Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 7
1.1. Понятие и сущность творческого воображения у дошкольников 7
1.2. Анализ программ в аспекте развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста 13
1.3. Особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте (все возраста) 19
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК 35
2.1. Результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента 35
2.2. Комплекс упражнений и игр по мотивам сказок, направленные на развитие творческого воображения дошкольников (по сказкам) 45
2.3. Динамика результатов педагогического эксперимента 47
ВЫВОДЫ 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 56
ПРИЛОЖЕНИЕ 61
Введение:
Актуальность. На современном этапе дошкольному образованию отводится большая роль. Даже к детям среднего дошкольного возраста предъявляют с каждым годом все больше требований. Дети должны научиться воспринимать учебную информацию перед тем, как переступят порог школы.
В настоящее время кроме игры и изобразительной деятельности в дошкольном возрасте основной деятельностью является в том числе и восприятие сказки. К примеру, К. Бюлер называл дошкольный возраст периодом сказок, поскольку это наиболее любимый дошкольником литературный жанр.
Каждый период жизни и развития ребенка характеризуется определенным ведущим видом деятельности. Дошкольный возраст – это период наиболее интенсивного формирования мотивационной сферы и творческого воображения. Среди разнообразных мотивов дошкольников особое место занимает познавательный мотив, который является одним из наиболее специфичных для среднего дошкольного возраста. В то же время, очевидно, что познавательная активность не является прямым следствием возраста, и далеко не все современные дошкольники обладают этим ценным качеством. Педагоги и родители, как правило, озабочены развитием знаний и умений ребенка, а не формирование у него интереса к познанию окружающей действительности.
В свою же очередь, чтение сказок активно способствует развитию любознательности как познавательного процесса, а также детского творческого воображения. ФГОС ДО в качестве одного из принципов дошкольного образования рассматривает формирование познавательных интересов и познавательной активности ребенка в различных видах деятельности. Кроме того, затрагиваются вопросы развития интеллектуальных качеств дошкольников. Содержание образовательной области «Познавательное развитие» включает в себя: развитие любознательности и познавательной мотивации, познавательной активности, познавательного интереса. Исходя из этого, познавательное развитие дошкольников следует рассматривать как процесс постепенного перехода от одной стадии развития познавательной деятельности к другой.
Язык сказки доступен каждому ребенку. Сказка проста и одновременно с этим загадочна. Сказка способствует развитию творческого воображения, а это необходимо для решения ребенком его собственных проблем. Стиль сказки всегда является понятным дошкольнику. Причем, в период среднего дошкольного возраста ребенок уже способен к логическому мышлению и, соответственно, он способен критически оценивать значение и смысл сказок, а не просто воспринимать различные образы. Тем не менее, средний дошкольник не любит наставлений, и сказка не учит его напрямую. Кроме того, сказка предлагает ребенку образы, которыми он наслаждается, незаметно для себя усваивая жизненно важную информацию и логически выстраивая отношения героев.
Важно отметить, что сказка также ставит и помогает решить моральные проблемы. В ней все герои имеют четкую моральную ориентацию. Они либо полностью хорошие, либо совершенно плохие. Это очень важно для определения симпатий ребенка, для разграничения добра и зла, для упорядочения его собственных сложных и амбивалентных чувств. Ребенок отождествляет себя с положительным героем.
По мнению Б. Бетельхейма, это происходит потому, что положение этого героя среди других – более привлекательно. Таким образом, полагает Б. Бетельхейм, сказка прививает добро, а не только поддерживает его в дошкольнике.
Б. Бетельхейм работал с детьми, имеющими глубокие нарушения в поведении и общении. Он считал, что причина этих нарушений – потеря смысла жизни. Чтобы обрести этот смысл, ребенок должен выйти за узкие границы сосредоточенности на самом себе и поверить в то, что он сделает значительный вклад в окружающий мир, если не сейчас, то, по крайней мере, в будущем. Чувство удовлетворенности тем, что ребенок делает, очень важно для него. Нет ничего более важного для ребенка, чем тот импульс, который дают ему родители, знакомя его с культурным наследием всего человечества. Пока ребенок еще маленький, это культурное наследие, по мнению Б. Бетельхейма, может быть представлено в литературе.
Б. Бетельхейм стремился найти ответ на вопрос, каким должно быть литературное произведение, способное помочь ребенку найти смысл в его жизни. Он приходит к выводу, что это произведение должно задевать все стороны личности ребенка. В добавление к перечисленному, такое произведение должно способствовать повышению уверенности ребенка в себе и в своем будущем. По мнению Б. Бетельхейма, всем этим требованиям удовлетворяет только народная сказка.
Также сказка очень близка дошкольнику в эмоциональном плане, по мироощущению, поскольку он еще гораздо ближе к миру животных, к миру воображения, нежели к социальной реальности.
Любая сказка – это рассказ об отношениях между людьми, сказка вводит в круг таких отношений, которых средний дошкольник в реальной жизни может не замечать.
Объект данной работы: творческое воображение.
Предмет исследования: восприятие сказки детьми среднего дошкольного возраста.
Цель исследования: определить влияние сказки на развитие творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
Исходя из поставленной цели, необходимо поставить задачи, требующие решения:
1. Представить понятие и сущность творческого воображения.
2. Провести анализ программ в аспекте развития творческого воображения у детей в среднем дошкольном возрасте.
3. Изучить особенности развития творческого воображения в дошкольном возрасте.
4. Описать результаты констатирующего педагогического эксперимента.
5. разработать комплекс упражнений и игр по мотивам сказок, направленные на развитие творческого воображения дошкольников (по сказкам).
6. Проанализировать динамику результатов педагогического эксперимента.
Гипотеза данного исследования заключается в том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию творческого воображения детей среднего дошкольного возраста.
В данном исследовании были использованы следующие методы: сравнение, наблюдение, эксперимент.
Структура работы. В исследовании представлено введение, основная часть, состоящая из двух глав (шесть параграфов), заключение, список литературы, Приложение.
База исследования: МБДОУ №51 г. Тобольск.
Период исследования: с 1 ноября 2018 по 28 февраля 2020 года.
Заключение:
В ходе решения первой задачи было представлено понятие и сущность творческого воображения у дошкольников. Было выяснено, что творческое воображение представляет собой сущность, которая является следствием приобретенного ребенком опыта и которая основывается на фанатазийных аспектах действительности. То есть, воображение рассматривается авторами в совокупности как преобразованная реальная жизнь, гиперболизированная или идеализированная.
В ходе решения второй задачи был проведен анализ программ в аспекте развития творческого воображения у детей среднего дошкольного возраста. Было выяснено, что в программах содержится компонент познавательной активности средних дошкольников, который позволяет развивать творческое воображение именно в рассматриваемом нами возрастном периоде. В частности, период среднего дошкольного возраста рассматривается как сенситивный, поскольку именно здесь сформированы базовые качества, способствующие активному развитию воображения.
В ходе решения третьей задачи были представлены особенности развития творческого воображения у дошкольников. Было выяснено, что творческое воображение в данном периоде является достаточно структурированным образованием, Иначе говоря, воображение является основным критерием творчества как такового. С особым значением воображения для жизни ребенка среднего дошкольного возраста связана склонность познавать все фантастическое, а также любовь к сказкам и, особенно, к невероятным историям. Ребенок по своей сути достаточно стихийным образом тянется к тому, что может предоставить ему новые приемы фантазирования, что также способствует более простому навыку различать правду от вымысла. Интересно отметить, что в процессе слушания сказок, переживая за героев, ребенок среднего дошкольного возраста постепенно воспитывает в себе критика.
В ходе решения четвертой задачи были представлены результаты констатирующего этапа педагогического эксперимента. Исходя из полученных данных по результатам диагностики было выяснено, что необходимо провести формирующий этап представленного исследования.
В ходе решения пятой задачи был разработан комплекс упражнений и игр на развитие творческого воображения. Была предложена система занятий по формированию творческих и коммуникативных способностей детей среднего дошкольного возраста.
В ходе решения шестой задачи была представлена динамика результатов педагогического эксперимента. Был отмечен повышенный уровень развития воображения, кроме того, у дошкольников обогатился словарный запас, развилось умение складывать логическую цепочку из предложенных сказочных образов.
Таким образом, в результате проведенных исследований нами были зафиксированы изменения в развитии воображения через восприятие сказок средних дошкольников: в группе увеличилось количество детей с высокими показателями развития воображения на 20- 30 % от изначальных показателей в констатирующем эксперименте.
Данные исследования подтвердили гипотезу о том, что специально организованные мероприятия по восприятию сказки способствуют развитию творческого воображения детей дошкольного возраста.
Таким образом, поставленные задачи решены, цель достигнута.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ СКАЗОК
1.1. Понятие и сущность творческого воображения у дошкольников
Для исследования сущностных характеристик воображения следует определить его особенности. При этом трудность выявления специфических качеств воображения заключается в том, что оно находится в тесной связи со всеми видами познавательной деятельности, что необходимо обязательно учитывать. Представленное обстоятельство можно рассматривать как причину происхождения тенденции к отрицанию существования воображения в качестве особой формы отражения. Для решения данной проблематики следует определить действительную природу воображения.
Воспитание дошкольников можно назвать своеобразным фундаментом, с которого начинается строительство и развитие всего дальнейшего — характера, способностей, навыков. Личность ребенка начинает формироваться именно в этот интересный и сложный период. И родителям, которых волнует воспитание в дошкольном возрасте, приходится многому учиться, чтобы быть готовыми к любым неожиданностям и сюрпризам.
Необходимо обратить внимание на то, что сказка играет существенную роль в жизни ребенка дошкольного возраста, а именно, непосредственно в его психическом развитии. Как полагал А.В. Запорожец, подбор сказок в соответствии с целями воспитания и возрастными особенностями ребенка, а также мастерство рассказывания и вдумчивая работа над преломлением образов прослушанной сказки в творческой деятельности ребенка, оказывают чрезвычайно глубокое влияние на развитие не только отдельных психических процессов, но также и детской личности в общем смысле. Одновременно с этим слушание сказки представляет собой первоначальный этап в знакомстве ребенка-дошкольника с наиболее важной областью духовной культуры народа, а именно, с литературным творчеством.
Воображение, как любая психическая деятельность, реализуется в онтогенезе человека. К примеру, О.М. Дьяченко продемонстрировала, что детское воображение в своем развитии подчиняется тем же самым законам, каким служат и другие психические процессы. Аналогично процессам восприятия, памяти и внимания, воображение из непроизвольного (то есть пассивного) становится произвольным (то есть активным), поэтапно трансформируясь, таким образом, из непосредственного в опосредствованное, в то время как основным средством овладения им с позиции ребенка представляются именно сенсорные эталоны.
По мнению Л.С. Выготского, воображение представляет собой определенный вид мыслительной деятельности человека, которая, в свою очередь, наблюдается у каждого человека в условиях различных социальных и культурных факторов. Так, воображение не дублирует в тех же сочетаниях и в тех же формах какие-либо отдельно взятые впечатления, которые были накоплены прежде, а строит совершенно новые ряды из впечатлений, ранее накопленных. Умение из элементов, которые, в свою очередь, позаимствованы из действительности, которые содержатся в прежнем опыте человека, формировать построение, комбинировать старое в качественно новые сочетания и составляет основу воображения.
Р.С. Немов, в свою очередь, полагает, что воображение представляет собой способность представлять отсутствующий или реально существующий объект, при этом удерживая его в сознании и мысленно манипулируя с ним.
Л.А. Венгер, В.С. Мухина под воображением подразумевают процесс формирования новых образов, которые основываются на результатах восприятия и мышления.
Г.А. Урунтаева под воображением имеет ввиду определенный психический процесс создания новых образов при помощи переработки материалов восприятия и представлений, которые были ранее получены.
Л.Н. Коган и А.Г. Спиркин говорили о том, что воображение можно рассматривать как психологическую деятельность, которая обуславливается формированием представлений и воображаемых ситуаций, которые с человеком в реальной жизни не осуществлялись. Обратим внимание на то, что Ж. Пиаже рассматривал творческое воображение как неопределенную стадию искаженного отражения, в соответствии с чем воображение некоторым образом деформирует представления ребенка о реальности, при этом не давая взамен ему ничего нового, но трансформируя представления о реальности.
Я.Л. Коломенский позиционирует творческое воображение в качестве самодостаточной формы отражения действительности, которая заключается, в свою очередь, в формировании принципиально новых образов и идей на основе тех представлений, которые на текущий момент присутствуют. То есть, с данной точки зрения можно говорить о том, что воображение представляет собой определенный способ овладения человеком сферой предполагаемого, которая придает непосредственно осуществляемой деятельности целеполагающий и проектный характер.
Л.С. Выготский говорил о том, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельных впечатлений, которые накоплены прежде, а строит какие-то новые ряды из прежде накопленных впечатлений. Иначе говоря, привнесение нового в само течение наших впечатлений и изменение этих впечатлений так, что в результате этой деятельности возникает новый, раньше не существовавший образ, составляет, как известно, самую основу той деятельности, которую мы называем воображением».