Педагогика Дипломная работа (бакалавр/специалист) Педагогика/Психология

Дипломная работа (бакалавр/специалист) на тему «Развитие точности движений у детей старшего дошкольного возраста в играх -эстафетах»

  • Оформление работы
  • Список литературы по ГОСТу
  • Соответствие методическим рекомендациям
  • И еще 16 требований ГОСТа,
    которые мы проверили
Нажимая на кнопку, я даю согласие
на обработку персональных данных
Фрагмент работы для ознакомления
 

Содержание:

 

Введение…………………………………………………………………..
Глава 1. Теоретико-методологические основы развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..
1.1. Значение физического развития детей старшего дошкольного возраста…………………………………………………………..
1.2. Особенности развития точности движения у детей старшего дошкольного возраста………………………………………………
1.3. Игры-эстафеты как средство развития точности движений………..
Глава 2. Исследовательская работа по изучению развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста…………………………………..
2.1. Определение уровня развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………….
2.2. Реализация экспериментальной методики использования игр-эстафет для развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста ………………………………………………………
2.3.Оценка эффективности проведенной работы………………………
Заключение …………………………………………………………………….
Список литературы…………….………………………………………….
Приложение

  

Введение:

 

Актуальность темы исследования. Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения является физическое воспитание детей дошкольного возраста.
Физические упражнения развивают и укрепляют опорно-двигательный аппарат, также предупреждают ряд заболеваний, таких как деформация скелета или нарушения осанки. Физическая подготовка помогает детям не только оздоровиться, но и выработать такие личностные черты и качества характера как усидчивость, выносливость, силу воли и др. Упражнения для развития основных двигательных умений для детей дошкольного возраста приобретают особую важность, так как при их выполнении у детей также формируется: способность ориентироваться в пространстве, увеличивается скорость реакции, развиваются гибкость, быстрота, сила и др.
В последнее время в литературе появилось много трудов, которые посвящены изучению различных аспектов физического воспитания подрастающего поколения, особенно детей раннего и дошкольного возраста. По мнению ученых-исследователей, существует ряд противоречий между целями физического воспитания, реальными возможностями и уровнем здоровья детей дошкольного возраста.
Для получения положительных результатов физического воспитания необходимо учитывать особенности детского организма на разных возрастных этапах, а главное — правильно использовать методы обучения и воспитания, которые способствуют укреплению иммунитета, улучшают физическое развитие, формируют двигательные навыки, развивают физические качества и интеллект.
Немалая роль в формировании физической активности и физических качеств детей дошкольного возраста принадлежит взрослым, поэтому уровень подготовки воспитателей, медицинских работников детских учреждений, родителей определяет также успешное решение задач физического воспитания.
Точность движения, по мнению В.М. Дьячкова (1971г.), предполагает чёткость двигательного рисунка, его соответствия требованиям совершенной техники движений.
Методика проведения физических занятий, утренней гимнастики, подвижных игр и других форм физического воспитания обязательно должна носить целенаправленный, системный, регулярный характер.
Степень разработанности темы исследования: значимость физического воспитания рассматривалась в известных научных трудах В. К. Бальсевича, Ю. К. Чернышенко, Р. С. Немова, В. С. Мухиной, Г. А. Каданцевой и др., авторы рассматривали влияние физического воспитания на всестороннее, в том числе психическое, развитие детей дошкольного возраста.
Проблема исследования: точность должна быть характерна всем фазам двигательной деятельности, немаловажное значение она имеет и в подготовительных и связующих движениях.
Развитие точности движений детей дошкольного возраста достигается в ходе их обучения различным видам двигательных действий: метаниям, броскам и ловле мяча, ударам ногой по мячу и др. Часто решение данной задачи осуществляется без соблюдения ряда важнейших требований: не учитываются основные биомеханические особенности организации движений у детей в различных плоскостях.
Объект исследования: физическое развитие детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: развитие точности движений у детей дошкольного возраста.
Цель исследования: изучить возможности развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста посредством игр-эстафет.
Задачи исследования:
— дать определения физическому развитию детей дошкольного возраста;
— определить средства развития точности движения у детей старшего дошкольного возраста;
— разработать и экспериментально обосновать методику развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста в играх-эстафетах;
— оценить эффективность методики развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста.
Методологическая основа исследования: методологической основой исследования являлись научно-исследовательские работы ведущих специалистов в области теории и методики дошкольного физического воспитания: В.К.Бальсевич, А.А.Гужаловский, А.В.Запорожец, Ю.К.Чернышенко и др., в области возрастной психологии: Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, В.С.Мухина, Б.Д.Эльконин и др., в области интегрирования психического и умственного развития детей с процессом физического воспитания: В.К.Бальсевич, Л.И.Лубышева, К.Д.Чермит, Л.П.Матвеев, Ю.К.Чернышенко и др.
Методы исследования:
-теоретический анализ психолого-педагогической, методической литературы;
— педагогическое наблюдение;
— анализ планов воспитательно-образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста;
— комплексное обследование физического развития, физической подготовленности и точности детей старшего дошкольного возраста:
— количественный и качественный анализ результатов обследования точности.
База исследования: исследование проводилось на базе «МБДОУ Детский сад № 2 г. Покров». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 25 человек:10 мальчиков и 15девочек.
Практическая значимость исследования: определяется тем, что в практике дошкольных учреждений игры – эстафеты пользуются большой популярностью. Данное исследование поможет определить основные характеристики использования игр – эстафет в практике работы со старшими дошкольниками, что может быть использовано педагогами и воспитателями детских учреждений.

Не хочешь рисковать и сдавать то, что уже сдавалось?!
Закажи оригинальную работу - это недорого!

Заключение:

 

Физическое развитие характеризуется существенными изменениями функциональных возможностей личности ребенка в определенные периоды возрастного развития, выражается в изменении отдельных двигательных качеств и общем уровне физической работоспособности. Показателями физического развития детей старшего дошкольного возраста являются: строение тела развитие двигательных качеств, характеризующих изменения двигательных функций и физических качеств личности ребенка; здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения; двигательная подготовленность и сформированность осанки.
Развития точности движений в старшем дошкольном возрасте наиболее оптимально проводить в период интенсивного роста ребенка. Именно тогда упражнения, на развития данного навыка принесут наиболее оптимальный эффект. Но это не значит, что с детьми не стоит заниматься в период относительного спокойного роста. Просто нужно быть готовым, что в это время значительных продвижений не будет, но они станут заметными, когда ребенок начнет интенсивно расти.
Игры-эстафеты являются эффективным приемом развития точности движения у старших дошкольников. Особенность эстафет состоит в том, что все упражнения необходимо выполнять не сколько на скорость, а сколько технически правильно. Только сможет привести в победе к игре. Ребенок, стараясь не подвести себя и команду в целом, стремится выполнить упражнения правильно, чем развивает свою точность.
Итак, эмпирическое исследование проводилось на базе «МБДОУ Детский сад № 2 г. Покров». В исследовании принимали участие дети старшего дошкольного возраста 25 человек, которые были разделены на две группы: контрольную и экспериментальную. Для исследования уровня сформированности точности движений использовались три теста, которые позволили определить способности к сохранению равновесия, к согласованию и точности движений и к ориентированию в пространстве: тест «Цапля», «Упор присев – упор лежа», «Восьмерка». В комплексе все три методики позволили нам оценить уровень развития точности движений у старших дошкольников в обеих группах. Первичная диагностика уровня развития точности движения у большинства старших дошкольников умение держать равновесие развито на среднем уровне. Результаты теста «Упор присев – упор лежа» показали, что в среднем по группе точность движения развито на среднем уровне. Результаты теста «Восьмерка» показали, что в среднем по группе испытуемых точность движений развита на среднем уровне. Результаты в обеих группах при первичной диагностике практически одинаковые.
Результаты диагностики подтвердили необходимость проведения специальной работы по развитию точности движений у старших дошкольников с использованием игр-эстафет. Разработка экспериментальной методики строилась на основных положениях программы по физической культуре для дошкольных учебных учреждений. Предложенный нами урок проводился по общепризнанной схеме, которая состояла из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Но он был модернизирован. Учитывая модернизированную нами методику проведения игр-эстафет, мы разработали систему занятий по развитию точности движений старших дошкольников рассчитанную на один учебный год. Занятия с играми-эстафетами рекомендуется проводить 1 раз в неделю в рамках занятий физкультурой. На занятиях используются подвижные игры, разнообразные по содержанию. Для занятий подбираются сюжетные эстафеты, в которых предусматривается распределение игроков на команды. Ответственные роли в играх выполняют сами дети. Это оживляет игровые действия детей и повышает интерес к ним.
После проведения занятий в течении учебного года, направленных на развитие точности движений старших дошкольников с использованием игр-эстафет, мы провели контрольное диагностирование уровня развития точности движений по тем же методикам, что и в ходе первичной диагностики. Результаты исследования показали, что в экспериментальной группе после проведения экспериментальной работы значительно выросло количество детей, которые продемонстрировали развитие навыка точности движения на высоком уровне по всем трем методикам. За счет этого уменьшилось количество детей, у которых данный навык сформирован на среднем уровне. Детей, у которых точность движений развита на низком уровне – нет. В контрольной группе изменения оказались незначительные. В целом по группе в среднем уровень развития точности движения остался средним. Результаты повторной диагностики подтверждают эффективность проведенной нами экспериментальной работы.

   

Фрагмент текста работы:

 

Глава 1 Теоретико-методологические основы развития точности движений у детей старшего дошкольного возраста

1.1 Значение физического развития детей старшего дошкольного возраста

Термин «физическая культура» используется и в других, более узких значениях, – отмечает Б. Шиян. «Физическая культура личности является воплощение в самом человеке результатов использования материальных и духовных ценностей физической культуры» . Итак, физическую культуру личности Б. Шиян определяет, как совокупность качеств человека, которые приобретаются в процессе физического воспитания и выражаются в ее активной деятельности, направленной на всестороннее совершенствование личной физической природы и ведения здорового образа жизни.
В смысле физической культуры украинские и российские ученые (Б. Ашмарин, О. Безкопильний, М. Виленський, Л. Волкова, К. Грантинь, Л. Матвеев, А. Новиков, Б. Шиян и др.) Выделяют две основные части: функционально-обеспечивающую и результативную.
Функционально-обеспечивающая представлена в физической культуре всем тем ценным, что создается и используется обществом как специальные средства, условия, формы, методы и их прими применения, которые позволяют оптимизировать физическое развитие и обеспечивать определенный уровень физической подготовленности детей к полноценной жизни. Результативная часть физической культуры представлена положительными результатами в физическом развитии и двигательной подготовленности, становятся следствием их использования. Названные части физической культуры едины. Первая будто переходит в другую благодаря практической деятельности в процессе физического воспитания, физкультурно-оздоровительной деятельности .
Именно физическое развитие, двигательная подготовленность ребенка и уровень здоровья являются главными показателями состояния сформированности физической культуры.
Обучение дошкольников движений связано с организацией системы физического воспитания, утверждает ученый Е. Вильчковський, оно направлено на морфологическое и функциональное совершенствование организма (физическое развитие), формирование и улучшение основных жизненно важных двигательных умений, навыков и связанных с ними знаний дошкольников .
Физическое воспитание в детском саду осуществляется всей системой разнообразных организационных форм (ежедневные занятия физкультурой, утренняя гимнастика, подвижные игры, физкультурные минутки, динамические паузы и т.п.) и эффективными средствами (физическими движениями, закалкой, питанием, режимом, гигиеническими процедурами) .
Учеными Л. Волковой, О. Дубогай, В. Арефьевим, Б. Шияном и др. доказано, что главным в физической культуре есть положительные результаты в физическом развитии детей, их двигательной подготовленности. В свою очередь, эти категории становятся следствием использования средств, условий, форм, методов, приемов и т.д., то есть следствием функционально-обеспечивающей части физической культуры.
Понятие «физическое развитие» толкуется в научных источниках по-разному. В самом общем смысле «физическое развитие» человека называют процесс изменений природных морфо-функциональных свойств организма в течение индивидуальной жизни .
Это также процесс изменений форм и функций организма; совокупность признаков, характеризующих внешние показатели физического состояния организма на том или ином этапе его физического развития (рост, вес, окружность грудной клетки, спирометрия легких, динамометрия и т.п.) ; реализация генотипа в определенных условиях жизнедеятельности человека.
Исследователь Е. Вильчковський подчеркивает, что физическое развитие проявляется в становлении и изменении биологических форм и функций организма ребенка в процессе жизни и определяется уровнем антропометрических и биометрических показателей (масса и длина тела, окружность грудной клетки, частота дыхания и сердечных сокращений) двигательных качеств (быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости); показателей формирования осанки .
Ученые Б. Ашмарин, М. Виленський и К. Грантинь физическое развитие рассматривают с двух позиций (в узком и широком смысле). В узком смысле – это процесс изменения внешних размеров тела человека. Такими понятиями пользуется особый раздел науки, который называется антропометрией, то есть замерам человека.
В широком, педагогическом смысле физическое развитие рассматривается как процесс физического воспитания, направленный на изменения не только форм, но и функций организма. Аналогичную точку зрения на физическое развитие детей дошкольного возраста выражает Д. Хухлаева – это процесс изменений форм и функций организма ребенка. Одним из проявлений этих функций являются двигательные качества – быстрота, ловкость, сила, выносливость, гибкость .
Главными показателями, по которым оценивают физическое развитие, по мнению многих ученых и практиков (Б. Ашмарин, О. Безкопильний, М. Виленський, Е. Вильчковський, Л.Волквова, К. Грантинь, Л. Матвеев, Д. Хухлаева, Б. Шиян), являются количественные показатели размеров тела (массы тела, роста, окружности грудной клетки) и уровня функциональных возможностей человека, которые определяются, в частности, уровнем развития двигательных качеств (скоростью, ловкостью, гибкостью, выносливостью, силой).
Под термином «физическое развитие» обычно понимают комплекс функциональных показателей, определяющих запас физических сил организма. В отношении детей, представления о физическом развитии должны быть расширены за счет оценки процессов роста и развития организма, – утверждают С. Тихвинський, С. Хрущева, А. Урисон. Под физическим развитием исследователи понимают комплекс морфо-функциональных признаков, характеризующих возрастной уровень развития ребенка.
В старших дошкольников наиболее интенсивно в двигательной активности развиваются выносливость, ловкость и гибкость, сформированность правильной осанки и стопы, что является стоимостным показателем физического развития детей дошкольного возраста.
В ходе анализа научных источников и перспективного педагогического опыта особенностей физического развития дошкольников установлено, что в каждом возрастном периоде физическое развитие детей имеет свои особенности, их учета обеспечивает эффективность физического воспитания дошкольников и формирования их здоровья.
Учеными Т. Дмитренко, О. Кенеман, Г. Ляшенко, Д. Хухлаевой и другими доказано, что организм ребенка развивается непрерывно и интенсивно. В течение первых семи лет жизни у детей не только увеличиваются все внутренние органы, но и совершенствуются их функции. Важными показателями физического развития дошкольника является его рост, масса тела, окружность грудной клетки. Именно внешние показатели свидетельствуют о развитии двигательных качеств детей, их двигательную подготовленность и сформированность осанки.
В старшем дошкольном возрасте интенсивно развивается костная система. Характеризуя особенности развития костной системы, Г. Ляшенко указывает на то, что у детей старшего дошкольного возраста костная система продолжает интенсивно развиваться, происходит сращивание отдельных костей скелета. Это подводит к тому, что в 7-8 лет исчезает шов между половинами лобной кости .
В связи с этим, важными условиями физического развития является выполнение гигиенических требований к организации жизни детей (режим дня, питания, закаливания, воспитание гигиенических навыков, самостоятельности, культуры поведения и культуры) .
Движение – главное проявление жизни. Своим действием движения могут заменить любое лекарство, но все лечебные средства мира не в состоянии заменить действия движения .
Движение, – по утверждению Б. Шияна – это моторная функция организма личности ребенка, выражается в изменении положений тела или отдельных его частей. Различают врожденные и произвольные движения. Мышечные усилия при движении, без которых немыслимо формирование физической культуры личности ребенка, влияют на физиологическую основу психики – высшей нервной деятельности. Установлено, что физические нагрузки во время выполнения движений влияют на оперативность мышления и скорость усвоения информации. Под влиянием физических нагрузок (доказывают Е. Аркин и Ю. Змановський) меняется на положительную динамика мыслительных процессов.
Специфика движений, их разнообразие улучшает внимание.
В ходе обучения движений дети получают физкультурное образование. Ею определяется уровень знаний дошкольников по физическому воспитанию. П. Лесгафт утверждает, что физическое воспитание имеет целью не только укрепление физических сил человека, повышение ее работоспособности, но и накопление ею уникальных, специфических знаний о движениях, гимнастике, физкультуре и спорте, его большом значении для здоровья людей.
Двигательное действие формируется на основе знаний, предварительного двигательного опыта, физических качеств, усвоение рационального способа ее выполнения путем многократного повторения. Сочетание нескольких специальных двигательных действий называют двигательной деятельностью . Двигательные действия, направленные на решение заданий физического воспитания и физического развития и подчинены его закономерностям, определяются как физические упражнения.
А термин «упражнение» означает направленную повторяемость действия с целью влияния на физические и психические качества человека и совершенствования качества ее выполнения.
Физические упражнения это один из способов передачи общественно-исторического опыта в области физического воспитания, его научных и практических достижений. Они влияют не только на функциональное состояние организма, но и на личность, выполняет физические упражнения.
Итак, по мнению вышеупомянутых исследователей, физические упражнения закономерно рассматривать как двигательные действия, в которых отражается учение о единстве физического и психического в деятельности человека. Среди всех видов педагогической деятельности только в физическом воспитании предметом обучения являются двигательные действия, направленные на физическое совершенствование детей и, выполняемых ради усвоения самых двигательных действий.
Ученые доказывают, что физические упражнения могут удовлетворить естественную потребность ребенка в движениях. Дефицит в двигательной деятельности ребенка может быть с успехом ликвидирован только за счет систем физических упражнений. Учение о двигательной активности позволяет научно обосновать педагогическую проблему социальной потребности в организованных и систематических занятиях физическими упражнениями .
Таким образом, обобщение научной литературы и перспективного педагогического опыта позволили сделать вывод: физическое развитие характеризуется существенными изменениями функциональных возможностей личности ребенка в определенные периоды возрастного развития, выражается в изменении отдельных двигательных качеств и общем уровне физической работоспособности. Показателями физического развития детей старшего дошкольного возраста являются: строение тела развитие двигательных качеств, характеризующих изменения двигательных функций и физических качеств личности ребенка; здоровья, отражающие морфологические и функциональные изменения; двигательная подготовленность и сформированность осанки.

Важно! Это только фрагмент работы для ознакомления
Скачайте архив со всеми файлами работы с помощью формы в начале страницы

Похожие работы