Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология Исследовательская и творческая деятельность в начальной школе

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему Развитие творческих способностей детей 1 класса на примере квиллинга

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение 2
Словарь терминов 5
Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития воображения в младшем школьном возрасте 6
1.1. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников 6
1.2. Особенности воображения и его развития у детей 6-7 лет 13
1.3. История квиллинга и его особенности как средства развития воображения младших школьников 29
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня развития воображения детей в младшем школьном возрасте 35
2.1. Организация и методы исследования с помощью квиллинга 35
2.2. Методика развития воображения с помощью занятий квиллингом 46
2.3. Анализ полученных результатов 49
Выводы по главе 2 55
Заключение 56
Список литературы 58

 

  

Введение:

 

Актуальность исследования. Развитие современного общества предполагает наличие сформированной творчески активной личности, которая будет обладать способностями эффективно и нестандартно решать те или иные жизненные вопросы и проблемы. В связи с этим перед образовательной организацией становится важная задача в развитии творческого потенциала подрастающего поколения.
Проблема развития творческих способностей и воображения младших школьников является актуальной тем, что данный психический процесс считается важным компонентом для любой формы деятельности ребенка и его поведения в целом. В последнее время часто ставится вопрос о роли воображения в общем умственном развитии ребенка, а также об определении сущности механизмов воображения. При этом развитие воображения наиболее ярко развивается в период младшего школьного возраста, тем самым способствуя воспитанию творческих способностей школьников.
Степень разработанности темы. Психолого-педагогическая литература показывает разные точки зрения на происхождение и развитие воображения. Сторонники одного подхода, среди которых Ж. Пиаже, З. Фрейд, указывают, что генезис творческих процессов связан с созреванием определенных структур. Одновременно с этим, механизмы воображения оказываются обусловленными внешними по отношению к этому процессу характеристиками, в частности зависят от развития интеллекта и личности ребенка.
Представители другого подхода, Р. Арнхейм, К. Коффка, говорят о том, что генезис воображения напрямую зависит от хода биологического созревания индивида. К таким механизмам воображения в первую очередь относятся составляющие внешних и внутренних факторов.
Еще один подход, представителями которого являются А. Бэн, Т. Рибо, говорят о том, что развитие воображения связано с накоплением индивидуального опыта, который необходимо рассматривать как трансформацию данного опыта.
Отечественные психологи указывают в своих исследованиях, что развитие воображение у младших школьников занимает важное место. Такие авторы как А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и др., связывают генезис воображения с развитием игровой деятельности ребенка.
Многие ученые и педагоги, такие как: Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, С. В. Погодина, Т. Г. Казакова, Г. Г. Григорьева, исследуя проблему развития творчества детей, установили, что включение ребенка в различные виды художественной деятельности, в том числе изготовление работ в технике квиллинг – одно из главных условий полноценного эстетического воспитания и развития его художественно творческих способностей.
Целью исследования является определение особенностей развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста при помощи техники квиллинг.
Гипотеза – мы предполагаем, что занятие квиллингом в младшем школьном возрасте будет способствовать более эффективному развитию творческих способностей детей.
В связи с поставленной целью и выдвинутой гипотезой необходимо решить следующие задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности развития младших школьников.
2. Охарактеризовать особенности воображения и его развития у детей 6-7 лет.
3. Выявить особенности техники квиллинга как средства развития воображения младших школьников.
4. Проанализировать особенности развития воображения младших школьников.
5. Составить серию уроков по развитию воображения младших школьников в процессе занятий квиллингом.
6. Изучить влияние работы по технологии квиллинга на развитие воображения младших школьников.
Объектом исследования выступает процесс развития творческого воображения младших школьников.
Предметом исследования являются занятия по технологии квиллинга как средство развития воображения младших школьников.
Методами исследования в дипломной работе являлись следующие:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по теме исследования.
2. Эмпирическое исследование уровня развития воображения младших школьников.
3. Количественный и качественный анализ полученных данных.
База исследования. Муниципальное бюджетное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №118 города Москвы, Россия. В исследовании приняли участие младшие школьники 1А класса в количестве 20 человек.
Структура работы. Дипломная работа состоит из введения двух глав (теоретической и практической), заключения, списка использованной литературы и приложений.

 

 

 

 

Словарь терминов
1. Развитие – последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека
2. Воображение – психический процесс произвольного создания субъектом образов, которые имеют признак новизны по отношению к исходному материалу и воплощаются в объективно или субъективно значимых продуктах.
3. Творческие способности – индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода
4. Креативность – способность человека создавать принципиально новые идеи
5. Творчество – практическая или теоретическая деятельность, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

В современных социально-экономических условиях наиболее востребована творческая личность, характеризующаяся гибким продуктивным мышлением, развитым активным воображением для решения сложных задач, выдвигаемых жизнью. В связи с этим необходимы выбор и разработка адекватных средств формирования творческого воображения, т. к. прежние не отвечают образовательной парадигме нового тысячелетия.
В научной литературе все чаще появляются статьи, в которых описывается опыт проведения различных видов работ по развитию воображения и творческого мышления младших школьников. Наибольший вклад в изучение этой проблемы внесли такие ученые, как Выготский Л.С., Дьяченко О.М., Лейтес Н.С., Моляко В.А., Рибо Т., Теплов Н.Б. и др.
Таким образом, в ходе исследования мы пришли к следующим выводам:
1. Изменение образовательной парадигмы, которое заключается в переходе к личностно-ориентированной модели обучения, а также появление новых образовательных стандартов, предполагает кардинальную перестройку всего образовательного процесса. Нацеленность на гармоничное личностное развитие каждого ребенка, и подготовка к быстро изменяющейся жизни в условиях быстрого развития науки и техники, ставит проблемы развития творческих способностей детей на важное место при развитии личности.
2. С формированием общего уровня развития ребенка происходит рост самостоятельных форм поведения. При этом важно понимать, что творческая переработка ранее пережитых впечатлений, их комбинирование и построение из них новой действительности, которая будет отвечать увлечениям самого ребенка, находит свою реализацию именно в творческой деятельности.
3. Проведя исследование на определение уровня творческого воображения детей младшего школьного возраста, было определено, что большинство детей исследуемой группы характеризуется низким уровнем развития творческих способностей, проявляющихся как в вербальной, так и в изобразительной деятельности, младшие школьники с высоким и средним уровнем развития творческих способностей предлагают разнообразные варианты решений проблемных задач, однако, предлагаемые варианты решений характеризуются стереотипичностью, неоригинальностью.
4. При целенаправленном и систематическом обучении детей увеличились показатели уровня творческого воображения, увлеченности процессом работы и оригинальностью замысла, улучшилось проявление творчества и воображения исследуемой группы младших школьников.

  

 

 

 

 

Словарь терминов
1. Развитие – последовательный процесс внутреннего изменения физических и духовных сил человека
2. Воображение – психический процесс произвольного создания субъектом образов, которые имеют признак новизны по отношению к исходному материалу и воплощаются в объективно или субъективно значимых продуктах.
3. Творческие способности – индивидуальные особенности качеств человека, которые определяют успешность выполнения им творческой деятельности различного рода
4. Креативность – способность человека создавать принципиально новые идеи
5. Творчество – практическая или теоретическая деятельность, в которой возникают новые (по крайней мере, для субъекта деятельности) результаты (знания, решения, способы действия, материальные продукты).

 

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1. Теоретическое изучение особенностей развития воображения в младшем школьном возрасте
1.1. Психолого-педагогические особенности развития младших школьников
Младшим школьным возрастом детей считается возраст от 6-7 лет до 10-11 лет. Это период, соответствующий обучению ребенка в начальных классах, который принято считать относительно спокойным и равномерным в сфере физического развития [1].
В данном возрасте происходит функциональное совершенствование мозга ребенка. В этот момент развивается аналитико-систематическая функция коры головного мозга, происходит постепенное изменение соотношения процессов возбуждения и торможения, другими словами, процесс торможения становится более сильным, но процесс возбуждения, по-прежнему, является преобладающим, так как младшие школьники легко возбудимы и импульсивны [6].
По мнению одного из исследователей Л.И. Божович, младший школьный возраст является особым периодом жизни, когда ребенок впервые начинает заниматься социально значимой и общественно оцениваемой учебной деятельностью.
Отметим, что в 6-7-летнем возрасте у ребенка происходит первая крупная перемена, которая характеризуется решительными изменениями деятельности ребенка, его общения и отношений с другими людьми в связи с переходом в школьный возраст. В этот период времени происходит изменение уклада жизни, появляются новые обязанности, и сами отношения с окружающими становятся новыми [6].
Ведущей деятельностью младших школьников становится обучение, в результате которого происходит возникновение новых психических образований. При этом новый вид деятельности характеризуется своей результативностью, обязательностью и произвольностью.
Следует так же указать, что наличествуют изменения и в биологическом отношении. Так, у младших школьников замедляется рост и заметно увеличивается вес, скелет при этом подвергается окостенению. Протекает интенсивное развитие мышечной системы. С развитием мелких мышц кисти проявляется способность выполнять тонкие движения, посредством чего ребенок может овладеть навыками быстрого письма. Значительно возрастает сила мышц, а все ткани детского организма находятся в состоянии роста [20].
Для младшего школьного возраста характерно совершенствование нервной системы, интенсивное развитие функций больших полушарий головного мозга, усиление аналитической и синтетической функции коры. Отмечается, что вес мозга в младшем школьном возрасте практически достигает веса мозга взрослого человека. При этом происходит быстрое развитие психики ребенка, наблюдаются изменения взаимоотношения процессов возбуждения и торможения, когда процесс торможения становится более сильным, однако преобладающим остается процесс возбуждения. Так же повышается точность работы органов чувств.
Отметим, что можно наблюдать дисгармонию в физическом и нервно-психическом развитии ребенка, сказывающуюся на временном ослаблении нервной системы. Для данного возрастного периода характерна повышенная утомляемость, беспокойство, повышенная потребность в движении [28].
Поступление в начальную школу имеет важное значение для ребенка, поскольку приносит изменения во всем укладе его жизни. С началом обучения также связано изменение социального положения детей, как в семье, так и в коллективе сверстников. Процесс обучения приобретает основную и ведущую форму деятельности в жизни младшего школьника, притом, что у детей появляется важная обязанность, которая заключается в приобретении знаний в процессе учебы. Такая обязанность ставит перед ребенком важную задачу, которая выдвигает в свою очередь требования, заключающиеся в наличие организованности, дисциплины и волевых усилий.
Одной из важных особенностей, характерной для данного периода, выступает то, что правильное отношение к обучению у детей младшего школьного возраста формируется не сразу, поскольку оно опирается на наличие сформированных волевых усилий детей, включая мобилизацию внимания и интеллектуальной активности, при наличии некоторого рода самоограничений. Поэтому если ребенок не привык себя ограничивать и проявлять волевые усилия, у него может появляться разочарование и тем самым сформироваться отрицательное отношение к учебе [16].
Изначально в процессе обучения у младших школьников происходит формирование интереса к самому процессу учебной деятельности, но ребенок не осознает еще ее значение. Что же касается формирования интереса к содержанию учебной деятельности и появление желания приобретать знания, то оно связано с появлением интереса к полученным результатам собственного труда в процессе обучения. Отметим, что такая основа выступает как благоприятная почва для эффективного формирования у детей целенаправленного мотива получать знания [4].
Следует заметить, что формирование интереса к содержанию учебной деятельности и получения знаний напрямую зависит от того, как младшие школьники переживают чувство удовлетворенности от своей деятельности и полученных результатов. В связи с этим одобрение и похвала педагога позволяет подкрепить чувство удовлетворения от своих достижений, способствуя тем самым формированию чувства гордости и подъем сил, вызывая желание продолжать процесс обучения.
В начальной школе учебная деятельность позволяет стимулировать развитие психических процессов обучающихся в процессе познания окружающего мира, его ощущения и восприятия. Для детей младшего школьного возраста характерно наличие свежести в восприятии, созерцательная любознательность. Однако при этом в этом возрасте восприятие отличается малой дифференцированностью, при которой могут совершаться неточности или ошибки при определении сходных объектов [7].
Процесс обучения в начальной школе позволяет перестраиваться восприятию ребенка. Постепенно оно становится на более высокий уровень и получает целенаправленность и управляемость в процессе деятельности. Вместе с тем, восприятие ребенка младшего школьного возраста постепенно приобретает углубленность и анализ, переходя в организованное наблюдение.
Следует отметить несколько возрастных особенностей, которые характерны для процесса развития внимания в младшем школьном возрасте. Так, внимание младших школьников отличается слабостью произвольного внимания. Такая особенность считается самой основной в этот возрастной период. Это связно с тем, что волевое регулирование внимания, а также управление им в младшем школьном возрасте ограничено, а произвольное внимание требует от ребенка наличие близкой мотивации.
Еще одной особенностью внимания младших школьников является то, что непроизвольное внимание выступает как основное для обучающихся, притом, что новое, интересное и яркое само по себе является привлекательным для школьников, не требуя дополнительной мотивации или применения усилий со стороны [16].
Что касается памяти в младшем школьном возрасте, то ее развитие связано с процессом учебной деятельности. В период обучения в начальной школе протекает усиление роли словесно-логического и смыслового запоминания, развивается возможность сознательно управлять памятью и регулировать ее проявление.
Важным моментом является то, что наглядно-образная память больше развита, чем словесно-логическая память в младшем школьном возрасте. Так, ребенок лучше запоминает конкретные сведения и события, лица и предметы. Также выделяется механическое запоминание, когда ребенок запоминает тот или иной материал, но при этом не осознает смысловые связи внутри него [15].
Категория воображения в младшем школьном возрасте также совершенствуется в процессе учебной деятельности. При этом, более всего протекает совершенствование воссоздающего воображения, которое основано на раннее воспринятом материале. Его развитие связано с постепенным совершенствованием правильного отражения действительности. Так же в период обучения в начальной школе протекает развитие творческого воображения, связанного с созданием новых образов, при преобразовании и переработке впечатлений из прошлого опыта ребенка [20].
Постепенный переход от познания внешней стороны какого-либо явления к познанию его сущности происходит именно в период младшего школьного возраста под влиянием обучения. Так, мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов или явлений, что приводит к возможности делать первые выводы и обобщения, а также проводить аналогии и строить элементарные умозаключения. Именно на этой основе у ребенка начинают формироваться элементарные научные понятия [11].
Мышление детей развивается во взаимосвязи с речью. В начальной школе активный словарный запас увеличивается до 7 тысяч слов. Влияние школьного обучения проявляется не только в значительном обогащении словарного запаса ребенка, но прежде всего в приобретении исключительно важного умения устно и письменно излагать свои мысли. Показателем уровня развития ребенка становится – контекстная речь.
Следует сказать, что аналитическо-синтетическая деятельность у ребенка младшего школьного возраста элементарна и находится на стадии наглядно-действенного анализа, которые основывается на непосредственном восприятии предметов.
Характер младших школьников имеет некоторые особенности. Среди которых можно выделить, прежде всего, то, что они импульсивны. Другими словами, они склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных побуждений, при этом, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причиной этого является потребность ребенка в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения [22].
Так же возрастной особенностью этого периода можно назвать и общую недостаточность воли, так как ребенок еще не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и возникающих препятствий. Он может опускать руки при неудаче, потерять веру в свои силы и возможности. Нередко наблюдается капризность и упрямство. Причиной этому могут стать недостатки семейного воспитания.
Говоря о мотивационной сфере, следует отметить, что по своему темпу развития она отстает от интеллектуальной. Воля не сформирована, а мотивы не осознаваемы ребенком. Характерным для этого периода является повышенная чувствительность, способность глубоко и сильно переживать, которые преобладают над доводами разума, поэтому младший школьник может совершать множество необдуманных действий [24].
Заметим, что проблемы в гуманистическом воспитании в этот период связаны с положительной самооценкой школьников. Значительное влияние на ее формирование оказывает переход ребенка из семьи в школу. Оценка в семье, когда ребенка хвалили, и его реальная оценка в школе, складывающаяся в сравнении с другими детьми, совпадает крайне редко либо вовсе не совпадает. Такое положение говорит о том, что двойное давление трудно выдержать, поэтому ребенок чаще всего имеет заниженный уровень самооценки. При этом, когда взгляды семьи и школы разнятся, создается дополнительная нагрузка на психику ребенка [16].
Таким образом, мы можем сделать вывод, что развитие младшего школьника представляет собой сложное и противоречивое явление. В этот возрастной период ребенок должен очень многое понять, поэтому необходимо максимально использовать каждый день его жизни. Главной задачей для младшего школьника становится постижение окружающего мира, природы и взаимоотношений с человеком.
Так, происходит интенсивное формирование практически всех интеллектуальных, социальных и нравственных качеств, большинство из которых остаются неизменными на протяжении всей дальнейшей жизни.
Для того чтобы могло актуализироваться богатое творческое воображение ребенка младшего школьного возраста необходимо создавать для этого условия. В первую очередь необходимо ребенка ввести в настоящую творческую деятельность, так как именно в ней по утверждению психологов из предпосылок развиваются способности ребенка [9].
Эту необходимость обусловило принятие Федерального государственного стандарта начальной школы, основу которого составил системно-деятельностный подход, что предполагает использование в образовательном процессе разнообразия организационных форм и учета индивидуальных особенностей младших школьников. Этот подход в обучении обеспечивает рост творческого потенциала личности, развитие ее познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия в познавательной деятельности школьников со сверстниками и взрослыми [10].
Личность интенсивно формируется в период школьного возраста, и именно школа призвана сыграть ведущую роль в творческом развитии младших школьников. Однако, в современной педагогике начальной школы существуют определенные пробелы относительно творческого развития и развития воображения учащихся. Они обусловлены репродуктивно-исполнительными видами работ, практикой привлечения к творческой деятельности в основном одаренных детей. В результате этого подавляющее большинство школьников находится вне этой своеобразной и важной сферы художественно-воспитательного воздействия [18].
Предпосылки к творческому развитию и саморазвитию личности закладываются в детстве. В этой связи возросшие требования предъявляются к начальным этапам становления личности ребенка, особенно к начальному школьному обучению, во многом определяющему дальнейшее ее развитие. Младший школьный возраст является периодом интенсивного развития, поскольку важнейшие новообразования возникают во всех сферах психического развития: преобразуются интеллектуальные процессы: воображение и мышление, личностные качества, социальные отношения.
Согласно Л.С. Выготскому, в этот период, мышление выдвигается в центр созидательной деятельности ребенка, становится доминирующей функцией. Воображение тесно связано с мышлением. Л.С. Выготский отмечал, что воображение основа всякой творческой деятельности. Следовательно, чем больше будет участвовать воображение во всех познавательных процессах школьника, тем более творческой будет его деятельность. Из всего вышесказанного, можно сделать вывод о необходимости развития воображения младшего школьника, как залога его успешной и творческой учебной деятельности [15].
Для того чтобы ребенок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребенка, тем ярче будут творческие проявления в разных видах деятельности. Поэтому так важно с самого раннего детства приобщать ребенка к музыке, театру, литературе, живописи. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достигнуть.

 

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы