программ в аспекте развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста 13
1.3. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте (все возраста) 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 35
2.1. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента 35
2.2. Комплекс упражнений и игр по мотивам сказок, направленные на развитие творческого воображения дошкольников (по сказкам) 45
2.3. Динамика результатов педагогического эксперимента 47
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61

  

Введение:

 

Актуальность. На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям среднего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.
В настоящее время кроме игры и изобразительной деятельности в дошкольном возрасте основной деятельностью является в том числе и восприятие сказки. К примеру, К. Бюлер называл дошкольный возраст периодом сказок, поскольку это наиболее любимый дошкольником литературный жанр.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы и творческого воображения. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для среднего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.
В свою же очередь, чтение сказок активно способствует развитию любознательности как познавательного процесса, а также детского творческого воображения. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, затрагиваются вопросы развития интеллектуальных качеств дошкольников. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательной активности, познавательного интереса. Исходя из этого, познавательное развитие дошкольников следует рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Язык сказки доступен каждому ребенку. Сказка проста и одновременно с этим загадочна. Сказка способствует развитию творческого воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки всегда является понятным дошкольнику. Причем, в период среднего дошкольного возраста ребенок уже способен к логическому мышлению и, соответственно, он способен критически оценивать значение и смысл сказок, а не просто воспринимать различные образы. Тем не менее, средний дошкольник не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Кроме того, сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию и логически выстраивая отношения героев.
Важно отметить, что сказка также ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо полностью хорошие, либо совершенно плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.
По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, полагает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в дошкольнике.
Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений – потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.
Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка.
Также сказка очень близка дошкольнику в эмоциональном плане, по мироощущению, поскольку он еще гораздо ближе к миру животных, к миру воображения, нежели к социальной реальности.
Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых средний дошкольник в реальной жизни может не замечать.
Объект данной работы: творческое воображение.
Предмет исследования: восприятие сказки детьми среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить влияние сказки на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, необходимо поставить задачи, требующие решения:
1. Представить понятие и сущность творческого воображения.
2. Провести анализ программ в аспекте развития творческого воображения у детей в среднем дошкольном возрасте.
3. Изучить особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
4. Описать результаты констатирующего педагогического эксперимента.
5. разработать комплекс упражнений и игр по мотивам сказок, направленные на развитие творческого воображения дошкольников (по сказкам).
6. Проанализировать динамику результатов педагогического эксперимента.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
В данном исследовании были использованы следующие методы: сравнение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. В исследовании представлено введение, основная часть, состоящая из двух глав (шесть параграфов), заключение, список литературы, Приложение.
База исследования: МБДОУ №51 г. Тобольск.
Период исследования: с 1 ноября 2018 по 28 февраля 2020 года.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В ходе решения первой задачи было представлено понятие и сущность творческого воображения у дошкольников. Было выяснено, что творческое воображение представляет собой сущность, которая является следствием приобретенного ребенком опыта и которая основывается на фанатазийных аспектах действительности. То есть, воображение рассматривается авторами в совокупности как преобразованная реальная жизнь, гиперболизированная или идеализированная.
В ходе решения второй задачи был проведен анализ программ в аспекте развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста. Было выяснено, что в программах содержится компонент познавательной активности средних дошкольников, который позволяет развивать творческое воображение именно в рассматриваемом нами возрастном периоде. В частности, период среднего дошкольного возраста рассматривается как сенситивный, поскольку именно здесь сформированы базовые качества, способствующие активному развитию воображения.
В ходе решения третьей задачи были представлены особенности развития творческого воображения у дошкольников. Было выяснено, что творческое воображение в данном периоде является достаточно структурированным образованием, Иначе говоря, воображение является основным критерием творчества как такового. С особым значением воображения для жизни ребенка среднего дошкольного возраста связана склонность познавать все фантастическое, а также любовь к сказкам и, особенно, к невероятным историям. Ребенок по своей сути достаточно стихийным образом тянется к тому, что может предоставить ему новые приемы фантазирования, что также способствует более простому навыку различать правду от вымысла. Интересно отметить, что в процессе слушания сказок, переживая за героев, ребенок среднего дошкольного возраста постепенно воспитывает в себе критика.
В ходе решения четвертой задачи были представлены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента. Исходя из полученных данных по результатам диагностики было выяснено, что необходимо провести формирующий этап представленного исследования.
В ходе решения пятой задачи был разработан комплекс упражнений и игр на развитие творческого воображения. Была предложена система занятий по формированию творческих и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.
В ходе решения шестой задачи была представлена динамика результатов педагогического эксперимента. Был отмечен повышенный уровень развития воображения, кроме того, у дошкольников обогатился словарный запас, развилось умение складывать логическую цепочку из предложенных сказочных образов.
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии воображения через восприятие сказок средних дошкольников: в группе увеличилось количество детей с высокими показателями развития воображения на 20- 30 % от изначальных показателей в констатирующем эксперименте.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.

 

Фрагмент текста работы:

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК

1.1. Понятие и сущность творческого воображения у дошкольников

Для исследования сущностных характеристик воображения следует определить его особенности. При этом трудность выявления специфических качеств воображения заключается в том, что оно находится в тесной связи со всеми видами познавательной деятельности, что необходимо обязательно учитывать. Представленное обстоятельство можно рассматривать как причину происхождения тенденции к отрицанию существования воображения в качестве особой формы отражения. Для решения данной проблематики следует определить действительную природу воображения.
Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.
Необходимо обратить внимание на то, что сказка играет существенную роль в жизни ребенка дошкольного возраста, а именно, непосредственно в его психическом развитии. Как полагал А.В. Запорожец, подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, а также мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, оказывают чрезвычайно глубокое влияние на развитие не только отдельных психических процессов, но также и детской личности в общем смысле. Одновременно с этим слушание сказки представляет собой первоначальный этап в знакомстве ребенка-дошкольника с наиболее важной областью духовной культуры народа, а именно, с литературным творчеством.
Воображение, как любая психическая деятельность, реализуется в онтогенезе человека. К примеру, О.М. Дьяченко продемонстрировала, что детское воображение в своем развитии подчиняется тем же самым законам, каким служат и другие психические процессы. Аналогично процессам восприятия, памяти и внимания, воображение из непроизвольного (то есть пассивного) становится произвольным (то есть активным), поэтапно трансформируясь, таким образом, из непосредственного в опосредствованное, в то время как основным средством овладения им с позиции ребенка представляются именно сенсорные эталоны.
По мнению Л.С. Выготского, воображение представляет собой определенный вид мыслительной деятельности человека, которая, в свою очередь, наблюдается у каждого человека в условиях различных социальных и культурных факторов. Так, воображение не дублирует в тех же сочетаниях и в тех же формах какие-либо отдельно взятые впечатления, которые были накоплены прежде, а строит совершенно новые ряды из впечатлений, ранее накопленных. Умение из элементов, которые, в свою очередь, позаимствованы из действительности, которые содержатся в прежнем опыте человека, формировать построение, комбинировать старое в качественно новые сочетания и составляет основу воображения.
Р.С. Немов, в свою очередь, полагает, что воображение представляет собой способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, при этом удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина под воображением подразумевают процесс формирования новых образов, которые основываются на результатах восприятия и мышления.
Г.А. Урунтаева под воображением имеет ввиду определенный психический процесс создания новых образов при помощи переработки материалов восприятия и представлений, которые были ранее получены.
Л.Н. Коган и А.Г. Спиркин говорили о том, что воображение можно рассматривать как психологическую деятельность, которая обуславливается формированием представлений и воображаемых ситуаций, которые с человеком в реальной жизни не осуществлялись. Обратим внимание на то, что Ж. Пиаже рассматривал творческое воображение как неопределенную стадию искаженного отражения, в соответствии с чем воображение некоторым образом деформирует представления ребенка о реальности, при этом не давая взамен ему ничего нового, но трансформируя представления о реальности.
Я.Л. Коломенский позиционирует творческое воображение в качестве самодостаточной формы отражения действительности, которая заключается, в свою очередь, в формировании принципиально новых образов и идей на основе тех представлений, которые на текущий момент присутствуют. То есть, с данной точки зрения можно говорить о том, что воображение представляет собой определенный способ овладения человеком сферой предполагаемого, которая придает непосредственно осуществляемой деятельности целеполагающий и проектный характер.
Л.С. Выготский говорил о том, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы