Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческого мышления учащихся через декоративную стилизацию природных элементов
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА 6
1.1. Сущность понятия и составляющие творческого мышления 6
1.2. Декоративная стилизация природных элементов как средство развития творческого мышления 14
1.3. Психолого-педагогические особенности развития творческого мышления с помощью стилизации природных элементов учащихся среднего звена 19
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 24
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ДЕКОРАТИВНУЮ СТИЛИЗАЦИЮ ПРИРОДНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ 27
2.1. Методики развития творческого мышления 27
2.2. Проектирование серии занятий на тему «Декоративная стилизация природных элементов» 30
2.3. Методические рекомендации по выполнению творческой работы 58
ВЫВОДЫ ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ЧАСТИ ИССЛЕДОВАНИЯ 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 63
Введение:
В последнее время ученые и педагоги отмечают, что происходит снижение эстетической активности у детей младшего школьного возраста: в первый класс поступает 50 – 70% детей с низкой эстетической активностью, в результате чего они хуже обучаются в школе, редко задают вопросы эстетического характера, не проявляют стремления к получению новых знаний и самостоятельности.
Причины, препятствующие развитию эстетической активности: — готовые знания даются ребенку раньше, чем он может их усвоить; — дети пассивно слушают информацию, исполняют роль «копилки»; — слабо владеют эстетическими действиями. В связи с этим необходим поиск эффективных способов и путей развития эстетической активности у детей среднего школьного возраста. На наш взгляд, большим потенциалом в этом отношении обладает трудовая деятельность.
Поэтому трудовая деятельность в условиях современных образовательных стандартов даёт большую возможность для развития эстетической деятельности детей с учетом индивидуализации и дифференциации процессов воспитания, развития и обучения, что обусловливает актуальность темы исследования.
Цель исследования: теоретическое обоснование и практическая проверка эффективности методики развития творческого мышления через декоративную стилизацию природных элементов на уроках изобразительного искусства.
Объект исследования: развитие творческого мышления на уроках ИЗО в средней школе.
Предмет исследования: декоративная стилизация природных элементов, как средство развития творческого мышления на уроках ИЗО.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить состояние исследуемой проблемы в теории и практике школьного образования;
2. Рассмотреть теоретические основы стилизации природных элементов, как средства развития творческого мышления;
3. Выделить методы и приемы развития творческого мышления учащихся с помощью стилизации природных элементов;
4. Разработать и апробировать методы развития творческого мышления школьников;
5. Проверить результативность предложенной методики.
Теоретическая значимость исследования состоит в теоретическом обосновании возможности развития творческого мышления учащихся с помощью стилизации природных элементов.
Практическая значимость исследования состоит в разработке соответствующих методических рекомендаций по данному вопросу для педагогов.
Теоретическую основу исследования составляют труды А. А. Ануфриева, А. В. Брушлинского, Л. А. Венгера, Л. С. Выготского,
Н.-Э. Т. Гринявичене, О. В. Дыбиной, А. В. Запорожец, Н. Н. Поддъякова, Е. О. Смирновой, Д. Б. Эльконина.
Методы исследования:
-изучение и анализ литературы по проблеме исследования;
-наблюдение;
— тестирование;
-беседа с психологом;
— анализ и содержательная интерпретация данных;
— методы математической статистики.
Количество испытуемых 12 человек, это учащиеся 7 класса.
Исследование проходило в три этапа. На первом из них было осуществлено теоретическое обоснование проблемы исследования и диагностика творческого развития детей. Второй этап включал в себя разработку и апробирование методики развития творческого мышления учащихся с помощью стилизации природных элементов. На третьем этапе проходила итоговая диагностика и подведение итогов.
Структура работы обусловлена целями исследования. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Заключение:
Мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов и способов мышления. Формулируя эту психологическую категорию, необходимо разделять ее с такими смежными и взаимосвязанными понятиями, как гениальность, одаренность, творчество, креативность и творческое мышление, поскольку понимание этих характеристик поможет нам полнее понять суть указанного вопроса.
Одаренность понимается как наличие у человека задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать виды деятельности, связанные с соответствующими способностями. Одаренными являются те дети, у которых проявляются те или иные формы общей или специальной одаренности. Одаренность определяется не только врожденными задатками, но и во многом зависит от окружающей среды и специфики деятельности.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, в которой существенное значение принадлежит воображению, интуиции, неосознанным компонентам умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации. Творчество в своем функционировании комбинирует когнитивные, эмоциональные и волевые аспекты, имеет процессуальный и личностный аспект.
В настоящее время, как показывает практика, основным средством во многих случаях обучения становится Интернет.
Во-первых, Интернет используется как поисковая система при подготовке к занятиям, как учащихся, так и преподавателя, что ускоряет процесс обучения, экономит время и позволяет охватить большее количество источников. Ярким доказательством тому служит использование электронных библиотек с возможностью быстрого доступа к большому количеству справочного материала, обращение к ним как к источнику дидактической и учебно-методической базы для ее дальнейшей обработки учащимися или переработки преподавателем.
Во-вторых, Интернет расширяет возможности коммуникации между преподавателем, учащимися и менеджментом учебного заведения. On-line или off-line общение на тематических форумах и в чатах создает среду для формирования и развития основных речевых навыков как основы коммуникативной компетенции.
Благодаря Интернету распространенной формой получения знаний становится дистанционное обучение, дающее возможность обучающимся становиться без отрыва от основной профессиональной деятельности дипломированными специалистами.
Главная задача учителя – развить художественно-творческие способности школьников, развить воображение, фантазию. Важно, чтобы ребенок был раскован, для творческой работы. Интерес учащихся к изобразительному, декоративно-прикладному и народному искусству происходит в определенной последовательности. На каждом уроке дать им пофантазировать, поиграть, привнести в работу собственные образы и идеи. Высокое качество и прочность знаний, умений и навыков, полученных на уроках изобразительного искусства, развивают, у них художественные способности во многом зависит от того, как учитель организует и проведет урок.
Обобщая вышесказанное, необходимо отметить, что стилизация присуща всем видам изобразительного искусства. На занятиях ученики знакомятся с особенностями стилизации природных форм, создают декоративные элементы, применяют полученные знания, выполняют композицию из декоративных элементов. Основным содержанием занятий по развитию умения стилизовать природные формы является, развитие умений упрощать, освобождать от несущественных деталей.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДЕКОРАТИВНОЙ СТИЛИЗАЦИИ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ СРЕДНЕГО ЗВЕНА
1.1 Сущность понятия и составляющие творческого мышления
Мышление является сложной многофакторной структурой. В зависимости от уровня обобщения информации, средств, используемых для этого, новизны полученных результатов, степени интеллектуальной активности ученые выделяют несколько видов и способов мышления. Формулируя эту психологическую категорию, необходимо разделять ее с такими смежными и взаимосвязанными понятиями, как гениальность, одаренность, творчество, креативность и творческое мышление, поскольку понимание этих характеристик поможет нам полнее понять суть указанного вопроса.
Так, гениальность – это самый высокий уровень развития способностей (как общих, интеллектуальных, так и специальных), результатов деятельности личности, является основным достижением человечества на определенных этапах развития общества [3].
Одаренность понимается как наличие у человека задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать виды деятельности, связанные с соответствующими способностями. Одаренными являются те дети, у которых проявляются те или иные формы общей или специальной одаренности. Одаренность определяется не только врожденными задатками, но и во многом зависит от окружающей среды и специфики деятельности.
Творчество – это деятельность человека, направленная на создание новых материальных и духовных ценностей, в которой существенное значение принадлежит воображению, интуиции, неосознанным компонентам умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации. Творчество в своем функционировании комбинирует когнитивные, эмоциональные и волевые аспекты, имеет процессуальный и личностный аспект.
Продукт творчества является результатом высокой концентрации духовных сил, которую К. Станиславский обозначил термином «сверхсознание». Зависимость научно-технического прогресса от творческого процесса приводит к попыткам его компьютерного моделирования в рамках развития современных компьютерных технологий.
Креативность означает способность к творчеству, которая понимается как потенциал, внутренний ресурс человека, проявляющийся в мышлении, общении, чувствах, отдельных видах деятельности, определяясь восприимчивостью к новым идеям. Основное отличие понятия креативности от понятия творчества состоит в том, что креативность рассматривается как некий специфический стиль деятельности, в то время как творчество само по себе является деятельностью. Креативность чаще, чем творчество, связывают с когнитивными процессами; она может быть зафиксирована объективными методами.
На сегодня существуют достаточно надежные тесты, которые позволяют определить различные виды креативности и ее параметры. О творчестве мы этого сказать не можем. Его неоднозначность мешает выработать более или менее объективные критерии для его измерения, а те системы оценивания, которые созданы, до сих пор содержат большую долю субъективности. У детей часто наблюдаются высокие показатели креативности, что, однако, не гарантирует в будущем их творческих достижений, а только увеличивает вероятность их появления при условии овладения необходимыми творческими навыками и наличии высокой творческой мотивации [5].
В психологической науке, а также в логике и философии, исходя из новейших исследований в этих областях, принято четко различать личностную креативность и личностное творчество. Если внутренние предпосылки, особенности когнитивной сферы и психологические задатки обеспечивают личностную креативность и активность в поисковой деятельности, то творческий человек – тот, что реализует свой креативный потенциал. Итак, креативность является условием творческой активности личности.
Мы остановились на краткой характеристике указанных понятий для того, чтобы иллюстративно продемонстрировать ведущую роль мыслительной деятельности в их функционировании.
Теперь рассмотрим мышление более подробно как категорию психологическую.