Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Развитие творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству «
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА АРТИСТОВ БАЛЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ
1.1. Творческий потенциал как важный фактор профессионального мастерства артиста балета 8
1.2. Сценическое мастерство как средство развития творческого потенциала артистов балета 15
1.3. Эмпирическое исследование уровня развития творческого потенциала будущих артистов балета 29
Выводы к главе 1 47
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА БУДУЩИХ АРТИСТОВ БАЛЕТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО СЦЕНИЧЕСКОМУ МАСТЕРСТВУ
2.1. Методы архетипных конструкций как фактор развития творческого потенциала будущих артистов балета 50
2.2. Педагогические условия использования методов архетипных конструкций на занятиях по сценическому мастерству 58
2.3. Программа развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству 67
Выводы к главе 2 73
ВЫВОДЫ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 79
ПРИЛОЖЕНИЯ 84
Введение:
Актуальность и целесообразность исследования. Изменения социально-экономических основ развития российского государства и общества сопровождаются процессами модернизации системы образования в целом, основным ориентиром которой становится формирование образованной, творчески мыслящей личности, обладающей способностью к саморазвитию. В связи с этим в Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 годы отмечается обеспечение государством творческого развития личности, готовой к деятельности в условиях модернизированного общества .
Учитывая это, в процессе подготовки будущих артистов балета в условиях специализированных учебных заведений использование инновационных методов и форм обучения приобретает двойное значение: во-первых, творческий процесс значительно стимулирует умственную активность учащихся, развивает у них качества личности, углубляет мотивацию их к музыкально-хореографической деятельности; во-вторых, будущий артист балета, который умеет творчески мыслить в исполнительской деятельности, успешно реализовывает свой потенциал не только в профессиональной деятельности, но и в жизнедеятельности.
Проблемы развития важных творческих способностей, качеств, умений, стиля мышления, деятельности личности освещаются во многих научных исследованиях. Среди них определяются определенные направления, отражающие отдельные аспекты: вопросы изучения личности, ее творческих возможностей, способностей, свойств, характерных черт (Б. Г. Ананьев, Н. А. Бердяев, В. А. Моляко и др.), психологии восприятия искусства (К. А. Абульханова-Славская, Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Е. П. Ильин, И. С. Шемет и др.), специфики творческой деятельности средствами театрального искусства и хореографии (Г. В. Бурцева, Д. Зайфферт, И. Э. Кох, Л. В. Митрохина, А. В. Палилей, К. С. Станиславский, А. Ю. Титов и др.), исследования эффективных путей и методов развития творческой личности в условиях эстетической деятельности (Н. Г. Володько, П. Я. Гальперин, С. В. Гиппиус, Н. А. Коноплева, Н. С. Лейтес и др.).
В то же время, как показывает анализ литературных источников, в педагогике отсутствуют системные исследования, посвященные развитию творческого потенциала будущих артистов балета, не представлены педагогические возможности развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству.
Учитывая недостаточную теоретическую разработку и практическую значимость решения этой проблемы, нами выбрана тема исследования «Развитие творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству».
Цель исследования: проанализировать и о обосновать эффективность педагогических условий развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству.
Задачи исследования:
— выяснить состояние проблемы в педагогической теории и практике;
— научно обосновать понятие «развитие творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству»; уточнить сущность понятий «творческий потенциал», «развитие творческого потенциала»;
— проанализировать возможности методов архетипных конструкций в процессе развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству;
— определить критерии и уровни развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству;
— разработать программу развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству.
Объект исследования – развитие творческого потенциала будущих артистов балета.
Предмет исследования — педагогические условия развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству.
Гипотеза исследования – эффективность процесса развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству повысится при условиях:
— организации процесса развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству в условиях создания «единого пространства» сотворчества преподавателя и учащихся на основе личностно ориентированного подхода и использования архетипных конструкций на занятиях;
— обеспечение учебного процесса технологиями развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству, что включает новые интегративные методы работы с произведениями искусства на основе единства мотивационно-ценностного, интеллектуально-творческого, эмоционально-чувственного и коммуникативно-эмпатийного компонентов;
— методического обеспечения процесса развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству.
Методы исследования: теоретические: изучение отечественной и зарубежной психолого-педагогической, музыкально-практической, методической литературы по вопросам развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству; анализ нормативных документов с целью определения состояния проблемы развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству в образовательной системе и теоретического обоснования педагогических условий, обеспечивающих развитие творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству; эмпирические: педагогическое наблюдение, беседы, анкетирование, тестирование, изучение результатов учебной деятельности учащихся с целью выявления основных противоречий и недостатков в содержании, методах и формах обучения; эмпирический эксперимент с целью проверки актуальности определенных педагогических условий развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству.
Заключение:
Анализ литературы показал, что понятие потенциала рассматривается как готовность к осуществлению различных видов деятельности и возможности достижения прогнозируемых уровней личностного развития; как совокупность возможностей целенаправленной деятельности индивида, которая проявляется средствами реальных внутренних сил, которые предопределены благодаря творческим способностям. Проблема реализации творческого потенциала рассматривается как активизация индивидуальных способностей индивида при определенных внутренних и внешних условиях, благодаря чему возможен сам процесс осуществления и переход к результативности действий. Творческий потенциал личности имеет комплексный, системный характер и проявляется на всех уровнях индивидуальности.
Структурно-содержательный контент творческого потенциала будущих артистов балета отображает совокупность интеллектуально-креативных способностей и личностных проявлений на эмоциональном, сознательном и бессознательном, волевом, поведенческом уровнях как новообразования. Факторы, влияющие на эффективность развития и реализации творческого потенциала будущих артистов балета, являются личностными подструктурами: природные; индивидуальные характерные качества; мотивация, как целеполагание, основа самопрограммирования, саморегуляции, самореализации.
Также было выяснено, что творческий потенциал будущих артистов балета, реализуясь в выбранной ими полиаспектной художественно-творческой деятельности, обеспечивает ее успешность и неординарную производительность. В процессе становления личности артиста балета, и особенно в структуре смысловых творческих возможностей, постепенно становятся доминантными именно те компоненты, которые представляют активно-мотивационный, интеллектуальный, эмоциональный, коммуникативный, творчески действенный характер его потенциальных сил в целом.
Кроме того, занятия по сценическому мастерству направлены на раскрытие и творческое создание учащимися сценического образа, немаловажную роль в данном виде деятельности играют мотивы, связанные с художественно-творческой деятельностью. Кроме того, в процессе занятий по сценическому мастерству формируются специальные умения и навыки будущих артистов, поскольку в хореографическом коллективе каждый из них имеет исполнительские и творческие функции, обусловленные мотивацией. В ходе занятий по сценическому мастерству художественно-творческая деятельность, в которую «погружаются» учащиеся. регулируется в их сознании через эмоции, которые выполняют функцию внутренних сигналов, чувственно отражают мыслительные процессы.
Проведенное эмпирическое исследование показало, что различные условия, а также характер, вид деятельности (в зависимости от содержания и целенаправленности решаемых задач) образуют гармоничное взаимодействие с ориентацией на формирование творческого потенциала будущих артистов балета. Анализ полученных экспериментальных данных показывает, что в практической деятельности учащихся на занятиях по сценическому мастерству особую актуальность приобретают вопросы формирования творческого потенциала будущих артистов балета.
Результаты исследования показали, что по всем видам деятельности на занятиях по сценическому мастерству наибольшего внимания требует творчески-аналитическая деятельность, которая происходит на разных этапах, и в разных формах учебно-воспитательного процесса. Так же исследование позволило выяснить, что операции интеллектуальных действий (анализ, синтез, сравнение, сопоставление, обобщение) еще недостаточно активно применяются в ходе занятий по сценическому мастерству.
В ходе исследования было определено, что особенностью устройства человеческого мышления и восприятия информации является то, что в личности заложены определенные схемы, которые позволяют определить полюсные понятия духовно-социального бытия, которые называются архетипами. Архетипы, как универсальные образы или символы, содержащиеся в коллективном бессознательном, предрасполагают индивидуума испытывать определенные чувства и мыслить определенным образом относительно объекта или ситуации.
Используя архетипные конструкции, преподаватель в процессе обучения использует архетипическую отражательную способность учащегося с помощью таких практик, как индивидуальные, групповые и коллективные упражнения на отображение того или иного образа, что способствует высвобождению творческого воображение учащихся на поверхность в более глубоких образах и предположениях. Актуальность использования архетипных конструкций на занятиях по сценическому мастерству связана с обучением учащихся типологическому анализу музыкально-хореографического образа, что способствует развитию креативного мышления, мотивации к постижению нового и преобразованию уже существующего образа/явления/действия/средства проявления творческой интерпретации или импровизации окружающей действительности.
Исходя из того, что архетипы являются явлением бессознательного психического состояния личности и связаны непосредственно с мышлением индивида, наиболее целесообразными являются методы и приемы педагогического воздействия на учащихся, которые направлены на активизацию мыслительных операций: воображения, ассоциативного мышления, креативного мышления, восприятия, а также чувствительную сферу личности.К таки м методам относятся: кейс-технологии, дискуссии, брейн-ринги, ток-шоу, релаксационные и медитационные техники, арт-терапевтические технологии, эскизное обучение, информационные технологии и многие другие педагогические приемы активизации творческого мышления учащихся.
Программа развития творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству разрабатывалась с учетом стратегий расширения «эмоционального поля» личности от сферы утилитарно-практической деятельности танцевально-пластического содержания («различных движений») из утилитарно-художественной деятельности в балете («классический экзерсис») к собственно музыкально-творческой деятельности («воплощение образа»). что на начальном этапе развития творческого потенциала будущих артистов балета важным шагом является создание выразительных ритмов, пластических движений на ограниченном количестве архетипов. Основными элементами программы являются: цель (определенная в соответствии с современными потребностями в подготовке будущих артистов балета), компоненты развития творческого потенциала будущих артистов балета; педагогические условия; педагогические принципы, формы и методы. Главной целью программы является развитие творческого потенциала будущих артистов балета на занятиях по сценическому мастерству.
Фрагмент текста работы:
Категория «потенциал» относится к общенаучным понятиям. Потенция (от лат. Potentia – сила) в философии трактуется как источник, возможность, путь, запас, который может быть использован во время действия для решения любой задачи, достижения определенной цели . Потенциал – степень возможного обнаружения любого действия, любой функции. Он определяется через готовность к осуществлению различных видов деятельности и возможности достижения прогнозируемых уровней личностного развития.
В современной науке предметом пристального внимания ученых является творческий потенциал, который в научной литературе характеризуется многозначностью.
Философско-психологический подход к проблеме творческого потенциала личности предполагает, что личность способна проявлять собственные внутренние силы, выявлять потенциальные резервы, углубляться в собственное «Я», познавать себя, осмысливать и реализовывать свое предназначение, как гармонично развивающаяся система бытия. Проблема развития потенциальных сил человека интересовала мыслителей еще со времен античности. Характерной особенностью древнегреческой философии было стремление познать сущность человека, понять его уникальные свойства наряду с другими явлениями природы.
На возможности личности к стремлению реализовать свои внутренние возможности в деятельности в своих философских высказываниях указывал древнегреческий мыслитель Аристотель, раскрывая триаду деятельности человека активизации потенциальных сил в системе возможность-энергия-энтелехия. Основные значения потенциальных возможностей философ определяет как общую способность личности к определенной деятельности для конкретного субъекта и реализацию этой способности путем использования специальных знаний в определенном виде действий .
Основные философские концепции Западной Европы истоков потенциала личности одним из первых обосновал Г. Лейбниц, раскрывая ряд положений о функционировании человеческой психики и, в частности, о бессознательном, как о монадах, которые содержат центры жизненных сил, что способствовало развитию концепции потенциала человека . Согласно теории Г. Лейбница, сила, соответствующая латинскому potentia (возможность), противоположна действию, и переход от силы к действию является изменение или действие этой возможности является активным состоянием, как сочетание способности и тенденции к деятельности. Кроме того, автором выделяется не только активная сила потенциала, но и пассивная, которая, накапливаясь, переходит в новое качество – осуществление, опредмечивание, то есть становится реальным свойством актуальной деятельности для человека.
Логико-методологические и идейно-мировоззренческие положения по проблеме реализации потенциальных свойств личности, как деятельность человека, рассматривала классическая немецкая философия (И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель), выкристаллизовывавшая данное понятие как специфическую форму человеческой активности. Одним из первых западноевропейских философов, который обосновал понятие «культура душевных способностей», как внутренние силы и аспект активности личности, был И. Кант. При этом философ считал, что способности личности лучше воспитываются и реализуются тогда, когда человек сам делает то, что хочет осуществить .
В своем учении о личности Г. Гегель отмечает, что именно деятельность внутреннего духа человека предполагает творчество, а путь развития культуры является единством индивидуального познания и духовного развития человека .
Необходимо отметить тот вклад, который сделали в разработку проблемы творчества и творческого потенциала представители русской философской школы Н. А. Бердяев, В. Г. Белинский, С. Н. Булгаков, Е. Н. Князева, Ю. М. Лотман, Н. М. Смирнова, Н. Г. Чернышевский и другие . В частности, был основательно разработан вопрос, касающийся свободы, природы и сущности человеческой деятельности, соотношение целей и идеалов, творческой природы труда, творчества как родовой характеристики человека. Заслуживает внимания утверждение авторов о том, что творчество должно рассматриваться как способ жизнедеятельности человека: в творчестве человек формирует, воспроизводит и развивает себя как личность. Творчество – это движущая сила развития отдельного человека, в то время как потенциал – его жизнедеятельность, которая имеет реальный смысл, являясь единством внутреннего контекста личности и энергии осуществления, перехода актуальной возможности в действительность.