Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческих способностей младших школьников средствами игровых приемов обучения
-
Оформление работы
-
Список литературы по ГОСТу
-
Соответствие методическим рекомендациям
-
И еще 16 требований ГОСТа,которые мы проверили
Введи почту и скачай архив со всеми файлами
Ссылку для скачивания пришлем
на указанный адрес электронной почты
Содержание:
СОДЕРЖАНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 7
1.1.Развитие творческих способностей младших школьников как психолого-педагогическая проблема 7
1.2. Психолого-педагогические особенности развития творческих способностей детей младшего школьного возраста 12
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ 17
2.1. Методики организации учебных занятий младших школьников с использованием игровых приемов 17
2.2. Комплекс игровых приемов обучения младших школьников 26
Выводы по второй главе 31
ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРЕМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ 32
3.1 Выявление уровня сформированности творческих способностей младших школьников 32
3.2. Организация работы по развитию творческих способностей 40
3.3.Aнализ и результаты опытно-эксперементальной работы 45
Выводы по третьей главе 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 49
Список использованной литературы: 50
Приложение 54
Введение:
Психологи называют младший школьный возраст временем больших возможностей. Развитие современного общества может быть охарактеризовано изменениями, затрагивающими все сферы человеческой жизни. В процессе социально-экономических преобразований возникают проблемы, которые требуют новых подходов к решению более сложных задач. Возрастает потребность общества в людях, имеющих не только глубокие и прочные знания, но и способных самостоятельно, нетрадиционно, творчески решать существующие проблемы.
Актуальность исследования. Запросы общества ориентируют отечественную педагогику и школьную практику на формирование творческой личности, развитие творческих способностей учащихся. В связи с этим возникает проблема переоценки традиционного понимания учения как процесса воссоздания и усвоения прошлого опыта.
Такие педагоги и психологи как Р. М. Грановская, Ю. С. Крижанская, И. Я. Лернер, А. М. Матюшкин и др., отмечают, что «В существующей сегодня системе образования недостаточно внимания уделяется целому пласту человеческого опыта-опыта творческой деятельности» [15, c. 109]. Исследования показывают, что традиционный процесс обучения «наполнен преимущественно репродуктивной деятельностью учащихся, рассчитанной на запоминание и воспроизведение полученной информации» [32, c. 93].
Особенно негативна такая ситуация сказывается на младших школьниках, она отрицательно влияет на создание у них мотивации к обучению. Так можно потерять будущего творца, приобретя обыкновенного потребителя.
Основной принцип Новых Федеральных Государственных стандартов, гласит, что: «Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе» [1, c. 4].
Как показывает педагогическая практика, знания, которые учащиеся получают в готовом виде, не вызывают у них творческой активности и интереса. Основной задачей педагогов был и остается поиск способов и путей наибольшей эффективности обучения. Для этого необходимо активировать познавательные процессы учеников.
Творческая деятельность человека представляет собой весьма сложный процесс взаимодействия внешних и внутренних условий. Внешние воздействия являются определяющими в развитии познавательной активности личности, но по мере развития сознания человека, утверждения направленности его личности все большую роль в его деятельности приобретают внутренние условия: опыт, мировоззрение, интересы и потребности. Эти факторы в своем противоречивом единстве и составляют направленность в деятельности личности, которая и оказывает влияние на все развитие психологических процессов человека.
В педагогической практике современной начальной школы очень широко используются различные аспекты дидактических методов, связанных с активизацией творческих процессов на принципах личностно-ориентированного обучения. Одним из самых распространенных и любимых детьми методов является игра.
Основные вопросы, связанные с влиянием игры на развитие творческих способностей в процессе учебной деятельности как ведущей деятельности младшего школьного возраста нашли отражение в научных исследованиях, проведенных Э.И. Александровой, В.В. Давыдовым, Л.В. Знаковым, Н.Б. Истоминой, Л.Г. Петерсон, Д.Б. Элькониным и др.
Объект исследования – процесс развития творческих способностей младших школьников
Предмет исследования – развитие творческих способностей младших школьников посредством игровых приемов
Цель исследования – изучить и экспериментально проверить развитие творческих возможностей младших школьников посредством игровых приемов.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1.Изучить процесс развития творческих способностей младших школьников
2.Выявить психолого-педагогические особенности развития детей младшего школьного возраста
3.Рассмотреть методики организации учебных занятий младших школьников с использованием игровых приемов
4. Подобрать комплекс игровых приемов обучения младших школьников
5.Включить подобранный комплекс в практику обучения
Исследование опирается на психолого-педагогическую теорию деятельности, изложенную в трудах Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурия, С. Л. Рубинштейна, Эльконина и др.
Гипотеза исследования: Процесс развития творческих способностей младших школьников будет развиваться успешным при использовании игровых приемов обучения.
Практическая значимость исследования состоит в разработке рекомендаций по развитию творческих способностей школьников для учителей начальных классов. Методические материалы могут быть использованы в системе профессионально- педагогического образования.
Методы исследования: анализ литературы, педагогический эксперимент, обобщение, беседы, анкетирование, математическая обработка результатов.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, выводов к ним, заключения и списка использованной литературы.
Заключение:
В исследовательской работе, рассматривая влияние игры на творческую активность младшего школьника к предмету, стало очевидным, что это двусторонний взаимосвязанный процесс. С одной стороны, игровая форма обучения – это форма самоорганизации и самореализации учащегося, а с другой – результат особых усилий грамотного педагога.
Изучив теоретические основы формирования творческих способностей младших школьников и выявив педагогические условия формирования, мы сделали следующие выводы:
1) Под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается нечто новое — будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.
2) В результате анализа практического опыта педагогов — практиков, научно-методической литературы можно сделать вывод, что воспитательно-образовательный процесс в начальной школе имеет реальные возможности для развития творческих способностей и активизации творческой деятельности младших школьников посредством применения игровых технологий.
Однако для различных учащихся характерна разная степень, или интенсивность, в активном познании. Степень проявления активности учащегося в учебном процессе — это динамический, изменяющийся показатель.
Необходимо подчеркнуть также, что творческая активность связана с мотивами, целями, задачами, установками, способностями и притязаниями личности и формируется под воздействием внутренних и внешних факторов. Очень важно для развития познавательного интереса заставлять учеников задумываться, ставить перед собой вопросы, на которые трудно и интересно искать ответ.
Анализируя методики преподавания биологии, было замечено, что авторы учебников, практикующие педагоги и психологи для более эффективного развития познавательных процессов используют различные формы уроков: игры, диспуты, путешествия.
Цель работы можно считать достигнутой, выдвинутая гипотеза подтвердилась.
Фрагмент текста работы:
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1.Развитие творческих способностей младших школьников как психолого-педагогическая проблема
На протяжении многих десятилетий проблема развития творческих способностей учащихся привлекает к себе пристальное внимание представителей самых разных областей научного знания: философов, педагогов, психологов, лингвистов и др. Современное общество ставит перед школой задачу воспитать творческую, инициативную личность, что обусловливает необходимость кардинальных перемен в технологии образовательного процесса, направленных на преобразование всей дидактической системы.
Коснемся понятия творчество более подробно. С древних времен и до сегодняшнего дня одной из самых злободневных проблем в истории философии остается проблема творчества. Отношение к этому вопросу у философов всегда складывалось весьма неоднозначное. Иначе и быть не может, ведь и сама философия имеет научную, творческую природу, ориентированную на постоянный поиск чего-то нового или более совершенного.
Во времена античных философов творчество связывалось со сферой конечного, изменчивого, а не вечного бытия. Древние греки выделяли две формы творчества: божественное (сюда можно отнести акт рождения, например) и человеческое (искусство, ремесло). Платон пишет: «Демиург творит мир сообразно с тем, что познается разумом и мышлением и что не поддается изменению» [48, c. 42]. Высшим по Платону признается созерцание, а способность творить подчинена ему и есть не что иное, как проявление той полноты совершенства, что заложена в божественном созерцании. Созидание признается ниже познания, т.к. человек создает конечное, а созерцает вечное. И все же Платон особенное внимание уделяет творчеству художников. В своем «Учении об эросе» древний философ признает влияние божественного наития, под которым творит художник. «Божественное творчество,- пишет Платон,- плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания. И человеческое творчество — лишь момент в достижении высшего, доступного человеку «умного» созерцания» [48, c. 40].
В христианской философии средневековья мы встречаем иное понимание творчества, в котором можно проследить две основные тенденции:
1. Теистическая, представляющая бога как творца мира не по образцу, а лишь посредством волевого акта божественной личности. Один из ярких представителей философии средних веков, Августин, и в человеческой личности подчеркивает значение момента воли.
2. Пантеистическая. Эта тенденция происходит от античного миропонимания. В основу берется все то же высшее созерцание, а бог воспринимается как вечный, созерцающий самое себя разум.
Иную оценку в эпоху средневековья получает человеческое творчество. Оно, прежде всего, предстает как творчество истории. Недаром, именно в это время появляется философия истории Августина «О граде Божием». В этом трактате история представляется той сферой, в которой люди принимают участие в осуществлении божественного замысла на земле. Т.к. волевой акт веры в эпоху средневековья связывал человека с богом, то большее значение приобретает личное решение, как форма соучастия в миротворчестве. Это становится предпосылкой понимания творчества, как создания чего-то уникального, что получит дальнейшее развитие в эпоху Возрождения. Правда, в средние века сферой творчества оказывается преимущественно область истории и религии.
Человек как бы все время обращен к богу. Таким образом, в средние века никогда не знали того пафоса творчества, каким проникнута вся эпоха Возрождения. Наступает время, когда человек постепенно освобождается от бога и начинает рассматривать самого себя как творца. Надо заметить, что Возрождение под творчеством уже понимает именно художественное, а не историческое или религиозное творчество. Искусство в эпоху Возрождения рассматривается как творческое созерцание. Поэтому для этого времени очень характерно появление культа гения, как носителя творческого начала. Основой мировоззрения одного из выдающихся ученых эпохи Возрождения, Леонардо Бруни, была вера в безграничные творческие возможности человека и его извечное стремление к добру. Бруни также проповедовал идею всестороннего развития личности.
Завершенная концепция творчества создается в эпоху немецкой классической философии Эммануилом Кантом. Он специально анализирует творчество под названием продуктивной способности воображения. Кант называет творчество одним из важнейших компонентов структуры сознания. Творчество лежит в основе познания — таков вывод Канта.
В истории культуры XX века очень популярным становится философия экзистенциализма, подчеркивавшая первостепенную значимость личностной и духовной сущности творчества, которое возможно в философской, художественной и нравственной сфере. Яркий след в этом направлении оставил Н.А. Бердяев. Сквозная тема всех его исканий — Homo creatus (человек творящий). «В творческий акт человека привносится новое, не бывшее, не заключенное в данном мире, в его составе» [4, c. 31].
Мы видим, что отношению к творчеству менялось на протяжении веков в соответствии с изменением мира, истории, отношением к религии. Творчество – это неотъемлемая часть человеческой жизни, развития духовности и нравственности личности каждого человека.
«Творчество-это один из видов человеческой деятельности, результат которой обладает новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью» [5, c. 40].
«Способности можно определить как синтез свойств человеческой личности, отвечающий требованиям деятельности и обеспечивающий высокие идеалы» [22, c. 59].
Л. С. Выготский выделяет три характеристики способностей:
1.Понимание способностей как существующих в культуре способов взаимодействия с действительностью.
2.Развитие способностей рассматривается как подчиненное закономерностям целостного развития сознания и анализируется в контексте этого целого.
3.Развитие способностей характеризуется через освоение ребенком достижений культуры.
Таким образом, процесс развития способностей является интегративным образованием существующих в культуре способов человеческого познания [13, c. 51].
Выдающийся психолог Л. С. Рубинштейн, понимал под способностями «сложное синтетическое образование психологических особенностей личности, располагающее к выполнению определенной деятельности» [37, c. 183].
Исследования Л. С. Рубинштейна продолжил Б. М. Теплов. В своей работе ученый выделяет три признака, которые заключены в понятии «способность»:
1. Индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого.
2. К способностям можно отнести не индивидуальные особенности вообще, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности.
3. Теплов установил, что «способности — это то, что не сводится к знаниям, умениям или навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике» [40, c. 42].
Теплов считает необходимым подчеркнуть, что «способность по самому своему существу-понятие динамическое, она существует только в движении, развитии. Само же это развитие протекает не прямолинейно, а с помощью борьбы противоречий» [40, c. 39].
Известный российский исследователь проблемы творчества А. Н. Лук, выделяет следующие творческие способности:
● Способность видеть проблему там, где ее не видят другие
● Способность сворачивать мыслительные операции, заменяя несколько понятий одним и используя все более емкие в информационном отношении символы
● Способность применять навыки, приобретенные при решении одной задачи, к решению другой
● Способность воспринимать действительность целиком, не дробя ее на части
● Способность легко ассоциировать отдаленные понятия
Способность памяти выдавать нужную информацию в нужное время
● Гибкость мышления
●Способность выбирать одну из альтернатив решения проблемы до ее проверки
● Способность включать вновь воспринятые сведения в уже имеющиеся системы знаний
● Способность видеть вещи такими, какие они есть, выделить наблюдаемое из того, что привносится интерпретацией
● Творческое воображение
● Способность доработки деталей, к совершенствованию первоначального замысла [28].
Таким образом, под творческими способностями мы понимаем психологические особенности ребенка, подлежащие развитию, от которых зависит готовность личности к творческой деятельности.