Дошкольное образование Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 7
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста 7
1.2. Особенности развития творческого воображения детей 13
1.3. Нетрадиционные техники рисования, как средства развития творческого воображения 16
2. Опытно-экспериментальная работа по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования 22
2.1. Выявление уровня развития творческого воображения дошкольников 22
2.2. Содержание работы по развитию творческого воображения средствами нетрадиционных техник рисования 33
2.3. Анализ результатов исследования 42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 53

  

Введение:

 

Основной задачей в умственном воспитании ребенка в рамках детского сада является процесс развития познавательной активности детей. Важнейшей психический процесс, который очень важен для формирования познавательной сферы детей — это формирование воображения. Воображение, развиваясь, начинает влиять на такой важный процесс, каким является творчество. Перед современным обществом стоит очень острая задача воспитать творчески активное молодое поколение. И решением этой задачи необходимо заниматься в период дошкольного детства. Посему педагоги и воспитатели уделяют чрезмерно много внимания процессу развития творческого воображения.
Достаточно частое явление, когда воспитатель обращается к ребенку с просьбой: «Ты можешь себе представить, как будет на самом деле», «вообрази, что у тебя», либо «ты придумал, как это будет выглядеть?» Поэтому очевидно, чтобы ребенок смог представить, вообразить, придумать у него должно быть развито воображение; оно является своеобразной формой отражающей действительность, благодаря которой создаются новые образы и идеи, в основе которых положены имеющиеся представления и понятия.
Ребенок что-либо, воображая, начинает воссоздавать на сознательном уровне ряд всевозможных образов. Исходя из того, что для них послужило источником воображения, обычно дифференцируют на два типа: репродуктивный тип (или воссоздание) и продуктивный тип (творчество).
Образец репродуктивного воображения может возникнуть при словесном или графическом описании (например, воспитатель, читая книгу малышу, способствует активации его воображения, поскольку посредством него ребенок перемещается в мир сказки, представляет образ героя, «видит» как он выглядит, т.к. ему дано словесное описание). Творческое воображение всегда представляется в очень оригинальных образах. Ребенок занимается их самостоятельным синтезом, причем ему не требуется что-либо описывать.
Воображение обладает великой силой. Используя воображение можно отправиться в космическое путешествие на другую планету, либо вернуться в каменный век и узнать, как жили наши предки. Воображение послужило и для науки, поскольку свершению великих революционных открытий виной воображение, примеров множество — и открытие периодической системы элементов Менделеева и теория относительности открытая Эйнштейном. Проблемам, связанным со становлением и развитием воображения в дошкольный период посвящено очень много научных трудов, таких отечественных ученых ка: О. М. Дъяченко, Л. С. Выготского А. И. Кирилловой, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожец, В. В. Давыдова, Д. В. Менджерицкой и др. По их мнению, период дошкольного детства носит сенситивный характер в развитии определенных психических процессов с указанием особой важности работы в данных направлениях.
Актуализация темы обусловлена наличием следующих проблем:
1. Социально-экономическое преобразование в общественной среде способствуют развитию необходимости формировать творчески активную личность, которая способна на эффективное и нестандартное решение новых жизненных проблем.
3. Воображение — это предпосылка в эффективном усвоении ребенка нового познания.
4. Ни одна творческая деятельность не обходится без участия воображения.
5. Воображение играет значимую роль в определении эффективности учебно-воспитательной работы в детском дошкольном учреждении.
Первые зачатки воображения у ребенка в раннем возрасте в самом конце этого периода. Для этого периода характерно наличие дополнений, замещений реальных предметов и действий воображаемым, называемых ребенком. Воображение имеет прямую и непосредственную связь с процессом осмысления. Ребенок в разнообразных областях своей деятельности проявляет, смыл, в результате чего происходит разнообразие его знаний, добиваются новые и оригинальные результаты, иными словами это развивает творческую активность.
Но воображение, как и другие психологические функции ребенка, нуждаются в педагогической заботе, которая необходима для его развития.
Воображение намного лучше становится и развивается за счет игры и рисования, в частности в тех случаях, когда малыш «сочиняет», «воображает», в результате реальность и воображаемые факты воссоединяются.
Работая с ребенком необходимо решить ряд задач:
— Развитие воображения и творческих возможностей ребенка
— Обогатить и расширить художественный опыт ребенка
— Поощрение и поддержка творческих находок.
— Развитие целенаправленной деятельности ребенка и его стремления проявлять созидательную активность.
— Воспитание положительного отношения детей к сотрудничеству с взрослыми, со сверстниками, к собственному труду, ее результат.
— Оказывать содействие возникающим у него ощущений, в плане того что его деятельность становится интересной и ему и окружающим.
— Оказывать содействие в накоплении сенсорного опыта и обогатить чувственные впечатления ребенка при восприятии природной среды, художественного произведения, изобразительное искусство.
— Развитие способностей у детей к наслаждению многообразными и изящными формами, красками, запахами и звуками природы.
— Способствовать обращению внимания ребенка на выразительность средств, посредством которой художник передаст, в каком состоянии находится природа, передают характеры и настроения главных героев.
Цель работы: Изучить развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Текст работы:

 

Воображение в жизни человека имеет очень большое значение. Воображение позволяет человеку полноценно жить:
общаться с другими людьми
визуализировать цели
применять свое природное творческое начало
совершать открытия
придумывать новое
находить решения сложных задач
познавать то, что еще неизвестно
представлять и понимать то, что человек в реальности никогда не видел (например, как движутся электроны вокруг атома)
просчитывать свои действия на несколько шагов вперед (в бизнесе, карьере, отношениях)
прогнозировать события и варианты решений
И многое другое. В наш век интеллектуальная деятельность человека связана с воображением достаточно сильно, особенно в тех профессиях, в которых нельзя поручить все компьютерам: программирование, дизайн, исследования. Вот причина того, зачем каждому из нас нужно развивать воображение.
Значение воображения для развития ребенка
Если мы говорим о детях, то развитие человека и воображение тесно переплетены. В первые годы и все дошкольное детство ребенок активно развивает этот познавательный процесс. И оказывается, что если ребенок в силу каких-то причин не сможет достаточно развить воображение, у него могут не сформироваться и многие другие нужные способности.
Подробнее о развитии детей читайте в статье самый эффективный метод развития ребенка
Развитое воображение позволяет в будущем сформировать креативность, творческое мышление, способность находить оригинальные решения, находить выход из сложных ситуаций. Согласитесь, все эти навыки так необходимы в современном мире, что развитием воображения стоит заняться. На мой взгляд, это так.
Воображение и деятельность человека
Если мы взглянем на деятельность человека, то увидим, что любая успешная деятельность, любой продукт, изобретение, предмет, работа была сделана людьми с хорошим воображением.
любое новое изобретение сначала представляется в воображении человеком, а лишь потом воплощается в жизнь
качественный предмет (будь то ручка, стол, шарф, автомобиль) сначала появляется в голове разработчиков
писатели, художники, скульпторы, сценаристы, музыканты, режиссеры всё сначала придумывают в своем воображении
предприниматели рисуют в своем воображении возможные варианты результатов сделки, риски и выгоды
спортсмены (как любители, так и профессионалы) просчитывают множество ходов вперед, чтобы понять, как им провести свой забег, матч, попытку
каждый из нас всегда воображает, прежде чем сделать осознанно какой-то поступок, без воображения нет ответственности, нет понимания, к чему может привести каждое наше действие.

 

Заключение:

 

Основной задачей в умственном воспитании ребенка в рамках детского сада является процесс развития познавательной активности детей. Важнейшей психический процесс, который очень важен для формирования познавательной сферы детей — это формирование воображения. Воображение, развиваясь, начинает влиять на такой важный процесс, каким является творчество. Перед современным обществом стоит очень острая задача воспитать творчески активное молодое поколение. И решением этой задачи необходимо заниматься в период дошкольного детства. Посему педагоги и воспитатели уделяют чрезмерно много внимания процессу развития творческого воображения.
Достаточно частое явление, когда воспитатель обращается к ребенку с просьбой: «Ты можешь себе представить, как будет на самом деле», «вообрази, что у тебя», либо «ты придумал, как это будет выглядеть?» Поэтому очевидно, чтобы ребенок смог представить, вообразить, придумать у него должно быть развито воображение; оно является своеобразной формой отражающей действительность, благодаря которой создаются новые образы и идеи, в основе которых положены имеющиеся представления и понятия.
Ребенок что-либо, воображая, начинает воссоздавать на сознательном уровне ряд всевозможных образов. Исходя из того, что для них послужило источником воображения, обычно дифференцируют на два типа: репродуктивный тип (или воссоздание) и продуктивный тип (творчество).
Образец репродуктивного воображения может возникнуть при словесном или графическом описании (например, воспитатель, читая книгу малышу, способствует активации его воображения, поскольку посредством него ребенок перемещается в мир сказки, представляет образ героя, «видит» как он выглядит, т.к. ему дано словесное описание). Творческое воображение всегда представляется в очень оригинальных образах. Ребенок занимается их самостоятельным синтезом, причем ему не требуется что-либо описывать.
Воображение обладает великой силой. Используя воображение можно отправиться в космическое путешествие на другую планету, либо вернуться в каменный век и узнать, как жили наши предки. Воображение послужило и для науки, поскольку свершению великих революционных открытий виной воображение, примеров множество — и открытие периодической системы элементов Менделеева и теория относительности открытая Эйнштейном. Проблемам, связанным со становлением и развитием воображения в дошкольный период посвящено очень много научных трудов, таких отечественных ученых ка: О. М. Дъяченко, Л. С. Выготского А. И. Кирилловой, Д. Б. Эльконина, А. В. Запорожец, В. В. Давыдова, Д. В. Менджерицкой и др. По их мнению, период дошкольного детства носит сенситивный характер в развитии определенных психических процессов с указанием особой важности работы в данных направлениях.
Актуализация темы обусловлена наличием следующих проблем:
1. Социально-экономическое преобразование в общественной среде способствуют развитию необходимости формировать творчески активную личность, которая способна на эффективное и нестандартное решение новых жизненных проблем.
3. Воображение — это предпосылка в эффективном усвоении ребенка нового познания.
4. Ни одна творческая деятельность не обходится без участия воображения.
5. Воображение играет значимую роль в определении эффективности учебно-воспитательной работы в детском дошкольном учреждении.
Первые зачатки воображения у ребенка в раннем возрасте в самом конце этого периода. Для этого периода характерно наличие дополнений, замещений реальных предметов и действий воображаемым, называемых ребенком. Воображение имеет прямую и непосредственную связь с процессом осмысления. Ребенок в разнообразных областях своей деятельности проявляет, смыл, в результате чего происходит разнообразие его знаний, добиваются новые и оригинальные результаты, иными словами это развивает творческую активность.
Но воображение, как и другие психологические функции ребенка, нуждаются в педагогической заботе, которая необходима для его развития.
Воображение намного лучше становится и развивается за счет игры и рисования, в частности в тех случаях, когда малыш «сочиняет», «воображает», в результате реальность и воображаемые факты воссоединяются.
Работая с ребенком необходимо решить ряд задач:
— Развитие воображения и творческих возможностей ребенка
— Обогатить и расширить художественный опыт ребенка
— Поощрение и поддержка творческих находок.
— Развитие целенаправленной деятельности ребенка и его стремления проявлять созидательную активность.
— Воспитание положительного отношения детей к сотрудничеству с взрослыми, со сверстниками, к собственному труду, ее результат.
— Оказывать содействие возникающим у него ощущений, в плане того что его деятельность становится интересной и ему и окружающим.
— Оказывать содействие в накоплении сенсорного опыта и обогатить чувственные впечатления ребенка при восприятии природной среды, художественного произведения, изобразительное искусство.
— Развитие способностей у детей к наслаждению многообразными и изящными формами, красками, запахами и звуками природы.
— Способствовать обращению внимания ребенка на выразительность средств, посредством которой художник передаст, в каком состоянии находится природа, передают характеры и настроения главных героев.
Цель работы: Изучить развитие творческого воображения детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник.
Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
1. Изучить теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования.

 

Список литературы:

 

1. Теоретические основы развития творческого воображения у детей дошкольного возраста средствами нетрадиционных техник рисования
1.1. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста

Периодизация дошкольного детства варьирует в возрастных пределах от 3 до 6-7 лет.
По мнению Л.С. Выготского ребенок в возрасте 3 — 6 (7) лет пребывает в дошкольном периоде, который носит исключительную значимость для развития психо-эмоциональной сферы ребенка.
Тогда как у М.И. Лисиной таже возрастная периодизация дифференцируется еще на два периода — младшего дошкольного возраста (от 3 до 5 лет) и старшего дошкольного возраста (от 5 до 7 лет). Кроме того автор акцентирует внимание на том, что к этому периоду приурочена активная психическая функция ребенка и ее развитие в процессе воспитания [2].
Дошкольное детство расширяет и обогащает запас временных связей. В этом периоде у ребенка проявляется способность к приобретению определенных произвольных действий, возникают которые обычно из-за того, что воздействует активное педагогическое влияние [43].
Взяв за основу приобретенные знания, носящие социальный характер дошкольником происходит осуществление более осмысленных действий, происходит формирование положительных рефлексов (первичных, вторичных, третичных).
У дошкольного возраста имеется одна характерная особенность, он носит игровой характер.
Ведущая деятельность в дошкольном детстве — это игра. Ее принципы и сущность глубоко изучили различные ученые: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, А.П. Усова и др. Процесс игровой деятельности увлекает ребенка полностью, поглощая его.
Главной потребностью дошкольников является их адаптация во взрослом мире, поэтому они постоянно стремятся примерить на себя взрослые функции. Но, исходя из того, что малыш не может реально выполнить «взрослые» функции дошкольники испытывают ряд противоречий, которые сформировались за счет противопоставления стремление приобрести взрослый статус и недостаточные реальные возможности. Поскольку реальное выполнения «взрослых» функций в дошкольном детстве невозможно, у детей-дошкольников формируется противоречие между стремлением к статусу взрослого и недостаточными реальными возможностями. Из-за данного противоречия дошкольник начинает осваивать разнообразие сфер деятельности [4].
Вариативность деятельности дошкольников носит объединенный моделирующий характер к действиям. Поэтому посредством игры дошкольник может воссоздать социальное взаимоотношение человека в общественной среде, разнообразие профессиональных действий, отыграть сказочный сюжет и пр. Создав модель, ребенок отражает выявленные им взаимосвязи между предметной областью и обществом, но обычно чтобы создать их они начинают использовать различные заместители (предмет — заместитель). Например, если ребенок затеет играть в больницу или врача, то он будет использовать просто шапочку медицинскую, если же будет проектировать железную дорогу, то возьмет палочки и т.д.
Деятельность дошкольника начинает варьировать исходя из того, какую роль выполняет взрослый. Причем через любую игровую ситуацию взрослая функция может отражаться посредством роли, при такой постановочной деятельности малыш используя действия, достигает усвоение социальных норм и правил, принятых общественностью. За счет игры и продуктивного вида деятельности (рисование, конструирование) ребенок знакомится с предметами их качественной стороной, происходит развитие восприятия, мышления, воображения [45].
В дошкольном возрасте у ребёнка появляется желание действовать по собственному усмотрению вопреки ситуации и предложенному взрослым. Возникает, согласно Д.Б. Эльконину (Рисунок 1), новообразование раннего возраста, которое оформляется к трём годам, – личное действие и феномен «Я сам». Это приводит к «кризису социальных отношений» (Л.С. Выготский), симптомы которого впервые были описаны Э. Келер [6].

Рисунок 1. Возрастная периодизация И.С. Эльконина

Среди них главные: негативизм, упрямство, строптивость, своеволие; а также второстепенные: обесценивание взрослых, протест-бунт, деспотизм.
Помимо игровой деятельности, дети-дошкольники активно участвуют и в иных видах продуктивной деятельности. С их помощью дети-дошкольники опосредуют окружающую их действительность в форме представлений о предметах и ситуациях. Так, в бытовой деятельности ребенок-дошкольник имеет возможность действовать с взрослым наравне, например, осуществляя действия по самообслуживанию. Когда мы имеем в виду трудовую деятельность, ребенком-дошкольником может происходить освоение навыков в сотрудничестве и, проявляя взаимопомощь, типичным примером может служить формирование значимых взаимоотношений с взрослыми посредством своих трудовых результатов.
В познавательном развитии ребенка-дошкольника имеется несколько характерных черт — бурное становление и этапность [8].
Поскольку ребенок-дошкольник в возрасте 4 — 5 лет обладает непроизвольным вниманием, он может задержать его на привлекательном и броском предмете. Тогда как ребенок 5 — 6 лет наделен управляемым вниманием, но при этом возможны «сбои», т.к. имеет недостаточную произвольность.
У отдельных элементов произвольного восприятия происходит формирование еще в период старшего дошкольного возраста, но на самом деле, когда ребенок поступает в школу, ему не всегда удается управлять этим процессом. Зато уровень восприятия, которым обладают дети — дошкольники способствует прекрасному зрительному и слуховому восприятию, пространственной ориентации, отличать цветовые и запаховые композиции и т.д. Причем о полноценной систематизации при восприятии материалов у детей — дошкольников говорить еще рано, это им недоступно.
Наличие памяти является также важнейшими характерными особенностями в познавательном развитии. Память у ребенка — дошкольника развивается исходя из того, какой деятельностью он занимается, иными словами материал одного плана, может быть запомнен ребенком по-разному, поскольку в тот момент для него этот материал играл определенную роль. Необходимо сказать, что на память влияет формирующаяся произвольность. Например, старшему дошкольнику свойственно наличие зачаточного формирования в произвольном запоминании и припоминании. Поэтому во время коллективной игры или на организованном занятии старшим дошкольником удерживается за счет памяти правила игр и цели, которые стояли перед ним, когда он принял участие в мероприятии.
Чтобы формировалось произвольное запоминание, и припоминание особое значение имеет процесс систематического подкрепления попытки ребенком-дошкольником достичь непосредственных результатов. Кроме того особую роль

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы