Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей в процессе работы над мюзиклом в театральной студии 6
1.1. Теоретические аспекты развития творческих способностей подростков 6
1.2 Специфика развития творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом 17
Глава 2. Экспериментальное исследование по развитию творческих способностей в процессе работы над мюзиклом в театральной студии 45
2.1 Содержание, формы и методы работы по развитию творческих способностей подростков в работе над мюзиклом 45
2.2. Анализ результатов экспериментального исследования 52
Заключение 58
Список источников и литературы 60
Приложение 65
Введение:
Актуальность исследования обусловлена тем, что проблема развития творчества и творческих способностей учеников волновала в разные времена не только известных педагогов, но и исследователей, мыслителей, философов, ученых. Если говорить о творчестве ребенка, следует подчеркнуть, что учащиеся чаще всего не создают нечто совершенно новое, но создание, открытие субъективно нового для ребенка уже является проявлением творчества. Работа не по шаблону, не по образцу является также показателем развитых творческих способностей. Творчество является одним из средств повышения эмоционального тонуса личности, закрепление комплекса эмоционально-волевой регуляции, а главное — актуализации положительной гаммы переживаний, которая сопровождает эффективный труд, переживание радости от сделанного, достигнутого, чувство уверенности в своих силах, в своем творческом потенциале и творческих способностях.
По мнению С. Л. Рубинштейна, творчество – деятельность человека, создающая новые материальные и духовные ценности, которые, в свою очередь, имеют общественную значимость. Безусловно, продукты творческой деятельности младших школьников не имеют общественной значимости, они отличаются лишь определенными элементами новизны и носят скорее субъективный характер. Конечно, элементы новизны, которые школьник вносит в свою деятельность, имеют достаточно относительный характер, однако они являются предпосылкой динамичности тех знаний, которыми обладает ребенок. С расширением этих знаний появляется возможность более высокого уровня проявления новизны, оригинальности. [17, 150]
Развитие творчества у учащихся является важным не только потому, что задачей современного образования является формирование творческой личности, но и потому, что человек, который умеет мыслить творчески, в нестандартных ситуациях всегда найдет выход, такому человеку будет легче адаптироваться в жизни. Быстрые темпы развития общества, характерные для последних лет, необходимость поиска путей выхода нашей экономики из упадка, внедрение новых технологий – все это требует коренных изменений в системе управления производством, использования производственных ресурсов с учетом творческих возможностей личности. Только творческая личность, способная создавать, управлять, предлагать новые теории, новые технологии, новые направления развития, находить пути выхода из сложных нестандартных ситуаций. Поэтому обеспечение каждому человеку возможности использования своего творческого потенциала является одной из приоритетных задач как общеобразовательных, так и внешкольных учреждений. Именно поэтому тема данной работы является чрезвычайно актуальной, ведь мы, педагоги, должны не только давать знания детям, но и готовить их к самостоятельной жизни.
Мы в своем исследовании опираемся на точку зрения представителей, которые рассматривают творчество, как процесс взаимодействия человека с окружающей его действительностью. О.В. Дыбина, Т.С. Комарова, В.С. Кузин, Я.А. Пономарев, С.Я. Рубинштейн, Н.П. Сакулина, Б.М. Теплов, Е.А. Флерина и многие другие педагоги и психологи считают, что творчество не является врожденным качеством личности, а развивается поэтапно под воздействием целенаправленного воспитания и обучения. Творчеству можно научить и следует учить. При рождении закладываются задатки, из которых при определенных условиях могут развиваться художественно-творческие способности личности.
Этот возрастной период отличается бурным течением эмоций, внезапными изменениями эмоциональных состояний, переживаний, настроений, переходами от подъема к несдержанности, шумности, от чрезмерной подвижности к спокойствию, равнодушию. В динамике эмоций оказываются отношения ребенка с близкими людьми, коллективом, успехи в деятельности. К внезапным изменениям настроения могут привести плохая оценка, разочарование в друге, невнимательность взрослых к интересам и чувств, бестактный способ вмешательства в его эмоциональную жизнь [2].
Целью работы является развитие творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии.
Для достижения данной цели поставлены и последовательно решены следующие задачи:
1. Исследовать теоретические аспекты развития творческих способностей подростков.
2. Проанализировать специфику развития творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом.
3. Изучить содержание, формы и методы работы по развитию творческих способностей подростков в работе над мюзиклом.
4. Провести анализ результатов экспериментального исследования.
Объектом исследования являются творческие способности. В качестве предмета исследования выступает развитие творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии.
Была сформулирована гипотеза исследования: развитие творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии будет проходить успешно, если:
— занятия осуществляются системно;
— если работа над мюзиклом в театральной студии осуществляется в определенной методикой последовательности.
При написании работы использованы методы анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, дедукции и индукции.
Данная работа структурирована на введение, две главы, объединяющие пять параграфов, заключение, список источников и литературы.
Практическое значение исследования определяется тем, что его основные выводы и рекомендации могут быть использованы с целью разработки технологий выявления творческих способностей, при работе с одаренными детьми в практической деятельности театральных студий.
Заключение:
В процессе исследования была доказана сформулированная во введении гипотеза: развитие творческих способностей подростков в процессе работы над мюзиклом в театральной студии будет проходить успешно, если:
— занятия осуществляются системно;
— если работа над мюзиклом в театральной студии осуществляется в определенной методикой последовательности.
В рамках доказывания гипотезы осуществлялось достижение поставленной цели за счет решения обозначенных во введении задач.
В ходе исследования выявлено, что творческие способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей человека, отличающая его от других людей, действующая на основе творческих задатков и определяющая успешность осуществления любой деятельности, вносящая в нее творческое начало.
Детская личность целостна и уникальна. Развиваясь как личность, ребенок формирует и раскрывает свою собственную природу, присваивает и создает предметы культуры, обретает круг значимых лиц, проявляет себя.
Театральная деятельность является деятельностью, наиболее отвечающей психофизиологическим особенностям, а также этапам и механизмам развития творческих способностей детей. В подростковом возрасте происходит переход между «наивным творчеством» и периодом первичной нормативности. Это период преобладания активности, творчества и эмоциональности.
Констатирующий этап выявил недостаточный уровень развития творческого мышления детей (средний и низкий). Наименее развитые компоненты – сложность, разработанность и самостоятельность.
На обучающем этапе нами использована педагогическая технология, направленная на развитие творческих способностей подростков в театральной студии в процессе подготовки к мюзиклу.
Педагогическая технология исходит из таких предпосылок:
— условиями развития творчества в театральной деятельности детей подросткового возраста являются предметная деятельность и вычленившаяся из неё «осмысленная моторика» и полноценная игра;
— развитие игровой деятельности обеспечивает содержательную сторону детского творчества и появление замысла;
— особенностями театральной деятельности в подростковом возрасте являются её сюжетность, театральный характер и тесная взаимосвязь с другими видами деятельности детей;
— главным механизмом развития творчества в театральной деятельности подростков является воображение.
Повторная диагностика творческого мышления, проведенная на контрольном этапе работы, показала следующее:
1) показатели креативности детей стали выше среднестатистического уровня;
2) показатели и общий уровень дивергентного мышления возросли;
3) большая часть детей из выборки достигает высокого уровня развития творческого мышления;
4) положительная динамика обнаруживается в основных показателях творческого мышления – беглости, гибкости, любознательности, оригинальности, разработанности, чувствительности к проблеме, уверенности.
Результаты, показанные детьми выборки на контрольном этапе, позволяют говорить о том, что условия и методы развития творчества в театральной деятельности, примененные на обучающем этапе, были эффективными.
Фрагмент текста работы:
Глава 1. Теоретические основы развития творческих способностей в процессе работы над мюзиклом в театральной студии
1.1. Теоретические аспекты развития творческих способностей подростков
Развитие творческих способностей учащихся – интересная и серьезная задача, которая стоит перед педагогами и родителями. В наше время наличия творческих способностей у младших школьников, их возможности мыслить оригинально и интересно уделяется большое внимание. Далее, специалисты, которые умеют мыслить нестандартно, «креативно», востребованы практически во всех профессиональных сферах – от разработки сложных программных продуктов до дизайна помещений и зданий.
Многие родители уверены, что способности ребенка представляют собой уже готовый набор навыков и умений. Однако они ошибаются. Человек не появляется на свет способным к какому-то определенному виду творчества (рисование, вокал, написание). Наличие у него тех или иных способностей, скорее всего, будет обусловлено влиянием правильной организации воспитания и обучения на начальном этапе его жизни[18,c.90].
Именно поэтому очень важно вовремя оценить степень «вовлеченности» ребенка в творческий процесс, его желание находить необычные и уникальные решения. Необходимо помнить, что период младшего школьного возраста — очень ответственный и непростой. Ребенок попадает в совершенно новую для себя атмосферу, выстраивает другой уровень в системе социальных отношений (учитель-ученик), набирается нового опыта в общении с людьми. Поэтому этот возраст дает дополнительные преимущества для развития творческих способностей, с одной стороны, обогащая уже имеющиеся навыки, с другой — открывая пространство для получения новых знаний и опыта[4,c.77].
Часто можешь услышать от родителей, слова, обращенные к ребенку: «ну и придумал же ты!», «какой же ты выдумщик, пойди лучше позанимайся математикой», «эх, ну и фантазер…» и так далее.
Диапазон родительских оценок предпочтения ребенка пофантазировать чрезвычайно широк – от полного неприятия («займись—ка лучше чем-то полезным») к отношению как к чему-то неизбежному — «ох, уж мне эти твои фантазии».
Между тем именно фантазия является показателем того, насколько младший школьник способен к творческой активности. Именно фантазия поможет ему в дальнейшем развивать творческие способности, важно, чтобы направить энергию юного фантазера в правильное русло. И делать это нужно еще с дошкольного возраста, когда воображение ребенка начинает активно развиваться.
Практически все виды искусства, с которыми сталкивается младший школьник на занятиях в школе тем или иным образом будут развивать его творческую активность. Это, прежде всего, искусство слова, литература, и сопутствующие занятия – развитие речи, литературное чтение. Театральное искусство, включает в свои виды деятельности не только уроки рисования, но и создания предметов в технике народных промыслов, декоративно-прикладного искусства. Сюда же можно отнести занятия музыкой, все разновидности танцев и балет[1,c.135].
Тем не менее, можно отметить, что школьная программа местами очень статична и не всегда дает нужное пространство развития творческого потенциала ребенка. Именно поэтому домашние занятия или занятия факультативные, в профильных кружках и секциях помогут младшим школьникам реализовать их стремление к творческой активности в полной мере.
Современное состояние общественного развития, динамические изменения во всех сферах человеческой деятельности обусловливают растущую потребность общества в формировании творческой личности с высоким уровнем интеллектуального развития, креативных возможностей, способной к созданию и усвоения инноваций в любой отрасли.
Решение этой важной задачи возложено прежде всего на систему образования, что требует принципиально новых подходов к обучению, воспитанию и подготовке к самостоятельной жизни подрастающего поколения, постоянного обновления форм и методов обучения с целью более эффективного влияния их на развитие творческой личности ученика.
Творчество — процесс рождения нового, возникновения новых мыслей, чувств и образов, которые затем становятся регуляторами творческих действий. Вместе с тем творчество — это способность человека создавать новую реальность, удовлетворяющую различные общественные и личностные потребности. Общество в целом и каждый его член в частности являются при этом субъектами творческой деятельности. По мнению академика В. Вернадского, именно благодаря своей продуктивной работе и творческой мысли человечество осуществило переход от биосферы к ноосфере («ноос» с греч. —«разум»).
Творчество человека — явление сложное, многогранное и противоречивое, что охватывает множество сфер бытия. С. Л. Рубинштейн понимал под способностями сложное системное образование, которое включает в себя целый ряд данных, без которых человек был бы неспособен к определенной конкретной деятельности, и свойств, которые вырабатываются лишь в процессе определенным образом организованной деятельности. Творческие способности сами по себе не гарантируют творческих достижений. Для их достижения необходим «двигатель», который запустил бы в работу механизм мышления, то есть необходимы желания и воля, нужна «мотивационная основа»[8,c.47].
На формирование личности ребенка влияет много факторов, среди которых видное место занимает культура и искусство. Постепенно знакомясь с культурным наследием человечества, ребенок приобщается к ее ценностям, обогащает свой жизненный опыт, имеет возможность творчески применять полученные знания в присущих ей видах деятельности. Соответственно, развивается воображение, мышление, коммуникативные навыки, умение понимать другого и тому подобное.
Музыка, художественное слово, театральное искусство, театр становятся для ребенка источником переживания радости, открывают ребенку искусство, обеспечивают богатство впечатлений. В. Сухомлинский отмечал: «Каждый ребенок не только воспринимает, но и рисует, творит, создает. То, как ребенок видит мир, — является своеобразным художественным творчеством. Образ, который воспринял и одновременно создал ребенок, несет в себе яркую эмоциональную окраску. Дети переживают бурную радость, воспринимая образы окружающего мира и прибавляя к ним что-нибудь из фантазии. Эмоциональная насыщенность восприятия – это духовный заряд духовного творчества.»
Понятие «творчество» широко используется в повседневной жизни и в научной литературе. Однако существуют трудности относительно его значения. К основным понятиям «творчеству» относятся следующие:
Творчество — это деятельность человека, в которой он создает новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания;
Творчество является высшей формой активности и самодеятельности человека;
Творчество — это сугубо человеческая деятельность; это не только создание общественно значимого продукта, творчеством можно назвать все те «открытия», которые человек делает лично для себя; творческими почти все психические процессы, за исключением, может, автоматизированных действий;
Творчество – это потребность в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и жизненных возможностей.
Анализируя приведенные определения, делаем вывод, что творчество – это человеческая деятельность, в процессе которой личность, удовлетворяя потребности в реализации своих способностей, создает новые знания, объекты, схемы поведения, делает собственные «открытия».
Наряду с понятием «творчество» употребляется и «креативность». Креативность рассматривается учеными как характеристика творческого потенциала личности. По словарю терминов «Дошкольное образование», «креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, что составляет достаточно устойчивую характеристику личности». Следовательно, понятие «творчество» и «креативность» характеризуют личность[3,c.288].
Как указывает Л. Паламарчук, творчество является напряженной работой, которой предшествует длительный период накопления впечатлений об окружающем мире, восприятия, анализа явлений, событий, осознание собственного отношения к ним. Но это больше касается взрослых. Для ребенка познание окружающего мира составляет смысл его жизни, творчество является как бы продуктом этого познания.
В дальнейшей исследовательской работе будем опираться, на определения (Т.С. Комаровой, О.В. Дыбиной, В.С. Кузина, и т.д).
Для нашей работы представляют интерес исследования представителей направления, которые говорят о том, что творчество — процесс взаимодействия человека с окружающей действительностью, творчеству можно научить и следует учить, оно не является врожденным качеством личности и образовывается постепенно под воздействием воспитания и обучения. Врожденными могут быть задатки, на их основе при определенных условиях формируются творческие способности человека, черты творческой личности. (О.В.Дыбина, Т.С.Комарова, В.С.Кузина).
Исследователи данного направления подчеркивают, что творчество ребенка не просто результат педагогического воздействия. Дети являются субъектами творчества, активными участниками процесса развития. Поэтому творчество ребенка отличается неповторимостью, искренностью переживаний и ярко выраженной оценкой того или иного явления. Чем раньше ребенок будет вовлечен в творческую деятельность, тем более высоких результатов можно добиться в его общем художественном развитии.
Итак, детское творчество – своеобразная сфера детской жизни. Занимаясь ею, ребенок действует, общается со взрослыми и сверстниками.
Если наблюдать за детьми и проанализировать их деятельность, можно заметить, что все, чем они занимаются, является своеобразным творчеством: ребенок познает свойства окружающих предметов; «играет» со словами, проговаривая ряд звуков родного языка, и создает непривычные слова; экспериментирует с различными материалами; просто играет. В игре малыш имеет возможность поэкспериментировать, многократно выполнить любую операцию, от которой он получает удовольствие и, возможно, разные результаты. Если любое дело малыша рассматривать как своеобразную игру — творчество, то в ней будут развиваться такие важные характеристики, как:
· Скорость мысли – способность к генерации максимального числа идей. Фактически – количество идей, возникающих за единицу времени.
· Гибкость мышления – способность легко переходить от полярных по смыслу явлений одного класса к другому. В процессе творчества необходимо уметь гибко менять стратегию и тактику творческого поиска, переключаться с одной идеи на другую, уметь переносить идеи с одного объекта на другой и быть готовым до получения парадоксального решения;
· Оригинальность – способность формировать новые, неожиданные идеи, отличающиеся от общепринятых;
· Смелость – способность воспринимать решения в ситуациях неопределенности;
· Любознательность – открытость и интерес к более глубокому изучению отдельных видов детской деятельности: театральной, музыкальной, театральной, литературной и тому подобное.
В методической литературе упоминается еще одно понятие, связанное с творчеством, — творческие способности. Как определил Е. Фромм – это «…способность удивляться, познавать, умение находить выход из нестандартных ситуаций; это направленность на открытие нового и способность глубокого осознания».
Как показывают научные исследования и опыт педагогов-практиков, творческие способности проявляются с пятого года жизни, но это вовсе не означает, что до этого момента их следует развивать[7,c.154]. Наоборот, чем раньше ребенка научат наблюдать, объяснять необычное, удивляться окружающим явлениям, предметам, экспериментировать тем более основательно подготовят ее к проявлению собственно творческих способностей. Творчество во многом определяется умением по-разному выражать свои чувства и представления о окружающем мире. Для этого следует научить ребенка видеть предмет с разных сторон, уметь, учитывать разные признаки предмета, создавать образ. Необходимо, чтобы ребенок не только свободно фантазировал, но и направлял свою фантазию, творческие возможности на решение различных задач.
Чтобы сформировать творческие способности, ребенку необходимо накопить как можно больше впечатлений о мире во время выполнения различных видов деятельности. Позже ребенок заинтересуется процессом творчества сначала в том виде деятельности, который ему понравится больше всего, а затем – во всех присущих школьникам видах деятельности (игра, рисование, конструирование, игра на шумовых и музыкальных инструментах, пение и танцы, театрализованная деятельность, чтение и разыгрывание сюжетов знакомых литературных произведений, сочинение стихов или сказок, труд, лепка, аппликация, игры с геометрическими фигурами или графическими символами, тому подобное).
Таким образом, чем больше развита у человека способность, тем легче для нее деятельность[9,c.342]. Одаренному все дается намного проще, а неудачник проливает больше пота и слез. Современные научные исследования подчеркивают, что творческие способности можно не только развивать, но и формировать. Когда от учеников требуют творчества, но не учат ему, то школьники достаточно часто прибегают к подделке, имитации творческого процесса. Лучше не требовать сразу творчества, а формировать ее, обучать ей.
По мнению Л. Выготского, на учителя возлагаются функции консультанта, советчика, организатора и лидера познавательного процесса; ученик получает структурированное и дозированное по времени учебная задача, необходимы средства для его успешного решения и становится лично ответственным за ход и результаты работы. Именно в процессе такого обучения могут эффективно формироваться творческие способности школьников.
Важными также являются психологические теории формирования у учащихся определенных знаний, умений и навыков. Разум, как система знаний (по К. Ушинским) и система действий (за Же. Пиаже), приобретает управляемости со стороны учителя, на что и указывал Л. Выготский. Важно то, что это касается и опыта выполнения умственных действий разного типа. «Нахождение пути решения задачи, — напоминает Г. Костюк, — облегчается в тех случаях, когда можно подвести новую задачу под определенную категорию или тип старых известных задач и воспользоваться ранее испытанных способов их решения» .
Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте определяется взаимодействием ряда факторов:
– внутренних, к которым относятся: возрастные и индивидуально-психологические особенности личности (самооценка, уровень тревожности, агрессивность, направленность личности, акцентуации характера, свойства ВНД и тому подобное), половые различия, стили (стратегии) организации умственной деятельности;
– внешних, представленные факторами микросреды: характером и системой семейного воспитания, влиянием школы и общения со сверстниками.
В обучении всегда важно учитывать виды человеческой деятельности: репродуктивной, когда активизируется преимущественно память, актуализируются прежние впечатления и приобретенный опыт деятельности, и продуктивной, что предусматривает получение учащимися в ходе их познавательной деятельности новых знаний и умений. При этом следует иметь в виду, что не каждая самостоятельная работа учащихся способна активизировать их мышление и, главное, формировать творческие способности.
Этапами развития творческих способностей считают: первый уровень — репродуктивный, предполагает прямое воспроизведение знаний и способов деятельности, когда учащийся распознает учебную информацию, может ее описать, дать готовое определение, применить ранее усвоенные способы деятельности, выполнить задание по образцу[2,c.211].
Здесь срабатывают преимущественно факторы механической памяти, соответственно уровень сформированности творческих способностей минимален. Второй уровень — конструктивный. Он предусматривает уже не воспроизведение, а преобразование приобретенных знаний. Наблюдается перенос известных способов умственных действий в похожие по типу учебные ситуации. При этом, происходит не просто накладка одной задачи на другую, а развивается конструктивная способность к аналитико-синтетической деятельности.
Третий уровень определяется творческим характером деятельности учащихся, которые находят новые способы соображений. Ученик творчески применяет знания в новых нестандартных ситуациях .
Формирование творческих способностей личности непременно предполагает внедрение в школьную практику гуманистических принципов образования. Процесс формирования творческих способностей школьников требует взвешенного подхода к удовлетворению их интересов относительно содержания образования. Ошибочным и таким, что противоречит интересам развития творческих способностей ребенка, является механическое расширение программного материала, введение новых учебных предметов, которые являются упрощенным вариантом учебных дисциплин высшего учебного заведения.
Переход России к рыночной экономике требует ускорения научно-технического прогресса, поиска и внедрения новых технологий, новаторских решений с целью создания конкурентоспособной продукции. Национальная доктрина развития образования РФ в XXI веке определила, что главной целью российской системы образования является создание условий для развития и самореализации каждой личности. Закон РФ «Об образовании» определяет, что целью образования является всестороннее развитие ребенка как личности, ее наклонностей, способностей, талантов. Закон РФ «Об общем среднем образование» на современном этапе возрождения самостоятельности России нуждается в создании новой системы образования, направленной на формирование творческой личности, а также обеспечения условий для наиболее полного раскрытия ее способностей, удовлетворения образовательных потребностей [6,c.142].
Существуют различные трактовки феномена творчества, его природы, объективной основы, структуры творческого процесса, информации о формировании творческих способностей человека. Учеными рассматривается творчество как «активность», «деятельность», «процесс», «вид деятельности», «тип деятельности», форма и т.д. Все эти стороны отражаются в понятиях: творческое начало, творческий потенциал, творческие способности, творческие возможности, творческое мышление, творческая активность, творческое отношение, творческая деятельность, творческая работа, творческая личность. Творчеству нужно учить.
Способности – это одаренность в развитии. Согласно концепции креативности Дж. Гилфорда к творческим способностям мы относим :
— способность к обнаружению и постановки проблем;
— способность к выражению большого числа идей;
— гибкость – способность к высказыванию различных идей;
— оригинальность – способность отвечать на раздражители нестандартно;
— способность усовершенствовать объект, добавляя детали;
— способность решать проблемы, то есть к анализу и синтезу.
Современному обществу нужна творческая и активная личность. Талант и творческая одаренность любого человека становятся сейчас столь актуальной, что сейчас это становится проблемой века.
Индивидуальные творческие способности классифицированы В.Андреевым в его книге «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности». Это такие творческие способности, как:
— мотивационные (стремление творческих достижений, эмоциональность, радость открытия);
— интеллектуально-эвристические (фантазии, генерирование идей и гипотез, ассоциативное мышление, критическое мышление);
— самоорганизационные (рациональное планирование своей деятельности, самоконтроль, исполнительность);
— коммуникативные (использование творческого опыта других, отстаивание собственных идей, сотрудничество).
Заботясь о развитии творческих способностей, учителю необходимо добиваться повышения наблюдательности, представления, памяти, мышления, самостоятельности, определяющих структуру творческих способностей[10,c.23].
Основным видом деятельности школьника является учеба. Вот почему для процесса воспитания очень важно, чтобы ученик, стеснялся своего безделья, ненавидел лень и нерадивость в учебном труде. «Самое страшное горе, — по мнению. Сухомлинского, — горе для семьи, горе для школы, горе для общества, если молодому человеку не хочется знать! Нежелание знать — это символические железные решетки, которыми человек закрывает от себя безграничное небо, вместо символических потом могут появиться настоящие».
Одним из важных направлений деятельности учителя в условиях общеобразовательной школы является его работа с учениками. Одаренные дети – это дети, которым свойственны повышенные учебные способности. Они легко могут запомнить учебный материал, имеют сформированные навыки самоконтроля, большую работоспособность, не ординарно мыслят, свободно выражают свои мысли. Они критически осмысливают разнообразные научные факты и явления действительности. Идя в школу, они получают радость общением с друзьями, с учителем. Самую большую радость они получают от работы на уроке, что позволяет открыть себя и свои задатки, способности и тому подобное. Глаза детей загораются в тот момент, когда их учат чему-то значительному, важному в жизни, а не для получения оценок. Проходит время и они сталкиваются с трудностями, это приводит к снижению интереса к обучению[7,c.166].
Поколению XXI века суждено жить в информационно насыщенном мире, который постоянно подвергается динамическим изменениям, поэтому современному ребенку необходимо иметь, кроме необходимых знаний, еще и достаточный уровень жизненной компетентности, чтобы не только адаптироваться в этом мире, но и полноценно самореализоваться в нем. Для этого необходимы не только глубокие профессиональные и общие знания, но и широкий кругозор, развитый интеллект, коммуникативные способности. По мнению ученых, основными характеристиками инновационной личности являются:
— Открытость новому опыту;
— Внутренняя свобода;
— Эмоциональная стабильность и стрессоустойчивость;
— Адекватная самооценка;
— Рефлективность;
— Спонтанность;
— Позитивное мышление;
— Инновационный потенциал личности[3,c.44].
Развитие творческих способностей способно помочь ребенку получить необходимый уровень знаний и сформировать такие личностные качества, которые помогут ему стать активным и конкурентоспособным членом общества, счастливым человеком, не просто найдет свое неповторимое место в жизни, но станет успешной в нем.