Психолого-педагогическое образования Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 3
1.1. Проблема творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях 7
1.2. Характеристика развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте 17
1.3. Роль изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей дошкольного возраста 24
Выводы по 1 главе 33
2. Экспериментальное исследование развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 34
2.1. Результаты констатирующего этапа исследования творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 34
2.2. Организация изобразительной деятельности по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста 40
2.3. Результаты формирующего этапа исследования развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности 47
Выводы по 2 главе 52
Заключение 54
Список литературы 56
Приложения 61

  

Введение:

 

Актуальность исследования. В настоящее время российскому обществу требуются нестандартные, разносторонне развитые личности: во всех сферах востребованы не только знающие, но и способные к осуществлению творческой деятельности люди. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы подтверждает, что дошкольный возраст является сенситивным периодом для развития творчества. Кроме того, развитие художественно — творческих способностей детей необходимо начинать по возможности раньше, потому как занятия изобразительной деятельностью обуславливают развитие и воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти у детей дошкольного возраста [12, 5].
Изобразительная деятельность является одним из любимых видов детской деятельности.
Проблема развития творческих способностей стоит в центре внимания многих исследователей. Л.С. Выготским, Б.М. Тепловым, С.Л. Рубинштейном, А.Г. Ковалевым, Л.А. Венгер и др. раскрыта сущность феномена «творческие способности», их составляющие и этапы развития, выявлены условия, способствующие развитию творчества в дошкольный период. Е.А. Флерина впервые раскрыла понятие «детское художественное творчество», ее ее исследования получили развитие в трудах Т.Г. Казаковой, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой, Г.Г.Григорьевьей, которыми выделен в изобразительной деятельности доизобразительный и изобразительный периоды, этапы развития творческого процесса взрослого человека и ребенка. Н.А. Ветлугиной предложены показатели качества продукции детского художественного творчества. Критерии оценки детского творчества разработаны Г. Гилфордом и Т.Торренсом и др.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (гл. 5, ст. 48 п. 4) «педагогические работники дошкольной образовательной организации обязаны развивать у воспитанников познавательную активность, инициативу, творческие способности» [51]. Однако, несмотря на наличие работ, вопрос развития творческих способностей детей дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности остается недостаточно изученным.
Анализ научных трудов, практики функционирования дошкольных образовательных организаций позволили выделить противоречия между: объективной потребностью в развитии творческих способностей у детей дошкольного возраста и недостаточной практической разработанностью проблемы в дошкольной педагогике; потенциальными возможностями изобразительной деятельности относительно развития творческих способностей дошкольников и нехваткой научно-методических разработок по этому вопросу.
Проблема исследования: Каковы возможности изобразительной деятельности в развитии творческих способностей детей старшего дошкольного возраста?
Таким образом, сказанное выше обусловило выбор темы исследования: «Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности».
Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить эффективность разработанной программы по развитию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Объект исследования – образовательный процесс детей дошкольного возраста.
Предмет – развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Гипотезой исследования является предположение о том, что если ввести в образовательный процесс детей старшего дошкольного возраста в ДОО разработанную нами программу «Я творец», то это будет содействовать повышению качественных и количественных показателей развития творческих способностей дошкольников.
Задачи исследования:
1) уточнить сущность понятия «творческие способности»;
2) теоретически обосновать особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте;
3) выявить психолого-педагогические возможности изобразительной деятельности, обеспечивающей развитие творческих способностей в старшем дошкольном возрасте;
4) исследовать творческие способности у детей старшего дошкольного возраста, провести обработку полученных результатов, их анализ;
5) разработать и экспериментально проверить программу по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности и проверить ее эффективность.
Методологической основой выступают системный (В.А. Левин) и личностно-деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Лук) подходы.
Теоретической основой исследования явились труды известных педагогов и психологов (Л.А. Венгер, А.Г. Ковалев, Б.М. Теплов, А.Н.Леонтьев, А.В. Запорожец), которые подчеркнули ведущую роль воспитания, обучения в развитии творческих способностей детей, а также работы исследователей-педагогов, непосредственно занимавшихся решением проблемы обучения и развития творческих способностей с помощью средств изобразительной деятельности (Н.П. Сакулина, Т.Г. Казакова, Т.С. Комарова, И.Л. Гусарова, З.А. Богатеева, В.Б. Косминская, Н.Б. Халезова, Н.А.Ветлугина, Е.А. Флерина и др.).
Методы исследования: общенаучные: анализ, синтез, обобщение, систематизация; педагогические: педагогический эксперимент, наблюдение; математические: статистическая обработка результатов исследования.
База исследования: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «….». Дети старшей группы, в количестве 20 человек, возраст 5-6 лет.
Практическая значимость исследования: разработанные психолого-педагогические условия могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством изобразительной деятельности.
Структура работы: Работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка источников и литературы и приложения.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В результате решения задач исследования сделаны следующие выводы:
Творческие способности являются комплексом психических свойств, которые обеспечивают создание продукта, отличающегося новизной, оригинальностью, уникальностью, и что обязательными компонентами творческих способностей являются творческое воображение и творческое мышление.
Особенности развития творческих способностей в старшем дошкольном возрасте связаны с важнейшим новообразованием этого периода – воображением. Большинство из компонентов творчества в этом возрасте только начинает развиваться, хотя субъективно ребенком постоянно открывается что-то новое. Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста находится в прямой зависимости от развития воображения и креативного мышления, которые выступают в качестве их основы и обусловлены: появлением нового типа деятельности – творческого; развитием способности к осуществлению целостного планирования своей деятельности; включением ребенка в художественные виды деятельности (музыкально-ритмическую, театрализованную, музыкально-игровую, изобразительную, художественно-речевую), применением различных приемов по комбинированию раньше полученных представлений, а также их преобразованию.
Роль изобразительной деятельности как вида продуктивной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников заключается в возможности прямой постановки творческой задачи и ее максимально самостоятельном характере выполнения с использованием широкого арсенала методов и приемов (наглядных, словесных, игровых, метода стимулирования занимательным содержанием, метода «оживления», метода создания ситуации творческого поиска, технологических приемов), а также создании психолого-педагогических условий.
Психолого-педагогические условия развития творческих способностей дошкольников в процессе изобразительной деятельности представлены: организацией предметно-развивающей среды; созданием ситуации успеха; сочетанием индивидуальных и коллективных видов работы; выстраиванием занятия на основе игрового сюжета; созданием ситуации творческого поиска; стимулированием детского творчества занимательным содержанием; использованием разнообразных художественных материалов и техник; наличие творческих заданий; проведение наблюдений перед рисованием с натуры; интеграцией различных видов искусства; выстраиванием занятия по изобразительной деятельности на основе дифференцированного подхода; созданием психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия каждого дошкольника; обеспечением самостоятельности и свободы выбора в выполнении творческих заданий; обеспечением позитивного отношения семьи к творчеству ребенка.
Результаты, полученные после апробации программы, в рамках которой были реализованы такие психолого-педагогические условия как: организация занятий по изобразительной деятельности с учетом дифференцированного подхода; создание психологически комфортной среды и атмосферы эмоционального принятия каждого дошкольника; обеспечение самостоятельности и свободы выбора в выполнении творческих заданий старшими дошкольниками, указывают на их эффективность в направлении развития творческих способностей дошкольников: доля детей с высоким и средним уровнем творческих способностей увеличилась на 18,4% и 11,7%, низкий уровень уменьшился на 30,1%.
Таким образом, достигнута цель исследования и подтверждена выдвинутая гипотеза.

 

Фрагмент текста работы:

 

1. Теоретические основы исследования проблемы развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности

1.1. Проблема творческих способностей в психолого-педагогических исследованиях

Задача данного параграфа заключается в изучении сущности понятия «творческие способности», однако ее решение требует рассмотрения и термина «творчество».
В научной литературе единый подход к трактовке дефиниции «творчество» отсутствует. Так, в большом психологическом словаре творчество рассматривается в качестве: человеческой деятельности, которая порождает что-то качественным образом новое, которого ранее не было, и имеющее ценность; всякой практической или теоретической деятельности человека, итог которой представлен новыми (по крайней мере, для субъекта деятельности) результатами, которыми могут быть представлены: знаниями, решениями, способами действия, материальными продуктами [3].
В другом справочном издании, творчество представлено в качестве психического процесса по созданию новых материальных и духовных ценностей; содержательной формы психической активности, которой обеспечивается успешность выполнения разнообразных видов деятельности [48].
Л.С. Выготским творчество определено как деятельность, в процессе которой создается нечто новое [7].
С педагогической точки зрения, творчество представлено в качестве активного взаимодействия субъекта с объектом, в результате которого субъектом осуществляется изменение окружающего мир, создание нового, социально значимого. В.Г Рындак в «Кратком педагогическом словаре» [41,57] перечисляет взгляды разных авторов на сущность рассматриваемого понятия. Так, А.Г. Шумилин отмечает, что творчество представлено некой движущей силой развития общества и окружающей его среды. А.Л.Никифоров, отмечая роль творчества в жизни человека, подчеркивает, что человек не может быть без творчества, потому что его склонность творить обусловлена потребностью к поддержанию своего существования.
Творчество является активной формой самовыражения, которое может осуществляться посредством чего угодно: слова или движения, рисунка или скульптуры, стихотворения или мелодии [37].
Суть творчества заключается в:
— способности к придумыванию, изобретению чего-то совершенно нового;
— способности к принятию изменений и новшеств, стремлению осуществлять экспериментирование с замыслами и возможностями, гибкости мировоззрения;
— в создании совершенно новых образов.
Одним из видов творчества является изобразительное творчество.
Изобразительное творчество — процесс создания рисунка, скульптуры, аппликации; отражение ребенком окружающей действительности в последних [18].
С точки зрения А.С. Галанова, изобразительное творчество — деятельность по созданию художественного образа на основе восприятия, переработки и отображении наиболее характерных особенностей [9].
Признаками детского изобразительного творчества, по мнению ученого, являются:
— эмоциональные образы видения,
— нестандартные способы решения,
— непродуктивность выполнения изображения [9].
Для детского изобразительного творчества характерна в целом графичность – контур первичен, объекты четко отделены друг от друга.
Н.Ф. Вишнякова отмечает, что изобразительное творчество способствует:
— развитию концентрации внимания дошкольников,
— сенсорному развитию (зрительное и осязательное восприятие предметов), поскольку ребенок должен прежде проанализировать объект изображения,
— развитию пространственного, образного, логического мышления (зрительный анализ и синтез),
— развитию мелкой моторики, координации движений,
— уточнению и углублению знаний об окружающем мире,
— эмоциональному и эстетическому развитию,
— поднятию самооцен¬ки, развитию самоуважения и успешности [7].
Р.М. Грановской выделены функции творчества, среди которых: компенсаторная, художественно-концептуальная, предвосхищения, коммуникативная, информационная, катарсическая, воспитательная, созидательно-преобразовательная, социализирующая, социально-организаторская, эстетическая, гедонистическая, гармонизирующая, развлекательная [10].
Итак, творчество для создания продукта, который отличается новизной, оригинальностью, уникальностью, предполагает наличие у субъекта творческих способностей.
Рассмотрим термин «творческие способности».
С психологической точки зрения под творческими способностями понимается совокупность психических свойств, которыми обеспечивается творчество. Такие свойства характерны для творческой личности, которая обладает мышлением, отличающимся оригинальностью, нестандартностью.
Творческие способности представлены:
— воображением,
— гибкостью ума,
— мотивацией творчества и др.[47].
Большинством психологов связывается способность к творческой деятельности с особенностями мышления.
Например, психолог Д. Гилфорд, который занимался проблемами человеческого интеллекта, сделан вывод относительно того, что для творческим натурам характерна дивергентность в мыслительных действиях [10]. Личности, которые обладают таковым, в процессе принятия решений не ищут всевозможные пути разной направленности. Люди такой категории имеют склонность к образованию ранее неизвестных комбинаций из элементов, используемых большинством характерным образом.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы